Летающая лодка Дорнье Do 18
|
Морской патрульный самолет-разведчик Dornier Do 18
"Дорнье" Do 18 проектировался на базе военных вариантов летающей лодки Do 15 "Валь" ("Кит"). Она задумывалась именно как военная лодка, но, возможно, большую известность получила как южноатлантический почтовый самолет "Люфтганзы". Тридцать самолетов "Милитар-Валь 33" (другое их название "10-тонный-Валь") были поставлены люфтваффе, с 1933 года по 1938 год, выполняя роль морских разведчиков дальнего действия. Компания "Дорнье" разработала Do 18, который должен был заменить Do 15, принадлежавшие "Люфтганзе" и люфтваффе, и в начале 1934 года приступила к созданию четырех прототипов.
В целом в Do 18 была сохранена конфигурация Do 15 и типичный для "Дорнье" двухреданный корпус. Задний редан плавно переходил в острую вертикальную кромку фюзеляжа с водяным рулем. Корпус состоял из семи водонепроницаемых отсеков. Заполнение водой любых двух отсеков не вело к затоплению всей лодки или ее опрокидыванию. Разделенные на отсеки боковые "жабры" обеспечивали боковую остойчивость, что способствовало улучшению взлетных характеристик.
Закрытая передняя кабина Do 18 предназначалась для экипажа из четырех человек: сидящих рядом пилотов, а также радиста и штурмана, размещающихся за ними. В отсеке над задним реданом находился стрелок; другое открытое орудие стояло в носовой части. Над высокорасположенным крылом тандемом устанавливались шестицилиндровые двухтактные дизельные двигатели Jumo 205 взлетной мощностью 447 кВт (600 л.с.) каждый (в более поздних версиях 656 кВт, или 880 л.c.).
Do 18 документальное фото
Прототип Do 18а впервые поднялся в воздух 15 мая 1935 года, а позднее поступил в распоряжение "Люфтганзы" наряду с третьим прототипом Do 18с и двумя другими, более ранними лодками. Эти четыре самолета были поставлены авиакомпании в 1935 году и летали под названием Do 18Е. Много раз они побивали рекорды дальности, пока не были переведены на регулярные рейсы над Южной Атлантикой.
Первым морским разведчиком был Do 18d, который фактически оказался вторым летавшим самолетом этой марки. Второй прототип Do 18b стал опытным образцом для серии Do 18D. Поставки люфтваффе начались в 1936 году, сначала с собственного завода "Дорнье" в Фридрихсгафене, а затем (когда возросло производство Do 17) с заводов компании "Везер" в Эйисвардене и Норденхаме. Все Do 180-1, кроме нескольких первых машин, оснащались двойными водяными рулями и регулируемыми створками радиатора двигателя. На них устанавливались двигатели Jumo 205С мощностью 447 кВт (600 л.c.), два пулемета MG 15 калибра 7,9 мм в открытом положении в носовой части и над задним реданом, два бомбодержателя ETC 50 под правой консолью крыла для двух бомб по 50 кг. К лету 1939 года пять эскадрилий были вооружены оставшимися из 75 построенных Do 18D, но из-за низких характеристик и слабого оборонительного вооружения этот самолет уже считался устаревшим. Производство его предполагаемого преемника "Блом и Фосс" BV 138 сильно затягивалось, и было ясно,что для заполнения образовавшейся бреши потребуется новая версия Do 18. В результате незначительного изменения оборудования появились Do 18D-2 и Do 18D-3.
Do 18D-2 вид сбоку и спереди
Do 18G-1 оснащался двигателями Jumo 205D повышенной мощности - 656 кВт (880 л.c.). Летно-технические данные самолета улучшились благодаря аэродинамическим усовершенствованиям, которые включали более острые контуры носовой части. Взлетные характеристики также могли стать выше, поскольку предусматривалась установка стартовых ракетных ускорителей. Кроме того, было усовершенствовано оборонительное вооружение: в носовой части появился пулемет MG 131 калибра 13 мм в открытом положении, а над задним реданом - турель с пушкой MG 151 калибра 20 мм. Do 18Н-1 был учебно-тренировочным вариантом без вооружения. Семьдесят один самолет этого типа был поставлен люфтваффе, прежде чем их производство прекратилось в начале лета 1940 года. Do 18G-1 вытеснили Do 18D, находившиеся в оставшихся четырех полностью вооруженных эскадрильях прибрежной авиагруппы (2./KuFlGr 106, 2./ и 3./KuFlGr 406, 2./KuFlGr 906), а также в нескольких других эскадрильях (включая 1./KuFlGr 406, 1,/KuFlGr 506 и 3./KuFlGr 906), в арсенале которых числились устаревшие "Дорнье". Do 18D стали использоваться в спасательных операциях на море. Последние фронтовые Do 18G-1 в августе 1941 года были переданы частям, базировавшимся в Норвегии (3.KuFIGr 406 и 3-KuFlGr 906), но многие из оставшихся машин были модифицированы в Do 18N-1 и продолжали служить, занимаясь спасением на море.
Do 18D-2 вид сверху
Тактико-технические характеристики Do 18G-1 |
"Дорнье" Do 18G-1.Тип: четырехместный морской патрульный и спасательный самолет.
Силовая установка: два 6-цилиндровых поршневых двигателя "Юнкерc" Jumo 205D мощностью 656 кВт (880 л.с.) на взлете.
Летно-технические характеристики: максимальная скорость 267 км/ч, крейсерская скорость на режиме максимальной дальности 164 км/ч, практический потолок 4200 м, дальность полета 3500 км.
Вес: пустого снаряженного самолета 5978 кг, с максимальной нагрузкой 10 795 кг.
Размеры: размах крыла 23,7 м, длина 19,38 м, высота 5,32 м, площадь крыла 98 м2.
Вооружение: один пулемет MG 131 калибра 13 мм на установке D 30/131 в открытом носовом положении и одна пушка MG 151/20 калибра 20 мм в надфюзеляжной турели HD 151/1; крыльевые бомбодержатели для двух бомб по 50 кг.
|
Источники:
- Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
- Бипланы, трипланы, гидросамолеты (Перевод Т. Горшковой).
- Гидросамолеты 1939-1945 Авиаколлекция.
- В.Котельников "Гидросамолеты Второй мировой войны".