Турция сбила российский Су-24М в Сирии
До того, как российский военный самолет был сбит во вторник в Сирии, были признаки, хотя и небольшие, что ключевые державы, наконец, действительно заинтересованы в прекращении гражданской войны в Сирии политическими методами.
pro-samolet.ru   

Турция сбила российский самолетВоенный самолет России – фронтовой бомбардировщик Су–24М – был сбит турецким истребителем F–16 в районе сирийско–турецкой границы 24 ноября 2015 года. Российский самолет возвращался на авиабазу Хмеймим. Турция заявляет, что российская машина нарушила их воздушное пространство. Министерство обороны России сообщает, что самолет находился в небе над Сирией. Один летчик погиб, второй спасен и доставлен на российскую базу. Что об этом пишут зарубежные СМИ?

Реальная опасность сбитого российского самолета

В качестве ключа к разгадке того, как сирийская гражданская война могла бы, наконец, закончиться - или перерасти в еще более кошмарный конфликт - посмотрите на переполненные небеса Сирии.

Там, Военно-воздушные силы таких стран, как США, России, Турции, Сирии, и все регулярно наносят удары, часто по противоположным целям. И там, во вторник, турецкие истребители сбили российский военный самолет, якобы нарушивший воздушное пространство Турции. Как отмечает моя коллега Марина Корен (прим.: автор данной статьи - Ури Фридман), это происшествие случилось впервые за 63 года, когда страна НАТО сбила российский самолет.

Это - инцидент, который беспокоит военных планировщиков: борьба между крупными державами, участвующими в калейдоскопическом сирийском конфликте, с потенциалом, чтобы вовлечь союзников в гораздо большую войну.

Но более актуальным вопросом, возможно, являются последствия столкновения в самой Сирии. В конце концов, страны НАТО не спешат ссылаться на статью 5 их договора, который обязывает участников по договору о коллективной обороне (этот принцип не применялся, например, когда Сирия сбила турецкий самолет в 2012 году). И хотя американские должностные лица публично признали право Турции охранять свое воздушное пространство, но уже менее публично и не один месяц разочарованы Турцией, как партнером по борьбе с ИГИЛ и урегулированию сирийской гражданской войны. Кроме того, Марк Галеотти из Нью-Йоркского университета отметил во вторник: "Россия не может воевать в горячих дипломатических войнах по слишком многим направлениям, и Европа очевидно хочет, чтобы Москва была частью решения проблемы в Сирии и, возможно, на Украине тоже".

Вместо этого, произошедший во вторник инцидент, угрожает сорвать международные переговоры по Сирии, когда они, казалось, делали прогресс (весьма предварительный) в достижении дипломатического урегулирования гражданской войны, и тем самым реагируя на ее многочисленные признаки, включая растущее влияние ИГИЛ.

Турция и Россия уже давно на противоположных сторонах сирийской гражданской войны, с Россией, поддерживающей президента Башара аль-Асада, и Турцией, одобряющей множество повстанческих групп. Но эти трения усилились, поскольку Турция присоединилась в течение лета к возглавляемой США воздушной кампании против ИГ (при одновременной бомбардировке в регионе курдских боевиков, поддерживаемых США), а Россия в сентябре начала наносить воздушные удары в Сирии по исламистам и другим анти-асадовским группировкам.

Многие российские удары были нанесены недалеко от южной части Турции, где на этой неделе был сбит российский самолет, как изображено на представленной ниже карте.

Авиаудары в Сирии

Изображение: Institute for the Study of War / U.S. Central Command / Reuters.

Российские самолеты неоднократно отклонялись от курса, заходя в турецкое воздушное пространство в октябре, что побудило президента Турции грозить сокращением значительных и растущих коммерческих отношений с Россией, а генерального секретаря НАТО - пустить в ход идею развернуть войска, чтобы защитить Турцию. Еще совсем недавно турецкие официальные лица были возмущены российскими бомбардировками сирийских туркмен, этнического меньшинства тюркского происхождения, в северной Сирии. (На самом деле, это были туркменские повстанцы - кто, при поддержке Турции, воюет с войсками Асада, которые по их утверждению, убили русского пилота, спускающегося с парашютом на территорию Сирии во вторник, когда турецкие военные поразили его самолет.)

Некоторые полагают, что российские вторжения в воздушное пространство Турции не были случайными, а скорее - преднамеренными усилиями, чтобы проверить Турцию, НАТО и антиигиловского блока, возглавляемого США, и их видение будущего Сирии без Асада. Это видение включает в себя создание безопасных зон в северо-западной Сирии, в регионе, в котором российские бомбардировщики наиболее активны.

В последние недели, однако, подрыв российского авиалайнера над Египтом ИГИЛом и теракты в Париже, среди других событий, придали новый импульс дипломатическим переговорам по сирийской гражданской войне. Дэвид Игнатиус в "Вашингтон пост" сообщил на прошлой неделе, что переговоры между крупными державами - США, Россией, Саудовской Аравией, Ираном, Турцией и рядом европейских стран идут с удивительным прогрессом и, что следующим этапом может стать режим прекращения огня между Асадом и более умеренными повстанческими группами.

Но Игнатиус добавил, что, возможно, существует трудность, включать ли повстанческую группировку "Ахрар-аш-Шам", которая, как сообщается, сотрудничала с другими частями поддержанной Турцией оппозиции, в т.ч. с сирийскими туркменами:

"Испытанием этого деликатного процесса станет то, будет ли включена исламистская оппозиционная группа под названием "Ахрар-аш-Шам". Эту повстанческую группу поддержали Турция, Катар и Саудовская Аравия, и она воевала вместе с [отделением "Аль-Каиды"] "Джабхат-ан-Нусра" против режима и его союзника - России".

Если гибридная война между Россией и Турцией усилится, то это может препятствовать прогрессу в отношении соглашения сторон, что будет иметь решающее значение для достижения любого подобия мирного соглашения в Сирии. А продолжающаяся российская и турецкая поддержка своих предпочтительных группировок, скорее всего, лишь продлит гражданскую войну. В 2013 году, например, The Economist отразил ключевую роль иностранных держав в поддержании конфликтов, таких как сирийский:

"До сих пор ничего не сделано, чтобы закончить горячие маленькие войны в мире, кроме завершения холодной войны. С 1945 до 1989 годы число гражданских войн стремительно увеличивалось, поскольку Америка и Советский Союз подстегивали междоусобные боевые действия в слабых молодых государствах, чтобы либо получить преимущество, либо остановить другого это сделать. К концу периода, гражданские войны поразили 18% стран мира, согласно данным Центра по изучению гражданских войн, учрежденного десять лет назад при Институте исследований проблем мира в Осло. Когда холодная война закончилась, оба противника остановили большую часть своего спонсорства иностранных ставленников, без которого воюющие стороны свернулись. Больше конфликтов закончилось в течение 15 лет после падения Берлинской стены, чем в предшествующие полвека. Доля стран, где шла гражданская война, снизилась примерно до 12% к 1995 году.

Основная причина того, что длинные рассуждения взяли верх над войной - изменение характера вмешательства извне. В холодной войне ни одна из сверхдержав не была заинтересована отступать; и часто финансировала свои группировки столько, сколько требовалось. Сегодня у внешних покровителей вряд ли будут ресурсы для такого вложения капитала. И во многих случаях они проявляют активный интерес в прекращении гражданских войн".

Гражданские войны, как написали в 2008 году Джеймс Фирон и Дэвид Лэйтин, процитировав прусского военного теоретика Карла фон Клаузевица, можно рассматривать как "продолжение политики другими средствами". Прежде чем российский военный самолет столкнулся с землей в Сирии во вторник, были признаки, пусть и небольшие, что ключевые державы, наконец, действительно заинтересованы в прекращении гражданской войны в Сирии через политику. Теперь однако, они, кажется, более склонны придерживаться других средств.

Источник:

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Bell V-280 Valor - конвертоплан третьего поколения
Bell Helicopter представила проект конвертоплана третьего поколения Проект конвертоплана третьего поколения представила компания Bell Helicopter. V-280 Valor был представлен на...
Ночной истребитель Дорнье Do 215B-5
Тяжелый ночной истребитель Dornier Do 215B-5 "Kauz" III Дорнье Do 215B-5 являлся тяжелым ночным истребителем. Цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме