Легкий бомбардировщик Fairey Battle
Министерство авиации Англии незадолго до начала Второй мировой войны в основном занималось проблемами разработки бомбардировщика "стратегического" типа для Королевских ВВС. Однако, существовала традиция применения в тактических целях легких бомбардировщиков. Во время Первой мировой войны были самолеты Де Хевилленд DH4, после чего - серия подобных двухместных одномоторных бипланов с открытой кабиной, сменявших последовательно друг друга. Крайним самолетом этой серии стал Хаукер "Харт" в 1932 году. Новый легкий бомбардировщик, над котором начались работы (в 1932 году), министерством авиации рассматривало в качестве замены "Харту". В начале 1933 года было окончательно сформулировано задание Р.27/32, выданное параллельно с В.9/32 на средний двухмоторный бомбардировщик, приведшее к созданию Хэндли Пейдж "Хэмпден" и Виккерс "Веллингтон". Сравнение между одномоторными и двухмоторными бомбардировщиками одного поколения - это было одной из целей задания Р.27/32.
Прототип Battle
Требования Р.27/32 были приведены к компромиссу для более точного сравнения, и некоторые руководители штаба ВВС перед сборкой прототипов полагали, что шансы очень не велики и данное задание вряд ли сможет привести к созданию легкого бомбардировщика, обладающего высокими характеристиками. Не было двигателя, который мог дать одномоторному самолету достойные характеристики с экипажем из двух (а позже из трех) человек, несущему бомбовую нагрузку 454 кг и оборонительное вооружение, с запасом топлива на 1650 км. Тактико-технические характеристики самолета были настолько скромны, что самолет Фэйри "Бэттл" стал устаревшим еще задолго до начала второй мировой войны, но существовал ряд причин и этот легкий бомбардировщик еще долго строили в больших количествах. Королевские ВВС заплатили большую цену, когда самолеты "Бэттл" начали во Франции боевые действия в 1940 году.
Прототип Battle
Спойлер: Создание
Создание прототипа самолета
В 1933 году на задание министерства авиации Р.27/32 откликнулись четыре компании. У "Армстронг-Уитворт" и "Фэйри авиэйшн" (получила заказ 11.06.1934 года) было заказано по одному прототипу. "Фэйри авиэйшн" под руководством главного конструктора М.Лобеля разрабатывала самолет, представлявший собой элегантный моноплан. Многие черты проекта показывали изобретательность и применение современных технологий, несмотря на жесткие требования задания. Как бы то ни было, но "Фэйри" продемонстрировала проекты двухмоторного и меньшего одномоторного самолета, в котором был сделан акцент на летные характеристики за счет военного оборудования.
Планировалось также установить на вариант Р.27/32 собственный мотор "Принс", разработанный в начале тридцатых годов в вариантах Р.12, Р.16 и Р.24 (по количеству цилиндров) с проектной мощностью до 2000 л. с. К 1934 году базовый P.12 мог развивать 850 л. с. и его Лобель избрал для проектирования Р.27/3 (в 1933-34 годах) согласно пожеланиями министерства авиации. Полноразмерный макет изготовили в 1934 году, который имел:
- капот под двигатель "Принс",
- две индивидуальные закрытые кабины "в тандем" для заданного экипажа из двух человек,
- 7,7-мм пулемет "Виккерс К", который монтировался в задней кабине,
- неподвижный пулемет "Браунинг", установленный в корневой части правого крыла.
Официальной поддержки установка двигателя "Принс" не получила. А М.Лобель скептически относился к звездообразным моторам, и единственной альтернативой был новый Роллс-Ройс PV-12 (позднее стал "Мерлином").
По причине того, что испытания в аэродинамической трубе показали, что отдельные фонари создают избыточное сопротивление и шум, то в процессе постройки прототипа были переделаны фонари кабин в одну длинную "оранжерею". В любом случае новый фонарь был бы нужен, по той причине, что министерство авиации потребовало увеличить экипаж с двух до трех человек. Данное требование было аргументировано занятостью обороной в бою заднего стрелка, а потому нужен был отдельно бомбардир, который в серийном "Бэттле" находился между пилотом и стрелком, и лежа в фюзеляже, прицеливался. Внутренняя бомбовая нагрузка, состоявшая обычно из четырех 113,5-кг фугасных бомб на гидравлических бомбодержателях, находилась в двух отсеках в корневой части каждого крыла. Бомбы по 227 кг размещались на внешних подвесках.
Для своего времени Р.27/32 фирмы "Фэйри" выглядел достаточно элегантно и имел современную конструкцию. Это был первый самолет компании, в конструкции которого использовались легкие сплавы и работающая обшивка. Фюзеляж овального сечения имел только четыре лонжерона в дополнение к обычным кольцевым шпангоутам. Вместо стрингеров были использованы секции обшивки, края которых выполнялись в форме U-образных стрингеров. Колеса в убранном положении частично укрывало в себе двухлонжеронное крыло. Стойки шасси складывались назад. Конструкторы приняли схему уборки, дающую некоторую степень защиты при посадке с убранным шасси. Сзади от ниш шасси были сделаны подкрыльные обтекатели. Их задние части были присоединены к закрылкам, занимавшим весь размах крыла между элеронами.
Спойлер: Создание
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Летные испытания
Первый полет был совершен 10 марта 1936 года К.Стэнилендом с аэродрома "Фэйри" Грейт-Уэст. Начало летных испытаний прототипа было задержано разработкой двигателя Роллс-Ройс "Мерлин". Сначала был установлен "Мерлин F", вращавший трехлопастной винт постоянного шага "Фэйри-Рид". Кок винта хорошо вписывался в обводы капота, а выхлопные патрубки были выполнены заподлицо. После испытаний в июле-октябре 1936 года отзывы о управляемости и характеристиках не имели серьезных замечаний. Однако в реальности характеристики самолета, хоть они они соответствовали требованиям задания, были довольно разочаровывающими:
- Максимальная скорость составляла 414 км/ч при полной мощности на высоте 4575 м.
- С бомбовой нагрузкой в 454 кг дальность была 1577 км при скорости 322 км/ч на высоте 4267 м.
- Серийные самолеты, более тяжелые из-за экипажа из трех человек, должны были быть еще медленнее.
- В июне 1937 года для первого серийного "Бэттла" была замерена скорость в 388 км/ч на высоте 3962 м.
В 1935 году энтузиазм вокруг Р.27/32 на первый взгляд выглядит непонятным. Но в то время королевские ВВС находились в стадии расширения и подобные решения опирались на потребность в вооружении постоянно увеличивающегося количества новых эскадрилий, необходимость удовлетворения требований политических кругов об увеличении количества вооружения всех видов, а также необходимость в поддержании занятости в военной промышленности и ее мощностей.
Основные характеристики самолетов:
Модификация |
Battle Mk.II |
Размах крыла, м |
16.45 |
Длина, м |
12.93 |
Высота, м |
4.57 |
Площадь крыла, м2 |
39.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3361 |
нормальная взлетная |
4944 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Merlin II |
Мощность, л.с. |
1 х 1030 1 х 1440 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
406 |
Крейсерская скорость , км/ч |
322 |
Практическая дальность, км |
1931 |
Скороподъемность, м/мин |
282 |
Практический потолок, м |
7925 |
Экипаж |
3 |
Вооружение |
один 7,7-мм пулемет в правой консоли крыла, один 7,7-мм пулемет Vickers K в задней кабине; бомбовая нагрузка до 454 кг. (макс. - 681 кг.) |
Модификация |
Battle Mk.III |
Размах крыла, м |
16.46 |
Длина, м |
12.90 |
Высота, м |
4.72 |
Площадь крыла, м2 |
39.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3018 |
нормальная взлетная |
4895 |
Тип двигателя |
1 ПД Rolls-Royce Merlin III |
Мощность, л.с. |
1 х 1440 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
412 |
Крейсерская скорость , км/ч |
338 |
Практическая дальность, км |
1609 |
Скороподъемность, м/мин |
75 |
Практический потолок, м |
7620 |
Экипаж |
3 |
Вооружение |
один 7,7-мм пулемет в правой консоли крыла, один 7,7-мм пулемет Vickers K в задней кабине; бомбовая нагрузка до 454 кг. (макс. - 681 кг.) |
Серийное производство
Возрастающее количество легких бомбардировщиков "Фэйри" включала программа расширения ВВС - это "схема С" от 1935 года и "схема F" (увеличенная) от 1936 года. Заказы на производство этих бомбардировщиков Великобритании второй мировой войны продолжали размещаться на заводах, так как другие, более совершенные бомбардировщики, не могли запустить в производство на предприятиях, строивших "Бэттлы. На заводах "Фэйри" и "Остин моторс" к 1940 году общее производство "Бэттлов" составило 2201 самолет.
В середине 1935 года был размещен заказ на первую серию из 155 легких бомбардировщиков. С целью определения образца серийного самолета было подготовлено задание 23/35, предусматривающее:
- наличие третьего члена экипажа,
- изменения в оборудовании,
- винт переменного шага "Де Хевилленд",
- выступающие из капота выхлопные патрубки,
- измененный фонарь.
Министерство авиации решило дать заказ на серийное производство до первого полета прототипа. Новый бомбардировщик "Фэйри" получил имя "Бэттл" 2 апреля 1936 года и был одним из четырех типов, которые запустили в производство до испытания прототипа.
На заводе Хэтон Чэпил в Стокпорте было организовано производство "Бэттлов". Испытания проходили в манчестерском аэропорту Рингуэй. Первый серийный "Бэттл" совершил полет в апреле 1937 года, а в мае его перевезли на аэродром Грейт-Уэст для продолжения испытаний. "Схема F" предусматривала увеличение производства "Бэттлов". Контракт с "Фэйри" возрос с 500 до 655 самолетов 23 мая 1936 года. Упомянутая "Схема F" также предусматривала создание "теневых" заводов. Для этого "Остин моторс" развертывала новое авиационное производство в Лонгбридже в Бирмингеме. Первый заказ на 400 "Бэттлов" (задание 32/36) и детали еще на 100 был получен 17 августа 1936 года.
К 31 марта 1939 году должны были быть поставлены бомбардировщики, предусмотренные "Схемой F". Однако анализ производства в 1937 году показал, что "Фэйри" по всей видимости не успеет поставить к указанной дате 189 самолетов "Бэттл". Поэтому эти самолеты исключили из заказа, так как после сборки 500 "Бэттлов" "Остин" планировали переключить на производство "Веллингтонов". Но в дальнейшем, в 1938 году заказ на 189 "Бэттлов" у "Фэйри" был восстановлен. "Схема L", предусматривающая производство 12000 дополнительных самолетов к 31 марта 1940 года, привела к заказу еще 363 "Бэттлов" у "Остин".
Fairey Battle Mk.I
После отставания от плана производства у "Остин", "Фэйри" 1 ноября 1938 года получила заказы на 150 "Бэттлов" и еще на 50 самолетов - 15 декабря 1938 года. 11 февраля 1939 года были заказаны еще 200 бомбардировщиков с целью поддержания завода Стокпорте до принятия на производство Авро "Манчестер" (чего так и не случилось - производство было переключено на "Галифакс"). Получение подобных "заказов для сохранения работоспособности" продолжалось. Как "Остин", так и "Фэйри" получили заказы на 150 планеров "Бэттла" (без моторов) 27 июня и 29 сентября 1939 года соответственно. Когда началась вторая мировая война, "Остин" получила еще контракт на 300 самолетов в варианте буксировщика мишеней.
В общей сложности, к концу года было заказано 2415 "Бэттлов". 7 ноября 1940 года из заказа "Остин" были исключены 334 самолета, но затем этой компанией все же было построено еще 100 машин, до переключения на производство "Стирлингов". Общее количество построенных самолетов составило 2201 единицу, включая прототип и 16 машин, построенных для Бельгии. "Бэттлы", построенные "Остин", начали покидать сборочную линию примерно через год после того, как начались поставки из Рингуэя. Серийные самолеты не имели кока винта по причине перехода на пропеллер "Де Хевилленд". Больший по размеру кок, укрывавший механизм изменения шага, не вписывался в обводы капота без его существенного изменения. Первые 136 "Бэттлов", выпущенных сборочными линиями "Фэйри", были оснащены моторами "Мерлин" I в 1030 л. с. Затем переключились на "Мерлин" II, который также был использован на первых 59 "Бэттлах" завода "Остин".
После этого стандартным стал "Мерлин" III в 1440 л. с. Некоторые "Бэттлы" были оснащены "Мерлином" V, работавшим при большем давлении наддува. Эти варианты, согласно принятой практике, должны были обозначаться "Бэттл" I, II, III, V соответственно марке двигателя. Однако ранее обозначение "Бэттл " II было официально присвоено проектировавшемуся облегченному варианту с большим радиусом действия, который предположительно должен был иметь скорость 410 км/ч на высоте 4575 м и дальность свыше 2253 км.