Торпедоносец-бомбардировщик Фэйри "Альбакор"
|
Британский палубный самолет Fairey Albacore
Фэйри "Альбакор" являлся палубным торпедоносцем-бомбардировщиком, цельнометаллическим одномоторным бипланом с неубирающимся шасси. Fairey Albacore создали под руководством М. Лобеля в конструкторском бюро "Фэйри авиэйшн". Первый опытный образец, который формально считался головной серийной машиной, впервые поднялся в воздух 12 декабря 1938 года. Выпуск был несколько задержан из-за проблем с двигателями, серийное производство было организовано с середины марта 1940 года на заводе "Фэйри" в Стокпорте. "Альбакоры" были сняты с производства в 1943 году, но, забегая вперед, можно добавить, что в учебных подразделениях они несли службу до конца второй мировой войны. Всего было построено 800 самолетов Fairey Albacore.
Фэйри "Альбакор"
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Экипаж британского самолета состоял из 2 человек. На ранних самолетах устанавливались двигатели Bristol Taurus II мощностью 1065 л. с. (794 кВт), которые позже заменили на Taurus XII. Вооружение включало три пулемета и бомбы до 716 кг или торпеда 730 кг на наружной подвеске. Бипланная коробка при хранении на корабле откидывалась назад.
Основные характеристики Fairey Albacore
Экипаж, чел |
3 |
Длина, м |
12.14 |
Высота, м |
4.32 |
Размах крыла, м |
15.24 |
Площадь крыла, м2 |
57.88 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3289 |
нормальная взлетная |
4745 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol Taurus XII |
Мощность, л.с. |
1 х 1085 |
Максимальная скорость, км/ч |
256 |
Крейсерская скорость, км/ч |
187 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Практический потолок, м |
6310 |
Вооружение |
один 7,7-мм неподвижный, направленный вперед пулемет на правой консоли крыла и два такого же калибра пулемета Vickers K , установленных в задней кабине 1х 730 кг торпеда, подвешенная под фюзеляжем, или 6х 113-кг , или 4х 227-кг бомб под крыльями. |
Fairey Albacore с марта 1940 года находился на вооружении в Великобритании, с ноября 1943 года - в Канаде. В мае 1940 года самолеты Фэйри "Альбакор" в первый раз вступили в бой. С сухопутного аэродрома в Англии на цель в Зеебрюгге (Нидерланды) был совершен первый боевой вылет. После чего Albacore провели серию бомбардировочных налетов на объекты, находящиеся в Голландии и Бельгии. Принимали участие в сопровождении конвоев и постановке мин с июня, вылеты производились в основном ночью с береговых баз.
Авианосец "Формидэйбл", который в ноябре 1940 года совершил поход с конвоем в Кейптаун, первым получил новые торпедоносцы Fairey Albacore. Позднее Albacore начали действовать в Средиземном море.
В марте 1941 года в бою у о. Крит в первый раз были применены торпеды, когда самолеты повредили линкор "Витторио Венето" Италии.
В качестве пикирующих бомбардировщиков Fairey Albacore использовались 25 мая и нанесли удар по аэродрому Скарпанто на о. Крит. Приняли участие в атаках на Петсамо и Киркенес "Альбакоры" в июле, а в марте в Альтен-фьорде в Норвегии бомбили немецкий линкор "Тирпиц". Поддерживали сухопутные войска в Северной Африке, совершая атаки на итало-германские конвои, с июля 1941 года до осени 1942 года. Fairey Albacore производили ночные налеты на части Африканского корпуса Роммеля.
"Альбакоры" в июле 1942 года приняли участие в уникальной операции. В четырехстах километрах в тылу врага в пустыне они дозаправились, и нанесли неожиданный удар по конвою близ Тобрука. С Мальты торпедоносцы проводили рейды к побережью Италии, Сицилии и Северной Африки, атакуя вражеские суда в тот же период. Четыре эскадрильи Fairey Albacore в ноябре 1942 года прикрывали высадку союзников в Алжире. Осуществляя патрулирование прибрежных вод, они искали подводные лодки противника, а также поддерживали высадку десанта бомбами и пулеметным огнем.
Последней операцией, когда самолеты Фэйри "Альбакор" приняли участие в качестве палубных, стала высадка на Сицилии. С "Формидэйбла" самолеты поддерживали десант в Салерно. После этого (до 1944 года) "Альбакоры" использовались британской морской авиацией в роли базовых самолетов ПЛО, а также ночных бомбардировщиков.
Весной 1944 года на "альбакорах" стали воевать канадцы. 24 мая они смогли потопить немецкий торпедный катер "Грейф". В Нормандии в июне 1944 года канадские летчики обеспечивали высадку войск союзников, наносили бомбовые удары по базам германских катеров на побережье. В разное время в общей сложности на самолетах Фэйри "Альбакор" летали 16 эскадрилий. Как уже говорилось выше, Fairey Albacore прекратили серийно выпускать в 1943 году, а учебных подразделениях они эксплуатировались до конца Второй мировой войны.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
- H.A.Taylor "Fairey Aircraft Since 1915".
- Мировая Авиация. Fairey Albacore.