Самолет Фэйри "Бэттл" - В боях
|
Боевое применение
Некоторые ранние серийные "Бэттлы" с целью помощи перехода экипажей на новые самолеты, оборудовалиь вторым управлением, но не имели внешних отличий. Второй серийный самолет, имеющий второе управление, в начале 1937 года был направлен в 63-ю эскадрилью в Апвуде, которая переходила с Хаукер "Одэкс" на "Бэттл", и ставшая в мае первой боеспособной эскадрильей на бомбардировщиках "Бэттл". За ней позже последовали 105-я эскадрилья Хэрвелле, 226-я в Уинсворте, 52-я в Апвуде и 88-я в Боскомб-Дауне. Не менее 13 эскадрилий было сформировано или перевооружено на "Бэттлы" в 1938 году. Это были 218-я, 12-я, 35-я, 207-я, 98-я, 15-я, 142-я, 40-я, 103-я, 106-я, 57-я, 150-я и 185-я. В 1938 году восемь эскадрилий на "Бэттлах" были переведены в 6-ю группу, в основном, на задачи боевой подготовки экипажей Бомбардировочного командования. Большая часть эскадрилий "первой линии" входила в 1-ю группу. С началом второй мировой войны 10 эскадрилий этой группы были переброшены во Францию как бомбардировочный компонент Передовых воздушных сил, с целью атак целей в Германии.
Бомбардировщики Фэйри "Бэттл"
выходят из атаки на немецкую автоколонну
|
|
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить |
"Бэттлы" первоначально начали проводить дневные разведывательные полеты над "линией Зигфрида", а также ночные бомбовые налеты. Один из стрелков 226-й эскадрильи 20 сентября сбил вражеский самолет. Но уже через десять дней проявилась неприменимость "Бэттлов" к дневным операциям. Над Саарбрюккеном пять самолетов 150-й эскадрильи были перехвачены несколькими истребителями люфтваффе Bf109E над Саарбрюккеном, и лишь один смог избежать уничтожения.
"Бэттл" из 12-й эскадрильи RAF.
Сбит 12 мая 1940 года при попытке атаковать мост в Маастрихте
С помощью установки нижней стрелковой точки и легкого бронирования были сделаны попытки улучшить сложившееся положение. Но несколько месяцев боевые операции в основном сводились к тренировкам в навигации и владении оружием, а также разбрасыванию листовок над городами Рейнланда. Две эскадрильи "Бэттлов" в декабре 1939 года были возвращены в Великобританию из Франции с целью перевооружения на "Бленхеймы". Оставшиеся эскадрильи, приблизительно со 110 боеспособными "Бэттлами", приняли участие в боевых действиях с 10 мая 1940 года, когда самолеты люфтваффе атаковали аэродромы, в начавшемся немецком наступлении на Францию и страны Бенилюкса.
Бомбардировщик "Бэттл" был очень уязвим для перехвата истребителями на больших и средних высотах. Поэтому была проведена серия атак с бреющего полета на сосредоточения войск в Люксембурге. Но подобный способ действий подставлял самолет под интенсивный огонь стрелкового оружия. Потери были очень большими: 13 самолетов из 36 в самой первой операции 10 мая. 11 мая из восьми самолетов, выполнявших задание над Люксембургом, вернулся один.
"Бэттл" из 103-й эскадрильи RAF.
Сбит 10 мая 1940 года над Люксембургом
Вскоре, во время атаки понтонных мостов через реку у Седана, пять "Бэттлов" не понесли потерь - это воодушевило летчиков, но в тот же день соединение из 62 самолетов было перехвачено во время налета, из которых не вернулись 35 (в том числе 10 из 11 самолетов 218-й эскадрильи). 12-я, 88-я, 103-я, 142-я, 150-я и 226-я эскадрильи продолжали сражаться несмотря на потери, частую смену баз и недостатки наземного обслуживания. С середины мая до окончательной эвакуации из Франции 15 июня было выполнено 200 ночных вылетов против вражеских коммуникаций. При этом был потерян один самолет.
Возвращение передовых эскадрилий в Англию не означало полного завершения использования "Бэттлов" в частях королевских ВВС. До октября 1940 года продолжали действовать на "Бэттлах" четыре эскадрильи - 12-я, 103-я, 142-я и 150-я, они совершали налеты на концентрации барж и войск в портах Ла-Манша. Их поддержали четыре польские эскадрильи - 300-я, 301-я, 304-я и 305-я, сформированные на "Бэттлах" летом 1940 года. 98-я английская эскадрилья была последней, применявшая бомбардировщики "Фэйри"; она принадлежала к Береговому командованию и размещенная в Рейкьявике в Исландии в сентябре 1940 года. До июля 1941 года она выполняла задания по разведке, противолодочному патрулированию и эскортированию конвоев.
Fairey Battle Mk.II
"Бэттлы" в качестве учебных самолетов и буксировщиков мишеней
Некоторые из последних заказов предусматривали поставку "Бэттлов" в виде буксировщика мишеней с целью обучения стрельбе с воздуха и с земли. Опытное оборудование для буксировки мишеней было изготовлено "Фэйри" в середине 1939 года. Затем в начале 1940 года переделали самолет постройки "Остин". "Остин" собрала 200 "Бэттлов" из числа заказанных в варианте ТТ (буксировщика мишеней). Оборудование включало контейнер для рукавов под задней частью фюзеляжа и ветряк с левой стороны, который управлялся из задней кабины. После установки второго управления на нескольких ранних серийных "Бэттлах", на некоторых "Бэттлах" в 1940 году были внесены подобные изменения. Такие самолеты предназначались для обучения летчиков-истребителей в качестве меры предосторожности.
Battle Trainer
Один длинный фонарь базовой модели ограничивал у инструктора, который сидел на заднем месте, обзор вперед. Поэтому при постройке специального тренировочного варианта, "Фэйри" вернулась к первоначальной конструкторской идее с раздельными фонарями кабин. Каждая кабина "Бэттл (Т)", как официально был обозначен учебный вариант, имела одинаковые ветровое стекло, фонарь, сдвигающийся назад, приборы и органы управления. После прототипа, переделанного из серийной машины, "Фэйри" построила 200 учебных "Бэттлов" такого типа. Их поставки начались в 1940 году.
"Бэттл (Т)" использовался в Великобритании в основном в летных тренировочных школах. Однако его возможности расширились с появлением варианта для обучения воздушной стрельбе, который нес турель "Бристоль тип I" с одним пулеметом калибра 7,7 мм на месте второй кабины. Значительная часть "Бэттлов" было оборудовано турелями таким способом, хотя этот вариант не изготовлялся на сборочных линиях заводов. Вместе с другими учебными и буксировочными вариантами "Бэттлов" он также применялся в Канаде.
Fairey Battle (T)
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
- Владимир Котельников. Проигравший битву.
- Сергей Колов. Фэйри "Бэттл" - элегантный неудачник.
- Aircraft Profile 34. Philip J.R. Moves. Fairey Battle.