Самолет Юнкерс Ju 86 - Высотные самолеты
|
Разработки высотных самолетов
Первоначально обозначавшийся Ju 86Н, этот вариант появился как Ju 8бР. К фюзеляжу от Ju 86D "Юнкерc" добавил новую двухместную герметичную кабину, давление в которой было постоянно, начиная с высоты 3000 м. Это достигалось путем наддува воздухом, отбиравшимся от нагнетателя левого двигателя, а в конструкции кабины использовалось многослойное остекление из плексигласа, пространство между которым заполнялось сухим воздухом.
Экипаж попадал в кабину через круглый люк, расположенный внизу по правому борту. Прототип Ju 8бР VI поднялся в воздух в феврале 1940 года, а в марте - V-2, оба самолета с дизельными двигателями Jumo 207А-1 достигли высоты более 10 000 м. На V-3 для повышения потолка применили крьио увеличенного размаха - и этот самолет мог лететь на высоте 11 000 м в течение более 2,5 ч.
Немедленно заказали 40 машин в двух вариантах. Ju 86Р-1 был бомбардировщиком с двумя бомбоотсеками в фюзеляже и центроплане, а Ju 86Р-2 - разведывательным самолетом с аэрофотоаппаратами, размещавшимися в бомбоотсеках. Летом 1940 года один из прототипов поступил в разведывательное подразделение верховного командования люфтваффе и сразу же был направлен для выполнения разведывательного задания над Британией, во время которого достиг высоты 12 500 м и вернулся необнаруженным.
Ju 86P-1
2-я эскадрилья разведывательной авиагруппы верховного командования люфтваффе (2./AufklGr.Ob.d.L) также выполняла полеты над базой британского флота в Скапа-Флоу. В январе 1941 года 4-я эскадрилья (4./AufklGr.Ob.d.L), известная как Испытательный центр высотных самолетов, получила в свое распоряжение эту машину, которая с августа 1941 года осуществляла эпизодические бомбардировки Великобритании. В январе 1942 года авиачасть с Ju 86 была переименована в 1 -ю эскадрилью верховного командования любфтваффе, а несколько Ju 86Р-2 поступили для боевого применения во 2-ю 3CKaflpwibio(2.(F)/AufklGr 123), базировавшуюся на Крите.
Ju 86 документальное фото
Несмотря на то что перехватчики неоднократно обнаруживали эти Ju 86, им не удавалось их поразить до 24 августа 1944 года, когда специально облегченный истребитель "Спитфайр" Mk V, вылетевший с базы в Абукире (Египет), перехватил Ju 86Р и сбил его на высоте 12 800 м севернее Каира. На "Юнкерсы" сразу же установили пулемет MG 17 для стрельбы назад, но "Спитфайры" из Абукира вскоре сбили еще два Ju 86Р, и (2,(F)/AufklGr 123) к августу 1943 года прекратила использовать эти самолеты. Во время налетов на Британию Ju 86Р, часто сбрасывавшие на различные цели только по одной бомбе, были как бельмо на глазу для истребительной авиации Британии, потребовались большие усилия, чтобы остановить "Юнкерсы". Для перехвата подготовили наспех модифицированный "Спитфайр" Mk VI с герметизированной кабиной и крылом увеличенного размаха, но ни одна попытка не увенчалась успехом, лишь в одном случае ему удалось открыть огонь по Ju 86Р, находившемуся над ним, и тут же он потерял скорость. "Юнкерc", пикируя, снижался с высоты 12 200 м до 150 м и исчезал из поля зрения "Спитфайра". Последние 12 бомбардировок Британии эти самолеты совершили 9 сентября 1942 года.
В начале 1942 года немцы поняли, что союзники могут скоро создать перехватчик, который легко справится с Ju 86Р, поэтому в середине 1942 года в небо поднялся Ju 86R. Его сделали на базе Ju 86Р, установили более мощные двигатели Jumo 207В-3 с впрыском закиси азота и увеличили размах крыла до невероятных размеров - 32 м. Это позволило достичь потолка в 14 400 м, а дополнительное топливо обеспечило семичасовую продолжительность полета. Модификации получили обратные обозначения - Ju 86R-1 стал самолетом-разведчиком, a Ju 86R-2 - бомбардировщиком.
Несколько Ju 86R-1 поступили на вооружение 1-й эскадрильи (l./Versuchsverband Ob.d.L.) и до середины 1944 года участвовали в выполнении большого числа боевых задач. Ju 86R-2 в сентябре 1942 года вошли в состав 14-й эскадрильи 6-й бомбардировочной эскадры, базировавшейся в Нидерландах, но в октябре эту авиачасть расформировали. Планировалось выпускать Ju 86R-3 с двигателями Jumo 208, который должен был летать на еще больших высотах, и Ju 186 - исследовательский самолет с четырьмя двигателями.
Боевая карьера бомбардировщиков "Юнкерc" не завершилась высотными полетами. Из 58 Ju 8бЕ и Ju 86G, отозванных из летных школ, были сформированы 21 и 22-е специальные транспортные авиачасти. Их в спешном порядке перебросили для снабжения окруженным под Сталинградом 4-й танковой и 6-й армиям. Менее чем за два месяца потеряли 42 самолета, после чего авиачасти расформировали. Шестнадцать уцелевших самолетов вновь использовали для подготовки экипажей бомбардировщиков, но в начале 1944 года несколько из них опять выполняли боевые задачи по борьбе с партизанами на Балканах.
Источники:
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- Николай Сойко. Высотный разведчик.
- Владимир Котельников. Дальние и высотные разведчики 1939-1945.
- Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.