Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолет Фэйри "Бэттл" - В боях
Английский одномоторный легкий бомбардировщик Fairey Battle, созданный в конце 1930-х годов, принимал активное участие во второй мировой войне. Выпускался в больших количествах. Однако, во время боев и воздушных налетов, нес большие потери от истребителей люфтваффе и других немецких самолетов.
Содержание
Самолет Фэйри "Бэттл"
В боях

Боевое применение

Некоторые ранние серийные "Бэттлы" с целью помощи перехода экипажей на новые самолеты, оборудовалиь вторым управлением, но не имели внешних отличий. Второй серийный самолет, имеющий второе управление, в начале 1937 года был направлен в 63-ю эскадрилью в Апвуде, которая переходила с Хаукер "Одэкс" на "Бэттл", и ставшая в мае первой боеспособной эскадрильей на бомбардировщиках "Бэттл". За ней позже последовали 105-я эскадрилья Хэрвелле, 226-я в Уинсворте, 52-я в Апвуде и 88-я в Боскомб-Дауне. Не менее 13 эскадрилий было сформировано или перевооружено на "Бэттлы" в 1938 году. Это были 218-я, 12-я, 35-я, 207-я, 98-я, 15-я, 142-я, 40-я, 103-я, 106-я, 57-я, 150-я и 185-я. В 1938 году восемь эскадрилий на "Бэттлах" были переведены в 6-ю группу, в основном, на задачи боевой подготовки экипажей Бомбардировочного командования. Большая часть эскадрилий "первой линии" входила в 1-ю группу. С началом второй мировой войны 10 эскадрилий этой группы были переброшены во Францию как бомбардировочный компонент Передовых воздушных сил, с целью атак целей в Германии.

Бомбардировщики Фэйри "Бэттл"
выходят из атаки на немецкую автоколонну
Фэйри "Бэттл" Фэйри "Бэттл"
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

"Бэттлы" первоначально начали проводить дневные разведывательные полеты над "линией Зигфрида", а также ночные бомбовые налеты. Один из стрелков 226-й эскадрильи 20 сентября сбил вражеский самолет. Но уже через десять дней проявилась неприменимость "Бэттлов" к дневным операциям. Над Саарбрюккеном пять самолетов 150-й эскадрильи были перехвачены несколькими истребителями люфтваффе Bf109E над Саарбрюккеном, и лишь один смог избежать уничтожения.

"Бэттл" из 12-й эскадрильи RAF

"Бэттл" из 12-й эскадрильи RAF.
Сбит 12 мая 1940 года при попытке атаковать мост в Маастрихте

С помощью установки нижней стрелковой точки и легкого бронирования были сделаны попытки улучшить сложившееся положение. Но несколько месяцев боевые операции в основном сводились к тренировкам в навигации и владении оружием, а также разбрасыванию листовок над городами Рейнланда. Две эскадрильи "Бэттлов" в декабре 1939 года были возвращены в Великобританию из Франции с целью перевооружения на "Бленхеймы". Оставшиеся эскадрильи, приблизительно со 110 боеспособными "Бэттлами", приняли участие в боевых действиях с 10 мая 1940 года, когда самолеты люфтваффе атаковали аэродромы, в начавшемся немецком наступлении на Францию и страны Бенилюкса.

Бомбардировщик "Бэттл" был очень уязвим для перехвата истребителями на больших и средних высотах. Поэтому была проведена серия атак с бреющего полета на сосредоточения войск в Люксембурге. Но подобный способ действий подставлял самолет под интенсивный огонь стрелкового оружия. Потери были очень большими: 13 самолетов из 36 в самой первой операции 10 мая. 11 мая из восьми самолетов, выполнявших задание над Люксембургом, вернулся один.

"Бэттл" из 103-й эскадрильи RAF

"Бэттл" из 103-й эскадрильи RAF.
Сбит 10 мая 1940 года над Люксембургом

Вскоре, во время атаки понтонных мостов через реку у Седана, пять "Бэттлов" не понесли потерь - это воодушевило летчиков, но в тот же день соединение из 62 самолетов было перехвачено во время налета, из которых не вернулись 35 (в том числе 10 из 11 самолетов 218-й эскадрильи). 12-я, 88-я, 103-я, 142-я, 150-я и 226-я эскадрильи продолжали сражаться несмотря на потери, частую смену баз и недостатки наземного обслуживания. С середины мая до окончательной эвакуации из Франции 15 июня было выполнено 200 ночных вылетов против вражеских коммуникаций. При этом был потерян один самолет.

Возвращение передовых эскадрилий в Англию не означало полного завершения использования "Бэттлов" в частях королевских ВВС. До октября 1940 года продолжали действовать на "Бэттлах" четыре эскадрильи - 12-я, 103-я, 142-я и 150-я, они совершали налеты на концентрации барж и войск в портах Ла-Манша. Их поддержали четыре польские эскадрильи - 300-я, 301-я, 304-я и 305-я, сформированные на "Бэттлах" летом 1940 года. 98-я английская эскадрилья была последней, применявшая бомбардировщики "Фэйри"; она принадлежала к Береговому командованию и размещенная в Рейкьявике в Исландии в сентябре 1940 года. До июля 1941 года она выполняла задания по разведке, противолодочному патрулированию и эскортированию конвоев.

Бомбардировщик

Fairey Battle Mk.II

"Бэттлы" в качестве учебных самолетов и буксировщиков мишеней

Некоторые из последних заказов предусматривали поставку "Бэттлов" в виде буксировщика мишеней с целью обучения стрельбе с воздуха и с земли. Опытное оборудование для буксировки мишеней было изготовлено "Фэйри" в середине 1939 года. Затем в начале 1940 года переделали самолет постройки "Остин". "Остин" собрала 200 "Бэттлов" из числа заказанных в варианте ТТ (буксировщика мишеней). Оборудование включало контейнер для рукавов под задней частью фюзеляжа и ветряк с левой стороны, который управлялся из задней кабины. После установки второго управления на нескольких ранних серийных "Бэттлах", на некоторых "Бэттлах" в 1940 году были внесены подобные изменения. Такие самолеты предназначались для обучения летчиков-истребителей в качестве меры предосторожности.

Battle Trainer

Battle Trainer

Один длинный фонарь базовой модели ограничивал у инструктора, который сидел на заднем месте, обзор вперед. Поэтому при постройке специального тренировочного варианта, "Фэйри" вернулась к первоначальной конструкторской идее с раздельными фонарями кабин. Каждая кабина "Бэттл (Т)", как официально был обозначен учебный вариант, имела одинаковые ветровое стекло, фонарь, сдвигающийся назад, приборы и органы управления. После прототипа, переделанного из серийной машины, "Фэйри" построила 200 учебных "Бэттлов" такого типа. Их поставки начались в 1940 году.

Battle Trainer

"Бэттл (Т)" использовался в Великобритании в основном в летных тренировочных школах. Однако его возможности расширились с появлением варианта для обучения воздушной стрельбе, который нес турель "Бристоль тип I" с одним пулеметом калибра 7,7 мм на месте второй кабины. Значительная часть "Бэттлов" было оборудовано турелями таким способом, хотя этот вариант не изготовлялся на сборочных линиях заводов. Вместе с другими учебными и буксировочными вариантами "Бэттлов" он также применялся в Канаде.

Fairey Battle (T)

Fairey Battle (T)

Источники:

  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
  • Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
  • Владимир Котельников. Проигравший битву.
  • Сергей Колов. Фэйри "Бэттл" - элегантный неудачник.
  • Aircraft Profile 34. Philip J.R. Moves. Fairey Battle.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме