Палубный бомбардировщик Блэкберн "Скуа"/"Рок"
|
Морской истребитель-бомбардировщик Blackburn Skua/Roc
Блэкберн "Скуа" (часто упоминается произношение - "Скьюе") являлся палубным многоцелевым самолетом, применялся в качестве разведчика, пикирующего бомбардировщика и тяжелого истребителя), одномоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Blackburn Skua был первым британским пикирующим бомбардировщиком и первым серийным палубным монопланом. По заданию O.27/34 был спроектирован в конструкторском бюро фирмы "Блэкберн эйркрафт" под руководством Дж. Петти. 9 февраля 1937 года совершил полет первый опытный образец самолета. Серийное производство организовано с 1938 года на заводе "Блэкберн" в Бру. Надо сказать, что серийно выпускалась лишь модификация "Скуа" II с мотором "Персеус" XII. Построено всего 190 самолетов.
На фото - Blackburn Skua
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
В октябре 1938 года Blackburn Skua был принят на вооружение морской авиации Британии. Три строевых эскадрильи укомплектовали этими самолетами. С ноября 1938 года Skua базировались на авианосце "Арк Ройял". 4 сентября 1939 года состоялся первый боевой вылет, британские самолеты в Северном море бомбили немецкую подводную лодку U-30.
26 сентября Skua была одержана первая воздушная победа летчиков Великобритании во Второй мировой войне. Они смогли заставить приводниться летающую лодку Do 18D, экипаж которой был взят в плен английским эсминцем, а немецкий самолет потоплен.
Самолеты Blackburn Skua сопровождали конвои торговых судов и патрулировали подходы к военно-морской базе Скапа-Флоу в начале 1940 года. Так, 8 апреля пикировщики смогли потопить тремя прямыми попаданиями немецкий крейсер "Кенигсберг" в норвежском Бергенфьорде. Несколько позже британские самолеты второй мировой войны прикрывали высадку своих войск в северной части Норвегии, нанося удары по немецким позициям. Значительные потери были понесены за время Норвежской кампании.
Группа самолетов Blackburn Skua 13 июня 1940 года атаковала линкор "Шарнхорст", правда, без нанесения последнему какого-либо вреда. Британские самолеты данного типа в июне были привлечены к прикрытию эвакуации экспедиционного корпуса из Дюнкерка, работая в качестве и пикировщиков, и штурмовиков. С сентября 1940 года Skua использовались в Средиземном море, отражая атаки итальянских бомбардировщиков на английские корабли, как истребители. После того, как капитулировала Франция, Skua совершили налет на французский линкор "Ришелье" вблизи Дакара и повредили его. В феврале 1941 года Skua удалось сбить итальянский гидроплан Кант Z.506.
Blackburn Skua стали сниматься с авианосцев с марта 1941 года с целью передачи в учебные и вспомогательные части, что было завершено в августе этого же года. Часть самолетов переделали в буксировщики мишеней-рукавов. Производство же самолетов Blackburn Skua завершено в марте 1940 года, и как упоминалось выше, всего построено 190 машин.
Параллельно с пикировщиком Skua строили, созданный на его базе, тяжелый истребитель Roc, который отличался от бомбардировщика более широким фюзеляжем и размещением вооружения (4x7,9) в экранированной турели. 23 декабря 1938 года впервые совершил полет опытный образец истребителя. В общей сложности в Бру было выпущено 133 самолетов Roc, которые приняли на вооружение в феврале 1940 года, а сняты с производства в марте 1940 года. Этими тяжелыми истребителями частично оснастили две эскадрильи, которые размещались на побережье Англии. Информация о боевом применении самолетов Roc отсутствует. Эти самолеты были заменены в конце 1940 года новыми истребителями "Фулмар" и "Си Харрикейн", переданы в учебные и вспомогательные части. Некоторое количество "роков" применяли в качестве буксировщиков мишеней.
Основные характеристики Skua Mk.II
Размах крыла, м |
14,07 |
Длина, м |
10,85 |
Высота, м |
3,81 |
Площадь крыла, м2 |
29,64 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2493 |
нормальная взлетная |
3733 |
Тип двигателя |
1 ПД Bristol Perseus XII |
Мощность, л.с. |
1 х 890 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
362 |
на уровне моря |
328 |
Максимальная скорость пикирования, км/ч |
407 |
Крейсерская скорость, км/ч |
299 |
Перегоночная дальность, км |
1223 |
Практическая дальность, км |
700 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
482 |
Практический потолок, м |
6160 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение |
4 расположенных в крыльях фиксированных вперед стреляющих пулеметов Browning калибра 7,7-мм и 1 подвижно закрепленный пулемет Lewis калибра 7,7-мм в задней кабине, 1 x 227-килограммовая бомба, закрепленная под фюзеляжем и 8x 14-килограммовых бомб на подкрыльных держателях |
Blackburn Skua являлся свободнонесущим монопланом цельнометаллической конструкции с дюралевой обшивкой, кроме элеронов и рулей поворота и высоты, обтянутых полотном. Фюзеляж типа полумонокок. Двухлонжеронное крыло состояло из трех секций: центроплана, соединенного при помощи заклепок с фюзеляжем и двух консолей, которые крепились к центроплану на шарнирах. Крыло при хранении на авианосце складывалось, разворачиваясь назад. В центроплане был предусмотрен отсек для 500-фунтовой бомбы. По бокам располагались еще два бомбоотсека для боеприпасов меньшего калибра. Крыло оборудовалось тормозными щитками, которые использовались при пикировании и посадке. Мотор Бристоль "Персеус" ХП, имевший мощность 890 л.с. вращал металлический трехлопастный воздушный винт De Havilland изменяемого шага диаметром 3,50 м.
Руль высоты увеличенной площади для облегчения вывода самолета из пикирования. Стойки шасси с масляно-пневматической амортизацией крепились к центроплану и убирались в ниши в складывающихся частях крыльев при помощи гидравлического механизма. В средней части фюзеляжа находились два основных топливных бака емкостью по 282 л. каждый. Дополнительный резервуар на 177 л. располагался в носовой части, непосредственно перед кабиной пилота. Места экипажа были относительно просторны и хорошо оборудованы.
Остекление практически не имело изогнутых поверхностей, углы наклона его передней и боковых панелей близки к 90 градусам, что обеспечивало пилоту и стрелку неплохой обзор, но отрицательно сказывалось на аэродинамике самолета. В задней части фюзеляжа предусмотрен отсек для уборки тормозного крюка традиционной формы. Костыль с хвостовым колесом сделан неубирающимся. Стрелковое вооружение, как видно из таблицы, составляли 4 7,7-миллиметровых курсовых пулемета "Браунинг" в консолях крыла и один подвижный "Льюис" для обороны хвоста на шкворневой установке типа Fairey.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
- Михаил Быков, Сергей Алексеев. Хроника пикирующего истребителя.
- Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II.