Торпедоносец-разведчик Дорнье До 22
|
Трехместный поплавковый гидросамолет общего назначения Dornier Do 22
Дорнье До 22 являлся разведчиком, бомбардировщиком и торпедоносцем. Одномоторный цельнометаллический моноплан-парасоль. Был создан под руководством К. Дорнье в конструкторском бюро фирмы "Актиенгезельшафт фюр Дорнье флюгцойге". Предназначался для экспорта. В 1935 году прошел испытания опытный образец самолета. Серийное производство было развернуто с июля 1938 года во Фридрихесгафене. В Альтернхейме создавались отдельные узлы. В общей сложности было построено 30 самолетов Dornier Do 22. Сняли с производства Do 22 в 1940 году.
Выпускались в трех модификациях для разных заказчиков. Варианты самолетов отличались оборудованием и калибром пулеметов.
- Do 22Kg для Греции;
- Do 22Kj для Югославии;
- Do 22KI для Латвии (в реальности поставлялись в Финляндию).
Экипаж самолета состоял из 3 человек. Трехместный подкосный моноплан Do 22 был оснащен двигателями "Испано-Сюиза"-12Ybrs - 12-цилиндровыми жидкостного охлаждения мощностью 775 л.с. на взлете и 860 л.с. на высоте 4000 м. Крыло двухлонжеронной конструкции с тканевой обивкой крепилось к фюзеляжу на трубчатых подкосах. Также крепилось шасси - колеса, поплавки или лыжи. Фюзеляж был сварен из стальных труб и имел тканевую обшивку. В фюзеляже был сделан туннель за задней кабиной для стрельбы из нижнего пулемета. Вооружение состояло из пулеметов 4x7,9 или 4x7,62, бомб до 200 кг (или одна торпеда весом 850 кг при экипаже 2 человека). Одиночный пулемет или спарка устанавливались на турели "Скарффа" в задней кабине. Был установлен синхронный пулемет. Три места в кабине располагались друг за другом. Пилот размещался за вырезом в крыле. Hад средней кабиной находился складной фонарь, под котором сидел наблюдатель.
Основные характеристики Дорнье До 22
Размах крыла, м |
16,20 |
Длина, м |
13,10 |
Высота, м |
4,85 |
Площадь крыла, м2 |
43,50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2550 |
нормальная взлетная |
4000 |
Тип двигателя |
1 ПД Испано-Сюиза -12Ybrs |
Мощность, л.с. |
1 х 750 |
Максимальная скорость, км/ч |
350 |
Крейсерская скорость, км/ч |
300 |
Практическая дальность, км |
2300 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
480 |
Практический потолок, м |
8000 |
Экипаж |
3 |
Вооружение: |
один синхронный 7.62-мм или 7.9-мм пулемет, один-два таких же пулемета на турели Скарффа и один пулемет в нижнем туннеле; 1х 800кг торпеда в двухместном варианте или 4х 50кг бомбы на внешних подвесках |
В Югославии Дорнье До 22 был на вооружении с конца 1938 года, с 1939 года - в Греции, в Финляндии и Великобритании - с 1941 года. После нападения Италии Do 22Kg Греции принимали участие в боевых операциях в качестве разведчиков и легких бомбардировщиков, в том числе и на колесах. Они атаковали позиции итальянских войск со своей базы под Афинами. В ходе немецкого вторжения в апреле 1941 года были уничтожены последние из них.
В апреле 1941 года вступила в бой морская авиация Югославии, самолеты которой базировались в Которском заливе. Do 22 Kj производили разведку вдоль Адриатического побережья, прикрывали минные постановки. Во время атаки Do 22 был поврежден итальянский танкер близ Бари. После кратковременной обороны страны, югославские Do 22Kj по большей части перелетели на о. Корфу, после чего - в Египет и были включены в британские Королевские ВВС. Выполняли разведку и вели противолодочное патрулирование. В апреле 1942 года были списаны по причине отсутствия запасных частей.
Латвия была включена в состав Советского Союза и предназначенные для нее Do 22 получила Финляндия в 1941 году. Самолеты Do 22KI применялись в качестве разведчиков и противолодочных самолетов на побережье Финского залива. Несли службу до 1944 года, а как учебные самолеты эксплуатировались до 1945 года.
Источники:
- Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
- Бипланы, трипланы, гидросамолеты (Перевод Т. Горшковой).
- Гидросамолеты 1939-1945 Авиаколлекция.
- В.Котельников "Гидросамолеты Второй мировой войны".