Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Рипаблик Р-47 "Тандерболт" - Боевое применение
Самый крупный одномоторный истребитель Второй мировой войны Republic P-47 Thunderbolt являлся одним из основных истребителей американских ВВС военного времени. Он отличился в воздушных боях и над Европой, и над Тихим океаном. Применялся в том числе и как штурмовик. Имел высокой живучесть, а самым скоростным Тандерболтом был XР-47J. В конце Второй мировой стал самым массовым истребителем США. Самолеты поставлялись в СССР по ленд-лизу (203 единицы), которые использовались для защиты городов частями ПВО.
Содержание
Рипаблик Р-47 "Тандерболт"
Техническое описание
Боевое применение

Боевое применение самолета

Чтобы опробовать "Тандерболты" в в реальных условиях эксплуатации по возможности скорее было решено вооружить новейшими самолетами строевые истребительные подразделения. Выбор пал на 56-ю истребительную авиагруппу - ближайшую по месту дислокации к заводу-производигелю. Решение о вооружении группы самолетами Р-47 было принято 14 января 1941 года. После Перл-Харбора и объявления Штатами войны Германии, группу передислоцировали на Восточное побережье для обороны расположенных здесь индустриальных центров от налетов германской авиации.

В состав 56-й группы входили 61-я, 62-я и 63-я эскадрильи. В начале 1942 года 56-ю группу перебазировали севернее в Каролинас, где она вошла в состав 1-й воздушной армии и I истребительного командования. Штаб группы находился в Тинеке, штат Ныо-Джерси, 61-я эскадрилья базировалась в муниципальном аэропорте Бриджпорт, штат Коннектикут, 62-я - на гражданском аэродроме Бендикс, штат Ныо-Джерси, а 63-я занимала часть заводского аэродрома фирмы Рипаблик в Фэрмингдэйле.
В окрестностях Фэрмингдэйла базировалась также 80-я группа, начавшая перевооружение на истребители Р-47В практически одновременно с 56-й группой. К июне 1942 года в группу поступило достаточное для начала переучивания летного состава количество "Тандерболтов". Технический персонал группы изучал новую технику непосредственно на заводе фирмы Рипаблик.

По сравнению с предшественниками, "Тандерболт" представлял собой существенный шаг в развитии техники - сложнейшие на тот момент электрическая и гидравлическая системы самолета долгое время оставались головной болью техников. Вызывало проблемы техническое обслуживание приборное оборудование кабины, наладка системы управления.Благодаря норову нового истребителя и собственной горячности юные летчики наломали немало дров по ходу рутинной службы: дежурства, тренировочные полеты, взлеты по учебным тревогам. В итоге, в 56-й группе к концу июня из доброй половины "Тандерболтов" часть была сломана, а часть просто превращена в металлолом. Огромный истребитель чувствовал себя хозяином неба лишь на больших высотах, здесь он демонстрировал прекрасную маневренность, имел лучшие ХР-47Н - модификация планера стандартного Р-47D-15 под установку 16-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Крайслер XI-2220 мощностью 2500 л.с. Несмотря на меньший мидель двигателя и большую мощность по сравнению со штатным звездообразным мотором, ХР-47Н не смог превысить значения скорости в 414 миль/ч, а первый полет выполнил только в июле 1945 года.

Самым скоростным "Тандерболтом" стал XР-47J. Облегченный самолет с двигателем R-2800-57 мощностью 2800 л.с. 5 августа 1944 года развил скорость 505 миль/ч.ХР-72 - радикальная модернизация исходной конструкции "Тандерболта". Самолет оснащался 3000-сильным двигателем Пратт энд Уитни R-4360 с соосным воздушным винтом фирмы Аэро Продакте. Было построено два прототипа ХР-72, один с соосным винтом, другой - с обычным. Программу разработки ХР-72 аннулировали в 1944 году, так как приоритет в развитии истребительной авиации получила реактивная техника.

56-я группа вместе с эскадрильями 4-й группы составила ядро VIII истребительного командования базировавшейся в Великобритании 8-й воздушной армии. Основной задачей, которую решали пилоты "Тандерболтов", стало сопровождение тяжелых бомбардировщиков в налетах на Германию. "Короткие ноги", недостаточный радиус действия. ограничивали тактическое использование истребителей Р-47. В полевых мастерских "Тандерболты" пытались оснащать импровизированными подвесными топливными баками. Положение изменилось только с появлением в 1944 году модификации Р-47D-25, на которые можно было подвешивать 760-литровые дополнительные топливные баки. Изначально эти огромные баки преднназначались исключительно для использования в перегоночных полетах, но военная ситуация заставила пилотов летать с такими "бочками" в глубокий тыл противника на сопровождение дневных бомбардировщиков. Проблема заключалась в том, что эти баки не имели системы наддува, что ограничивало их использование на больших высотах. Фактически топливо из бака расходовалось примерно наполовину.

Жестокие потери американских бомбардировщиков в налетах на Швейнфурт, Времен и Регенсбург (80-я воздушная армия лишилась в этих рейдах пятой части бомбардировщиков, принимавших участие в налетах) заставили срочно принимать все возможные меры по обеспечению ударных самолетов истребительным прикрытием на всем маршруте до цели и обратно. "Словом" дня для истребителя стала "дальность". Группа технических специалистов VIII истребительного командования под руководством полковника Кассиуса Хога предложила использовать для повышения радиуса действия "Тандерболтов" подвесные баки из прессованного картона, сделанные на основе подвесных баков британских истребителей "Харрикейн". Хог сумел даже наладить производство таких баков. Первые картонные баки имели емкость 420 литров, но затем ее довели до 570 литров. Устанавливались на Р-47 и металлические подвесные топливные баки емкостью 270 литров и 420 литров от истребителей Р-39 и Р-40. Импровизированные металлические топливные баки овального сечения емкостью 760 литров оказались очень удачными, а вот из картонный вариант не прижился. За счет использования дополнительных баков тактический радиус действия истребителей Р-47 возрос на 520 км - истребители получили возможность прикрывать бомбардировщики в небе Западной Европы на значительной части маршрута. Тем не менее, над Берлином "большие друзья" (бомбардировщики) пока летали в одиночестве.

На роль дальнего истребителя сопровождения отлично подходил двухмоторный двухбалочный "Лайтнинг", однако истребители Р-38 выпускал всего один завод, из-за чего в них ощущалась постоянная нехватка. Приоритетом в получении "Лайтнингов" обладала действовавшая на Тихом океане 5-я воздушная армия. Командование воздушной армии устраивали по своим характеристикам оснащенные британскими двигателями Роллс-Ройс "Мерлин" истребители "Мустанг" модификаций Р-51В/С и Р-51D/K. Тактический радиус действия в 1600 км позволял этим самолетам сопровождать бомбардировщики в полетах до Берлина и обратно. В то же время, командование армии отмечало трудности с обеспечением "Мустангов" запасными частями и сложности технического обслуживания этих истребителей."Мустанг", вне всяких сомнений, являлся выдающимся самолетом, но в отдельных публикациях утверждается, что летчики 8-й воздушной армии практически не использовали в боях истребители Р-51.

Истина заключается в доминировании "Тандерболтов" на протяжении всей первой половины 1944 года в качестве истребителей сопровождения. Первые оснащенные "Мерлинами" истребители второй мировой войны "Мустанг" прибыли в Великобританию в конце 1943 года но для их освоения еще требовалось время. О соотношении типов истребителей сопровождения в бомбардировочных рейдах дают представления следующие примеры:

  • 11 января 1944 года VIII истребительное командование выделило для сопровождения бомбардировщиков 499 истребителей "Тандерболт", 49 "Лайтнингов" и порядка двух десятков "Мустангов".
  • 20 февраля - 668 "Тандерболтов", 94 "Лайтнинга»" и 73 "Мустанга".
  • 25 февраля, рейд на Регенсбург и Аугсбург: 755 тяжелых бомбардировщиков сопровождали 687 "Тандерболтов", 73 "Лайтнинга" и 139 "Мустангов".

Радиус действия "Мустанга" превосходил радиус действия "Тандерболта", поэтому в конечном итоге командование 8-й воздушной армии сделало ставку на использование в качестве истребителей сопровождения "Мустангов". Одним из мероприятий вторжения союзников в Нормандию стало формирование 9-й воздушной армии, предназначенной для непосредственной поддержки наземных войск. Американская авиация не имела специализированного самолета штурмовика типа советского Ил-2, но эту нишу удачно закрыл "Тандерболт" с присущей ему высокой боевой живучестью и способностью "тащить на себе" приличную ракетно-бомбовую нагрузку. Крупнокалиберные пулеметы позволяли эффективно поражать легкобронированные цели, а отдельные крайне смелые в суждения западные авторы утверждают будто бы своими пулеметами "штурмовики" Р-47 успешно отстреливали германские танки снайперски попадая в решетки над двигателями, отверстия вентиляторов и даже рикошетом от дороги поражая зажигательными пулями топливные баки танков через уязвимое днище. С августа 1944 года на Европейском театре военных действий американцы начали использовать напалм. Баками с напалмом вооружались и "Тандерболты".

Со штурмовок "Тандерболты" порой возвращались с ужасающими боевыми повреждениями - простреленными насквозь или вовсе вырванными снарядами цилиндрами двигателей, иногда нижняя часть фюзеляжа и плоскости крыла получали массу пробоин от собственных, сброшенных слишком низко, бомб, иногда - самолет просто обдирал брюхо о макушки деревьев. "Тандерболт" демонстрировал благодаря наличию звездообразного двигателя воздушного охлаждения гораздо лучшую живучесть, нежели остроносые "Спитфайры", "Мустанги" или "Лайтнинги". Большую живучесть лобастых звезд лишний раз продемонстрировала войны в Корее, когда фирма Порт Америкэн всерьез собиралась ставить двигатель воздушного охлаждения на "Мустанг". В Корее представители авиации второй мировой войны "Мустанги" наносили удары но наземным целям, то есть выполняли те же задачи, что "Тандерболты" в Западной Европе.

Действовавшая на Тихоокеанском театре военных действий 5-я воздушная армия генерала Джорджа Кении получила первые "Тандерболты" в июне 1942 года. Главным препятствием для их использования стал недостаточный радиус действия, меньший даже, чем у Р-40. Инженерно-техническая служба 5-й воздушной армии немедленно стала проводить мероприятия по оснащению истребителей Р-47 дополнительными топливными баками. Помимо дополнительных баков от "Аэрокобр" и "Уархоков" мастерские стали выпускать штампованные из металла баки "Брисбен" емкостью 760 литров. Пользовались популярностью и подвесные 630-литровые баки от "Лайтнингов".После нескольких случаев гибели летчиков и самолетов в ходе длительных перелетов над водными пространствами Тихого океана, командование ВВС пригласили известного летчика Чарлза Линдберга поделиться с пилотами с опытом длительных перелетов. В случае правильной регулировки оборотов двигателя и турбокомпрессора, рациональной установки шага лопастей воздушного винта истребитель Р-47С был способен держаться в воздухе более пяти часов.

В воздушных боях с плохо вооруженными и не имевшими брони японскими истребителями, которые однако обладали экстраординарной маневренностью, летчики "Тандерболтов" выработали своп тактические приемы. Чаще всего использовалась атака на пикировании с последующим энергичным выходом восходящим виражом. Летчики, сражавшиеся на Тихом океане, пытались повысить маневренные качества "Тандерболтов" за счет демонтажа двух внешних пулеметов и сокращения боезапаса. В 1943 году на Новой Гвинее действовали три истребительных авиагруппы, вооруженных "Тандерболтами". По мере улучшения ситуации на Тихоокеанском театре военных действий "Тандерболты" стали все чаще использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков. В составе действовавшей на Средиземноморье 7-й воздушной армии имелось шесть вооруженных "Тандерболтами" истребительных авиагрупп. И здесь самолеты Р-47 чаще применялись для нанесения ударов но наземным целям, чем для ведения воздушных боев. На Азиатском континенте истребители Р-47 использовала единственная группа, входившая в состав 10-й воздушной армии. Это было особое соединение - 1-я авиационная группа коммандос. Перед группой стояла задача поддерживать с воздуха действия войск союзников на территории Индии и Бирмы. Бок о бок с истребителями Р-47 американских коммандос действовали самолеты "Тандерболт I" и "Тандерболт II" британских ВВС. Британские самолеты Второй мировой войны "Тандерболты" прибыли в Бирму в марте 1944 года вскоре после проведения японцами в этом районе наступательной операции. Американские военные истребители-бомбардировщики в короткий срок сменили устаревшие "Харрикейны" в 221-й группе RAF. Подразделения 14-й американской воздушной армии, наполовину вооруженной "Тандерболтами", прошли боевой путь, пролегавший но доброй половине Земного шара: от Северной Африке через Сицилию, Италию в Индию, а затем - в Китай. В Китае "Тандерболты" из состава 14-й воздушной армии передали войскам маршала Чан Кай Ши.

Источники:

  • "Война в воздухе" № 46.
  • Геннадий Корнюхин. 50 лучших истребителей Второй мировой войны.
  • Иван Малышев. Republic P-47 Thunderbolt.
  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Бакурский В., Гусев А., Ковальский П. Длинная рука "крепостей".
  • The Republic P 47D Thunderbolt [Aircraft Profile 7].
  • Самолёты мира. Историческая серия. Р-47 "Тандерболт".


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме