Масштабные баталии, слаженная командная работа, стратегические решения
Транспортно-десантный планер Калькерт Ка.430
В начальном периоде второй мировой войны, стоявший на вооружении люфтваффе транспортно-десантный планер имел слишком низкую скорость, а это делало его очень уязвимым от атак советских истребителей. Поэтому был разработан десантный планер Gotha-Kalkert Ka.430, обладавший значительно более высокой скоростью. Однако, выпуск очень ограниченной серии был прекращен, а вторая мировая подходила к концу.
Средний десантный и транспортный планер Gotha-Kalkert Ka.430
Ка.430 создавался в конце второй мировой войны, как десантный планер с увеличенной скоростью буксировки. Дело в том, что достаточно удачный транспортно-десантный планер DFS 230 ("Дойчес Форшунгсинститут фюр Зегельфлюг") люфтваффе для периода второй мировой войны имел малую допустимую скорость буксирования, хотя он использовался до весны 1945 года (последняя операция в транспортных целях была проведена в марте). Невысокая скорость делала планерный поезд из 3-4 планеров и самолета-буксировщика легкой целью для истребителей противника.
Своих же истребителей для сопровождения у люфтваффе не хватало. Сами планеры были вооружены пулеметом 7,92-мм (MG 15), чего явно не было достаточно для борьбы с истребителями СССРвторой мировой войны. Чтобы решить проблему, велась разработка серии легких транспортно-десантных планеров, имевших улучшенную аэродинамику и повышенную скорость буксирования. Так, фирма Gotha построила малую серию небольшого планера Go 345, имевшего две модификации:
Go 345А - для перевозки 8 десантников, с большими раздвижными дверями по бокам, оснащен колесно-лыжным шасси;
Go 345B - грузовой планер, имел откидывающуюся вверх носовую часть фюзеляжа для загрузки боевой техники и предметов снабжения.
А в 1943 году был завершен проект транспортно-десантного планера Gotha под обозначением Ka 430, имевшим очень удачную конструкцию. Планер спроектировал инженер Альберт Калькерт, служивший ранее главным конструктором фирмы "Гота" (ушел из "Готаер вагонфабрик" в 1940 году) и имевший солидный опыт разработки и производства планеров. Если сравнивнивать Kalkert Ka.430 с планерами, находившимися на вооружении люфтваффе, то он обладал существенным преимуществом - это достаточно высокая скорость - 320 км/ч, что очевидно, снижало уязвимость от зениток и истребителей противника. Разработке, по всей видимости, отдавался относитльно высокий приоритет, а модель планера, созданная в масштабе "один-к-одному", прошла тестирование во французском исследовательском центре под Парижем.
В сентябре 1944 года впервые поднялся в небо опытный образец планера Ka 430 V1. Для серийного производства Kalkert Ka.430 фирма "Миттельдойче металлверке" провела всю необходимую подготовку. Разные источники называют несколько отличающееся количество построенных планеров: от шести предсерийной партии до двенадцати из тридцати заказанных, после чего производство прекратили в конце 1944 года. Существует сведения относительно ограниченного использования Ka.430 зимой 1944-45 гг.
Оборонительное вооружение планера Калькерт Ка.430 включало 13-мм пулемет MG 131 в турельной установке башенного типа DL 131, размещенной за кабиной летчиков. В грузовой кабине могли быть установлены дополнительные 7,92-мм пулеметы, как и у других планеров Германии. Броневая защита экипажа и десанта могла быть смонтирована при применении планера в качестве штурмового. Планер имел двойное управление. Для взлета и посадки Kalkert Ka.430 был оснащен комбинированным колесно-лыжным шасси упрощенной конструкции.
Квадратное поперечное сечение со скругленными краями имел фюзеляж Ka.430, в задней части которого находился большой люк. Через него в фюзеляж можно было загрузить груз или машину "кюбельваген" (Kübelwagen - джип, машина повышенной проходимости). Вдоль фюзеляжа была предусмотрена установка откидных сидений для размещения десантников. Через двустворчатые двери в левой стенке фюзеляжа могла производиться погрузка и выгрузка десанта за нескольких секунд.