Летающая лодка Дорнье Do 24
|
Патрульно-спасательная летающая лодка Dornier Do 24
Летающая лодка, трехмоторный цельнометаллический моноплан-парасоль с двухкилевым оперением. Спроектирована в КБ фирмы "Дорнье верке" под руководством К. Дорнье по заказу правительства Нидерландов. Опытный самолет Do 24V-3 впервые поднялся в воздух 3 июля 1937 года. Серийное производство лодки организовано в конце 1937 года.
Самолет выпускался на заводах "Дорнье" в Альтенрхейне (Швейцария) и позднее во Фридрихсгафене в Германии, "Авиоланда" (Папендрехт, с поставкой отдельных узлов с заводов "Фоккер" в Амстердаме и "Де Шельде" в Дордрехте) в Нидерландах и CAMS (Шартревиль) во Франции. Всего изготовлено 275 экземпляров (включая 20 экземпляров после войны во Франции).Экипаж - 6 человек. Вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 1200 кг (только у Do 24К).
Самолет состоял на вооружении в Нидерландах с начала 1938 года, в Германии - с начала 1940 года, в Австралии - с марта 1942 года, в Испании - с июня 1944 года, во Франции - с декабря 1944 года, в Швеции - с мая 1945 года.
Основные модификации:
- Do 24К, разведчик и бомбардировщик для Нидерландов; К-1 швейцарской постройки с моторами R-1820-F52, К-2 голландского производства с моторами R-1820-G102;
- Do 24N, спасательный самолет для Люфтваффе с моторами R-1820-G102, без бомбового вооружения;
- Dо 24Т, патрульный и транспортный самолет с моторами Вгато 323R-2, вариант Т-3 экспортный для Испании.
Боевое применение
Голландские Do 24К с весны 1939 года эксплуатировались в Ост-Индии (Индонезии), с начала 1942 года применялись против японцев как разведчики и бомбардировщики. Нанесли несколько бомбовых ударов по кораблям и наземным целям. Уцелевшие лодки были эвакуированы в Австралию, где переданы австралийским ВВС. Один самолет, сохранявшийся в распоряжении голландцев, использовался для тайных операций до октября 1943 года. Австралийцы применяли Do 24К как разведчики.
Два опытных образца летающей лодки в апреле 1940 года использовали для переброски немецких войск в Норвегию. Наиболее широкое применение Do 24 немцами осуществлялось на Черном море. Немецкие самолеты с мая 1942 года обеспечивали там прикрытие конвоев, следовавших в Одессу. Лодки часто использовались в транспортных целях: в феврале — марте 1943 года они перебрасывали грузы на Кубань, в апреле 1944 года — участвовали в эвакуации из Одессы, в августе того же года — с Крита, в середине октября — из Афин. Осуществляли спасательные операции в Арктике, Средиземноморье, Африке, Северном море, Ла-Манше.
Испанские самолеты вели спасательные работы и патрулирование прибрежных вод. После войны их разоружили. Шведы интернировали один Do 24Т-1 и тоже использовали как спасательный на Балтике.Производство Do 24 в Нидерландах было прекращено в конце 1938 года и возобновлено весной 1941 года. Окончательно лодку сняли с производства на "Авиоланде" в конце сентября 1944 года. В Германии их перестали строить в конце декабря 1938 года. Во Франции выпуск прекратили в 1945 году, затем ненадолго восстановили и еще около года собирали лодки из имевшегося задела узлов. В Советском Союзе до начала 50-х годов. Do 24 эксплуатировали Полярная авиация и.т н. "хозяйственная" авиация МВД (обслуживавшая лагеря в Заполярье). В германских ВВС Do 24 летали до конца войны. Во Франции "Дорнье" служили до 1953 года, в Испании летали до начала 70-х годов.
Тактико-технические характеристики Do 24K-2 |
Размах: 27,0 м
Длина: 22,0 м
Моторы, количество и мощность: 3х 1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 18 400 кг
Максимальная скорость: 340 км/ч
Практический потолок: 5900 м
Дальность: 4800 км
|
Источники:
- Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
- Бипланы, трипланы, гидросамолеты (Перевод Т. Горшковой).
- Гидросамолеты 1939-1945 Авиаколлекция.
- В.Котельников "Гидросамолеты Второй мировой войны".