Летающая лодка Дорнье Do 24
Немецкая трехмоторная летающая лодка была разработана для морского патрулирования и выполнения спасательных операций. До конца Второй мировой войны построили 279 самолетов этого типа. Dornier Do 24 спасли 12 тысяч человек. В ВВС Франции эксплуатировались до 1952 года. До нашего времени сохранились четыре летающие лодки Do 24.

Патрульно-спасательная летающая лодка Dornier Do 24

летающая лодкаЛетающая лодка, трехмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль с двухкилевым оперением. Спроектирована в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К. Дорнье по заказу правительства Нидерландов. Опытный самолет Do 24V-3 впервые поднялся в воздух 3 июля 1937 года. Серийное производство лодки организовано в конце 1937 года.

Самолет выпускался на заводах "Дорнье" в Альтенрхейне (Швейцария) и позднее во Фридрихсгафене в Германии, "Авиоланда" (Папендрехт, с поставкой отдельных узлов с заводов "Фоккер" в Амстердаме и "Де Шельде" в Дордрехте) в Нидерландах и CAMS (Шартревиль) во Франции. Всего изготовлено 275 экземпляров (включая 20 экземпляров после войны во Франции).Экипаж - 6 человек. Вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 1200 кг (только у Do 24К).

Самолет состоял на вооружении в Нидерландах с начала 1938 года, в Германии - с начала 1940 года, в Австралии - с марта 1942 года, в Испании - с июня 1944 года, во Франции - с декабря 1944 года, в Швеции - с мая 1945 года.

Основные модификации:

  • Do 24К, разведчик и бомбардировщик для Нидерландов; К-1 швейцарской постройки с моторами R-1820-F52, К-2 голландского производства с моторами R-1820-G102;
  • Do 24N, спасательный самолет для Люфтваффе с моторами R-1820-G102, без бомбового вооружения;
  • Dо 24Т, патрульный и транспортный самолет с моторами Вгато 323R-2, вариант Т-3 экспортный для Испании.

Боевое применение

Голландские Do 24К с весны 1939 года эксплуатировались в Ост-Индии (Индонезии), с начала 1942 года применялись против японцев как разведчики и бомбардировщики. Нанесли несколько бомбовых ударов по кораблям и наземным целям. Уцелевшие лодки были эвакуированы в Австралию, где переданы австралийским ВВС. Один самолет, сохранявшийся в распоряжении голландцев, использовался для тайных операций до октября 1943 года. Австралийцы применяли Do 24К как разведчики.

Два опытных образца летающей лодки в апреле 1940 года использовали для переброски немецких войск в Норвегию. Наиболее широкое применение Do 24 немцами осуществлялось на Черном море. Немецкие самолеты с мая 1942 года обеспечивали там прикрытие конвоев, следовавших в Одессу. Лодки часто использовались в транспортных целях: в феврале — марте 1943 года они перебрасывали грузы на Кубань, в апреле 1944 года — участвовали в эвакуации из Одессы, в августе того же года — с Крита, в середине октября — из Афин. Осуществляли спасательные операции в Арктике, Средиземноморье, Африке, Северном море, Ла-Манше.

do 24

Испанские самолеты вели спасательные работы и патрулирование прибрежных вод. После войны их разоружили. Шведы интернировали один Do 24Т-1 и тоже использовали как спасательный на Балтике.Производство Do 24 в Нидерландах было прекращено в конце 1938 года и возобновлено весной 1941 года. Окончательно лодку сняли с производства на "Авиоланде" в конце сентября 1944 года. В Германии их перестали строить в конце декабря 1938 года. Во Франции выпуск прекратили в 1945 году, затем ненадолго восстановили и еще около года собирали лодки из имевшегося задела узлов. В Советском Союзе до начала 50-х годов. Do 24 эксплуатировали Полярная авиация и.т н. "хозяйственная" авиация МВД (обслуживавшая лагеря в Заполярье). В германских ВВС Do 24 летали до конца войны. Во Франции "Дорнье" служили до 1953 года, в Испании летали до начала 70-х годов.

Тактико-технические характеристики Do 24K-2

Размах: 27,0 м

Длина: 22,0 м

Моторы, количество и мощность: 3х 1000 л.с.

Взлетная масса, максимальная: 18 400 кг

Максимальная скорость: 340 км/ч

Практический потолок: 5900 м

Дальность: 4800 км

Источники:

  • Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
  • Бипланы, трипланы, гидросамолеты (Перевод Т. Горшковой).
  • Гидросамолеты 1939-1945 Авиаколлекция.
  • В.Котельников "Гидросамолеты Второй мировой войны".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме