Немецкий истребитель Messerschmitt Me-309 имел все шансы стать серийным самолетом люфтваффе периода второй мировой войны. Однако, когда машина была почти готова, оказалось, что Messerschmitt Bf.109 можно было и далее улучшать, кроме того стали появляться реактивные самолеты, успешно проходившие испытания. Поэтому необходимость в модели истребителя Германии Me-309 просто отпала.
Немецкий истребитель Messerschmitt Me-309
В 1940 году шли работы по совершенствованию истребителя люфтваффе Мессершмитт Вf 109, когда фирма приступила к работе над самолетом, в котором должны были воплотиться все новейшие достижения авиации Второй мировой войны и пожелания военных летчиков. По причине того, что руководство люфтваффе полагало, что нет срочной необходимости менять Bf-109, то и разработка нового самолета велась без особой спешки. В проекте, получившим обозначение Ме-309, должны были сочетаться высочайшая скорость и огневая мощь. Новый самолет, очевидно, имел шанс стать хорошим серийным истребителем.
В связи с ожидавшими нововведениями, с целью проверки новых решений до первого взлета, было принято решение о разворачивании большой исследовательской программы. В начале 1942 года была завершена проработка чертежей.
Немецкий истребитель Messerschmitt Me-309 представлял собой одномоторный цельнометаллический низкоплан с новым шасси с носовой стойкой, шасси с колеей, увеличенной приблизительно в полтора раза, по сравнению с самолетом люфтваффе Messerschmitt Bf.109, что вызвано недостаточной устойчивостью последнего при рулежке. В полете основные стойки шасси убирались в направлении к фюзеляжу, а носовая стойка - назад в фюзеляж с поворотом на 90 градусов. Герметичная кабина пилота, находившаяся в средней части фюзеляжа, была закрыта фонарем каплеобразной формы, который обеспечивал хороший обзор во всех направлениях.
Самолет Германии Me-309 оснащался относительно мощным (1750 л.с.) 12-цилиндровым двигателем DB 603A-1, который должен был позволить развивать максимальную скорость в 740 км/ч. Истребитель имел трехлопастный винт изменяемого в полете шага. Система охлаждения двигателя включала воздухозаборник, регулируемый в полете, с небольшим лобовым сопротивлением.
Максимально постарались учесть пожелания люфтваффе в отношении вооружения истребителя, которое включало:
четыре (два синхронных) 13-мм пулемета MG 131,
две 30-мм пушки МК 108,
одна 30-мм пушка МК 103.
Пушки МК 103 и МК 108 были созданы "Рестиметалл-Борзиг" специально для борьбы с хорошо бронированными самолетами. Четвертый опытный самолет Me.309-V4, предназначенный для испытания вооружения, в июле 1943 года совершил первый полет. На нем было установлено очень мощное вооружение: два синхронных 13-мм пулемета MG-131, в корне каждого крыла по 20-мм пушке MG-151 и пулемету MG-131, а также в консолях - две 30-мм пушки МК-108.
Но как уже было упомянуто выше, работы над самолетом Messerschmitt Me-309 шли не в интенсивном режиме. Что было вызвано разными причинами. Например, Messerschmitt Bf.109 характеризовался существенным резервом для модернизаций, что позволяло сохранять уровень регулярно возрастающих требований в условиях второй мировой войны. Это - первая причина. А вторая - в тот день (18 июля 1943 года), когда первый опытный образец Me 309 V1 поднялся в небо, состоялся третий и успешный полет немецкогореактивного истребителя Messerschmitt Me.262 V3. Поэтому никто - ни руководство люфтваффе, ни "Мессершмитт" не были по-настоящему заинтересованы в постройке Me-309 - самолета Германии с поршневым двигателем, который к тому же еще предстояло доводить и организовывать серийное производство, которое, по всей видимости, включало бы следующие модификации:
Me.309A-1 - легкий истребитель, имевший вооружение из 2х13-мм пулеметов MG-131 и 1х30-мм пушки МК-108;
Me.309A-2 - c установленным мощным вооружением по образцу, описанного выше Me.309-V4;
Me.309B-1 - пикирующий бомбардировщик, вооружение аналогично Me.309A-1, а также пара 250 кг бомб под крыльями.
Но до этих модификаций дело не дошло, и создание немецкого истребителя Messerschmitt Me-309 завершилось в июле 1943 года постройкой четвертого опытного образца, после чего заказов уже не было. Дальнейшая судьба построенных машин не очень ясна, но в некоторых источниках есть сведения, что Ме.309 V2, получив серьезные повреждения во время посадки, ремонту не подлежал; Ме.309 V4 попал под атаку авиации союзников и был уничтожен; а первый и третий: Ме.309 V1 и Me.309 V3 применялись в разных испытательных программах.
Основные ТТХ самолета Ме.309-V4
Размах крыла, м
11
Длина, м
9,9
Высота, м
3,4
Площадь крыла, кв.м
16,5
Тип двигателя
1 ПД Daimler-Benz DB 605B
Мощность, л.с.
1 х 1475
Макс. скорость на высоте 2200 м, км/ч
575
Время подъема на высоту 4000 м, мин
5,2
Дальность полета, км
1100
Потолок, м
11400
Вооружение:
4х13-мм пулемета MG-131, 2х20-мм пушки MG-151, 2х30-мм пушки МК-108
Мак. взлетный вес, кг
4875
Экипаж, чел.
1
Источники:
Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
Юрий Борисов. Из клана "09-Х". О малоизвестных вариантах Bf-109.
Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
Система позволяет увеличить живучесть и боевую эффективность перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации
Первую партию инновационных комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Гималаи"...