Палубный бомбардировщик Блэкберн "Скуа"/"Рок"
|
Морской истребитель-бомбардировщик Blackburn Skua/Roc
Блэкберн "Скуа" (часто упоминается произношение - "Скьюе") являлся палубным многоцелевым самолетом, применялся в качестве разведчика, пикирующего бомбардировщика и тяжелого истребителя), одномоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Blackburn Skua был первым британским пикирующим бомбардировщиком и первым серийным палубным монопланом. По заданию O.27/34 был спроектирован в конструкторском бюро фирмы "Блэкберн эйркрафт" под руководством Дж. Петти. 9 февраля 1937 года совершил полет первый опытный образец самолета. Серийное производство организовано с 1938 года на заводе "Блэкберн" в Бру. Надо сказать, что серийно выпускалась лишь модификация "Скуа" II с мотором "Персеус" XII. Построено всего 190 самолетов.
На фото - Blackburn Skua
![Морской истребитель-бомбардировщик Blackburn Skua/Roc Blackburn Skua/Roc](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-06.jpg) |
![Морской истребитель-бомбардировщик Blackburn Skua/Roc](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-07.jpg) |
![Blackburn Skua Морской истребитель-бомбардировщик](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-08.jpg) |
![Blackburn Skua Морской истребитель-бомбардировщик Blackburn Skua/Roc](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-09.jpg) |
Нажмите на фотографию для увеличения |
В октябре 1938 года Blackburn Skua был принят на вооружение морской авиации Британии. Три строевых эскадрильи укомплектовали этими самолетами. С ноября 1938 года Skua базировались на авианосце "Арк Ройял". 4 сентября 1939 года состоялся первый боевой вылет, британские самолеты в Северном море бомбили немецкую подводную лодку U-30.
26 сентября Skua была одержана первая воздушная победа летчиков Великобритании во Второй мировой войне. Они смогли заставить приводниться летающую лодку Do 18D, экипаж которой был взят в плен английским эсминцем, а немецкий самолет потоплен.
Самолеты Blackburn Skua сопровождали конвои торговых судов и патрулировали подходы к военно-морской базе Скапа-Флоу в начале 1940 года. Так, 8 апреля пикировщики смогли потопить тремя прямыми попаданиями немецкий крейсер "Кенигсберг" в норвежском Бергенфьорде. Несколько позже британские самолеты второй мировой войны прикрывали высадку своих войск в северной части Норвегии, нанося удары по немецким позициям. Значительные потери были понесены за время Норвежской кампании.
![Блэкберн "Скуа" Палубный бомбардировщик](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-02.jpg)
Группа самолетов Blackburn Skua 13 июня 1940 года атаковала линкор "Шарнхорст", правда, без нанесения последнему какого-либо вреда. Британские самолеты данного типа в июне были привлечены к прикрытию эвакуации экспедиционного корпуса из Дюнкерка, работая в качестве и пикировщиков, и штурмовиков. С сентября 1940 года Skua использовались в Средиземном море, отражая атаки итальянских бомбардировщиков на английские корабли, как истребители. После того, как капитулировала Франция, Skua совершили налет на французский линкор "Ришелье" вблизи Дакара и повредили его. В феврале 1941 года Skua удалось сбить итальянский гидроплан Кант Z.506.
Blackburn Skua стали сниматься с авианосцев с марта 1941 года с целью передачи в учебные и вспомогательные части, что было завершено в августе этого же года. Часть самолетов переделали в буксировщики мишеней-рукавов. Производство же самолетов Blackburn Skua завершено в марте 1940 года, и как упоминалось выше, всего построено 190 машин.
![Blackburn Roc Blackburn Roc](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-10.jpg)
Параллельно с пикировщиком Skua строили, созданный на его базе, тяжелый истребитель Roc, который отличался от бомбардировщика более широким фюзеляжем и размещением вооружения (4x7,9) в экранированной турели. 23 декабря 1938 года впервые совершил полет опытный образец истребителя. В общей сложности в Бру было выпущено 133 самолетов Roc, которые приняли на вооружение в феврале 1940 года, а сняты с производства в марте 1940 года. Этими тяжелыми истребителями частично оснастили две эскадрильи, которые размещались на побережье Англии. Информация о боевом применении самолетов Roc отсутствует. Эти самолеты были заменены в конце 1940 года новыми истребителями "Фулмар" и "Си Харрикейн", переданы в учебные и вспомогательные части. Некоторое количество "роков" применяли в качестве буксировщиков мишеней.
![Blackburn Skua Blackburn Skua](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-03.jpg)
![Blackburn Skua Палубный бомбардировщик Блэкберн "Скуа"/"Рок"](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-04.jpg)
Основные характеристики Skua Mk.II
Размах крыла, м |
14,07 |
Длина, м |
10,85 |
Высота, м |
3,81 |
Площадь крыла, м2 |
29,64 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2493 |
нормальная взлетная |
3733 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol Perseus XII |
Мощность, л.с. |
1 х 890 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
362 |
на уровне моря |
328 |
Максимальная скорость пикирования, км/ч |
407 |
Крейсерская скорость, км/ч |
299 |
Перегоночная дальность, км |
1223 |
Практическая дальность, км |
700 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
482 |
Практический потолок, м |
6160 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение |
4 расположенных в крыльях фиксированных вперед стреляющих пулеметов Browning калибра 7,7-мм и 1 подвижно закрепленный пулемет Lewis калибра 7,7-мм в задней кабине, 1 x 227-килограммовая бомба, закрепленная под фюзеляжем и 8x 14-килограммовых бомб на подкрыльных держателях |
![Blackburn Skua Blackburn Skua](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-05.jpg)
Blackburn Skua являлся свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции с дюралевой обшивкой, кроме элеронов и рулей поворота и высоты, обтянутых полотном. Фюзеляж типа полумонокок. Двухлонжеронное крыло состояло из трех секций: центроплана, соединенного при помощи заклепок с фюзеляжем и двух консолей, которые крепились к центроплану на шарнирах. Крыло при хранении на авианосце складывалось, разворачиваясь назад. В центроплане был предусмотрен отсек для 500-фунтовой бомбы. По бокам располагались еще два бомбоотсека для боеприпасов меньшего калибра. Крыло оборудовалось тормозными щитками, которые использовались при пикировании и посадке. Мотор Бристоль "Персеус" ХП, имевший мощность 890 л.с. вращал металлический трехлопастный воздушный винт De Havilland изменяемого шага диаметром 3,50 м.
![Blackburn Roc Blackburn Roc](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-11.jpg)
Руль высоты увеличенной площади для облегчения вывода самолета из пикирования. Стойки шасси с масляно-пневматической амортизацией крепились к центроплану и убирались в ниши в складывающихся частях крыльев при помощи гидравлического механизма. В средней части фюзеляжа находились два основных топливных бака емкостью по 282 л. каждый. Дополнительный резервуар на 177 л. располагался в носовой части, непосредственно перед кабиной пилота. Места экипажа были относительно просторны и хорошо оборудованы.
![Blackburn Skua Blackburn Skua](/images/stories/ww2/england/blackburn-skua/blackburn-skua-12.jpg)
Остекление практически не имело изогнутых поверхностей, углы наклона его передней и боковых панелей близки к 90 градусам, что обеспечивало пилоту и стрелку неплохой обзор, но отрицательно сказывалось на аэродинамике самолета. В задней части фюзеляжа предусмотрен отсек для уборки тормозного крюка традиционной формы. Костыль с хвостовым колесом сделан неубирающимся. Стрелковое вооружение, как видно из таблицы, составляли 4 7,7-миллиметровых курсовых пулемета "Браунинг" в консолях крыла и один подвижный "Льюис" для обороны хвоста на шкворневой установке типа Fairey.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
- Михаил Быков, Сергей Алексеев. Хроника пикирующего истребителя.
- Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II.