Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам
Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:
Самолеты военной авиации
Палубный истребитель Супермарин "Сифайр"
Британский палубный истребитель Supermarine Seafire выпускался в разных модификациях, но не все принимали участие во второй мировой войне. Этот истребитель в военное время находился на вооружении двух стран: Великобритании и Франции. После второй мировой войны эксплуатировался и другими странами мира. В марте 1949 года самолеты Сифайр были окончательно сняты с производства.
Британский палубный истребитель Supermarine Seafire
Одноместный палубный истребитель Супермарин "Сифайр" являлся одномоторным свободнонесущим цельнометаллическим монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Был модификацией сухопутного истребителя Супермарин "Спитфайр", под руководством Р. Митчелла спроектированного в конструкторском бюро фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс". 5 марта 1936 года совершил свой первый полет опытный образец самолета. Серийный выпуск был организован в мае 1938 года, строился разными заводами.
Более 60 предприятий-субподрядчиков, занимавшихся сборкой отдельных узлов, было привлечено к производству. В общей сложности построили 22759 единиц этого самого массового английского истребителя.
Палубный истребитель Supermarine Seafire
Нажмите на фото для увеличения
Осенью 1941 года один самолет "Спитфайр" VB был оборудован замками для захватов катапульты и посадочным крюком и испытали на палубе авианосца. Переделка сухопутных истребителей в палубный вариант вначале проводилась в мастерских "Эйр сервис трейнинг" (Хэмбл) и на заводе "Канлифф-Оуэн эйркрафт". Позже самолеты дорабатывали прямо на заводе "Супермарин". С 1943 года палубные истребители производили специально на предприятиях фирм "Супермарин", "Уэстленд" и "Канлифф-Оуэн". Двигатель и вооружение устанавливались в зависимости от модификации.
Всего выпущено и переделано 2408 самолетов, из них которых 200 - после второй мировой войны.
Основные серийные модификации самолета, выпускавшиеся в годы второй мировой:
"Сифайр" IB - палубный истребитель на базе "Спитфайр" VB с моторами "Мерлин" 45, 46, 50, 50А, 55, 56, с тропическими фильтрами и без них, со стандартными или урезанными законцовками крыла, с вооружением 12x7,69;
"Сифайр" IIC с усиленным планером, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг, имел варианты • F.IIC (с мотором "Мерлин" 45 или 46) и • L.IIC (с "Мерлин" 32);
"Сифайр" IIC (Hybrid) с мотором "Мерлин" 55, вооружением 4x20, бомбы до 230 кг, позднее доработаны под стандарт типа III;
"Сифайр" III, модификация с мотором "Мерлин" 55М и складывающимся крылом, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг или 4хНУР, выпускался в вариантах • L.III (истребитель) и • LR.III (истребитель-ближний фоторазведчик);
"Сифайр" XV с мотором "Гриффон" VI, дополнительными бензобаками, складывающимся крылом типа III и измененным хвостовым оперением по образцу сухопутной модификации XII, вооружение 4x20, с 51-го самолета ввели посадочный крюк новой конструкции и замок под захват катапульты снизу (вместо двух по бокам), последние серии комплектовались стартовыми ракетными ускорителями и имели пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора.
После войны серийно строились еще несколько модификаций с моторами "Гриффон".
Во время Второй мировой войны самолет находился на вооружении в Великобритании - с лета 1942 года, во Франции - с весны 1945 года. Самолеты модификации IB применялись в основном в учебных целях. Однако одна эскадрилья этих самолетов была погружена в октябре 1942 года на авианосец "Фьюриэс". Ранние модификации самолетов размещали на палубе и брали в небольших количествах по причине нескладного крыла, из-за чего они не проходили в лифты большинства английских авианосцев.
8 ноября 1942 года во время операции "Торч" состоялся первый боевой вылет "сифайров". Истребители осуществляли прикрытие "альбакоров", которые атаковали французские аэродромы в Алжире. К концу 1942 года в английской морской авиации находилось уже шесть эскадрилий Супермарин "Сифайр". В июле 1943 года новые истребители в большом количестве применяли с целью прикрытия высадки под Салерно. Они производили вылеты с пяти эскортных авианосцев. Самолеты модификации III впервые были применены во время десанта в Южной Франции. В июне 1944 года они дислоцировались на сухопутных аэродромах, поддерживая вторжение в Нормандии. Зачастую их эксплуатировали для сопровождения истребителей-бомбардировщиков "Тайфун". Большую часть "сифайров" III отправили на Тихий океан, где в 1945 году на них летали восемь эскадрилий.
С авианосца "Хантер" самолеты обеспечивали высадку войск под Рангуном в Бирме, две эскадрильи с "Индефатигэйбла" осуществляли сопровождение бомбардировщиков в налетах на нефтепромыслы Суматры. В марте - апреле Supermarine Seafire сражались с японскими самолетами Второй мировой войны над островами Сакисима, в июне - над о. Трук, а в августе появились над Японией. В августе 1945 года французские самолеты с авианосца "Диксмюнде" прикрывали высадку войск генерала Леклерка под Сайгоном в Индокитае.
Истребители "Сифайр" XV в боевых операциях Второй мировой войны участия не принимали - не успели.
Истребитель Supermarine Seafire после Второй мировой войны
Английские "сифайры" с июня 1948 года принимали участие в колониальной войне в Малайе. Производили разведку, атаковали базы партизан. В июле 1950 года английские палубные самолеты нанесли первые удары по целям в районе Пхеньяна в Северной Корее. Среди них были и Supermarine Seafire с авианосца "Триумф". Самолеты данного типа воевали в Корее в роли штурмовиков до сентября.
Несколько лет французские истребители работали в Индокитае. В январе 1947 года самолеты с "Диксмюнде" производили разведку в дельте Красной реки. С марта они стали атаковать вьетнамские войска в районе Намдиня, в апреле прикрывали передовые базы под Сайгоном. В октябре "Диксмюнде" принимал участие в поддержке десанта морской пехоты и частей Иностранного легиона у Хайфона. В 1948 году к берегам Вьетнама подошел второй французский авианосец - "Арроманш" тоже с Supermarine Seafire, которые участвовали в боевых операциях там до конца 1949 года.
После войны Supermarine Seafire были проданы также в Канаду, Индию и Бирму. Бирманские самолеты в начале 1950-х гг. действовали против партизан в северных районах страны. В СССР сухопутные истребители "Спитфайр" V дорабатывались с целью катапультирования с крупных боевых кораблей. Одна эскадрилья таких самолетов в 1946-1948 гг. находилась в ВВС Черноморского флота.
В марте 1949 года самолеты "Сифайр" были окончательно сняты с производства. В марте 1946 года все модификации с моторами "Мерлин" сняли с вооружения, более поздние варианты с "гриффонами" несли службу на авианосцах до ноября 1950 года. До 1954 года они применялись на береговых базах в Англии в качестве учебных. Во Франции Supermarine Seafire служили до начала 1950 года.
Источники:
Иван Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны.
Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
Иван Кудишин. Огонь над морем.
Снорри Токай. Supermarine Seafire.
М. Шарп. Самолёты Второй Мировой. Свыше 300 боевых самолётов всех стран мира.
Самолет взаимодействия с сухопутными войсками Hawker Audax
Самолет Хаукер "Одэкс" являлся одномоторным цельнометаллическим бипланом с неубирающимся шасси. Был разработан Сиднеем Каммом...