Испанская "Katiuska" - Другие доклады
pro-samolet.ru   
Доклад штурмана Деменчук. "Мы имели очень плохие карты и летали с 40-верстными политическими картами. На этих картах намечены только главные асфальтированные и шоссейные дороги. Асфальтированных дорог много и при наблюдении с больших высот они сливаются с ш
Содержание
Испанская "Katiuska"
Доклад Горанова B.C.
Другие доклады
Итоговые данные

Доклад штурмана Деменчук.

"Мы имели очень плохие карты и летали с 40-верстными политическими картами. На этих картах намечены только главные асфальтированные и шоссейные дороги. Асфальтированных дорог много и при наблюдении с больших высот они сливаются с шоссейными дорогами. Иногда мы летали по дорожным картам, на которых нанесены только крупные пункты и дороги, но нет рельефа. Сначала было трудно ориентироваться, но потом мы привыкли.

Пулемет Дегтярева у штурмана на СБ в воздухе не стреляет, потому что встречная струя воздуха создает сопротивление пружине, затвор не действует и не разбивает капсюля. Я слышал также, хотя лично не испытал, что пулемет Дегтярева на СБ не стреляет и под углом 90° к направлению полета. Было очень трудно летать без очков. На "Потезах" очки не нужны, а на СБ штурману еще можно кое-как летать без очков, но стрелять нельзя, так как сильно задувает. Было трудно с обмундированием, так как летали в той одежде, в которой приехали, а подниматься приходилось на большую высоту. Никакого обмундирования испанцы нам не дали.

По моему, СБ как бомбардировщик очень слаб. Он может хорошо уходить от истребителей, быстро проходить линию фронта, но берет мало бомб и его бомбодержатели не приспособлены для подвески бомб различных калибров. Необходимо на СБ подвешивать не только фугасные, но и осколочные бомбы, что дало бы большой эффект при бомбардировке аэродромов. Количество бомб на СБ нужно увеличить. Мелкие бомбы можно приспособить в вертикальный держатель для 250-кг бомбы.

Переговорные аппараты внутренней связи на СБ часто отказывают, особенно на больших скоростях. Если между стрелком и летчиком связь хорошая, то между штурманом и летчиком, а также штурманом и стрелком, связь отсутствует. "Потезы" в этом отношении оборудованы лучше. Там можно ходить по самолету и есть переговорный аппарат такого же типа как на Р-5. Наш пристегивающийся парашют летнаба для работ на СБ неудобен. Лучше французский парашют, имеющийся на "Потезе", потому что он подвешивается за плечами и удобен тем, что находится сзади. При продолжительном полете на СБ болит спина, так как не на что опереться, а парашют сзади мог бы служить опорой. Во-вторых, французский парашют не нужно пристегивать в воздухе. Наш парашют иногда забываешь пристегнуть и лишь в полете, когда возвращаешься обратно, вспоминаешь, что забыл его одеть. Правда может быть труднее вылезать с французским парашютом, но, по-моему, это не будет сильно мешать.

Пироснусками (пиропатрон для отделения бомбы от держателя) обычно не пользуются, а пользуются аварийными сбрасывателями. Объясняется это отчасти консерватизмом, отчасти отсутствием электриков. Кислородная аппаратура не использовалась. Компас работает хороню и менять его не надо. На виражах и поворотах бомбы сбрасывать нельзя. Был случай, когда бомба, сброшенная на вираже, застряла в люке. При этом ветрянка бомбы сломалась и вынимать ее было очень опасно".

Самолет СБ

Один из последних серийных самолетов СБ с двигателями М-100 и двухлопастным винтом

Доклад воентехника 2-го ранга Петрова (продолжение).

"Почти у всех самолетов СБ нижняя и передняя лента стабилизатора обрывается в полете. Кронштейны и глушители пришлось привязывать проволокой. От сильной воздушной струи лопается целлулоид на Ф-1 (на остеклении штурмана). Это явление наблюдалось и в случае близкого разрыва бомб и снарядов зенитной артиллерии. Чтобы присоединить аккумуляторы нужно открывать люк, что является очень неудобным. Необходимо сделать окошко, чтобы можно было просунуть руку и присоединить аккумулятор, не открывая люка. С моторами дело обстоит хуже. Они часто выходят из строя, из 9 штук сразу пришлось снять 6 моторов. Я знаю, что на заводе, строящем моторы, бьются над соединением стакана с блоком, но это соединение все равно лопается. Мотор сильно стучит. Однажды в моторе начался страшный стук. Думали, что вылетели зубья редуктора. Я снял крышку, снял редуктор, но ничего не обнаружил, а мотор даже на малых оборотах ревел и давал большую тряску. Один раз поломались все тяги высотного корректора и все кронштейны. Один мотор начал пропускать воду через соединения стакана с блоком, цилиндры у мотора М-100 текут. Очень часто ломается сцепление магнето, выходит из строя зажигание.

Бензин заливали, пока он не польется из дренажной трубки. Всего заливали 1260 кг бензина, и 40 кг масла. Первое время из-за потери ориентировки 2 раза залетали в Португалию, держались в воздухе более 5 часов и только по берегу Средиземного моря приходили на свой аэродром. Если бы не хватило бензина, СБ из таких полетов не возвращались бы. Для 25-минутного полета к Мадриду горючее также заливали полностью, хотя этого делать было не нужно. В общем, над мотором нужно поработать, потому что он быстро выходит из строя. Три наших мотора мы отправили в Барселону на завод "Испано", т.к. они давали металлический стук, причину которого на месте установить было невозможно.

Наши конструкторы поступают правильно, когда стремятся создать высотные самолеты СБ, летающие на высоте 4-5 километров. На такой высоте СБ не возьмет ни один истребитель. В целом СБ хорошая машина, и, если ее использовать по своему назначению, она вполне оправдает себя".

Сгоревший бомбардировщик

Сгоревший бомбардировщик СБ, 6 февраля 1939 г., Фигуерас

Приведенные впечатления позволяют представить обстановку, в которой происходили первые вылеты СБ. Стоит добавить, что вопросы организации боевой работы, которыми должны были заниматься военные советники, во многом отдали на откуп командирам эскадрилий. Что не замедлило сказаться на результатах.

В 3-й эскадрилье капитана Г. Несмеянова действовали так: бомбовая нагрузка не более 300 кг, заправка топливом — полные баки, полет к цели и возвращение — всегда на максимальной скорости. В 1 -й эскадрилье майора Э. Шахта и во 2-й майора В.Хользунова по маршруту летали на крейсерской скорости, максимальный газ моторам давали только в случае необходимости, топливом самолеты заправлялись в зависимости от дальности полета. Кроме этого в обеих эскадрильях бронировалось место пилота и была увеличена бомбовая нагрузка до 400-600 кг. До возвращения в СССР в феврале 1937 г. Шахт успел поставить на свой самолет 4 дополнительных бомбодержателя для 10 кг бомб.

Указанные для сравнения методы руководства различных командиров проявились в следующем: 1-я и 2-я эскадрильи остались в боевом строю, в то время как 3-ю, после использования ресурса запасных двигателей, расформировали. Оставшиеся машины распределили между 1-й и 2-й эскадрильями. Не смотря на все старания наших летчиков и командиров 1-й и 2-й эскадрилий, республиканское правительство решило не приобретать больше СБ. На рубеже 1936/37 г. закупили новую партию "Потез-54" и началась подготовка к производству другого французского бомбардировщика — "Марсель-Блох 210". Оставшимся к этому моменту в строю СБ видимо отводилась роль фоторазведчиков. По крайней мере, 1-я эскадрилья получила французские фотоаппараты для установки на СБ.

Начавшееся убытие первой группы советских летчиков на родину постепенно восполнялось испанскими экипажами. К этому моменту СБ в Испании получил народное прозвище "Катюшка" ("Katiuska"), которое по расхожей версии образовалось от имени героини популярной испанской оперетты.
Количественно состав СБ до конца 1936 г. уменьшился незначительно. За полтора месяца (с середины ноября) потеряли четыре машины. Из них три - в авариях и одну с испанским экипажем сбили в воздушном бою 7 декабря.

По состоянию на 1 января 1937 г. в строю насчитывалось 18 машин.
3 января при налете на Кордову подбили самолет болгарина Иванова (Николая Ватова). При совершении вынужденной посадки в горах самолет разбился и экипаж погиб. Известный испанский летчик-истребитель Гарсиа Морато сообщил о двух сбитых в этот день СБ. Однако сводка от 7 января по-прежнему сообщает — на фронте 18 СБ.

Дальнейшие действия бомбардировщиков в зимний период активностью не отличались. Согласно докладу советского представителя Свешникова, но состоянию на 3 марта, в Группе 12 числилось 18 СБ. По другим данным имелось 15 боеспособных машин и 4 находились в ремонте. В таком составе соединение участвовало в разгроме итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой. Базирование группы в этот период осуществлялось на аэродромах Сан Клементе и Алькала де Энарес.

Указанным выше планам испанского правительства закупать и строить бомбардировщики французской постройки не суждено было сбыться прежде всего по причине политики «невмешательства» европейских стран. Поэтому весной 1937 г. закупили вторую партию из 31 СБ. Это были более совершенные самолеты, имеющие улучшенное оборудование, укомплектованные пулеметами ШКАС и двигателями М-100 с увеличенным ресурсом работы. Впрочем, система охлаждения двигателей по прежнему являлась недостаточной и они перегревались в летнюю жару.

Указанные СБ, поступившие 1 мая 1937 г., позволили укомплектовать в Grupo 12 с учетом оставшихся экземпляров 4-е полноценные эскадр ильи. Общее командование группой и одной из эскадрилий принял А. Сенаторов, командиром 1-й эскадрильи стал И. Проскуров. Еще две эскадрильи комплектовались испанскими экипажами и командирами. Кроме этого началось формирование нового соединения — Grupo 24.
События международного характера вокруг Республики к тому моменту складывались не самым благоприятным образом. Специальные корабли — контролеры, представляющие Лигу Наций, в соответствии с договором о невмешательстве должны были воспрепятствовать доставке вооружений в Испанию. Трудно сказать, как велась эта деятельность нейтральными представителями. Однако немецкие и итальянские военные корабли постоянно курсировали в Средиземном море и, особенно, в районе Балеарских островов. Одновременно военный флот республики противоборствовал флоту националистов, имеющих в своем составе два крейсера: "Канариас" и "Балеарес". Существовала надежда уничтожить эти корабли, базирующиеся на остров Mallorka и с воздуха.

29 мая 1937 г. пара СБ обнаружила в районе острова Ibiza военный корабль, весьма напоминающий пресловутые крейсера. Самолет Н. Острякова атаковал корабль, который на деле оказался немецким линкором "Дойчланд". Одна из бомб попала в кают-компанию, где при взрыве погибли 31 человек команды, еще 83 было ранено. Немцы ответили на это обстрелом прибрежного города Альмерия. Были многочисленные жертвы среди мирного населения. В ходе последующих месяцев 1937 г. "Катюшки" продолжали наносить эффективные удары по морским портам националистов. Итальянцы для противодействия этим достаточно вызывающим рейдам вынуждены были держать на о. Mallorka одну, а позже, две эскадрильи Фиатов CR.32. Однако уступавшие республиканским бомбардировщикам по скорости Фиаты не всегда справлялись со своей задачей.

Осенью 1937 г. после тяжелых летних боев и ощутимых потерь Grupo 12 расформировали, ее отдельные машины восполнили эскадрильи Grupo 24. В ноябре 1937 г. командиром Grupo 24 становится испанский летчик Леокадио Мендиола, который занимал этот пост до конца войны. Вообще, заменить советских командиров на испанских, пытались с момента активизации боевых действий. Связывалось это вовсе не с чьими-то личными или профессиональными качествами. Испанцы считали, что русские часто направляют удары "Катюшек" исключительно по собственному разумению. Однако, как только возможность выбора целей действительно доверялась испанцам, они стремились направить бомбардировщики для атак переднего края, где потери становились неоправданно высокими.

Если удары по морским портам СБ совершали самостоятельно, то боевые задания над континентальной Испанией по возможности выполнялись с истребительным прикрытием. При этом отмечалось, что "на высоте выше 5000 м И-16 с мотором М-25А и М-25В отстают от СБ. И-16 с мотором F-54 (американский) справляется с задачей прикрытия СБ на любых скоростях.... Было много случаев, когда СБ, увидев истребителей фашистов давали газ за "защелку" и уходили, оставляя прикрывающих истребителей".

Использование истребительного прикрытия в ходе войны стало важным, так как появление на фронте немецких истребителей Bf.109 более не позволяло СБ безнаказанно пользоваться преимуществами в скорости. 7 февраля 1938 г. группа "Катюшек" бомбардировала станцию Каламоча в районе Теруэля. После бомбометания и выхода из зоны зенитного огня, самолеты атаковала группа Bf.109. В условиях отсутствия истребительного прикрытия 4 СБ были сбиты, а еще 4 вернулись со значительными повреждениями.
 В 1938 г. бомбардировщики СБ вновь участвовали в поиске крейсеров националистов. В ночь с 5 на б марта 1938 г. республиканский эсминец в морском бою торпедировал крейсер "Балеарес" и повредил его. На рассвете два СБ под управлением русского Степана Брежного и испанца Леокадио Мендиола оправились на поиски поврежденного корабля. Прошли над островом Mallorka, пересекли Средиземное море почти до Гибралтара и обнаружили "Балеарес", буксируемый крейсером "Канариас".

Судя по курсу, корабли спешили укрыться в одном из портов Северной Африки. По возвращении разведчиков на базу, решено было нанести бомбовый удар по поврежденному "Балеаресу". Для решения задачи в срочном порядке подготовили 3 девятки бомбардировщиков, ведомые Мендиола, Лисовым и Стечишиным. Атака уже первой девятки Митрофана Лисова увенчалась успехом — "Балеарес" был поражен бомбами и скоро затонул. "Канариас" при этом благоразумно бросил буксирные концы и отошел в сторону. Не смотря на яростный зенитный огонь вся группа благополучно вернулась домой.

Указанные события на море состоялись в основном благодаря поставке очередной (и последней) поставке 31-го СБ из Советского Союза. Эта партия, отличавшаяся более мощными двигателями М-100А пришла в марте 1938 г. Таким образом общее количество СБ, участвующих в войне в Испании составило 92 экземпляра.
(Еще 7 июля 1937 г. советский представитель Стоклицкий подготовил следующую справку. Состояние самолетов на сегодня. СБ: в строю — 45, в заводском ремонте — 5, погибло — 11, получено — 61.)
Суммируя, получаем искомые 92 экземпляра.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме