21 декабря 2010 года ходе официального визита Дмитрия Медведева в Индию был подписан контракт на разработку эскизно-технического проекта индийского варианта истребителя пятого поколения FGFA. Работы планировалось завершить к концу 2012 года, а стоимость контракта оценивалась в 295 млн долларов. На этапе эскизно-технического проектирования самолета согласно контракту, подписанному в декабре 2010 года, Россия выполнит 80% работ, индийская сторона - 20%. На стадии производства доля Индии возрастет до 40%.
Для России серийное производство самолета планировалось начать в 2015 году, а мелкосерийное - уже в 2013 году. Поступление первых самолетов на вооружение Минобороны ожидается к 2016 году. Раньше в СМИ проходила информация, что в 2018 году может начаться серийное производство одноместной версии индийского истребителя пятого поколения, двухместный самолет может быть принят на вооружение в 2020 году.
Интервью редактора военного журнала Чэнь Ху (Chang Hu) 8 октября 2011 года китайской государственной телекомпании CCTV.
- Что это за истребитель FGFA?
- Это должен быть истребитель, разработанный в соответствии с высшими мировыми стандартами. Технологическая база Индии очень слаба, стало быть, основной объем работ выполнит Россия. В этой стране уже разработан прототип самолета под индексом Т-50, который проходит летные испытания.
- В таком случае, почему Россия не может продавать эти истребители напрямую Индии? Зачем нужна совместная разработка?
- На самом деле, Т-50 все еще имеет некоторые недостатки. Россия продемонстрировала самолет на авиавыставке МАКС-2011. Было сразу видно, что самолет сконструирован "грубо", видно очень много швов и стыков. Участие Индии может покрыть значительные финансовые проблемы в разработке этого самолета. В настоящее время Индия выбирает, какой из двух европейских истребителей - Typhoon или Rafale - поступит на вооружение ВВС в количестве 126 единиц. Учитывая сложное экономическое положение в Европе, Индия может преуспеть в "вымогательстве" в области трансферта технологий. Например, у этих самолетов очень хорошая авионика, и Индия может стать "консолидатором" европейских и российских технологий в FGFA.
- ВВС Индии заявили, что они рассчитывают получить этот самолет на вооружение уже в 2017 году, то есть понадобится всего шесть лет на разработку.
- На самом деле, вся технологическая платформа этого самолета будет создана в России, но Т-50, скорее всего, это демонстратор технологий, и путь до реальной боевой машины может занять еще много времени. ВВС России заявляли, что этот истребитель примут на вооружение уже в 2015 году, во что с трудом верится. Более того, если ВВС Индии смогут получить этот самолет в 2017 году, то темпы оснащения ВВС этой страны могут быть даже выше, чем ВВС России. Вероятно, Индия станет вторым испытательным полигоном для Т-50.
- Известно, что США не экспортируют свои F-22, тогда почему Россия разрешает другой стране доступ к самым современным технологиям?
- Думаю, во-первых, что Индия не представляет никакой угрозы для России, во-вторых, конструкция этой машины далека от требуемого уровня. Т-50 имеет кое-какое бортовое оборудование, очень много нового придется создавать. Например, цифровую линию передачу данных, аналогичной американской 1553В. Россия отстает в этой области, а вот Франция может поделиться с Индией подобной технологией, если истребитель Rafale выйдет победителем в тендере. Так что Индия может консолидировать западные и российские военные технологии в новом истребителе. У Индии особый стиль военного мышления - она желает получать готовое, не утруждая себя разработкой нового.
- Но Индия вновь будет зависима от иностранных технологий…
- Полагаю, что для Индии будет полезно участвовать в разработке современных самолетов, ей ведь нужен опыт конструирования. FGFA это редкая возможность набраться опыта в этой сфере.
- Таким образом, Индия может стать обладателем самых современных технологий?
- Да. Это будет большой шаг вперед. Индия станет одной из немногих стран в мире, имеющей собственные истребители пятого поколения.
- Если все пойдет как задумано, Индия ведь сможет опередить США в количестве тяжелых истребителей пятого поколения?
- Верно.
- Как этот фактор повлияет на обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе?
- Индия приняла 11-й пятилетний план, в течение которого и должны быть приняты на вооружение 214 истребителей пятого поколения. На самом деле все зависит от объема финансирования индийских вооруженных сил.
- Но за такой короткий срок вряд ли будет произведено столько самолетов этого типа.
- Да.
- Есть еще такой вопрос. В настоящее время Индия может закупать вооружения у западных стран, в том числе США. Но военный арсенал Индии все еще на 70% состоит из российских вооружений. Почему Индия продолжает давать предпочтение российскому оружию?
- Во-первых, это относительная дешевизна российской военной техники и оборудования, во-вторых, Россия предлагает передачу большего объема технологий, чем западные страны. Индия пользуется этим, диверсифицируя покупки оружия, тем самым добиваясь большей независимости в источниках вооружений. Например, она покупает транспортные самолеты С-130 и С-17 в США.
8-10 лет необходимо в целом на разработку и испытания опытных образцов. Программа разработки оценивается в 12 млрд долларов. А общее финансирование будет в равных долях поделено между Россией и Индией.
Около восьми лет назад Россия впервые предложила Индии сотрудничество по программе создания нового истребителя. Но странам не удалось прийти к соглашению относительно долевого участия. Предварительное межправительственное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения на базе российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА Т-50) было подписано в октябре 2007 года. Данный проект был первым, который предусмтривал совместную разработку Россией суперсовременной системы вооружения с другим государством, и как следствие - была потребность в дополнительной проработке вопроса разделения работ в проекте. Для согласования генерального контракта и соглашения о неразглашении секретной информации ушло еще почти три года. Читайте также статью "Патент на истребитель Т-50 ПАК ФА".
Ранее сообщалось, что:
17 октября 2007 года было подписано соглашение о совместной разработке экспортного варианта истребителя пятого поколения. На первом этапе участие индийской стороны должно было быть только финансовым, а первоначальная стоимость работ оценивалась в 10 млрд долларов. Затем индийские специалисты должны доработать самолет под собственные нужды при участии российских коллег.
22 декабря 2008 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания занимается разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте берет на себя российская компания "Сухой".
31 августа 2010 года в подмосковном Жуковском в рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения состоялась демонстрация нового российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также индийской самолетостроительной корпорации HAL. Предполагалось, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 процентов. Общая стоимость проекта оценивалась в восемь-десять миллиардов долларов. Предполагалось, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспорт.
Предварительное техническое соглашение с указанием доли работ Россия и Индия подписали в марте 2010 года. Согласно информации Hindustan Aeronautics Limited (HAL), около 30% составит доля индийского ОПК в совместном проекте. Например, компания Индии будет разрабатывать: