|
Испанская "Katiuska" - Итоговые данные
|
pro-samolet.ru
|
2010-08-19T11:00
|
Практически весь первый период войны соединения "Катюшек" базировались на аэродромах, расположенных вдоль линии Мадрид — Картахена. После потери части Каталонии одна эскадрилья примерно до середины лета 1938 г. действовала с аэродрома в районе Хероны, чуть п
Практически весь первый период войны соединения "Катюшек" базировались на аэродромах, расположенных вдоль линии Мадрид — Картахена. После потери части Каталонии одна эскадрилья примерно до середины лета 1938 г. действовала с аэродрома в районе Хероны, чуть позднее с аэродрома Реус под Барселоной.
Итоговые данные о действиях республиканских ВВС на самолетах СБ за период с 28.10.36 г. по 1.01.39 г. в числителе боевых вылетов, в знаменателе самолето-вылетов
Цели
|
Боевые вылеты/самолето-вылеты
|
по аэродромам и авиабазам |
118/864
|
по ж.д. объектам |
56/347
|
по морским кораблям и базам |
73/361
|
по администрат.политическим и экономим, объектам |
44/266
|
действия по войскам |
405/3306
|
на разведку |
156/302
|
не боевые полеты и перелеты |
9/118
|
Всего |
861/5564
|
Основные цели бомбардировок были в районе Сарагоссы. Для уменьшения потерь высоту полетов подняли до 6000 м. Так как с кислородным оборудованием имелись проблемы, в частности, отсутствовали кислородные маски, приходилось заниматься "самодеятельностью". Были изготовлены своеобразные мундштуки, соединенные шлангами с кислородными баллонами. Несмотря на примитивность такого оборудования, оно неоднократно использовалось и дало свои положительные результаты. Летом 1938 г. эта эскадрилья, которой командовал поначалу Андрей Стетишин, затем Николай Красноглазов, перебралась на Центральный фронт, где влилась в состав Группы 24.
Говоря о событиях 1938 г. следует отметить, что согласно советским данным, весной — летом 1938 г. на фронте действовало 4 - эскадрильи СБ, две из которых назывались русскими, а две испанскими. В этот период продолжались изменения в конструкции СБ с целью повышения его боевых характеристик. В частности, в июне 1938 г. на самолете с кодировкой ВК-004 испытали "горизонтальные" бомбодержатели, на которые можно было подвесить две 100-кг бомбы. В октябре 1938 г. на машинах с бортовыми номерами 21 (код ВК-083) и 26 испытывались бомбовые кассеты, с которыми СБ мог брать 48 бомб по 12 кг, либо 436 бомб по 0,76 кг. Тогда же на многих СБ снимали сдвижной фонарь задней кабины и устанавливали небольшой козырек для прикрытия стрелка от воздушного потока, а в верхней части фонаря кабины летчика устанавливали зеркало заднего вида.
На заключительном этапе испанской войны, в условиях недостатка республиканских истребителей, СБ использовались ограниченно, малыми группами. Начиная с осени 1938 г. самолеты управлялись исключительно испанскими экипажами. В этот период общее количество "Катюшек" поддерживалось в пределах двух десятков машин. Отчасти такое положение удавалось сохранять благодаря ремонту самолетов и авиадвигателей. Только за 1938 г. ремонтный завод SAF-9 в Барселоне отремонтировал 169 двигателей М-100. Ремонтом самолетов СБ занимался завод SAF-3/16 в Реусе и завод SAF-21/23. Существует мнение, что в конце 1938 г. в Испанию из Советского Союза направили крупную партию модернизированных СБ, оснащенных двигателями М-103 и даже получивших обозначение "Супер Катюшка". Однако подтверждения этой информации на сегодняшний день не имеется. В ходе боевых действий один СБ достался националистам и некоторое время использовался для ведения дальней разведки. Еще одна машина под обозначением "Мартин-Бомбер" демонстрировалась в Сан Себастьяне в 1938 г.
После падения Испанской республики в марте 1939 г. победившей стороне досталось 19 вполне исправных СБ. Уже к середине августа эти машины под обозначением 20W (позднее В.5) вошли в состав 13-й бомбардировочной эскадры, базирующейся в Лос Льянос. Эксплуатация продолжалась до февраля 1946 г. Из 92 поставленных СБ республиканская авиация в ходе боевых действий потеряла 74 машины. Из них около 40 было уничтожено истребителями и зенитной артиллерией противника, остальные разбиты в авариях и катастрофах. Воздушные стрелки СБ за период войны заявили о 9 сбитых истребителях — 4 CR.32, 3 Bf.109 и 2 неустановленного типа.
Сравнительная таблица самолетов СБ 2М-103, СБ-РК, Ар-2 № 1/511 и самолета "100" (Пе-2 производства завода № 39) Характеристики приведены согласно данных госиспытаний
|
СБ 2М-103 1939г.
|
Размах крыла (м) |
20,330
|
Длина (м) |
12.770
|
Высота (м) |
4.735
|
Вес пустого (кг) |
4566
|
Полетный вес (кг) |
6380
|
Нагрузка на крыло (кг/м2) |
112,5
|
Скор. макс, у земли (км/ч ) |
363,5
|
Скор, на расч. высоте (км/ч ) |
433
|
Скорость посадочная (км/ч ) |
130
|
Время набора 5000м (мин) |
8,9
|
Практическ. потолок (м) |
8800
|
Дальность норма, (км) |
800
|
|
СБ-РК № 2/281
|
Размах крыла (м) |
18,0
|
Длина (м) |
12,780
|
Высота (м) |
4,700
|
Вес пустого (кг) |
4735
|
Полетный вес (кг) |
6300
|
Нагрузка на крыло (кг/м2) |
132
|
Скор. макс, у земли (км/ч ) |
411
|
Скор, на расч. высоте (км/ч ) |
480
|
Скорость посадочная (км/ч ) |
135
|
Время набора 5000м (мин) |
8,55 (по другим данным 7,1)
|
Практическ. потолок (м) |
10100
|
Дальность норма, (км) |
-
|
|
Ар-2 № 1/511
|
Размах крыла (м) |
18,0
|
Длина (м) |
12,625*
|
Высота (м) |
4,700
|
Вес пустого (кг) |
5106
|
Полетный вес (кг) |
6500
|
Нагрузка на крыло (кг/м2) |
139-148
|
Скор. макс, у земли (км/ч ) |
443
|
Скор, на расч. высоте (км/ч ) |
505-512
|
Скорость посадочная (км/ч ) |
135
|
Время набора 5000м (мин) |
6,55
|
Практическ. потолок (м) |
10500
|
Дальность норма, (км) |
-
|
*Длина самолета Ар-2 по другим данным 12,640 м.
|
"100" (Пе-2)
|
Размах крыла (м) |
17,150
|
Длина (м) |
12,698
|
Высота (м) |
3,512
|
Вес пустого (кг) |
5887
|
Полетный вес (кг) |
7200
|
Нагрузка на крыло (кг/м2) |
177
|
Скор. макс, у земли (км/ч ) |
455
|
Скор, на расч. высоте (км/ч ) |
515
|
Скорость посадочная (км/ч ) |
140
|
Время набора 5000м (мин) |
6,8
|
Практическ. потолок (м) |
|
Дальность норма, (км) |
1400
|
Сводная таблица основных технических и летных характеристик самолетов СБ различных годов выпуска
|
АНТ-40 РЦ
|
Год |
1934
|
Двигатели |
Райт "Циклон"
|
Мощн. л.с. |
730
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,51
|
Размах крыла (м.) |
19,0
|
Площадь крыла (м2) |
46,3
|
Длина в лин. полета (м) |
12,3
|
Высота в лин. полета (м) |
-
|
Полетный вес(кг) |
4717
|
Бомбы (кг) |
500
|
Скорость макс.(км/ч) |
325
|
Дальность полета (км) |
1400
|
Потолок (м) |
6800
|
|
АНТ-40 ИС
|
Год |
1935
|
Двигатели |
Испано Сюиза
|
Мощн. л.с. |
750
|
Возд. винт/диаметр(м) |
2-х лоп./3,4
|
Размах крыла (м.) |
20,3
|
Площадь крыла (м2) |
51,95
|
Длина в лин. полета (м) |
12,217
|
Высота в лин. полета (м) |
4,312
|
Полетный вес(кг) |
4850
|
Бомбы (кг) |
500
|
Скорость макс.(км/ч) |
400
|
Дальность полета (км) |
1400
|
Потолок (м) |
9400
|
|
СБ № 221
|
Год |
1936
|
Двигатели |
М-100
|
Мощн. л.с. |
750
|
Возд. винт/диаметр(м) |
2-х лоп. /3,4
|
Размах крыла (м.) |
20,3
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
12,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,39
|
Полетный вес(кг) |
5628
|
Бомбы (кг) |
500
|
Скорость макс.(км/ч) |
393
|
Дальность полета (км) |
2187
|
Потолок (м) |
9000
|
|
СБ № 22200
|
Год |
1937
|
Двигатели |
М-100А
|
Мощн. л.с. |
850
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./.3.4
|
Размах крыла (м.) |
20,33
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
12,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,24
|
Полетный вес(кг) |
5748
|
Бомбы (кг) |
600
|
Скорость макс.(км/ч) |
423
|
Дальность полета (км) |
-
|
Потолок (м) |
9560
|
|
СБ № 1/83
|
Год |
1938
|
Двигатели |
М-103
|
Мощн. л.с. |
960
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,4
|
Размах крыла (м.) |
20,33
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
12,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,735
|
Полетный вес(кг) |
6175
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
419
|
Дальность полета (км) |
-
|
Потолок (м) |
9600
|
|
СБ № 13/221
|
Год |
1939
|
Двигатели |
М-103
|
Мощн. л.с. |
960
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,25
|
Размах крыла (м.) |
20,33
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
12,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,735
|
Полетный вес(кг) |
6380
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
450
|
Дальность полета (км) |
1900
|
Потолок (м) |
9300
|
|
ММН
|
Год |
1939
|
Двигатели |
М-105
|
Мощн. л.с. |
1050
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,25
|
Размах крыла (м.) |
18,0
|
Площадь крыла (м2) |
48,214
|
Длина в лин. полета (м) |
12,78
|
Высота в лин. полета (м) |
4,7
|
Полетный вес(кг) |
7068
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
445
|
Дальность полета (км) |
1000
|
Потолок (м) |
9000
|
|
СБ № 1/227
|
Год |
1940
|
Двигатели |
М-105
|
Мощн. л.с. |
1050
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,25
|
Размах крыла (м.) |
20,33
|
Площадь крыла (м2) |
56,7
|
Длина в лин. полета (м) |
2,273
|
Высота в лин. полета (м) |
4,735
|
Полетный вес(кг) |
7000
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
445
|
Дальность полета (км) |
1000
|
Потолок (м) |
9000
|
|
АР-2
|
Год |
1941
|
Двигатели |
М-105
|
Мощн. л.с. |
1050
|
Возд. винт/диаметр(м) |
3-х лоп./3,1
|
Размах крыла (м.) |
18,0
|
Площадь крыла (м2) |
48,2
|
Длина в лин. полета (м) |
12,640
|
Высота в лин. полета (м) |
4,7
|
Полетный вес(кг) |
6500
|
Бомбы (кг) |
1500
|
Скорость макс.(км/ч) |
512
|
Дальность полета (км) |
1000
|
Потолок (м) |
10500
|
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|