Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолет Хендли Пейдж Галифакс - Боевое применение
Британский четырехмоторный бомбардировщик состоял на вооружении до окончания Второй мировой войны. До весны 1945 года было выпущено более 6 тысяч этих самолетов в разных модификациях. Также находился на вооружении Австралии, Новой Зеландии, Канады, Франции, Пакистана, Египта. Первое боевое применение состоялось ночью с 11 на 12 марта 1941 года.
Содержание
Самолет Хендли Пейдж Галифакс
Боевое применение
Варианты

Расширение боевых операций

С 1942 года формирование новых частей на "Галифаксах" ускорилось. Четвертой частью на этом типе машин стала 102-я эскадрилья, укомплектованная в начале года. К этому времени все эскадрильи получили новые самолеты, оборудованные радионавигационной системой TR335, известной как "Джи". В декабре 1941 года три первых эскадрильи опять были задействованы в дневном налете на "Шарнгорст" и "Гнейзенау" в Бресте, закончившимся неопределенным результатом. В начале нового года девять "Галифаксов" из 10-й и 76-й эскадрилий сделали неудачную попытку отыскать "Тирпиц" в норвежском фьорде. Главная атака на "Тирпиц" была проведена в марте. Шесть из 34 "Галифаксов" были потеряны, в основном, из-за того, что они действовали на пределе дальности, хотя несли только по две 454-кг мины. Еще два налета на "Тирпиц" были организованы в апреле, но удача продолжала ускользать от "Галифаксов". В апреле 1942 года 76-я эскадрилья стала первой частью "Галифаксов", которая использовала в бою новую английскую 3629-кг бомбу. Это произошло в налете на Эссен. Бомбы не больше 1814 кг соединялись в тандем - их переброска на "Галифаксе", также как и двух отдельных бомб меньшего калибра, была возможна только при модифицированных дверцах бомбоотсека, которые при наличии груза полностью не закрывались. Один из первых самолетов 76-й эскадрильи, "Галифакс" II серии 1 впоследствии использовался для экспериментов (когда эскадрильные обозначения заменили на знак "Р") с четырехпулеметной верхней турелью Бристоль В.12 Mk.I с малым аэродинамическим сопротивлением. К концу мая 1942 года были боеспособны еще две эскадрильи на "Галифаксах". Они были готовы присоединиться к первому "рейду 1000 бомбардировщиков" - налету Бомбардировочного командования на Кельн.

английский бомбардировщик

"Галифакс" в полете

Всего в нем участвовало 118 бомбардировщиков "Хэндли-Пейдж"; из них только четыре были потеряны. В июне последовали подобные налеты на Эссен и Бремен. Образец ведения бомбардировочных операций как для "Галифаксов", так и для всего Бомбардировочного командования, полностью установился. Кратковременно одна из эскадрилий 1-й группы (103-я) летала на "Галифаксах", но была переведена на "Ланкастеры" в соответствии с политикой унификации материальной части в пределах групп. Кроме первоначальной 4-й группы, в 1942 году "Галифаксы" начали получать эскадрильи 6-й группы, комплектовавшейся летным составом за счет канадских ВВС. 405-я эскадрилья была первой у канадцев, получившей "Галифаксы". За ней в октябре 1942 года последовала 408-я, которая первой ввела в боевые действия "Галифакс" V. Другие канадские эскадрильи 6-й группы летали на поздних "Галифаксах" с "Геркулесами", так же как две французских части и одна австралийская. В июле 1942 года "Галифаксы" стали первыми (и единственными) английскими четырехмоторными бомбардировщиками, направленными на Ближний Восток и в Северную Африку. Это произошло, когда группа из 16 самолетов 10-й и 76-й эскадрилий перелетела в Акир в Палестине, образовав 249-е крыло 205-й группы, поддерживавшей оборонявшиеся силы союзников.

Боевое применение самолета

Первый боевой вылет оно совершило в ночь с 11 на 12 июля против Тобрука. С тех пор этот город стал "еженочной" целью, несмотря на низкую боеспособность "Галифаксов", не подготовленных к действиям в пустыне. Эти части слились, образовав 462-ю эскадрилью австралийских ВВС с австралийским личным составом. Эта часть продолжала активно действовать на Ближнем Востоке и в Италии до марта 1945 года. В марте 1944 года она была со своей первоначальной роли переключена на задачи целеуказания с оборудованными радарами H2S "Галифаксами" II. К этому времени номер изменился на 614-й, т.к. в Великобритании формировалась другая 462-я, хотя 614-я осталась по большей части австралийской. Между маем и сентябрем 1943 года в боевых действиях на Ближнем Востоке применялась также 178-я эскадрилья. В конце лета 1942 года 35-я эскадрилья, бывшая пионером на "Галифаксах", стала одной из пяти, образовавших "Патфиндер форс" (PFF) - "силы целеуказания", а позднее была преобразована в 8-ю группу. К ней в апреле 1943 года присоединилась 405-я эскадрилья канадских ВВС из 6-й группы. Эти две эскадрильи были единственными, летавшими на "Галифаксах" в PFF до их перевооружения "Ланкастерами" соответственно в марте 1944 года и в августе 1943 года. Обеспечение успешной работы целеуказателей более зависело от тактики, нежели от техники, однако, помощь в повышении точности бомбометания является одной из важных задач. Она шла по трем основным путям: "Обоу" являлся системой наземной навигационной помощи, требовавшей установки на самолетах специальных приемников; H2S была радарной системой, поставленной на самолете и независимой от наземных установок; специальные индикаторы цели не требовали значительной модификации самолета. В начале 1942 года два "Галифакса" были выделены Центру исследований по телекоммуникации в Суонэге. Они, базируясь в Хэрне, использовались для первых испытаний важной системы H2S, начиная с апреля 1942 года.

Антенна стояла в куполе-обтекателе из "перспекса" под нижней частью фюзеляжа. На этой стадии разработки изучались альтернативные варианты базового устройства: один использовал относительно хорошо известный клистрон, а другой - значительно более мощный, но крайне секретный магнетрон, детальная конструкция которого имела бы огромное значение для Германии. В то время как продолжали высказывать возражения против боевого применения магнетрона Бомбардировочным командованием, H2S был нанесен серьезный удар, когда 7 июня 1942 года разбился "Галифакс" с экспериментальным магнетронным устройством. Все на борту погибли, включая пятерых крупных ученых, занятых его разработкой. Производству H2S с магнетронами было придано очень большое значение. Первые испытания в специальной испытательной части, опять на "Галифаксе", были проведены в конце сентября 1942 года. К середине января 1943 года 35-я эскадрилья получила девять первых серийных устройств и поставила их на свои "Галифаксы". Вместе со "Стирлингами" 7-й эскадрильи эта часть впервые применила H2S в боевых условиях в ночь с 30 на 31 января при налете на точечные цели в Гамбурге. Первые результаты оказались не совсем успешными из-за недоведенности приборов, и полностью потенциал H2S нельзя было использовать до тех пор, пока ранний вариант с длиной волны 10 дм не был заменен вариантом с 10-см волной.

Через несколько недель после его появления Бомбардировочное командование расширило рамки его применения в PFF (которые теперь стали 8-й группой) и стало внедрять его на всех бомбардировщиках основных сил, кроме "Ланкастеров", оборудованных под 3628-кг бомбы. Эта цель была практически достигнута, и подфюзеляжный обтекатель H2S стал общим признаком всех поздних "Галифаксов", хотя их несли и варианты с "Мерлинами", за исключением 35-й и 405-й эскадрилий в метрополии и 614-й в Северной Африке. Другой важной ролью "Галифакса", начиная с конца 1941 года, была помощь. Управлению специальных операций (SOE), касающаяся тайной деятельности за линией фронта. Модифицированные для сброса парашютных контейнеров через нижний люк, "Галифаксы" с 7 ноября 1941 года летали в 138-й эскадрилье специального назначения, а позднее в 161-й и 511-й эскадрильях. Управляемые по большей части польскими экипажами, "Галифаксы" 138-й эскадрильи, в основном, перебрасывали снабжение польским партизанам - Армии Крайовой. При этом длина маршрута составляла более 3200 км, а время полета - до 14 часов. "Галифаксы" работали на пределе дальности. Начиная операции на "Галифаксах" в октябре 1942 года, 161-я эскадрилья специального назначения сосредотачивалась на действиях на малой высоте при выброске агентов и предметов снабжения над Францией, в то время как 511-я эскадрилья в том же месяце начала перебрасывать грузы в Средиземноморье.

Для тайных операций на Ближнем Востоке из 161-й эскадрильи в июне 1943 года было выделено 1575-е звено специального назначения. В сентябре оно было поглощено 624-й эскадрильей, базировавшейся в Блиде. В феврале 1943 года 148-я эскадрилья, действовавшая на "Либерейторах" на Ближнем Востоке, также получила "Галифаксы" для поддержки югославских партизан. 1586-е звено специального назначения, тоже польское подразделение, действовало как на "Либерейторах", так и на "Галифаксах" из Бриндизи, поддерживая одно время неудачное восстание польских патриотов в Варшаве в августе 1944 года. Позднее в этом же году это подразделение было превращено в 301-ю эскадрилью специального назначения. Еще больше модификаций Во время тайных операций "Галифаксы" (только типов 11 и 5) часто летали с уменьшенными экипажами - в некоторых случаях только из четырех человек - двух летчиков, штурмана и "диспетчера" по погрузке-разгрузке для того, чтобы унести в бомбоотсеке как можно больше груза.

самолет галифакс

"Галифакс" B.V Srs.1 вид сбоку

Первые операции 138-й эскадрильи выявили необходимость улучшения летных характеристик "Галифакса", в частности, скорости и дальности для того, чтобы сделать полеты в Польшу более доступными и более полезными в отношении нагрузки. Вскоре "Хэндли-Пейдж" модифицировала один самолет тип II серии 1, выполнив тупой неостекленный нос с небольшими окошками вместо обычной турели, и сняв верхнюю турель. В то же время были сняты трубы аварийного слива горючего, т.к. более не было ограничений на посадочный вес. Для того, чтобы снизить сопротивление, были испытаны несколько альтернативных типов пламегасителей. Несколько более мелких изменений довели показатели до уровня первых серийных самолетов, несмотря на больший вес - до 29484 кг при моторах "Мерлин" 22 на 100-октановом бензине и наддуве 1122 мм.рт.ст., дававших 1480 л.с. на высоте 3734 м. Новый носовой обтекатель, впервые испытанный в воздухе в Рэдлетте 15 августа 1942 года и названный модификацией 398, был быстро введен сначала на самолетах эскадрилий специального назначения, а затем и вообще на боевых бомбардировщиках, которые иногда, но не всегда, были лишены и верхней турели.

английский галифакс

"Галифакса" В.II Srs.1 (Special) вид сбоку

Носовые обтекатели изготовлялись "Толлертон эйркрафт сервисиз" и иногда их называли обтекателями Толлертона. Они также были известны как теипсфордские обтекатели, поскольку их сперва поставили в 138-й эскадрилье, базировавшейся в Теипсфорде, а также как обтекатели "Z". Официально модифицированные "Галифаксы" были обозначены как В.II Srs.1 (Special) и B.V Srs.1 (Special). Более совершенная попытка улучшить характеристики и оборонительное вооружение "Галифакса" была сделана вскоре за первым В.II Srs.1 (Special). Самолет имел более вытянутую носовую часть, чем обтекатель Толлертона, изготовленную из "перспекса" для того, чтобы улучшить размещение штурмана, где стоял в шаровой установке 7,7-мм пулемет Виккерс К. Все это сочеталось с верхней четырехпулеметной турелью Боултон-Пол тип А. VIII, моторами "Мерлин" XX или XXII в мотогондолах с малым сопротивлением с радиаторами "Моррис", имевшими меньшее лобовое сечение, чем сдвоенные барабанные радиаторы "Гэллей". Новый нос и все остальное (как модификация 452) был принят в серийное производство как В.II (и B.V) серия 1А. Прототип серии 1А со всеми этими особенностями впервые взлетел 24 декабря 1942 года. Однако первые серийные экземпляры сохранили угловатые радиаторы "Гэллей" (что официально создало марку Srs.1 Special), но имели турели А.VIII (Special) (являвшиеся модификацией А.II), смонтированные в приподнятом положении с обтекателями, чтобы обеспечить четырем "Браунингам" угол обстрела вниз до 10 градусов (это было названо модификацией 421). Последнее требование потом было снято, что позволило опустить турель на 12,7 см (модификация 451) и убрать обтекатель, выиграв в аэродинамическом сопротивлении. Внешний облик "Галифакса" между 1941 и 1943 годами претерпел некоторые изменения, которые уже были описаны.

Еще одна важная перемена коснулась в этот период вертикального оперения. "Галифакс" фактически имел перебалансированные рули с первого полета прототипа. Особенно это сказывалось при больших отклонениях, например, таких, какие требовались при ассиметрии тяги моторов. Выход из строя двух двигателей с одной стороны неизбежно вел к срыву потока с рулей и неуправляемому штопору. В качестве раннего паллиативного решения этой проблемы на сборочной линии был внедрен бульбообразный носок рулей (как модификация 413), но это создало новую проблему "рысканья". Затем было сделано несколько дальнейших шагов, что привело к появлению типов оперения от А (первоначального) до G. Лучшим решением, наконец, стал тип D, созданный для оснащенного "Геркулесами" типа III весной 1943 года. Он имел рули, похожие по очертаниям на использовавшиеся сначала с бульбообразными передними кромками, ограниченными 5 см, и увеличенным ходом триммеров. Это было соединено с большими килями с площадью на 50% больше, примерно прямоугольной формы. Это хвостовое оперение было внедрено в производство (как модификация 814) на последних собиравшихся самолетах с "Мерлинами", а также было впоследствии установлено на 66 "Галифаксах" II и V Берегового командования и 502 Бомбардировочного командования.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме