Военно-транспортный планёр Гота Go 242
Военно-транспортный планер люфтваффе Второй мировой войны. Имел в три раза большие возможности по перевозке десанта по сравнению с DFS 230, находившимся на вооружении. Планёры Го-242 в 1941 году были использованы для переброски десантных подразделений и перед ними была поставлена задача снабжения войск на Восточном фронте и в Северной Африке. Средний военно-транспортный самолёт Gotha Go 244 эксплуатировался почти исключительно на Восточном Фронте. Имел прозвище Летающие контейнеры.

Тяжелый десантный и транспортный планер Gotha Go 242-244

go242Проект инженера Альберта Калкерта - десантно-транспортный планер Go 242 реализовывался с одобрения министерства авиации Германии, так как он имел в три раза большие возможности по перевозке десанта по сравнению с DFS 230, находившимся на вооружении. Грузовой отсек фюзеляжа изготавливался из стальных труб и обтягивался тканью, использовалось сбрасываемое шасси и две убирающихся лыжи; крыло - деревянное, обшитое тканью или фанерой.

Самолет вмещал 21 полностью экипированного солдата или равный вес военного груза, например автомобиль "Кубельваген", загружавшийся через люк в хвостовой части фюзеляжа. Два прототипа поднялись в воздух в начале 1941 года, за ними сразу же последовали предсерийный Go 242А-0 и серийный Go 242А-1, переданный в войска в 1942 году. Go 242А-1 характеризовался удлиненными хвостовыми балками и тормозом на носовой лыже, он имел возможность установки четырех пулеметов MG 15 в хвосте, по бокам фюзеляжа и на крыше кабины. Несколько машин испытывались с лыжным шасси, они принимали участие в боевых действиях на Восточном фронте в начале 1942 года. А-1 в основном предназначались для транспортировки грузов, а аналогичный Go 242А-2 - для перевозки войск и оборудовался дополнительными десантными дверями. Обычно применялись самолеты-буксировщики "Хейнкель" Не 111, имелась возможность устанавливать стартовые ракетные ускорители, различные силовые установки, в том числе четыре твердотопливные ракеты "Рейнметалл-Борзинг" R1 502.

go242smoll

Go 242В появился в 1942 году и характеризовался отделяемой носовой стойкой шасси. Две первоначальные версии Go 242В-1 и Go 242В-2 отличались конструкцией главного шасси; десантными вариантами стали Go 242В-3 и Go 242В-4 с удвоенным числом дверей в хвостовой части. Go 242В-5 оборудовался двойным управлением для обучения летчиков. Под обозначением Go 242С-1 выпускался вариант, разработанный для уничтожения надводных целей, особенно во время рейда на Скапа-Флоу, где базировались британские корабли. Этот самолет имел глиссирующий корпус и подкрыльевые поплавки боковой остойчивости и мог нести небольшую штурмовую лодку, начиненную взрывчатым веществом. В боевых условиях не применялся, хотя несколько машин поступили в 6./KG 200.

go244

Go 244 вид сбоку

Во время разработки Go 242 рассматривали возможность установки на планер двигателя, в том числе в носовой части для сохранения высоты после отделение от буксировщика. После захвата Франции в распоряжении немцев в большом количестве оказались французские звездообразные двигатели "Шом-Рон" 14М, и Go 242 был модернизирован в двухдвигательный транспортный самолет Go 244 устанавливались двигатели BMW 132Z мощностью 660 л.с. или захваченные русские двигатели Шевцова М-25А мощностью 750 л.с.

go242

Go 242 документальное фото

Боевая служба

Боевая служба Go 244 была очень непродолжительной, самолету явно не хватало мощности. Один двигатель едва мог удержать в воздухе даже пустой самолет.На самолете использовалось неубирающееся трехколесное шасси. Пяти вариантам модернизации подверглись 133 машины Go 242В, они получили обозначения с Go 244В-X по Go 244В-5.

В марте 1942 года первыми подразделениями, принявшими на вооружение эти самолеты, стали 104-я и 106-я транспортные эскадры, базировавшиеся в Греции и на Крите соответственно, но машины оказались недостаточно мощными и становились сравнительно легкими мишенями для истребителей союзников. Поэтому в ноябре 1942 года их сняли с эксплуатации и передали учебно-десантным школам.

go244

Go 244B-2

Тактико-технические характеристики Go 244В-2

"Гота" Go 244В-2 Тип: десантно-транспортный самолет.

Силовая установка:
два 14-цилиндровых звездообразных поршневых двигателя "Гном-Рон" 14М мощностью по 522 кВт (700 л.с.).

Летно-технические характеристики:
максимальная скорость 290 км/ч,
практический потолок 7500 м,
дальность полета 600 км.

Вес:
пустого самолета 5100 кг,
максимальный взлетный 7800 кг.

Размеры:
размах крыла 24,5 м,
длина 15,8 м,
высота 4,7 м,
площадь крыла 64,4 м2.

Вооружение:
возможна установка четырех пулеметов MG 15 калибра 7,92 мм.

go244

Go 244B-2

Источники:

  • Сергей Колов. "Летающий контейнер" фирмы Гота.
  • В.Котельников "Военно-транспортные самолеты 1939-1945" ("Авиаколлекция").
  • Андрей Харук. Все самолёты люфтваффе.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме