|
Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам
Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:
|
|
|
Самолет Авро 683 "Ланкастер" - Боевое применение
|
Британский самолет Avro Lancaster, получивший свое имя по названию английского города Ланкастер, во время Второй мировой войны являлся основным тяжелым бомбардировщиком Королевских ВВС (как и Галифакс). Lancaster был самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой, совершив более 150 тысяч боевых вылетов. Ланкастеры 44-й эскадрильи впервые попали на боевую операцию 3 марта, когда четыре самолета ставили мины. Затем 10 марта два самолета из этой части совершили первый бомбардировочный рейд.
Боевое применение
Наиболее известной из всех операций "Ланкастеров" был налет на несколько плотин в Западной Германии, проведенный 617-й эскадрильей в ночь с 16 на 17 мая 1943 года. Названная операцией "Апкип", эта атака была разрешена Бомбардировочным командованием 26 февраля 1943 года после предварительных испытаний уменьшенных наполовину экземпляров специального оружия, разработанного Б.Уоллисом из "Виккерс-Армстронг авиэйшн", которые показали, что имеется достаточно шансов на успех. Для налета были выбраны шесть плотин - Моне, Эдер, Сорпе, Эннепе, Листер и Швельме. Было приказано переоборудовать 20 "Ланкастеров" плюс три опытных. Оружие в окончательном виде представляло собой цилиндр диаметром 127 см, длиной 152 см и весом 4196 кг, из которых 2994 кг были взрывчаткой RDX.
Для того, чтобы разрушить плотину, которая типично имела толщину у основания 34 м, сужавшуюся до 7,6 м на высоте 39,6 м, бомба взрывалась под водой у стенки плотины. Для того, чтобы достигнуть этой цели, казавшейся недостижимой а для авиационной бомбы или мины, Уоллис предложил идею раскрутки бомбы перед сбросом - так, чтобы она катилась по поверхности водохранилища до встречи со стенкой плотины, затем тонула и взрывалась от гидростатического давления на глубине примерно 9,1 м. С разрушением всех или нескольких плотин, которые являлись частью системы гидроэлектростанций, обеспечивающей энергией индустриальный Рур, появилась перспектива нанесения ему значительного ущерба, также как и давало немедленный эффект затопления долин ниже водохранилищ. Месяц май был оптимальным для атаки - хранилища были полны. Несмотря на это Бомбардировочное командование без энтузиазма отнеслось к перспективе отвлечения одной из боевых эскадрилий "Ланкастеров" на выполнение этой задачи и вследствие этого операция была поручена части, специально сформированной для этой цели 21 марта 1943 года было выполняться на малой высоте (сброс надо было осуществить примерно с 18 м над поверхностью воды), нижний пулемет был установлен на полу фюзеляжа за бомбоотсеком, с мягкой подстилкой, на которой стоял на коленях стрелок. В передней и задней части бомбоотсека были поставлены обтекатели. Были установлены специальные прицельные устройства - триангуляционный прицел, который использовал башенки на концах плотины для того, чтобы произвести сброс с требуемого расстояния в 366-411 м от цели и пара световых меток, которые совпадали на поверхности воды, когда самолет оказывался на требуемой высоте.
Все 23 "Ланкастера", переделанных для несения бомб Уоллиса, были стандартными B-III с моторами "Мерлин" 28. Первый из трех прототипов прибыл в испытательный центр ВВС в Фарнборо 8 апреля 1943 года. Второй использовался для опытного бомбометания в Рекуль-вере, в Кенте, а третий в этом же месяце испытывался на управляемость. Первая из 20 "серийных" переделок прибыла в 617-ю эскадрилью в Скэмптоне 18 апреля. Операции предшествовал месяц интенсивных дневных и ночных тренировок. В ночь 15 мая вылетели 19 самолетов - один из "Ланкастеров" был поврежден на тренировке за пять дней до этого. Эскадрилья шла тремя волнами. Первую вел командир Г.Гибсон. Она состояла из девяти самолетов, а остальные по пяти. Первая волна начинала атаку на две наиболее важные из шести плотин - Моне и Эдер, вторая волна (которая взлетала на самом деле первой) атаковала плотину Сорпе, а третья, использовавшаяся как мобильный резерв, должна была атаковать плотины Сорпе, Эннепе и Листер. Только первая волна была удачливой: пять самолетов сбросили бомбы на плотину Моне, что привело к ее разрушению. Один "Ланкастер" был потерян. Оставшиеся три машины атаковали Сорпе и одна разрушила плотину Эдер. Две бомбы были сброшены на плотину Сорпе, одна на Эннепе без серьезного эффекта. Восемь из 19 "Ланкастеров" не вернулись.
Бомбы "Тэллбой" и линкор "Тирпиц"
"Ланкастеры" с увеличенным бомбоотсеком для размещения 3632-кг бомб оказались способны нести и 5448-кг вариант этой же бомбы, который был длиннее, но имел ту же толщину, и обтекаемую 5448-кг бомбу "Тэллбой", также сконструированную Б.Уоллисом. Их применила в бою 617-я эскадрилья, которая сдала свои специально модифицированные "Ланкастеры" сразу же после операции по разрушению плотин. Одной из первых операций с высокоэффективной бомбой "Тэллбой" была атака на железнодорожный туннель Сомюр, через который немецкие подкрепления перебрасывались на фронт в Нормандию. В ночь с 8 на 9 июня 1941 года туннель был успешно заблокирован.
11 сентября 1944 года 38 "Ланкастеров" I и III из 617-й и 9-й эскадрилий, с увеличенными бомбоотсеками, содержащими "Тэллбой", вылетели из Англии в Ягодник под Архангельском в Советском Союзе для подготовки налета на германский линкор "Тирпиц", стоящий на якоре в Альтен-Фьорде в Норвегии. Эта атака была проведена 15 сентября. 21 "Ланкастер" нес "Тэллбой", а шесть - противокорабельные бомбы. Были достигнуты попадания, но "Тирпиц" не утонул. Это было не первое применение "Ланкастеров" против кораблей: 27 апреля 1942 года, всего через шесть недель после начала боевой карьеры, "Ланкастеры" из 44-й и 97-й эскадрилий, вылетевшие из Лоссмута, сбросили на "Тирпиц" в Тронхейме 1816-кг бомбы, но безуспешно. В октябре 1944 года "Тирпиц" перешел к острову Хаак вблизи Тромсе, попав в пределы досягаемости "Ланкастеров" из Великобритании. 9-я и 617-я эскадрильи были переброшены в Лоссмут для проведения второго налета на корабль в конце октября. Все "Ланкастеры" в этих частях теперь были оснащены "Мерлинами" 24, став таким образом BI. На них были также сняты верхние турели, а в фюзеляже установлены дополнительные топливные баки, увеличившие общий запас до 10938 литра. Были сброшены 32 бомбы "Тэллбой", но ни одна не попала в цель. Третий, успешный, налет был осуществлен 12 ноября опять "Ланкастерами" 9-й и 617-й эскадрилий; 28 из них сбросили бомбы на район цели. Два прямых попадания привели к опрокидыванию "Тирпица".
9-я и 617-я эскадрильи стали специалистами по точному бомбометанию, что было необходимо для получения максимального эффекта от применения бомб глубокого проникновения "Тэллбой". Они сбросили большинство из 854 бомб этого типа, использованных "Ланкастерами" за время войны. Когда "Ланкастер" приспособили для несения еще более разрушительной 9988-кг бомбы "Грэнд Слэм", похожей по стремительным очертаниям на "Тэллбой", было естественно, что ее будет использовать одна из этих эскадрилий. Работа над переделкой опытного самолета началась в октябре 1944 года, а летные испытания пошли с февраля 1945 года, после чего были сделаны 32 "серийных" переделки. Эти самолеты со взлетным весом 32688 кг были обозначены "Ланкастер" I "Спешиэл". Они имели моторы "Мерлин" 24, снятые створки бомболюка, обтекатели спереди и сзади, снятые переднюю и верхнюю турели. Первый реальный сброс "Грэнд Слэм" с "Ланкастера" произошел во время испытаний на полигоне 13 марта. За ним на следующий день последовал первый боевой вылет 617-й эскадрильи, когда 14 "Ланкастеров" с "Тэллбой" и один с "Грэнд Слэм" уничтожили Билефельдский виадук. Это была первая из 41 "Грэнд Слэм", сброшенных эскадрильей до конца войны. 15-я эскадрилья, единственная другая часть, летавшая на "Ланкастер" I "Спешиэл", получила их, когда война уже заканчивалась. Повышенные характеристики "Ланкастера" VI делали его более трудным для перехвата в таких одиночных миссиях, но установка "Мерлина" 85 была не до конца доведена и этот вариант был снят с боевых операций в ноябре 1944 года. Поскольку "Ланкастер" был очень ценен для Бомбардировочного командования как самолет с большой грузоподъемностью, он никогда не передавался 100-й группе, эскадрильи хоторой специализировались на радиопротиводействии и борьбе с радиолокаторами.
Модель
|
Lancaster B-III
|
Экипаж, человек
|
7
|
Размах крыла, м
|
31,09
|
Длина, м
|
20,98
|
Высота, м
|
6,19
|
Площадь крыла, м2
|
120,80
|
Масса, кг пустого самолета
|
16753
|
Масса, кг максимальная взлетная
|
32688
|
Практическая дальность, км
|
4312
|
Тип двигателя
|
4 ПД Rolls-Royce Merlin 24
|
Мощность, л.с.
|
4 х 1640
|
Максимальная скорость , км/ч
|
462
|
Крейсерская скорость , км/ч
|
350
|
Практический потолок, м
|
7468
|
Вооружение
|
восемь 7,7-мм пулеметов (по два в носовой и надфюзеляжной турелях и четыре в хвостовой); бомбовая нагрузка, включающая одну 9979-кг бомбу или до 6350 кг бомб меньшего размера |
Модификации самолета (период Второй мировой войны):
- "Манчестер" Mk III - 2 самолета AVRo Тип 683 прототипы с четырьмя "Мерлин" X.
- "Ланкастер" Mk I - произведено 3440 самолетов: первого варианта типа 683 с двигателями "Мерлин" XX, 22 или 24.
- "Ланкастер" Mk I (специальный) - Mk I. модифицированный, чтобы нести бомбовую нагрузку более 5443 кг.
- "Ланкастер" Mk I (FE) - Mk I, тропический вариант для службы на Дальнем Востоке.
- "Ланкастер" Mk II - 302 самолета, включая прототипы; четыре мотора "Геркулес" VI или XVI фирмы "Бристоль".
- "Ланкастер" Mk III - построено 3.020 самолетов; улучшенный варианте моторами "Паккард-Мерлин" 28s, 38s или 224s.
- "Ланкастер" Mk III (специальный) - Mk III модифицированный, чтобы нести мины.
- "Ланкастер" Mk VI - 9 доработанных "Ланкастеров" Mk III с моторами "Мерлин" 85 для улучшения летных данных и установки аппаратуры РЭБ.
- "Ланкастер" Mk VII - 180 самолетов, оснащенных верхней средней турелью "Мартин" и задней турелью FN82: все построены фирмой "Остин Моторз" с двигателями "Паккард-Мерлин".
- "Ланкастер" MkVII (FE) - тропический вариант Mk VII для службы на Дальнем Востоке.
- "Ланкастер" Mk X - 430 самолетов построила фирма "Виктори Эркрафт" (Канада). Двигатели "Паккард-Мерлин" 38 или 224.
Источники:
- Сергей Колов. Чернорабочий войны.
- Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны 1939-1945.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Крис Шант. Бомбардировщики союзников 1939-1945.
- Бомбардировщики 1939-1945 гг. Авиаколлекция.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|