Серийное производство истребителя пятого поколения FGFA планируется начать к 2020 году
pro-samolet.ru   
Серийное производство самолетов пятого поколения для Индии может начаться к 2020 году. Очень много времени ушло на урегулирование партнерских отношений, начиная с 2007 года. Около 8-10 лет нужно на разработку и испытания опытных образцов индийского истребителя 5-го поколения FGFA. И еще интересный факт - Индия позже перепроектирует одноместный истребитель ПАК ФА в двухместный.

СамолетКак передает "РИА Новости", министр обороны России Анатолий Сердюков 10 октября 2012 года заявил, что к 2020 году планируется начать серийное производство индийской версии истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). С его слов: "министерствами обороны РФ и Индии утверждено тактико-техническое задание. Предполагаем, что к 2020 году может быть начато серийное производство этого самолета".

21 декабря 2010 года ходе официального визита Дмитрия Медведева в Индию был подписан контракт на разработку эскизно-технического проекта индийского варианта истребителя пятого поколения FGFA. Работы планировалось завершить к концу 2012 года, а стоимость контракта оценивалась в 295 млн долларов. На этапе эскизно-технического проектирования самолета согласно контракту, подписанному в декабре 2010 года, Россия выполнит 80% работ, индийская сторона - 20%. На стадии производства доля Индии возрастет до 40%.

Истребитель пятого поколения

Для России серийное производство самолета планировалось начать в 2015 году, а мелкосерийное - уже в 2013 году. Поступление первых самолетов на вооружение Минобороны ожидается к 2016 году. Раньше в СМИ проходила информация, что в 2018 году может начаться серийное производство одноместной версии индийского истребителя пятого поколения, двухместный самолет может быть принят на вооружение в 2020 году.

Спойлер: Интервью редактора военного журнала китайской телекомпании

Интервью редактора военного журнала Чэнь Ху (Chang Hu) 8 октября 2011 года китайской государственной телекомпании CCTV.

- Что это за истребитель FGFA?

- Это должен быть истребитель, разработанный в соответствии с высшими мировыми стандартами. Технологическая база Индии очень слаба, стало быть, основной объем работ выполнит Россия. В этой стране уже разработан прототип самолета под индексом Т-50, который проходит летные испытания.

- В таком случае, почему Россия не может продавать эти истребители напрямую Индии? Зачем нужна совместная разработка?

- На самом деле, Т-50 все еще имеет некоторые недостатки. Россия продемонстрировала самолет на авиавыставке МАКС-2011. Было сразу видно, что самолет сконструирован "грубо", видно очень много швов и стыков. Участие Индии может покрыть значительные финансовые проблемы в разработке этого самолета. В настоящее время Индия выбирает, какой из двух европейских истребителей - Typhoon или Rafale - поступит на вооружение ВВС в количестве 126 единиц. Учитывая сложное экономическое положение в Европе, Индия может преуспеть в "вымогательстве" в области трансферта технологий. Например, у этих самолетов очень хорошая авионика, и Индия может стать "консолидатором" европейских и российских технологий в FGFA.

- ВВС Индии заявили, что они рассчитывают получить этот самолет на вооружение уже в 2017 году, то есть понадобится всего шесть лет на разработку.

- На самом деле, вся технологическая платформа этого самолета будет создана в России, но Т-50, скорее всего, это демонстратор технологий, и путь до реальной боевой машины может занять еще много времени. ВВС России заявляли, что этот истребитель примут на вооружение уже в 2015 году, во что с трудом верится. Более того, если ВВС Индии смогут получить этот самолет в 2017 году, то темпы оснащения ВВС этой страны могут быть даже выше, чем ВВС России. Вероятно, Индия станет вторым испытательным полигоном для Т-50.

- Известно, что США не экспортируют свои F-22, тогда почему Россия разрешает другой стране доступ к самым современным технологиям?

- Думаю, во-первых, что Индия не представляет никакой угрозы для России, во-вторых, конструкция этой машины далека от требуемого уровня. Т-50 имеет кое-какое бортовое оборудование, очень много нового придется создавать. Например, цифровую линию передачу данных, аналогичной американской 1553В. Россия отстает в этой области, а вот Франция может поделиться с Индией подобной технологией, если истребитель Rafale выйдет победителем в тендере. Так что Индия может консолидировать западные и российские военные технологии в новом истребителе. У Индии особый стиль военного мышления - она желает получать готовое, не утруждая себя разработкой нового.

- Но Индия вновь будет зависима от иностранных технологий…

- Полагаю, что для Индии будет полезно участвовать в разработке современных самолетов, ей ведь нужен опыт конструирования. FGFA это редкая возможность набраться опыта в этой сфере.

- Таким образом, Индия может стать обладателем самых современных технологий?

- Да. Это будет большой шаг вперед. Индия станет одной из немногих стран в мире, имеющей собственные истребители пятого поколения.

- Если все пойдет как задумано, Индия ведь сможет опередить США в количестве тяжелых истребителей пятого поколения?

- Верно.

- Как этот фактор повлияет на обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

- Индия приняла 11-й пятилетний план, в течение которого и должны быть приняты на вооружение 214 истребителей пятого поколения. На самом деле все зависит от объема финансирования индийских вооруженных сил.

- Но за такой короткий срок вряд ли будет произведено столько самолетов этого типа.

- Да.

- Есть еще такой вопрос. В настоящее время Индия может закупать вооружения у западных стран, в том числе США. Но военный арсенал Индии все еще на 70% состоит из российских вооружений. Почему Индия продолжает давать предпочтение российскому оружию?

- Во-первых, это относительная дешевизна российской военной техники и оборудования, во-вторых, Россия предлагает передачу большего объема технологий, чем западные страны. Индия пользуется этим, диверсифицируя покупки оружия, тем самым добиваясь большей независимости в источниках вооружений. Например, она покупает транспортные самолеты С-130 и С-17 в США.



Спойлер: Интервью редактора военного журнала китайской телекомпании

8-10 лет необходимо в целом на разработку и испытания опытных образцов. Программа разработки оценивается в 12 млрд долларов. А общее финансирование будет в равных долях поделено между Россией и Индией.

Истребитель пятого поколения

Около восьми лет назад Россия впервые предложила Индии сотрудничество по программе создания нового истребителя. Но странам не удалось прийти к соглашению относительно долевого участия. Предварительное межправительственное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения на базе российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА Т-50) было подписано в октябре 2007 года. Данный проект был первым, который предусмтривал совместную разработку Россией суперсовременной системы вооружения с другим государством, и как следствие - была потребность в дополнительной проработке вопроса разделения работ в проекте. Для согласования генерального контракта и соглашения о неразглашении секретной информации ушло еще почти три года. Читайте также статью "Патент на истребитель Т-50 ПАК ФА".

Спойлер: Сотрудничество России и Индии

Истребитель 5-го поколенияРанее сообщалось, что:

17 октября 2007 года было подписано соглашение о совместной разработке экспортного варианта истребителя пятого поколения. На первом этапе участие индийской стороны должно было быть только финансовым, а первоначальная стоимость работ оценивалась в 10 млрд долларов. Затем индийские специалисты должны доработать самолет под собственные нужды при участии российских коллег.

22 декабря 2008 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания занимается разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте берет на себя российская компания "Сухой".

31 августа 2010 года в подмосковном Жуковском в рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения состоялась демонстрация нового российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также индийской самолетостроительной корпорации HAL. Предполагалось, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 процентов. Общая стоимость проекта оценивалась в восемь-десять миллиардов долларов. Предполагалось, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспорт.



Спойлер: Сотрудничество России и Индии

Предварительное техническое соглашение с указанием доли работ Россия и Индия подписали в марте 2010 года. Согласно информации Hindustan Aeronautics Limited (HAL), около 30% составит доля индийского ОПК в совместном проекте. Например, компания Индии будет разрабатывать:

  • программное обеспечение для бортового компьютера,
  • навигационные системы,
  • многофункциональные устройства отображения информации в кабине экипажа,
  • компоненты из композиционных материалов и
  • систему самообороны.

К тому же Индия перепроектирует одноместный самолет ПАК ФА в двухместный истребитель. В перспективе индийский истребитель пятого поколения FGFA должен заменить три типа эксплуатирующихся боевых самолетов. Для ВВС Индии планируется закупить более 200 истребителей пятого поколения.

Основные х арактеристики самолетов 5-го поколения:

ПАК ФА

Страна
Флаг
Самолёт
ПАК ФА (Т-50)
Фото
Российский истребитель
Максимальная взлётная масса, кг
37 000
Максимальная скорость, км/ч
2 600
Боевой радиус, км
н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км
2 700
Максимальная дальность, км
5 500
Рабочий потолок, м
20 000
Совместная тяга двигателей, кгс
2*17 600
Применение технологий снижения заметности
да
Единиц произведено
5

F22 Raptor

Страна
Американский флаг
Самолёт
F-22 Raptor
Фото
Истребитель США
Максимальная взлётная масса, кг
38 000
Максимальная скорость, км/ч
2 100
Боевой радиус, км
760 - 1 100
Дальность с боевой нагрузкой, км
1 900
Максимальная дальность, км
3330
Рабочий потолок, м
20 000
Совместная тяга двигателей, кгс
2*15 876
Применение технологий снижения заметности
да
Единиц произведено
195

Chengdu J20

Страна
Китайский флаг
Самолёт
Фото
Истребитель
Максимальная взлётная масса, кг
~36 000
Максимальная скорость, км/ч
2 500
Боевой радиус, км
н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км
2 000
Максимальная дальность, км
5 500
Рабочий потолок, м
20 000
Совместная тяга двигателей, кгс
н/д
Применение технологий снижения заметности
да
Единиц произведено
4

Mitsubishi ATD-X

Страна
Японский флаг
Самолёт
Фото
Истребитель
Максимальная взлётная масса, кг
н/д
Максимальная скорость, км/ч
н/д
Боевой радиус, км
н/д
Дальность с боевой нагрузкой, км
н/д
Максимальная дальность, км
н/д
Рабочий потолок, м
н/д
Совместная тяга двигателей, кгс
н/д
Применение технологий снижения заметности
да
Единиц произведено
н/д

Истребитель пятого поколения

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме