Транспортно-десантный планер Калькерт Ка.430
В начальном периоде второй мировой войны, стоявший на вооружении люфтваффе транспортно-десантный планер имел слишком низкую скорость, а это делало его очень уязвимым от атак советских истребителей. Поэтому был разработан десантный планер Gotha-Kalkert Ka.430, обладавший значительно более высокой скоростью. Однако, выпуск очень ограниченной серии был прекращен, а вторая мировая подходила к концу.

Средний десантный и транспортный планер Gotha-Kalkert Ka.430

Калькерт Ка.430Ка.430 создавался в конце второй мировой войны, как десантный планер с увеличенной скоростью буксировки. Дело в том, что достаточно удачный транспортно-десантный планер DFS 230 ("Дойчес Форшунгсинститут фюр Зегельфлюг") люфтваффе для периода второй мировой войны имел малую допустимую скорость буксирования, хотя он использовался до весны 1945 года (последняя операция в транспортных целях была проведена в марте). Невысокая скорость делала планерный поезд из 3-4 планеров и самолета-буксировщика легкой целью для истребителей противника.

Транспортно-десантный планер

Своих же истребителей для сопровождения у люфтваффе не хватало. Сами планеры были вооружены пулеметом 7,92-мм (MG 15), чего явно не было достаточно для борьбы с истребителями СССР второй мировой войны. Чтобы решить проблему, велась разработка серии легких транспортно-десантных планеров, имевших улучшенную аэродинамику и повышенную скорость буксирования. Так, фирма Gotha построила малую серию небольшого планера Go 345, имевшего две модификации:

  • Go 345А - для перевозки 8 десантников, с большими раздвижными дверями по бокам, оснащен колесно-лыжным шасси;
  • Go 345B - грузовой планер, имел откидывающуюся вверх носовую часть фюзеляжа для загрузки боевой техники и предметов снабжения.

Gotha-Kalkert Ka.430

А в 1943 году был завершен проект транспортно-десантного планера Gotha под обозначением Ka 430, имевшим очень удачную конструкцию. Планер спроектировал инженер Альберт Калькерт, служивший ранее главным конструктором фирмы "Гота" (ушел из "Готаер вагонфабрик" в 1940 году) и имевший солидный опыт разработки и производства планеров. Если сравнивнивать Kalkert Ka.430 с планерами, находившимися на вооружении люфтваффе, то он обладал существенным преимуществом - это достаточно высокая скорость - 320 км/ч, что очевидно, снижало уязвимость от зениток и истребителей противника. Разработке, по всей видимости, отдавался относитльно высокий приоритет, а модель планера, созданная в масштабе "один-к-одному", прошла тестирование во французском исследовательском центре под Парижем.

Gotha-Kalkert Ka.430

В сентябре 1944 года впервые поднялся в небо опытный образец планера Ka 430 V1. Для серийного производства Kalkert Ka.430 фирма "Миттельдойче металлверке" провела всю необходимую подготовку. Разные источники называют несколько отличающееся количество построенных планеров: от шести предсерийной партии до двенадцати из тридцати заказанных, после чего производство прекратили в конце 1944 года. Существует сведения относительно ограниченного использования Ka.430 зимой 1944-45 гг.

Транспортно-десантный планер

Оборонительное вооружение планера Калькерт Ка.430 включало 13-мм пулемет MG 131 в турельной установке башенного типа DL 131, размещенной за кабиной летчиков. В грузовой кабине могли быть установлены дополнительные 7,92-мм пулеметы, как и у других планеров Германии. Броневая защита экипажа и десанта могла быть смонтирована при применении планера в качестве штурмового. Планер имел двойное управление. Для взлета и посадки Kalkert Ka.430 был оснащен комбинированным колесно-лыжным шасси упрощенной конструкции.

Gotha-Kalkert Ka.430

Квадратное поперечное сечение со скругленными краями имел фюзеляж Ka.430, в задней части которого находился большой люк. Через него в фюзеляж можно было загрузить груз или машину "кюбельваген" (Kübelwagen - джип, машина повышенной проходимости). Вдоль фюзеляжа была предусмотрена установка откидных сидений для размещения десантников. Через двустворчатые двери в левой стенке фюзеляжа могла производиться погрузка и выгрузка десанта за нескольких секунд.

Калькерт Ка.430

Gotha-Kalkert Ka.430

Основные характеристики планера Ka 430
Длина, м 13,35
Высота, м 4,17
Размах крыла, м 19,50
Максимальная взлетная масса, кг 4600
Максимальная полезная нагрузка, 2790 кг 2790
Десант, 12 чел. 12
Экипаж, чел. 2
Максимальная скорость полета, км/ч 320
Скорость планирования, км/ч 300
Скорость буксировки, км/ч 210
Вооружение 1 х 13-мм пулемет MG 131

Калькерт Ка.430

Источники:

  • В.Котельников "Военно-транспортные самолеты 1939-1945" ("Авиаколлекция").
  • Андрей Харук. Все самолёты люфтваффе.
  • William Green "Warplanes of the Third Reich".
  • J.R.Smith, Anthony L.Kay "German Aircraft of the Second World War".
    Heinz J. Nowarra Die deutsche Luftrüstung 1933–1945.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Известный индийский пилот P.Lall
6 февраля 2013 года началась девятая по счету Международная выставка авиационно-космической промышленности, военной и гражданской авиации Aero India 2013. В...
Палубный истребитель Глостер "Гладиатор"
Британский истребитель-биплан Gloster Gladiator Последний истребитель-биплан, принятый на вооружение Королевских ВВС. Разработка осуществлялась по спецификации F.7/30, предусматривавшей отход от стандартов истребителя...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме