Системы генерации кислорода американских истребителей F-22
pro-samolet.ru   
В чем причина гипоксии американских пилотов на самолетах 5-го поколения F-22 Раптор? Официально - причины не названы и не найдены. Однако, тестирование и пристальное внимание к системе OBOGS дает пищу для размышлений. Неисправности в подаче кислорода были и на самолетах США F-18, но были устранены.

Самолет 5-го поколенияВоенно-воздушные силы США потратят 7 миллионов долларов на оснащение химическими анализаторами систем генерации кислорода на многоцелевых истребителях пятого поколения F-22. Так эксперты планируют понять, что нарушает работу систем генерирования кислорода OBOGS (OnBoard Oxygen Generating System, OBOGS) и приводит к недостатку кислорода экипажу. Также планируется, по изучению анализа крови пилотов во время полета, разобраться в причинах неисправностей.

В данное время установлено, что к плохому самочувствию летчиков самолетов F-22 "Раптор" приводит, в том числе, повышенное содержание азота и других примесей в подаваемой воздушной смеси, сбои в подаче которой нестабильны и не поддаются прогнозированию. Ранее сообщалось, что на май 2011 года было известно о четырнадцати случаях сбоя подачи кислорода на истребителях 5-го поколения F-22, из-за которых в результате гипоксии ухудшалось состояние пилотов, а в нескольких случаях летчики теряли сознание. В минувшем году дважды приостанавливались полеты истребителей F-22 (с 03.05.2011 г. по 19.09.2011 г. и с 20.10.2011 г. по 27.10.2011 г.).

Лётные происшествия самолетов F-22 (на ноябрь 2010 года):

  • 25 апреля 1992 года - прототип YF-22A (сер. номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс.
  • 20 декабря 2004 года - F-22A (сер. номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Неллис, пилоту удалось катапультироваться.
  • 25 марта 2009 года - F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в штате Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, пилот Дэвид Кули погиб.
  • 16 ноября 2010 года - F-22A Block 30 (сер. номер 06-4125) разбился при выполнении парного тренировочного полёта в 19:40 по местному времени. Пилот погиб.

Истребитель США

 

OnBoard Oxygen Generating System (OBOGS) введена в военной авиации США с 1990-х годов для обеспечения большей длительности полета. OBOGS представляет собой устройство, призванное обеспечивать летчика дыхательной смесью во время полета. Для работы системы используется забортный воздух, нагнетаемый двигателем в специальный приемник, где производится очистка воздуха от азота и других газов, а оставшаяся смесь, с преобладанием кислорода, подается в маску пилота.

OBOGS оснащена несколькими системами контроля:

  • Одна из них отвечает за скорость подачи кислорода в маску в зависимости от испытываемых нагрузок, атмосферного давления в кабине и за бортом и скорости полета.
  • Другая - электро-химическая, контролирует содержание кислорода в дыхательной смеси и при падении концентрации этого газа подает соответствующий сигнал.
Американская компанияOBOGS для разных самолетов ВВС США выпускаются разными компаниями, принцип работы оборудования в большинстве случаев очень похож. Различия могут заключаться лишь в технологиях очистки воздуха или контроля дыхательной смеси. Производством OBOGS для F-22 занимается британское подразделение компании Honeywell.

OBOGS помимо F-22 установлена на самолетах F-16, F-15E, A-10, F-35, F-18 и других самолетах США. При этом проблема подачи кислорода возникала только на F-22 ВВС США и на F-18. За период с 2002 по 2009 год Военно-морские силы Соединенных Штатов сообщили о 64 случаях сбоя в подаче воздушной смеси экипажам F-18. Два раза это законилось гибелью пилотов. Однако на F-18 причину неисправности обнаружили - в кислородную систему попадал угарный газ - и устранили. При этом около 77 % инцидентов произошли на одноместных "Хорнетах". На F-22 США подобная неисправность не отмечалась.

Ранее сообщалось

Изначально эксперты предполагали, что данные симптомы являются следствием неполадок в работе бортовой системе генерирования кислорода OBOGS. Однако, затем в качестве основной причины рассматривалось попадание в кабину F-22 "Раптор" одноокиси углерода из выхлопа двигателей.

Например, на Аляске, из-за климата пилоты часто запускали двигатели самолета еще в ангаре. По мнению экспертов, выхлопные газы двигателей F-22 задерживались в ангаре и впоследствии засасывались обратно в двигатели, где попадали в воздухозаборники системы OBOGS. При этом конструкция и расположение системы забора воздуха для OBOGS являются стандартными для реактивных самолетов. Даже небольшая доля одноокиси углерода, который не имеет цвета и запаха, может привести к серьезным проблемам. Не нужно большой концентраци газа, чтобы он начинал оказывать влияние на пилота и приводил к недомоганию и снижению восприятия.

Президент экспертной компании "Текоп интернэшнл" Ханс Вебер Вебер сказал, что существует несколько вариантов решения данной проблемы. Если одноокись попадает в дыхательную систему по причине запуска двигателя в замкнутом помещении, решение является простым - запускать двигатели только на открытом пространстве. Если самолет должен быть запущен внутри ангара (низкие температуры), то запуск кислородной системы должен быть отложен до выведения самолета на открытое пространство. Однако, если в кабине пилота продолжает сохраняться опасный уровень одноокиси углерода при соблюдении вышеописанных решений, то ВВС необходимо оборудовать систему жизнеобеспечения дополнительными патронами газогенерации.

Ранее сообщалось
Истребитель РапторСистема жизнеобеспечения пилота F-22 представляет собой целый комплекс различных взаимосвязанных подсистем. В нее входит OBOGS, система регулирования подачи дыхательной смеси и контроля за дыханием пилота (BRAG), система защиты от биологического и химического поражения и конденсирования паров воды (CB/CWI), противоперегрузочный костюм с системой надкачки, компенсации перегрузок и терморегулирования, а также катапультируемое кресло пилота.

Ранее, в ходе расследования представители компания Honeywell сказали, что случаи удушья пилотов F-22 связаны не только с работой OBOGS, но и с другими системами жизнеобеспечения на истребителе. Например - плохо прилегающая к лицу дыхательная маска. Еще одной причиной была названа асинхронная работа противоперегрузочного костюма пилота и системы подачи дыхательной смеси. Верхняя часть костюма летчика также подсоединена к OBOGS и при изменении высоты полета и давления внутри кабины обеспечивает сдавливание грудной клетки, чтобы пилот мог нормально дышать при быстро меняющемся атмосферном давлении. Такое решение помогает предотвратить расширение грудной клетки при сильном снижении атмосферного давления, что может послужить причиной нарушения кровообращения. По одной версии, из-за сбоя в системе контроля "наддува" костюм мог слишком сильно сдавливать грудную клетку пилота, блокируя дыхание. По другой версии, приступы гипоксии могли начинаться из-за некорректной совместной работы OBOGS и системы подачи дыхательной смеси в маску пилота.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме