Дальней авиации 100 лет
pro-samolet.ru   
23 декабря отмечается День Дальней авиации. Сто лет назад в этот день началось формирование первой эскадры самолетов Илья Муромец (Эскадра воздушных кораблей), которые принимали участие в Первой мировой войне и открыли эру тяжелых бомбардировщиков.

День Дальней авиации отмечают 23 декабря

Самолет Дальней авиации23 декабря 2014 Дальняя авиация отмечает 100-летие со дня основания. Праздник, учрежденный в 1999 году по приказу главкома ВВС Российской Федерации Анатолия Корнукова, берет свое начало с 23 декабря 1914 года. В тот день, сто лет назад, император Николай II утвердил постановление Военного Совета о формировании первой эскадры самолетов "Илья Муромец" (начальник - Михаил Шидловский), что положило начало тяжелой бомбардировочной авиации. А ровно за год до этого (23.12.1913 года) четырехмоторный тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" - в то время самый большой самолет в мире - совершил первый испытательный полет.

В годы Первой мировой

Самолеты "Илья Муромец" создавались на Русско-Балтийском вагонном заводе с 1913 по 1917 годы. Кстати, упомянутый выше, начальник эскадры М.В. Шидловский - морской офицер, председатель совета акционеров завода. "Илья Муромец" Игоря Сикорского - цельнодеревянный биплан весом более пяти тонн с четырьмя моторами, имел две орудийно-пулеметные площадки. Всего построено около 80 машин. Прадедушка стратегических бомбардировщиков установил рекорды по грузоподъемности, максимальной высоте, времени полета и по числу поднятых в воздух пассажиров. Участие "Муромцев" в Первой мировой войне открыло эру тяжелых бомбардировщиков.

За годы Первой мировой войны экипажи выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку вражеских объектов. Было уничтожено 12 истребителей противника, за время боевых действий был сбит один самолет "Илья Муромец". К апрелю 1917 года эскадра организационно состояла из 4-х боевых отрядов, в которых насчитывалось 20 тяжелых бомбардировщиков.

"Илья Муромец"

Илья Муромец

Во время Первой мировой войны начато производство наиболее массовой серии "Муромцев" - 'В', которая отличались от самолетов серии 'Б' меньшими размерами и большей скоростью.

В Великой Отечественной войне

Первый в истории авиации тяжелый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 был создан под руководством А.Н. Туполева в 1925 году. В ВВС Красной Армии были созданы отдельные авиаотряды, затем эскадрильи и бригады тяжелой авиации. Выдающийся самолет своего времени - ТБ-3 прошел летные испытания в декабре 1930 года. В 1940 году Дальняя авиация пополнилась новым дальним бомбардировщиком конструкции С.В. Ильюшина , ставшим основной ударной силой Дальней авиации в годы Великой Отечественной войны.

С началом войны экипажи дальнебомбардировочных частей уже в полдень 22 июня 1941 года вступили в боевые действия по уничтожению скопления немецко-фашистских войск. У СССР были самолеты: Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Ер-2. Авиация дальнего действия СССР являлась видом сил ВВС центрального подчинения и была создана 5 марта 1942 года с целью выполнения задач стратегического значения. К весне 1942 года армии было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков, которые состояли из 341 самолета и 367 экипажей. В сентябре 1944 года АДД была передана в состав ВВС РККА и преобразована в 18-ю воздушную армию.

Дальняя авиация участвовала во всех крупных операциях Красной Армии в годы войны, выполняя специальные задания. Всего было совершено около 220 тысяч боевых вылетов, сброшено более двух миллионов бомб. 269 солдат и офицеров Дальней авиации стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоены этого звания дважды.

После войны

В послевоенный период роль Дальней авиации резко возросла, поскольку необходимо было адекватно реагировать на ситуацию в мире (появление в США ядерного оружия, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, создание в начале 1946 года в американской армии САК. Качественный скачок произошел в середине 1950-х, когда на вооружение были приняты дальние бомбардировщики - Ту-16 (Badger), Ту-95 (Bear) и 3М (Bison-B). Поступившие на вооружение Дальней авиации в 70-80-е годы новые боевые авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160 подняли на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны государства.

Составляющая сил ядерного сдерживания

В наше время Дальняя авиация является одной из важнейших составляющих сил ядерного сдерживания. По статусу, масштабу и характеру выполняемых задач является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами для решения стратегических задач. На вооружении дальней авиации находятся:

  • стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС,
  • дальние бомбардировщики Ту-22М3,
  • самолеты-заправщики Ил-78(М),
  • специальные самолеты Ан-30Б,
  • транспортные самолеты Ан-12, Ан-26,
  • вертолеты Ми-8 и Ми-26.

Самолеты Дальней авиации

Самолеты Дальней авиации

На фото: Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78М.

В авиационные части дальней авиации во время выполнения Гособоронзаказа 2014 года поступали модернизированные самолеты всех модификаций. Основными задачами в 2015 году являются выполнение полетов по плану стратегического сдерживания в удаленные географические районы на полный радиус действия, в том числе с дозаправкой топливом в воздухе, а также участие в стратегическом командно-штабном учении "Центр-2015". Одним из приоритетных направлений Гособоронзаказа на 2015 год является получение с предприятий промышленности модернизированных самолетов Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3. Все самолеты, прошедшие модернизацию, получат новые комплексы и системы, что значительно увеличит их боевой потенциал.

Самолеты с именами

Давать самолетам имена - одна из традиций Дальней авиации. Некоторые самолеты Ту-95МС названы в честь городов, как и большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные имена.

Ту-95МС

Ту-95МС
Бортовой номер Имя
01 "Иркутск"
02 "Моздок"
04 "Курган"
08 "Смоленск"
10 "Саратов"
11 "Воркута"
12 "Москва"
14 "Воронеж"
15 "Калуга"
16 "Великий Новгород"
19 "Красноярск"
20 "Дубна"
21 "Самара"
22 "Козельск"
23 "Тамбов"
27 "Изборск"
28 "Севастополь"
53 "Ванино Ту-142М3"
59 "Благовещенск"
  "Клин"
  "Оренбург"
  "Псков"
  "Рязань"
  "Тверь"

Ту-160

Ту-160
Бортовой номер Имя
01 "Михаил Громов"
02 "Василий Решетников"
03 "Павел Таран"
04 "Иван Ярыгин"
05 "Александр Голованов"
06 "Илья Муромец"
07 "Александр Молодчий"
08 "Виталий Копылов"
10 "Николай Кузнецов"
11 "Василий Сенько"
12 "Александр Новиков"
14 (2) "Игорь Сикорский"
15 "Владимир Судец"
16 "Алексей Плохов"
17 "Валерий Чкалов"
18 "Андрей Туполев"
19 (ранее 87) "Валентин Близнюк"
21 "генерал Ермолов"
  "Борис Веремей"

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме