Cамолет Р-51 "Мустанг" после Второй мировой войны - По всему миру
pro-samolet.ru   
По всему миру. Как уже говорилось, после окончания Второй мировой войны у США образовался огромный излишек боевых самолетов. Даже с учетом создания запасов "на всякий случай" их оставалось слишком много. Их стали продавать за границу или просто дарить по пр
Содержание
Cамолет Р-51 "Мустанг" после Второй мировой войны
По всему миру

По всему миру.

Как уже говорилось, после окончания Второй мировой войны у США образовался огромный излишек боевых самолетов. Даже с учетом создания запасов "на всякий случай" их оставалось слишком много. Их стали продавать за границу или просто дарить по программам военной помощи (последнее - обычно в обмен на военные базы). Вот и "Мустанги" пошли на распродажу. Потом они еще не раз перепродавались странами побогаче - странам победнее, пока не докатились до совсем уже нищих, вроде Коста-Рики. После завершения программы ленд-лиза огромное количество истребителей "Мустанг" осталось у британских Королевских ВВС. Из них несколько сот самолетов "под занавес" перебросили на Дальний Восток, где им так и не довелось вступить в бой. Когда война закончилась, как и в Америке, военная авиация претерпела значительное сокращение. Оставшиеся истребительные части постепенно переходили на отечественные самолеты, преимущественно реактивные. Процесс этот растянулся до 1947 года, когда "Мустанги" окончательно исчезли из парка Королевских ВВС. Изношенные самолеты пустили на слом, еше годные, согласно договоренностям, вернули США.

ослевоенный мустанг

Сохранившийся до наших дней самолет второй мировой войны "Мустанг"

А вот в британских доминионах самолеты второй мировой войны "Мустанг" служили еше долго. В Австралии выпустили 200 истребителей собственного производства и еше получили от американцев сразу после войны 214 Р-51D и 84 Р-51 К. Первыми новые самолеты получили эскадрильи 81-го крыла (76-я, 77-я и 82-я), летом 1945 года. находившиеся на севере острова Борнео. В 1946 году их перебросили в Японию, в состав оккупационных сил. 77-я эскадрилья позже попала на корейскую войну, а две других тихо и мирно находились в Японии до 1949 года. "Мустангами" были вооружены и некоторые части, дислоцировавшиеся на территории самой Австралии. Дольше всего эти машины летали в эскадрильях так называемых Гражданских воздушных сил (резерва ВВС). Пять эскадрилий сдали их только в 1960 года. В Канаде все части, воевавшие на "Мустангах", после окончания боевых действий вернули на родину и расформировали. Технику, полученную по ленд-лизу, вернули американцам. Но в июне 1947 года из США снова начались поставки истребителей P-51D. На американских базах хранения специально подбирали партии в 20-30 самолетов с номерами, шедшими подряд, чтобы не было существенных отличий в конструкции и оборудовании. Всего прибыло 130 истребителей, названных в Канаде "Мустанг" IV. На месте они подверглись небольшим доработкам, например, на них монтировали радиокомпасы с антенной в обтекателе над хвостовой частью фюзеляжа.

В Новой Зеландии еще с войны хранились 30 P-51D, которые так и не успели использовать против японцев. В 1951 году их извлекли из ангаров и передали так называемым Территориальным ВВС - резервистам. У них это были первые боевые самолеты; они эксплуатировались до 1956 года. В 1945 году четыре десятка Р-51D и Р-51К американцы передали Нидерландам. Это позволило голландцам в начале следующего года сформировать две новых эскадрильи, 121-ю и 122-ю. Потом прибыли еще 20 самолетов, которыми перевооружили 120-ю эскадрилью, ранее летавшую на "Киттихауках". Все три эскадрильи были переброшены в Голландскую Ост-Индию (ныне Индонезию), где местные жители добивались независимости. У них имелись довольно хорошо организованные вооруженные силы, имевшие в своем распоряжении артиллерию, бронетехнику и даже самолеты. Что-то из этого в свое время японцы передали местным вспомогательным формированиям, что-то просто бросили при отступлении. Голландцам вовсе не хотелось оставлять богатую колонию. Они перебросили из Европы войска, поддержанные флотом и авиацией. С конца 1948 года голландские "Мустанги" бомбили и обстреливали позиции повстанцев. Это длилось больше года, пока правительство Нидерландов не было вынуждено признать независимость Индонезии. По условиям соглашения часть военной техники колонизаторам пришлось оставить на месте. В июне 1950 года несколько десятков истребителей вошли в ВВС новой страны. В последующие годы индонезийцы докупили примерно дюжину машин из вторых рук. Еще в начале 60-х годов они использовали "Мустанги" для поддержки операций повстанцев на Северном Борнео. С вооружения же эти самолеты сняли только в начале 1970-х годов.

Во Франции после войны новых самолетов "Мустанг" не покупали. Но машины, полученные ранее, служили в той же 33-й разведывательной эскадре. В послевоенные годы она дислоцировалась в южной Германии, на аэродроме возле городка Фрейбург-им-Брейсгау. С вооружения F-6 там начали снимать в мае 1950 года, постепенно заменяя реактивными (и тоже американскими) машинами; последний полет состоялся 2 октября 1952 года. Еще несколько лет ветераны авиации второй мировой войны самолеты "Мустанг" встречались в учебных подразделениях во французских колониях в северной Африке. Италия приобрела партию P-51D из военных излишков США. В 1948 году в строю числились 48 истребителей этого типа. К концу 1953 года итальянцы тоже перешли на реактивную технику, отправив поршневые истребители на слом или на продажу. Несколько самолетов они подарили Сомали, где итальянские инструкторы помогали создавать местные ВВС. Китай получил первую партию из 50 Р-51D еще до капитуляции Японии. Затем американцы передали правительству генералиссимуса Чан Кайши еще полсотни истребителей. Пилотов обучали американские инструкторы. В боях с японцами китайским "Мустангам" поучаствовать не довелось, но позже их активно задействовали в гражданской войне против Народно-освободительной армии Мао Цзедуна. Война закончилась в октябре 1949 году поражением гоминьдановцев.

Несколько P-51D стали трофеями Народно-освободительной армии. Они вошли в состав 1-й (и тогда единственной) эскадрильи ВВС нового Китая и участвовали в первом военном параде НОАК в Пекине в 1950 года. Но прослужили они недолго, вскоре их вытеснила авиационная техника, поставлявшаяся из Советского Союза. Один P-51D сейчас экспонируется в китайском авиационном музее. Зато на Тайване, куда отступила армия Чан Кайши, "Мустанги" эксплуатировались довольно долго. Туда перелетело несколько десятков самолетов этого типа. Позже парк пополнился поставками из США.

современный мустанг

Самолет "Мустанг" дошедший до наших дней

Гоминьдановцы никак не могли примириться с тем, что их выпроводили с континента. Их авиация постоянно наносила удары по прибрежным районам Китая и атаковала суда в проливе. Основной целью являлся Шанхай и его окрестности. Пока новые власти создавали свою систему ПВО, на помощь прибыли советские летчики и зенитчики. В составе 106-й иад в конце февраля 1950 года под Шанхай перебросили 351-й иап на истребителях Лa-11. Им командовал Герой Советского Союза подполковник В.Н.Макаров. Весной 1951 года полк приступил к патрулированию и полетам на перехват. Советским летчикам удалось сбить несколько гоминьда-новских самолетов, ранее действовавших совершенно безнаказанно. В том числе имели место бои и с истребителями второй мировой войны "Мустанг". Первый из них произошел 20 марта; два Ла-11 атаковали бомбардировщик В-25, который прикрывали три F-51, но безрезультатно. Зато 4 апреля командир первой эскадрильи Н.Н.Гужов в групповом бою уничтожил два F-51D, получив за это орден Ленина. В мае 1951 года в этом же районе появился 29-й иап (иап-истребительно авиационный полк) на реактивных МиГ-15. На счету этого полка тоже несколько "Мустангов". Наши летчики потерь не имели. После формирования первых китайских авиаполков на Ла-11 советские части вывели на родину. Китайцы неоднократно имели боевые столкновения с истребителями чанкай-шистов, в частности, защищая рыболовецкие суда, подвергавшиеся обстрелу с воздуха. В 1953 году американцы поставили Тайваню новую партию "Мустангов", включая разведчики RF-51. С 1954 года на острове появились первые реактивные истребители, а годом позже "Мустанги" начали снимать с вооружения. Они еще приняли участие в налетах на остров Амой в 1954 году, но ко времени конфликта за острова Дачэнь в Тайваньском проливе годом позже поршневых истребителей в строевых частях у чанкайшистов уже не было.

В 1947 году американцы предприняли усилия по воссозданию ВВС Филиппин, разгромленных японцами в самом начале войны на Тихом океане. Из имевшихся излишков туда отправили самолет P-51D, которыми укомплектовали три эскадрильи, сведенные в 5-е крыло. В конце 40-х годов эти самолеты как штурмовики применялись против местных повстанцев левой ориентации. На Филиппинах "Мустанги" сняли с вооружения в 1959 году. Южнокорейские ВВС после заключения перемирия в 1953 году продолжали эксплуатировать американские истребители до 1955 года. В Швеции первые "Мустанги" появились в 1944 году. В конце войны девять самолетов этого типа (и английские, и американские) совершили на ее территории вынужденные посадки и были интернированы. Из них два истребителя Р-51 В и два самолета P-51D облетывались шведскими пилотами и получили высокую оценку. В результате в апреле 1945 года правительство Швеции заказало в США полсотни P-51D. Уже после окончания войны с Германией оно их получило. Но шведам продали не новые самолеты, а сданные американскими частями, отправлявшимися на расформирование. Они перегонялись из Германии. Позднее приобрели еще 107 самолетов. Ими были вооружены 16-я авиафлотилия в Уппсале и 4-я во Фрезене и Остерзунде. Некоторое количество машин передали колледжу (училищу) ВВС. В Швеции "Мустанги" именовались J26, а разведывательный вариант - S26. Относительно последних источники расходятся во мнениях — то ли это были американские F-6D, то ли в Швеции производилась своя аналогичная переделка. 12 разведчиков принадлежали 21-й авиафлотилии в Лулео. В Швеции "Мустанги" начали снимать с вооружения в 1952 году; этот процесс завершился двумя годами позже. Большая часть шведских истребителей была продана в третьи руки. Швейцария купила сотню P-51D в 1948 году. Первоначально предполагалось, что их используют как временную материальную часть до получения реактивных истребителей, но они прослужили десять лет.

Состояли самолеты второй мировой войны "Мустанг" на вооружении и в Израиле. Первые четыре машины этого типа были приобретены неизвестно где в июле 1948 года. Скоре всего, по документам они числились металлоломом. Эти самолеты после сборки включили в 101-ю эскадрилью. На этих машинах одержали ряд воздушных побед, подчас спорных или скандальных. Например, 20 ноября израильский летчик В.Пик атаковал при наборе высоты английский самолет "Москито", направлявшийся фотографировать район боевых действий. Разведчик взорвался, оба члена его экипажа погибли. Великобритания направила израильским властям резкую ноту. Дело в том, что в то время английские базы в Палестине еще функционировали на вполне законном основании, и британскому командованию вовсе не хотелось оказаться под неожиданным ударом то с той, то с другой стороны (что периодически и случалось). Поэтому велись постоянная разведка и патрулирование окрестностей аэродромов. Израильтяне часто использовали "Мустанги" для сопровождения бомбардировщиков и разведчиков. Расстояния, конечно, были не те. 22 декабря три бомбардировщика второй мировой войны "Летающих крепости" с эскортом из двух P-51D нагрянули на египетский аэродром Эль-Ариш. Самолеты египтян были рассредоточены, поэтому сожгли только один транспортный С-47. Несколько побед израильских "Мустангов" в воздушных боях египтянами оспариваются. Так, 4 января 1949 году один Р-51D и один истребитель "Спитфайр" встретили три вражеских самолета Макки С.205, готовившихся сбросить бомбы. Пилот "Мустанга" Сенкер якобы сбил один самолет, но его потерю противник отрицает. То же самое можно сказать о бое 7 января, когда два P-51D, сопровождавшие на штурмовку четыре АТ-6, ввязались в схватку якобы с восемью истребителями G.55 и сбили три и один повредили; египтяне этого не признают. Большинство авторов считает, что реально на счету первой четверки израильских "Мустангов" две победы, из них одна - это "Москито", а вторая - один G.55.

После прекращения войны в 1949 году эти самолеты второй мировой войны использовали для учебных целей. Во время группового пилотажа две из них столкнулись, оба летчика погибли. С ноября 1952 года по июнь 1953 года из Швеции доставили в общей сложности 25 самолетов, в том числе несколько разведчиков. В дополнение к этому в Италии приобрели от 15 до 20 планеров без двигателей. Вот эти уже точно числились как утиль, поскольку купили их у торговцев металлоломом, которым списанные "Мустанги" продало итальянское правительство. Сколько из них удалось восстановить, а сколько пустили на запасные части — неизвестно. Израильтяне пустили в ход свои "Мустанги" во время войны с Египтом в октябре-ноябре 1956 года. Как истребители они были уже непригодны, а как штурмовики еще годились. В строю на этот момент имелась одна эскадрилья P-51D, которую можно было пополнить за счет частей боевой подготовки. При вторжении израильской армии на Синай два летчика получили особое задание - порвать телефонную линию от границы к Суэцу. Самолеты волокли за собой стальные тросы длиной 25 м. Предполагалось, что ими, как "кошками", истребители зацепят и порвут провода. Один трос оторвался еще по дороге, второй - на первом заходе. Осознавая важность задачи, пилоты рискнули и пошли на таран. Трюк был очень рискованным - можно было зацепиться и грохнуться о землю на полной скорости. Но пилотам повезло, они порубили провод винтами и остались живы.

При наступлении к Суэцкому каналу истребители "Мустанг" бомбами, ракетами и пулеметным огнем сопровождали израильские войска. Работая на малой высоте, они подвергались обстрелу зенитной артиллерии, пулеметов и стрелкового оружия. В результате потери оказались весьма значительными. После окончания боевых действий эскадрилью перевооружили, большую часть техники списали, но несколько истребителей использовались как учебные до 1958 года. Довольно много ветеранов авиации второй мировой войны "Мустангов" попало в Латинскую Америку. Этот процесс начался в 1947 году, когда в Рио-де-Жанейро подписали межамериканский договор о взаимной помощи (он же "пакт Рио"). По нему США брали на себя обязательства по модернизации вооруженных сил стран Южной и Центральной Америки. В сентябре того же года на Кубе уже насчитывалось 18 самолетов P-51D. Они летали и во второй половине 50-х годов, когда в стране началась гражданская война. "Мустанги" использовали против партизан как разведчики и штурмовики. В 1958 году повстанцы Фиделя Кастро захватили один истребитель без вооружения. По другой версии, списанную машину купили за границей и тайно перегнали на Кубу. Пулеметы и бомбодержатели на ней смонтировали местные умельцы. Толком даже не известно, что на ней стояло.

Машина летала с тайных площадок в горах. К концу гражданской войны у Кастро имелись уже два истребителя времен второй мировой войны "Мустанг". Они применялись в боях за города Сагуа и Сантьяго-де-Куба. Практически все "Мустанги" ВВС диктатора Батисты в 1959 году стали трофеями повстанцев, но их состояние уже не позволяло эксплуатировать эти истребители. В 1948 году 25 P-51D получил Уругвай. Они служили во 2-й истребительной группе до 1958 года, когда поршневые самолеты сняли с вооружения. Большая часть "Мустангов" пошла на слом, но шесть наиболее исправных машин перепродали Боливии. Последняя докупила в разных странах еще несколько самолетов и укомплектовала одну эскадрилью, летавшую на P-51D с 1960 года по 1977 год. В 50-х годах американцы подарили десяток "Мустангов" Гаити. Из них сформировали эскадрилью истребителей-бомбардировщиков, единственную боевую часть местной авиации. В 1955 году по 10-15 машин получили Гватемала, Гондурас и Сальвадор. Две последние в 1969 году устроили короткую "футбольную войну", причиной которой стало... недовольство результатами международного футбольного матча! Наверное, это был последний конфликт, в котором приняли участие поршневые боевые самолеты. Чуть позже в список "мустанговладельцев" вошла Коста-Рика. Никарагуа закупила "Мустанги" не в США, а в Швеции. Шведы в 1954 году продали этой стране 26 истребителей, летавших до 1965 года. Из того же источника "Мустанги" поступили в Доминиканскую республику. Сначала их было 42, но во все уменьшающемся количестве они эксплуатировались до конца 70-х годов.

Воздушные гонки.

В разных странах до сих пор проводятся состязания поршневых самолетов, а в США - даже воздушные гонки. В них участвуют наиболее скоростные машины как времен Второй мировой войны, так и послевоенные, в основном истребители. Естественно, среди них оказались и "Мустанги". Впервые они выступили на Национальных авиационных гонках в Кливленде в 1946 году. В борьбе за кубок фирмы "Бендикс", предусматривающий преодоление маршрута протяженностью 3300 км с максимальной скоростью, три самолета Р-51С и один Р-51D заняли первые четыре места. Победителем стал П.Мантц, показавший среднюю скорость 700,85 км/ч. На состязаниях за Кубок Томпсона, на которых самолеты делают десять кругов по 48 км, "Мустанги" заняли третье, четвертое, пятое и седьмое места. Правила соревнований обычно разрешают дорабатывать самолеты. Кроме демонтажа ненужного вооружения, брони и оборудования, на них заменяют двигатели, совершенствуют аэродинамику и так далее. На "Бегине" Б.Олдома в 1949 году подфюзеляжный радиатор заменили двумя в обтекателях под крыльями, взяв за образец самолет второй мировой войны "Спитфайр". На самолете Э.Джонсона в том же году радиаторы выполнили по типу истребителя "Аэрокобра" - с входными окнами в передней кромке крыла. "Даго Ред", на котором С.Холм занял первое место в гонках 2000 году.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме