|
Самолеты Bloch MB.170, 174-176
|
Французские самолеты Второй мировой войны Bloch семейства MB.170 были хорошими машинами, с отличными летно-техническими характеристиками. Которые к тому же успели создать в достаточно сжатые сроки. Необходимо добавить, что эти самолеты продолжали строить и после окончания войны, а последний был снят с вооружения через 15 лет после Победы.
Французские самолеты Второй мировой войны Bloch MB.170, MB.174, MB.175, MB.176
Это - семейство французских самолетов, которые участвовали во Второй мировой войне, а также производились после ее завершения (так, крайний MB.175 в авиашколе сняли с вооружения в 1960 году). Самолеты семейства MB.174/175/176 были достаточно удачными боевыми машинами, их отличали неплохие летные характеристики, однако при относительно скромной бомбовой нагрузке. Эти самолеты были отработаны и внедрены в производство в относительно сжатые сроки, хотя в боевые части в заметном количестве поступили только в мае 1940 года (на вооружении ВВС Франции самолет состоял с февраля того же года).
Разработка самолета началась с 1936 года под руководством А. Деплана (Henri Déplante). Машины отличались чистыми аэродинамическими формами, имели низкорасположенное крыло, двухкилевое оперение и убирающееся шасси. Концепция MB.170 напоминала самолет люфтваффе Юнкерс Ju88. Двухмоторный свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла. Экипаж был сгруппирован в непосредственной близости друг от друга в носовой части фюзеляжа. Бомбоотсек имел небольшие размеры, фонарь кабины - короткий и высокий. 15 февраля 1938 года вышел на испытания первый опытный образец МВ.170В2А3 (обозначение после числа "170" указывает, что самолет рассчитывался на применение в качестве 2-х местного бомбардировщика и 3-х местного самолета взаимодействия с армией). Самолет был оснащен двигателями Gnome-Rhône 14N6/7 (950 л.с.), а вооружение включало неподвижную 20-мм пушку и четыре 7,5-мм пулемета (два неподвижных в крыле, по одному на верхней и нижней установках).
Через некоторое время начались испытания прототипа трехместного бомбардировщика МВ.170В3, который отличался отсутствием подфюзеляжной гондолы и остекленной носовой частью. Эта машина и стала основой для разработки разведчика и целеуказателя МВ.174А3, способного ограниченно применяться и как бомбардировщик. 5 января 1939 года начались испытания прототипа MB.174.01 с моторами Gnome-Rhône 14N20/21 мощностью 1025 л.с. Самолет продемонстрировал отличную управляемость и летные данные. После чего построили шесть машин установочной партии, а заказ на 50 серийных самолетов Министерство авиации выдало 1 февраля 1939 года. Производство серийных машин началось в ноябре 1939 года и с перерывами продолжалось до 1947 года. В общей сложности построено свыше 220 самолетов данного типа.
Основными модификациями являлись:
- МВ.174А3 - самолет взаимодействия с армией. Оборудован двигателями GR 14N48/49 мощностью 1060 л.с. Стрелковое вооружение включало семь 7,5-мм пулеметов (два в крыле, два на верхней турели, три на нижней качающейся установке). Бомбовая нагрузка - 400 кг (восемь 50-кг бомб в бомбоотсеке). Экипаж состоял из трех человек. Построено 57 самолетов.
- МВ.175В3 - бомбардировочная модификация. Силовая установка и стрелковое вооружение соответствуют описанному выше МВ.174А3. Бомбоотсек переделан для размещения бомб более крупного калибра. Бомбовая нагрузка - 600 кг (три 200-кг бомбы). Экипаж - 3 человека. Выпущено 79 самолетов, из которых 56 - во время немецкой оккупации.
- МВ.175Т - самолет-торпедоносец. Двигатели GR 14N54/55 (1150 л.с.), которые в процессе производства заменили на GR 14N66/67, а затем - GR 14N70/71. Стрелковое вооружение включало три 20-мм пушки (две в крыле, одна - на верхней установке). Под фюзеляжем возможна подвеска одной 750-кг торпеды или трех 150-кг глубинных бомб, под крылом - восемь 90-мм НАР. Экипаж - 3 человека. В 1946-1947 годах создано 80 самолетов.
- МВ.176В3 - аналог МВ.175ВЗ с моторами Pratt & Whitney R-1830-SC3-G (1050 л.с.). Прототип проходил испытания с сентября 1939 года, в мае-июне 1940 года построено 5 серийных самолетов.
Основные характеристики самолетов
|
МВ. 174А3 |
Двигатели, тип |
Гном-Рон GR 14N48/49 |
мощность, л.с. |
1060 |
Размах крыла, м |
17,92 |
Длина самолета, м |
12,23 |
Высота самолета, м |
3,55 |
Площадь крыла, кв. м |
38,55 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
5600 |
нормальная взлетная |
7160 |
максимальная взлетная |
|
Скорость максимальная, км/ч |
530 |
Время набора высоты |
|
8000 м, мин |
11 |
Потолок, м |
11 000 |
Дальность полета с максимальной бомбовой нагрузкой, км |
1290 |
Основные характеристики самолетов
|
МВ.174В3 |
Двигатели, тип |
Гном-Рон GR 14N48/49 |
мощность, л.с. |
1060 |
Размах крыла, м |
17,96 |
Длина самолета, м |
12,43 |
Высота самолета, м |
3,55 |
Площадь крыла, кв. м |
38,95 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
5662 |
нормальная взлетная |
7790 |
максимальная взлетная |
8025 |
Скорость максимальная, км/ч |
540 |
Время набора высоты |
|
8000 м, мин |
13,5 |
Потолок, м |
|
Дальность полета с максимальной бомбовой нагрузкой, км |
1600 |
Самолеты Bloch:
|
|
|
MB.170AB2-A3 |
MB.174 A3 |
MB.175 |
"Кликните" на самолет для увеличения |
В середине марта 1940 года начались поставки МВ.174А3 в строевые части. Первой эти самолеты поступили в группу GR II/33, а первый боевой вылет состоялся 29 марта. Лишь 11 самолетов МВ.174А3, распределенных между четырьмя группами, находились в строю по состоянию на 10 мая 1940 года. А почему, собственно, регулярно упоминается эта дата? Потому что 10 мая 1940 года войска вермахта перешли границу Нидерландов и Бельгии, и в этот день французские войска вошли в Бельгию. Однако, непосредственно на германо-французской границе боевых действий не велось. Первое боестолкновение немецких и французских войск произошло 13 мая в Бельгии. В тот же день войска Германии пересекли бельгийско-французскую границу. В литературе часто можно найти следующие цифры: к 10 мая 1940 года французские войска состояли из 86 дивизий и насчитывали более 2 миллионов человек и 3609 танков, около 1700 орудий и 1400 самолетов.
Возвращаясь непосредственно к французским самолетам МВ.174А3, надо отметить, что группу GR II/33 удалось полностью перевооружить только к 18 июня, остальные продолжали летать на самолетах различных типов. Поставки МВ.175В3 начались с мая. Несмотря на то, что эти самолеты числились бомбардировщиками, поступали они в разведывательные части, прежде всего, в группу GR II/52. В составе ВВС Виши самолеты МВ.174АЗ были сосредоточены в GR II/33, а МВ.175В3 - в GR II/52, т.е. группы, которые базировались в Северной Африке. В период с октября 1940 года по июнь 1941 года люфтваффе получили 56 самолетов MB.175, выпущенных заводом в Бордо, для использования в качестве учебных.
Подфюзеляжными держателями для одной 250-кг или 500-кг бомбы самолеты МВ.174А3 были оборудованы в начале 1942 года. После того, как союзники высадились в Северной Африке, обе группы вошли в состав ВВС Свободной Франции. В январе 1943 года все боеспособные самолеты МВ.174А3 и МВ.175В3 сосредоточили в группе GR II/33, там же находился единственный исправный МВ.176В3. В начале 1943 года самолеты группы в качестве штурмовиков принимали участие в боях в Тунисе, к июлю их передали в учебные части. Поставленные в послевоенный период самолеты МВ.175Т, несли службу в морской авиации Франции.
Любителей военной авиации (в т.ч. с "Миртесен"), которые транслируют материалы сайта pro-samolet.ru, просьба не забывать указывать активную обратную ссылку.
Источники:
- Авиасборник. "Авиация во Второй Мировой войне. Самолеты Франции";
- А. Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- В. Котельников. "Бомбардировщики Второй Мировой войны 1939-1945";
- Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Bloch MB-174;
- French Aircraft of World War II.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|