Истребитель Мессершмитт Me.309
Немецкий истребитель Messerschmitt Me-309 имел все шансы стать серийным самолетом люфтваффе периода второй мировой войны. Однако, когда машина была почти готова, оказалось, что Messerschmitt Bf.109 можно было и далее улучшать, кроме того стали появляться реактивные самолеты, успешно проходившие испытания. Поэтому необходимость в модели истребителя Германии Me-309 просто отпала.

Немецкий истребитель Messerschmitt Me-309

МессершмиттВ 1940 году шли работы по совершенствованию истребителя люфтваффе Мессершмитт Вf 109, когда фирма приступила к работе над самолетом, в котором должны были воплотиться все новейшие достижения авиации Второй мировой войны и пожелания военных летчиков. По причине того, что руководство люфтваффе полагало, что нет срочной необходимости менять Bf-109, то и разработка нового самолета велась без особой спешки. В проекте, получившим обозначение Ме-309, должны были сочетаться высочайшая скорость и огневая мощь. Новый самолет, очевидно, имел шанс стать хорошим серийным истребителем.

Истребитель Мессершмитт

В связи с ожидавшими нововведениями, с целью проверки новых решений до первого взлета, было принято решение о разворачивании большой исследовательской программы. В начале 1942 года была завершена проработка чертежей.

Немецкий истребитель Messerschmitt Me-309 представлял собой одномоторный цельнометаллический низкоплан с новым шасси с носовой стойкой, шасси с колеей, увеличенной приблизительно в полтора раза, по сравнению с самолетом люфтваффе Messerschmitt Bf.109, что вызвано недостаточной устойчивостью последнего при рулежке. В полете основные стойки шасси убирались в направлении к фюзеляжу, а носовая стойка - назад в фюзеляж с поворотом на 90 градусов. Герметичная кабина пилота, находившаяся в средней части фюзеляжа, была закрыта фонарем каплеобразной формы, который обеспечивал хороший обзор во всех направлениях.

Немецкий самолет Messerschmitt

Самолет Германии Me-309 оснащался относительно мощным (1750 л.с.) 12-цилиндровым двигателем DB 603A-1, который должен был позволить развивать максимальную скорость в 740 км/ч. Истребитель имел трехлопастный винт изменяемого в полете шага. Система охлаждения двигателя включала воздухозаборник, регулируемый в полете, с небольшим лобовым сопротивлением.

Истребитель Мессершмитт Me.309

Самолет Германии Me 309V1 Messerschmitt Me 309 V1

Максимально постарались учесть пожелания люфтваффе в отношении вооружения истребителя, которое включало:

  • четыре (два синхронных) 13-мм пулемета MG 131,
  • две 30-мм пушки МК 108,
  • одна 30-мм пушка МК 103.

Истребитель Мессершмитт Me.309

Пушки МК 103 и МК 108 были созданы "Рестиметалл-Борзиг" специально для борьбы с хорошо бронированными самолетами. Четвертый опытный самолет Me.309-V4, предназначенный для испытания вооружения, в июле 1943 года совершил первый полет. На нем было установлено очень мощное вооружение: два синхронных 13-мм пулемета MG-131, в корне каждого крыла по 20-мм пушке MG-151 и пулемету MG-131, а также в консолях - две 30-мм пушки МК-108.

Немецкий самолет второй мировой войны

Истребитель Мессершмитт

Но как уже было упомянуто выше, работы над самолетом Messerschmitt Me-309 шли не в интенсивном режиме. Что было вызвано разными причинами. Например, Messerschmitt Bf.109 характеризовался существенным резервом для модернизаций, что позволяло сохранять уровень регулярно возрастающих требований в условиях второй мировой войны. Это - первая причина. А вторая - в тот день (18 июля 1943 года), когда первый опытный образец Me 309 V1 поднялся в небо, состоялся третий и успешный полет немецкого реактивного истребителя Messerschmitt Me.262 V3. Поэтому никто - ни руководство люфтваффе, ни "Мессершмитт" не были по-настоящему заинтересованы в постройке Me-309 - самолета Германии с поршневым двигателем, который к тому же еще предстояло доводить и организовывать серийное производство, которое, по всей видимости, включало бы следующие модификации:

  • Me.309A-1 - легкий истребитель, имевший вооружение из 2х13-мм пулеметов MG-131 и 1х30-мм пушки МК-108;
  • Me.309A-2 - c установленным мощным вооружением по образцу, описанного выше Me.309-V4;
  • Me.309B-1 - пикирующий бомбардировщик, вооружение аналогично Me.309A-1, а также пара 250 кг бомб под крыльями.

Истребитель Мессершмитт Me.309

Но до этих модификаций дело не дошло, и создание немецкого истребителя Messerschmitt Me-309 завершилось в июле 1943 года постройкой четвертого опытного образца, после чего заказов уже не было. Дальнейшая судьба построенных машин не очень ясна, но в некоторых источниках есть сведения, что Ме.309 V2, получив серьезные повреждения во время посадки, ремонту не подлежал; Ме.309 V4 попал под атаку авиации союзников и был уничтожен; а первый и третий: Ме.309 V1 и Me.309 V3 применялись в разных испытательных программах.

Авария Мессершмитта Me.309

Основные ТТХ самолета Ме.309-V4
Размах крыла, м 11
Длина, м 9,9
Высота, м 3,4
Площадь крыла, кв.м 16,5
Тип двигателя 1 ПД Daimler-Benz DB 605B
Мощность, л.с. 1 х 1475
Макс. скорость на высоте 2200 м, км/ч 575
Время подъема на высоту 4000 м, мин 5,2
Дальность полета, км 1100
Потолок, м 11400
Вооружение: 4х13-мм пулемета MG-131, 2х20-мм пушки MG-151, 2х30-мм пушки МК-108
Мак. взлетный вес, кг 4875
Экипаж, чел. 1

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Юрий Борисов. Из клана "09-Х". О малоизвестных вариантах Bf-109.
  • Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • В.Шунков. Самолеты Германии Второй мировой войны.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме