Военно-транспортный планёр Гота Go 242
|
Тяжелый десантный и транспортный планер Gotha Go 242-244
Проект инженера Альберта Калкерта - десантно-транспортный планер Go 242 реализовывался с одобрения министерства авиации Германии, так как он имел в три раза большие возможности по перевозке десанта по сравнению с DFS 230, находившимся на вооружении. Грузовой отсек фюзеляжа изготавливался из стальных труб и обтягивался тканью, использовалось сбрасываемое шасси и две убирающихся лыжи; крыло - деревянное, обшитое тканью или фанерой.
Самолет вмещал 21 полностью экипированного солдата или равный вес военного груза, например автомобиль "Кубельваген", загружавшийся через люк в хвостовой части фюзеляжа. Два прототипа поднялись в воздух в начале 1941 года, за ними сразу же последовали предсерийный Go 242А-0 и серийный Go 242А-1, переданный в войска в 1942 году. Go 242А-1 характеризовался удлиненными хвостовыми балками и тормозом на носовой лыже, он имел возможность установки четырех пулеметов MG 15 в хвосте, по бокам фюзеляжа и на крыше кабины. Несколько машин испытывались с лыжным шасси, они принимали участие в боевых действиях на Восточном фронте в начале 1942 года. А-1 в основном предназначались для транспортировки грузов, а аналогичный Go 242А-2 - для перевозки войск и оборудовался дополнительными десантными дверями. Обычно применялись самолеты-буксировщики "Хейнкель" Не 111, имелась возможность устанавливать стартовые ракетные ускорители, различные силовые установки, в том числе четыре твердотопливные ракеты "Рейнметалл-Борзинг" R1 502.
Go 242В появился в 1942 году и характеризовался отделяемой носовой стойкой шасси. Две первоначальные версии Go 242В-1 и Go 242В-2 отличались конструкцией главного шасси; десантными вариантами стали Go 242В-3 и Go 242В-4 с удвоенным числом дверей в хвостовой части. Go 242В-5 оборудовался двойным управлением для обучения летчиков. Под обозначением Go 242С-1 выпускался вариант, разработанный для уничтожения надводных целей, особенно во время рейда на Скапа-Флоу, где базировались британские корабли. Этот самолет имел глиссирующий корпус и подкрыльевые поплавки боковой остойчивости и мог нести небольшую штурмовую лодку, начиненную взрывчатым веществом. В боевых условиях не применялся, хотя несколько машин поступили в 6./KG 200.
Go 244 вид сбоку
Во время разработки Go 242 рассматривали возможность установки на планер двигателя, в том числе в носовой части для сохранения высоты после отделение от буксировщика. После захвата Франции в распоряжении немцев в большом количестве оказались французские звездообразные двигатели "Шом-Рон" 14М, и Go 242 был модернизирован в двухдвигательный транспортный самолет Go 244 устанавливались двигатели BMW 132Z мощностью 660 л.с. или захваченные русские двигатели Шевцова М-25А мощностью 750 л.с.
Go 242 документальное фото
Боевая служба
Боевая служба Go 244 была очень непродолжительной, самолету явно не хватало мощности. Один двигатель едва мог удержать в воздухе даже пустой самолет.На самолете использовалось неубирающееся трехколесное шасси. Пяти вариантам модернизации подверглись 133 машины Go 242В, они получили обозначения с Go 244В-X по Go 244В-5.
В марте 1942 года первыми подразделениями, принявшими на вооружение эти самолеты, стали 104-я и 106-я транспортные эскадры, базировавшиеся в Греции и на Крите соответственно, но машины оказались недостаточно мощными и становились сравнительно легкими мишенями для истребителей союзников. Поэтому в ноябре 1942 года их сняли с эксплуатации и передали учебно-десантным школам.
Go 244B-2
Тактико-технические характеристики Go 244В-2 |
"Гота" Go 244В-2 Тип: десантно-транспортный самолет.
Силовая установка: два 14-цилиндровых звездообразных поршневых двигателя "Гном-Рон" 14М мощностью по 522 кВт (700 л.с.).
Летно-технические характеристики: максимальная скорость 290 км/ч, практический потолок 7500 м, дальность полета 600 км.
Вес: пустого самолета 5100 кг, максимальный взлетный 7800 кг.
Размеры: размах крыла 24,5 м, длина 15,8 м, высота 4,7 м, площадь крыла 64,4 м2.
Вооружение: возможна установка четырех пулеметов MG 15 калибра 7,92 мм.
|
Go 244B-2
Источники:
- Сергей Колов. "Летающий контейнер" фирмы Гота.
- В.Котельников "Военно-транспортные самолеты 1939-1945" ("Авиаколлекция").
- Андрей Харук. Все самолёты люфтваффе.