Бомбардировщик Farman F.221/222
|
Тяжелые ночные бомбардировщики Фарман F.220, F.221/222
Разработанный в конструкторском бюро фирмы "Фарман" (Farman Aviation Works) под руководством М.Рока, этот тяжелый бомбардировщик и военно-транспортный самолет поступил на вооружение ВВС Франции в 1936 году. Принимал участие во Второй мировой войне, а окончательная его эксплуатация прекратилась к 1944 году. Французские самолеты F.220, F.221/222 принадлежали к тому же поколению тяжелых бомбардировщиков, что и советские ТБ-3. И, надо признать, к началу Второй мировой войны уже устарели.
Под руководством М. Рока еще с середины 20-х годов разрабатывалось семейство тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков фирмы "Фарман". Подкосное высокорасположенное крыло со значительной хордой и толщиной, типичное для этой фирмы, сочеталось в них с угловатым фюзеляжем прямоугольного сечения. Силовая установка включала четыре двигателя, которые были объединены в тандемные пары, каждая из которых приводила в движение тянущий и толкающий винты. Моторы устанавливались на концах пары коротких крыльев, выступавших из нижней части фюзеляжа.
На фото: бомбардировщик Farman F.221/222
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
26 мая 1932 года впервые совершил полет прототип F.220.01, оснащенный 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Lbr мощностью 600 лошадиных сил. Эта машина не была принята военными, но послужила базой для создания самолета F.221.01, который отличался иным составом силовой установки, а также измененным хвостовым оперением и улучшенными стрелковыми башнями. Самолет начали испытывать в мае 1933 года, а к постройке небольшой серии приступили с 1935 года.
Прототип F.221.01 был переоборудован в F.222.01 с убирающимся шасси вместо неубираемого. Во второй половине 1935 года самолет в такой конфигурации проходил испытания, а затем производился серийно. Данные по количеству выпущенных машин несколько отличаются, но часто в литературе можно встретить информацию, что общий объем производства военных самолетов F.221/222 с учетом прототипа составил 47 машин.
Самолет имел несколько экспериментальных вариантов, но основными модификациями являлись:
- Farman F.221 - с 14-ти цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Gnome et Rhône 14Kdrs мощностью 800 л.с. Стрелковое вооружение включало три 7,5-мм пулемета (по одному в носовой и верхней башнях, а также нижней полуубирающейся установке). Масса бомбовой нагрузки равна 2000 кг. Экипаж состоял из 5 человек. До апреля 1936 года построено 10 самолетов
- Farman F.222.1 - с моторами Gnome et Rhône 14Kirs (870 л.с.) с установленным убирающимся шасси. Стрелковое вооружение, как на выше упомянутом варианте F.221. Масса бомбовой нагрузки составляла 2500 кг (максимальная - 4200 кг). Произвели 11 самолетов.
- Farman F.222.2 - с моторами Gnome et Rhône 14N11/15 (950 л.с.). Модифицирована носовая часть фюзеляжа. До 1938 года построено 24 единицы.
Самолет Farman F.222.2 BN5
Двигатели: |
|
тип |
Gnome-Rhône 14N11/15 |
мощность, л.с. |
950 |
Размах крыла, м |
36,0 |
Длина самолета, м |
21,46 |
Высота самолета, м |
5,19 |
Площадь крыла, кв. м |
188,7 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
10 400 |
нормальная взлетная |
15 200 |
максимальная взлетная |
18 705 |
Скорость максимальная, км/ч |
321 |
Время набора высоты 4000 м, мин |
13,5 |
Потолок, м |
8000 |
Дальность полета с бом. нагрузкой 2500 кг, км |
2000 |
Самолеты Франции
|
|
Кликните на изображение, чтобы увеличить |
Французские самолеты F.221 к началу Второй мировой войны были отправлены в резерв или в колонии, на них летала в Индокитае эскадрилья ЕВ 2/41. На вооружении двух групп 15-й бомбардировочной эскадры находились более современные F.222, а также пять машин данного типа с июля 1939 года использовались в Сенегале, в составе смешанной авиагруппы GAA 43. Эти самолеты с начала Второй мировой занимались патрулированием побережья Западной Африки с целью поиска кораблей и подводных лодок врага.
Три самолета F.222 передали морской авиации в ноябре 1939 года. Машины были оборудованы дополнительными топливными баками, которые занимали две из четырех секций бомбоотсека. Самолеты находились в составе эскадрильи 10Е и с начала 1940 года базировались в Марокко, патрулируя Атлантику.
Начав боевую работу в ночь на 22 декабря 1939 года, самолеты 15-й эскадры разбрасывали листовки и проводили разведку над городами Германии и оккупированной Чехии, и не сбрасывали бомбы. А ночные бомбардировочные налеты на цели в Рейнской области, Вюртемберге и Баварии начались 14 мая 1940 года. Cамолеты GB I/15 и GB II/15 сбросили на врага около 135 тонн бомб до 15 июня, когда был получен приказ о передислокации в Северную Африку. Боевые потери отсутствовали, только одна машина разбилась в ночь на 1 июня при неудачной посадке. Один из флотских самолетов F.222, о которых говорилось выше на нашем сайте pro-samolet.ru, использовался в качестве бомбардировщика, совершив несколько ночных налетов на объекты в Италии в период с 14 по 22 июня 1940 года.
Группа GB II/15 была расформирована после поражения Франции, a GB I/15 - преобразована в транспортную. Самолеты F.221 эскадрильи ЕВ 2/41, находившиеся в Индокитае, в январе 1941 года во время конфликта с Таиландом произвели несколько боевых вылетов на аэродромы противника, и к концу года их списали. Самолеты модификации F.222 занимались выполнением транспортных задач в Сирии и Северной Африке, а после высадки союзников в Марокко четыре самолета вошли в состав ВВС Свободной Франции и использовались до конца 1943 года.
Источники:
- Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
- А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Farman F.221(222);
- В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945".