Бомбардировщик Farman F.221/222
Французские бомбардировщики Farman семейства F.221/222 хоть и принимали участие во Второй мировой войне, но к ее началу уже устарели. Это были самолеты, стоящие в одном ряду с советскими ТБ-3. А первое боевое применение, когда Farman F.221/222 применялись по своему прямому назначению, т.е. сбрасывали бомбы, состоялось в 1940 году.

Тяжелые ночные бомбардировщики Фарман F.220, F.221/222

БомбардировщикРазработанный в конструкторском бюро фирмы "Фарман" (Farman Aviation Works) под руководством М.Рока, этот тяжелый бомбардировщик и военно-транспортный самолет поступил на вооружение ВВС Франции в 1936 году. Принимал участие во Второй мировой войне, а окончательная его эксплуатация прекратилась к 1944 году. Французские самолеты F.220, F.221/222 принадлежали к тому же поколению тяжелых бомбардировщиков, что и советские ТБ-3. И, надо признать, к началу Второй мировой войны уже устарели.

Farman F.221

Под руководством М. Рока еще с середины 20-х годов разрабатывалось семейство тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков фирмы "Фарман". Подкосное высокорасположенное крыло со значительной хордой и толщиной, типичное для этой фирмы, сочеталось в них с угловатым фюзеляжем прямоугольного сечения. Силовая установка включала четыре двигателя, которые были объединены в тандемные пары, каждая из которых приводила в движение тянущий и толкающий винты. Моторы устанавливались на концах пары коротких крыльев, выступавших из нижней части фюзеляжа.

На фото: бомбардировщик Farman F.221/222
Farman F.221 Самолет Франции
Farman F.222 Самолет Второй мировой
Нажмите на фотографию для увеличения

26 мая 1932 года впервые совершил полет прототип F.220.01, оснащенный 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Lbr мощностью 600 лошадиных сил. Эта машина не была принята военными, но послужила базой для создания самолета F.221.01, который отличался иным составом силовой установки, а также измененным хвостовым оперением и улучшенными стрелковыми башнями. Самолет начали испытывать в мае 1933 года, а к постройке небольшой серии приступили с 1935 года.

Бомбардировщик

Прототип F.221.01 был переоборудован в F.222.01 с убирающимся шасси вместо неубираемого. Во второй половине 1935 года самолет в такой конфигурации проходил испытания, а затем производился серийно. Данные по количеству выпущенных машин несколько отличаются, но часто в литературе можно встретить информацию, что общий объем производства военных самолетов F.221/222 с учетом прототипа составил 47 машин.

Самолет Второй мировой войны

Самолет имел несколько экспериментальных вариантов, но основными модификациями являлись:

  • Farman F.221 - с 14-ти цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Gnome et Rhône 14Kdrs мощностью 800 л.с. Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета (по одному в носовой и верхней башнях, а также нижней полуубирающейся установке). Масса бомбовой нагрузки равна 2000 кг. Экипаж состоял из 5 человек. До апреля 1936 года построено 10 самолетов
  • Farman F.222.1 - с моторами Gnome et Rhône 14Kirs (870 л.с.) с установленным убирающимся шасси. Стрелковое вооружение, как на выше упомянутом варианте F.221. Масса бомбовой нагрузки составляла 2500 кг (максимальная - 4200 кг). Произвели 11 самолетов.
  • Farman F.222.2 - с моторами Gnome et Rhône 14N11/15 (950 л.с.). Модифицирована носовая часть фюзеляжа. До 1938 года построено 24 единицы.

Самолеты Франции, 1936 год:

Самолет Farman F.222.2 BN5
Двигатели:  
тип Gnome-Rhône 14N11/15
мощность, л.с. 950
Размах крыла, м 36,0
Длина самолета, м 21,46
Высота самолета, м 5,19
Площадь крыла, кв. м 188,7
Масса, кг:  
пустого самолета 10 400
нормальная взлетная 15 200
максимальная взлетная 18 705
Скорость максимальная, км/ч 321
Время набора высоты 4000 м, мин 13,5
Потолок, м 8000
Дальность полета с бом. нагрузкой 2500 кг, км 2000

Бомбардировщик

Самолеты Франции
Farman F.222.2 Французский самолет
Кликните на изображение, чтобы увеличить

Французские самолеты F.221 к началу Второй мировой войны были отправлены в резерв или в колонии, на них летала в Индокитае эскадрилья ЕВ 2/41. На вооружении двух групп 15-й бомбардировочной эскадры находились более современные F.222, а также пять машин данного типа с июля 1939 года использовались в Сенегале, в составе смешанной авиагруппы GAA 43. Эти самолеты с начала Второй мировой занимались патрулированием побережья Западной Африки с целью поиска кораблей и подводных лодок врага.

Три самолета F.222 передали морской авиации в ноябре 1939 года. Машины были оборудованы дополнительными топливными баками, которые занимали две из четырех секций бомбоотсека. Самолеты находились в составе эскадрильи 10Е и с начала 1940 года базировались в Марокко, патрулируя Атлантику.

Бомбардировзик F.221

Начав боевую работу в ночь на 22 декабря 1939 года, самолеты 15-й эскадры разбрасывали листовки и проводили разведку над городами Германии и оккупированной Чехии, и не сбрасывали бомбы. А ночные бомбардировочные налеты на цели в Рейнской области, Вюртемберге и Баварии начались 14 мая 1940 года. Cамолеты GB I/15 и GB II/15 сбросили на врага около 135 тонн бомб до 15 июня, когда был получен приказ о передислокации в Северную Африку. Боевые потери отсутствовали, только одна машина разбилась в ночь на 1 июня при неудачной посадке. Один из флотских самолетов F.222, о которых говорилось выше на нашем сайте pro-samolet.ru, использовался в качестве бомбардировщика, совершив несколько ночных налетов на объекты в Италии в период с 14 по 22 июня 1940 года.

Бомбардировзик

Группа GB II/15 была расформирована после поражения Франции, a GB I/15 - преобразована в транспортную. Самолеты F.221 эскадрильи ЕВ 2/41, находившиеся в Индокитае, в январе 1941 года во время конфликта с Таиландом произвели несколько боевых вылетов на аэродромы противника, и к концу года их списали. Самолеты модификации F.222 занимались выполнением транспортных задач в Сирии и Северной Африке, а после высадки союзников в Марокко четыре самолета вошли в состав ВВС Свободной Франции и использовались до конца 1943 года.

Самолет Франции

Источники:

  • Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
  • А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Farman F.221(222);
  • В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Истребитель ЛаГГ-3
Один из основных советских истребителей начального периода Великой Отечественной войны. Он в числе других истребителей Як, МиГ являлся тем, о...
Российская авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи" на авиашоу в Бахрейне
Российская пилотажная группа "Русские Витязи" вылетела в Бахрейн в сопровождении военно-транспортного самолета Ил-76. В течение двух дней пилоты проведут...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме