История Люфтваффе
Немецкие военно-воздушные силы - Люфтваффе - иногда сравнивают с мифической птицей Феникс, погибшей в огне и возрожденной из пепла молодой и обновленной. После закончившейся для Германии поражением первой мировой войны, странам Антанты были выданы для уничтожения 5000 вполне боеспособных немецких самолетов. Германский императорский военно-воздушный флот перестал существовать. Более того, и в будущем Германии запрещалось иметь военную авиацию. В одной из статей Версальского договора указывалось: "Германия не должна иметь собственных военно-воздушных сил ни на суше, ни на море". Однако возрождение немецкой авиации началось практически сразу же после ее гибели, так как Германии удалось сохранить авиационную промышленность. Многие самолетостроительные фирмы перешли на выпуск легких спортивных и пассажирских самолетов. Некоторым фирмам, таким как "Юнкерс", "Хейнкель" и "Дорнье", удалось выжить благодаря заказам на авиатехнику, полученным из Советского Союза.
Постепенно налаживалась и подготовка летных кадров. Уже в 1926 году, согласно Парижскому авиационному соглашению, немецким сухопутным войскам и военно-морскому флоту было разрешено обучать ежегодно 36 спортивных летчиков (при этом все понимали, какие задачи будут стоять перед ними). Вскоре после этого государства Антанты согласились и на обучение в немецких школах пилотов гражданской авиации. В боевой подготовке этих летчиков существенную помощь Германии оказал опять Советский Союз, который предоставил в 1925 г. аэродром в районе г. Липецка для создания немецкой авиашколы. За восемь лет ее существования, официально именовавшейся 4-м авиационным отрядом 40-й авиаэскадрильи ВВС РККА, здесь было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей и около 100 летчиков-наблюдателей. В их числе оказались многие будущие генералы и асы Люфтваффе. Впрочем, главное назначение этой авиашколы заключалось в отработке тактики боевых действий авиации, ее взаимодействия с сухопутными войсками.
С приходом А. Гитлера к власти все предприятия, которые можно было использовать для развития самолетостроения, были поставлены под контроль вновь созданного Министерства авиации Германии. Быстрыми темпами велось строительство аэродромов, создавались летные и авиатехнические школы, началось формирование первых авиационных частей. Военно-воздушные силы Германии - Люфтваффе к 1 марта 1935 г., когда Гитлер решился снять маскировку и объявил о их создании, уже существовали (основные структуры). Руководителем Люфтваффе стал генерал-фельдмаршал, а затем рейхсмаршал авиации Герман Геринг. В его распоряжении находилось Министерство авиации, в состав которого входили штаб военно-воздушных сил и управления: административно-финансовое, гражданской авиации, ПВО, личного состава, учебных заведений, технического и специального снабжений. Кроме того, существовало несколько организаций, подконтрольных Министерству авиации: "Национал-социалистский летный корпус", "Имперский союз ПВО", акционерное общество воздушных сообщений "Люфтганза" с его заграничными филиалами, а также "Авиационное научно-исследовательское общество".
Для укомплектования авиационных соединений техникой перед второй мировой войной в Германии была создана мощная авиационная промышленность, которая была представлена 29 фирмами, имеющими 20 самолетостроительных и 13 моторостроительных заводов, а также 31 завод, поставляющий комплектующие изделия. На этих заводах уже в предвоенное время было занято до 190 тысяч рабочих. Реконструированные и вновь построенные предприятия авиационной промышленности Германии отличались новейшим оборудованием, высоким уровнем технологии и механизацией всех основных производственных процессов. Во время войны производственные возможности авиапромышленности Германии многократно возросли, как за счет строительства новых заводов на территории собственно Германии, так и за счет привлечения к выпуску авиатехники предприятий на территории оккупированных стран.
Любимым занятием конструкторов и пилотов стали многочисленные соревнования и рекорды: на самый быстрый полет, на самый дальний полет, на самый невозможный полет, на преодоление пролива Ла-Манш и многие другие. Эти соревнования, зачастую учреждаемые аристократами, влюбленными в новое начинание, обычно сулили славу и ощутимые призовые деньги. Гражданская публика проявляла большой интерес и к самолетам, и к пилотам. Участием в соревнованиях зарабатывал себе на хлеб известный германский пилот - Эрнст Удет, впоследствии создававший Люфтваффе Третьего Рейха. Самолеты становились надежнее, быстрее и грузоподъемнее. Это не осталось без внимания военных специалистов, и соответствующие ведомства paзных стран стали финансировать некоторые авиационные состязания, формулируя при этом свои требования к конструкциям претендентов. В результате, без особого шума и финансовых затрат, гражданские конструкторские бюро понемногу стали создавать самолеты, которые в дальнейшем можно было бы легко реконструировать в боевые. На фюзеляжи предполагалось установить чуть большие по размеру фонари кабин и смонтировать вооружение. Ставший впоследствии типовым прием установки ствола крупнокалиберного пулемета или авиационной пушки в развале цилиндров двигателя внутри вала, на который насаживался винт, был придуман как раз в межвоенный период.
Авиация Германии перед Второй мировой войной, основные задачи
Однако по-прежнему основной функцией самолетов считалась разведка или противодействие ей. Даже бомбовые удары с воздуха воспринимались как красивая, но малоэффективная экзотика. Лишь гражданская война в Испании в 1936-1939 гг. внесла существенные перемены в такое положение вещей. Восставшие путчисты во главе с генералом Франко сначала обладали достаточно малыми силами и не могли всерьез рассчитывать на успех военного переворота. Однако путч носил ярко выраженный антикоммунистический характер, что позволило привлечь на свою сторону фашистскую Германию, которая находилась в унизительной политической и экономической изоляции после поражения в первой мировой войне. Гитлер, ставший к тому времени рейхсканцлером, направил на помощь Франко добровольческую авиационную эскадру "Кондор", оснащенную транспортными самолетами Юнкерс. Именно это и решило исход гражданской войны. Германские "юнкерсы" организовали воздушный мост между Испанией и Африкой и за считанные дни перебросили из Марокко на помощь путчистам почти 50000 пехотинцев.
К тому же, потом Гитлер распорядился отправить в Испанию новейшие германские истребители Bf 109. Самолет Мессершмитт Вf 109 очень сильно отличался от массовых машин того времени. На нем был применен полностью закрытый фонарь кабины, что значительно снижало воздушное сопротивление и повышало скорость полета. Конструктивно новый истребитель представлял собой моноплан, что улучшало обзор. На нем опробовали некоторые элементы пассивной защиты пилота. В частности, кресло имело броневую защиту и прикрывало летчика от огня снизу и сзади. Кроме того, на Мессершмитт Bf 109 устанавливалась рация, позволявшая управлять самолетами с земли, а также значительно удобнее и оперативнее управлять машинами в воздушном бою. Новейшие "мессершмитты" настолько превзошли республиканскую авиацию, что устроили настоящий террор в небе Испании. Достаточно быстро разгромив противника в воздухе, они стали даже обстреливать наземные позиции противника и добились в этом заметного успеха. В результате генерал Франко одержал победу, а Люфтваффе получили бесценный боевой и тактический опыт применения современной авиации, что позволило пересмотреть ее роль в военных действиях.
Опыт войны в Испании оказал решающее влияние на всю дальнейшую судьбу военно-воздушных сил. Специалисты многих стран отчаянно спорили, но в результате сходились на том, что военные самолеты достигли того рубежа, когда они могут стать решающим средством для достижения победы. Правда, принципиальные споры о методах использования этого средства продолжались довольно долго. Одну из новых методик предлагал генерал Дуэ. По его мнению, победа в войне будущего могла быть достигнута ценой крайне незначительных потерь. Если вспомнить опыт первой мировой войны, то достаточно возвести мощный оборонительный рубеж, за которым и следует разместить войска. Пока противник будет безрезультатно и с большими потерями штурмовать фортификационные укрепления, мощный воздушный флот тяжелых бомбардировщиков и скоростных истребителей массированными налетами уничтожит промышленные центры агрессора, чем окончательно подорвет его мощь. А когда враг выдохнется, можно будет перейти в решительное наступление, которое закончится безусловной победой. Однако, эта красивая внешне идея была воплощена французами при сооружении оборонительной линии фортификационных укреплений на франко-германской границе, получившей наименование "линия Мажино".
В Великобритании, рассматривая испанский опыт, считали, что самолеты нужны исключительно для нейтрализации вражеской авиации, лучше всего еще на аэродромах базирования. А в это время пехота, усиленная тихоходными "пехотными" танками, нанесет противнику решающее поражение на суше. Таким образом, британские взгляды сводились к упрощению боевых действий путем уменьшения роли воздушных сил. С точки зрения немецкого генерального штаба, современные средства вооруженной борьбы достигли такого уровня развития, который поможет полностью исключить длительное противостояние армий. Война должна была стать молниеносной, скоротечной, почти бескровной, и, разумеется, победоносной.