Доклад командира эскадрильи Тамбовской авиашколы ГВФ, Героя Советского Союза, тов. Горанова B.C.
"24 октября я получил приказание летать на тяжелом французском бомбардировщике "Потез-54". Экипаж состоял из 7 человек, из них трое были русскими (я, стрелок-радист Десницкий, штурман Деменчук), остальные — испанцами. На этом самолете мы раньше никогда не летали. Потез-54 хороший самолет, но с недостаточной скоростью. Только на высоте 4000 м он развивает скорость 219 км/ч...
После окончания сборки наших машин меня перевели на СБ и я в течение 15 дней работал с другим штурманом, т.к. Деменчук остался на "Потезе". Вначале наш новый экипаж работал неважно. Штурман не знал местности и плохо ориентировался. После одного-двух полетов с местностью ознакомились. Первое время зенитная артиллерия мятежников стреляла плохо и снаряды разрывались за хвостом самолета. Затем зенитки стали бить более метко и их количество увеличилось.
Последний раз я летал 12 ноября. Было приказание лететь и после обеда, но я доложил, ч то мотор не дает полных оборотов. Командир эскадрильи сказал, что хотя мотор не вполне исправен, но все же скорость СБ большая, чем у Потезов. Я полетел, но мотор сдал и мне пришлось сделать вынужденную посадку, которая была выполнена хорошо. Первое время нам неизвестны были результаты вылетов. Потом на нашу территорию перелетел один фашистский самолет (10 ноября 1936 г. Ю-52) летчик которого показал, что наши бомбардировщики действовали очень удачно. Несмотря на то, что немцы хотели очень догнать наш СБ, им не удавалось этого сделать. Мы летали без сопровождения истребителей, потому что истребителей тогда не было, спасались от противника тем, что уходили от него на больших скоростях.
По прибытии истребителей работать стало легче. Особенно выделялся по своим качествам И-15. По словам того же перебежчика, фашисты как огня боятся И-15, потому что эта машина очень маневренная, имеет 4 пулемета. Одно время мы имели господство в воздухе, затем количество самолетов уменьшилось и одну эскадрилью пришлось расформировать. Обычно одна треть самолетов не вылетала, оставаясь на аэродроме для текущего ремонта. Моторы на СБ не очень хорошего качества, тонкие стенки цилиндров и моторы в целом не полностью освоены. Сам самолет очень хорош и обладает достаточной скоростью, фашисты не имеют самолетов с такими скоростями, поэтому они пытались применять тактику эшелонирования истребителей в глубину и поджидания нас, ибо догнать СБ они не в состоянии.
Бомбардировщик СБ на службе в республикансих ВВС готовиться к старту.
Двигатели заводят при помощи атомбильного стартера
К недостаткам СБ следует отнести следующее: компас стоит не на месте и пилот не может им пользоваться в полете, в распоряжении пилота нет ручки сбрасывания бомб на случай гибели штурмана...Моторы СБ быстро остывают, но и быстро нагреваются, поэтому мы не закрывали радиаторов. На СБ очень плох обзор для пилота. Обзор закрывают моторы, крылья и фюзеляж. Смотришь только вперед и вверх, а земли не видно.
В целом самолет СБ хорош и легко управляется в воздухе.
Люди дерутся очень хорошо. Все летчики летают с хорошим настроением и желанием. Испанцы, особенно технический состав, на наших машинах работают хорошо. Тактика при бомбометании у нас была такой: незаметно на большой скорости подойти, сбросить бомбы и быстро уйти, маневрируя, чтобы наземная противовоздушная оборона и истребители не успели нас сбить. Нужно отметить и ряд отрицательных моментов. Истребители пустили в бой сразу, не ознакомив экипажи с местностью. Правда, тогда некогда было ожидать, т.к. наземные войска жаловались на отсутствие истребителей.
Задание давали не накануне вылета, а только за 5 минут до взлета. Поэтому штурман разбирался в обстановке только в воздухе. Бывало и так, подготовишься лететь на одну цель, а потом маршрут изменят. СБ использовались не по назначению. Они дрались над Мадридом в то время, когда они должны были применяться по тылам противника, аэродромам, железным дорогам и т.д. Наши летчики работали лучше, чем немецкие или итальянские. Об этом свидетельствуют результаты воздушных боев. Испанцы в восторге от наших летчиков. Там работала и французская группа в составе 9-10 человек, но она в последнее время работала очень плохо и почти расформировалась. Трех французов взяли на наши истребители и они работали хорошо.
При взлетах господствовала неорганизованность и только по случайности мы не сталкивались. Особенно было опасно взлетать в темноте, не зная расположения самолетов, которые были разбросаны по всему аэродрому. Не давалось указаний, откуда заруливать и куда взлетать. Сначала не давали никаких метеосводок, что привело к катастрофе двух СБ и было большой ошибкой. Сейчас наладили метеообслуживание и без метеосводки не вылетают. В тыл противника мы летали приблизительно на удаление 80 км. Под огнем зенитной артиллерии противника мы все время маневрировали в сторону и по высоте. Это легко делать при большой скорости СБ, продержался две минуты на боковом курсе и ушел.
Бомбардировщики СБ на стоянке аэродрома близ г. Севилья в апреле 1939 г.
Истребители сначала старались догнать СБ. Они на полном газу преследовали минут 10, затем отставали и уходили. Впоследствии истребители стали действовать из засад, атакуя нас в пути. Обыкновенно они держались ниже нас, пользуясь плохой видимостью с СБ вниз и затем внезапно атаковали. Однажды я видел как первая пара наших СБ прошла удачно, истребители противника ее пропустили и опоздали атаковать. Они ожидали и нас, но штурман сообразил, сбросил бомбы на запасную цель, которая была на нашем маршруте и свернул вправо. Истребители противника отстали и не могли нас догнать. Говорили, что СБ на одном моторе может набрать 5000 м высоты. Это неверно, так как груженая машина в высоту не идет. Однажды на высоте 300 метров и с нагрузкой 1600 кг (имеются в виду топливо, плюс экипаж, плюс бомбы) отказал один мотор. Штурман догадался сбросить бомбы, после чего мы с трудом добрались до первого аэродрома и вынуждены были сесть.
СБ не были подготовлены для ночных полетов, а летчики не умели летать ночью. Вылетали всегда в одно и то же время: в 7 и в 15 часов. Нас снабжали очень плохими картами. Истребители при перелете с аэродрома на аэродром ожидали, когда прилетит ведущий, чтобы отвести остальных на новое место. Наши аэродромы были замаскированы очень хороню. Пользовались только естественной маскировкой: деревьями, зеленью. Аэродром в Сан Клементе был замаскирован так хорошо, что мне пришлось летать над ним 3-4 минуты, прежде чем мы его обнаружили. Аэродром, где работала 1-я эскадрилья был тоже очень хорошо замаскирован. Противник однажды бомбардировал аэродром в Альбасете (очевидно, Лос Льянос), где стояли "Потезы", но результаты бомбометания были плохими. Вообще ночью противник бомбил скверно. Нам пришлось наблюдать неудачную бомбардировку противником Картахены. Бомбы попали в город и частично в Арсенал. За последнее время авиация противника стала бомбить более метко. Аликанте, например, противник бомбил с лучшим результатом.
Республиканский самолет СБ,
совершивший вынужденную посадку на вспаханное поле
Одной из ошибок руководства было отсутствие разбора полетов. Люди придут с полетов, пообедают, и этим дело ограничивалось. Узнавали обо всем частным порядком, организованного обмена опытом не было. Испанцы были довольны нашими действиями и многому прилежно учились у нас. Они иногда удивлялись, что мы не обедаем, пока не закончим работу. У них в час обеда никто не работает, а после обеда все спят.
Мы брали на СБ по 8 магазинов на каждый пулемет, но стрелять не приходилось, т.к. истребители нас не догоняли. Обычно мы брали 6 бомб по 50 кг, 100 кг бомбы брали только для бомбежки железнодорожных станций. У нас было принято всегда заполнять баки горючим полностью, а в 1-й эскадрилье баки заполняли в зависимости от задания.
Что касается летной нагрузки, то в неделю мы делали по 3-4 вылета на "Потезах", продолжительностью по 3 часа. На СБ 4-5 вылетов, а всего 6 часов в неделю. Были люди, которые летали по 13-14 раз в неделю. Чувствовалось, что один из таких летчиков в нашей эскадрилье сильно уставал.
Бытовые условия были хорошие, но отдых недостаточный и организован ненормально. Ужин кончался в 11 часов вечера, а так как у нас первое время было принято ожидать командира эскадрильи, то всякое его запаздывание вело к излишнему ожиданию. Пропадало очень много времени, которое можно было использовать для сна. В город Сан Клементе командиров пускали мало, другие имели к этому большие возможности.Денег платили 1600 песет (около 150 долларов), но их некуда было девать, т.к. нечего было покупать. Французы получали по договору 15 000 песет в месяц, а поначалу и до 30 000 песет, независимо от вылетов по боевым заданиям. Один француз получил отпуск со службы на родину, сделал один вылет, получил 30 тысяч песет, уехал и не вернулся. Во французской группе находился один американец, очень старый летчик и смелый человек, летавший днем и ночыо. Когда я в последний раз летал на "Потезе", то из 5 "Хейнкелей", которые нас атаковали, три сбили, из них один вошел в штопор и разбился. Два других — пошли на вынужденную".
Республиканский бомбардировщик СБ с регистрационным номером ВК-43 на фюзеляже и тактическим номером "49" на киле