Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Палубный истребитель Супермарин "Сифайр"
Британский палубный истребитель Supermarine Seafire выпускался в разных модификациях, но не все принимали участие во второй мировой войне. Этот истребитель в военное время находился на вооружении двух стран: Великобритании и Франции. После второй мировой войны эксплуатировался и другими странами мира. В марте 1949 года самолеты Сифайр были окончательно сняты с производства.

Британский палубный истребитель Supermarine Seafire

Supermarine SeafireОдноместный палубный истребитель Супермарин "Сифайр" являлся одномоторным свободнонесущим цельнометаллическим монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Был модификацией сухопутного истребителя Супермарин "Спитфайр", под руководством Р. Митчелла спроектированного в конструкторском бюро фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс". 5 марта 1936 года совершил свой первый полет опытный образец самолета. Серийный выпуск был организован в мае 1938 года, строился разными заводами.

Более 60 предприятий-субподрядчиков, занимавшихся сборкой отдельных узлов, было привлечено к производству. В общей сложности построили 22759 единиц этого самого массового английского истребителя.

Палубный истребитель Supermarine Seafire
Палубный истребитель Супермарин "Сифайр"
Супермарин "Сифайр" Палубный истребитель
Нажмите на фото для увеличения

Осенью 1941 года один самолет "Спитфайр" VB был оборудован замками для захватов катапульты и посадочным крюком и испытали на палубе авианосца. Переделка сухопутных истребителей в палубный вариант вначале проводилась в мастерских "Эйр сервис трейнинг" (Хэмбл) и на заводе "Канлифф-Оуэн эйркрафт". Позже самолеты дорабатывали прямо на заводе "Супермарин". С 1943 года палубные истребители производили специально на предприятиях фирм "Супермарин", "Уэстленд" и "Канлифф-Оуэн". Двигатель и вооружение устанавливались в зависимости от модификации.

Всего выпущено и переделано 2408 самолетов, из них которых 200 - после второй мировой войны.

Супермарин "Сифайр"

Основные серийные модификации самолета, выпускавшиеся в годы второй мировой:

  • "Сифайр" IB - палубный истребитель на базе "Спитфайр" VB с моторами "Мерлин" 45, 46, 50, 50А, 55, 56, с тропическими фильтрами и без них, со стандартными или урезанными законцовками крыла, с вооружением 12x7,69;
  • "Сифайр" IIC с усиленным планером, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг,
    имел варианты
    • F.IIC (с мотором "Мерлин" 45 или 46) и
    • L.IIC (с "Мерлин" 32);
  • "Сифайр" IIC (Hybrid) с мотором "Мерлин" 55, вооружением 4x20, бомбы до 230 кг, позднее доработаны под стандарт типа III;
  • "Сифайр" III, модификация с мотором "Мерлин" 55М и складывающимся крылом, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг или 4хНУР,
    выпускался в вариантах
    • L.III (истребитель) и
    • LR.III (истребитель-ближний фоторазведчик);
  • "Сифайр" XV с мотором "Гриффон" VI, дополнительными бензобаками, складывающимся крылом типа III и измененным хвостовым оперением по образцу сухопутной модификации XII, вооружение 4x20, с 51-го самолета ввели посадочный крюк новой конструкции и замок под захват катапульты снизу (вместо двух по бокам), последние серии комплектовались стартовыми ракетными ускорителями и имели пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора.

После войны серийно строились еще несколько модификаций с моторами "Гриффон".

Supermarine Seafire
Supermarine Seafire Supermarine Seafire
Палубный истребитель Супермарин "Сифайр" Палубный истребитель Великобритании
Нажмите на фотографию для увеличения

Тактико-технические характеристики:

Mk.II

  "Seafire" Mk.II
Год принятия на вооружение 1942
Длина (м) 9.12
Размах крыла (м) 11,23
Площадь крыла (м.кв.) 22,48
Вес пустого \ взлётный (кг) 2160 \ 3175
Скорость (км\ч) 536
Скороподъемность (м\мин) 1240
Дальность (км) 1215
Потолок (м) 9750
Двигатель (тип, л.с.) Rolls-Royce "Merlin 45" , 1470
Экипаж (чел) 1
Вооружение (тип, калибр мм) Две 20-мм пушки
и 4
7.7-мм пулемета

Mk.III

  "Seafire" Mk.III
Год принятия на вооружение 1943
Длина (м) 9,12
Размах крыла (м) 11,23
Площадь крыла (м.кв.) 22,48
Вес пустого \ взлётный (кг) 2258 \ 3465
Скорость (км\ч) 594
Скороподъемность (м\мин) 1170
Дальность (км) 648
Потолок (м) 11125
Двигатель (тип, л.с.) Rolls-Royce "Merlin" 55, 1585
Экипаж (чел) 1
Вооружение (тип, калибр мм) Две 20-мм пушки British Hispano  (по 120 снарядов на ствол) и 4 7.7-мм пулемета Browning (по 350 снарядов)

Mk.XV

  "Seafire" Mk.XV
Год принятия на вооружение 1946
Длина (м) 10,47
Размах крыла (м) 11,26
Площадь крыла (м.кв.) 22,48
Вес пустого \ взлётный (кг) 2267 \ 2911
Скорость (км\ч) 594
Скороподъемность (м\мин) 1653
Дальность (км) 1024
Потолок (м) 11125
Двигатель (тип, л.с.) Rolls Royce "Griffon" VI, 1815
Экипаж (чел) 1
Вооружение (тип, калибр мм) Две 20-мм пушки
и 4
7.7-мм пулемета

Mk.47

  "Seafire" Mk.47
Год принятия на вооружение 1947
Длина (м) 10,46
Размах крыла (м) 11,26
Площадь крыла (м.кв.) 22,66
Вес пустого \ взлётный (кг) 3938 \ 4627
Скорость (км\ч) 760
Скороподъемность (м\мин) 1464
Дальность (км) 1515
Потолок (м) 13235
Двигатель (тип, л.с.) Rolls Royce "Griffon" 88, 2350
Экипаж (чел) 1
Вооружение (тип, калибр мм) Четыре 20-мм
пушки и
три 227-кг бомбы или ПУ НУР

Supermarine Seafire Mk 1b

Во время Второй мировой войны самолет находился на вооружении в Великобритании - с лета 1942 года, во Франции - с весны 1945 года. Самолеты модификации IB применялись в основном в учебных целях. Однако одна эскадрилья этих самолетов была погружена в октябре 1942 года на авианосец "Фьюриэс". Ранние модификации самолетов размещали на палубе и брали в небольших количествах по причине нескладного крыла, из-за чего они не проходили в лифты большинства английских авианосцев.

Supermarine Seafire Mk.3

8 ноября 1942 года во время операции "Торч" состоялся первый боевой вылет "сифайров". Истребители осуществляли прикрытие "альбакоров", которые атаковали французские аэродромы в Алжире. К концу 1942 года в английской морской авиации находилось уже шесть эскадрилий Супермарин "Сифайр". В июле 1943 года новые истребители в большом количестве применяли с целью прикрытия высадки под Салерно. Они производили вылеты с пяти эскортных авианосцев. Самолеты модификации III впервые были применены во время десанта в Южной Франции. В июне 1944 года они дислоцировались на сухопутных аэродромах, поддерживая вторжение в Нормандии. Зачастую их эксплуатировали для сопровождения истребителей-бомбардировщиков "Тайфун". Большую часть "сифайров" III отправили на Тихий океан, где в 1945 году на них летали восемь эскадрилий.

Supermarine Seafire Mk7

С авианосца "Хантер" самолеты обеспечивали высадку войск под Рангуном в Бирме, две эскадрильи с "Индефатигэйбла" осуществляли сопровождение бомбардировщиков в налетах на нефтепромыслы Суматры. В марте - апреле Supermarine Seafire сражались с японскими самолетами  Второй мировой войны над островами Сакисима, в июне - над о. Трук, а в августе появились над Японией. В августе 1945 года французские самолеты с авианосца "Диксмюнде" прикрывали высадку войск генерала Леклерка под Сайгоном в Индокитае.

Истребители "Сифайр" XV в боевых операциях Второй мировой войны участия не принимали - не успели.

Истребитель Supermarine Seafire после Второй мировой войны

Английские "сифайры" с июня 1948 года принимали участие в колониальной войне в Малайе. Производили разведку, атаковали базы партизан. В июле 1950 года английские палубные самолеты нанесли первые удары по целям в районе Пхеньяна в Северной Корее. Среди них были и Supermarine Seafire с авианосца "Триумф". Самолеты данного типа воевали в Корее в роли штурмовиков до сентября.

Supermarine Seafire SX336

Несколько лет французские истребители работали в Индокитае. В январе 1947 года самолеты с "Диксмюнде" производили разведку в дельте Красной реки. С марта они стали атаковать вьетнамские войска в районе Намдиня, в апреле прикрывали передовые базы под Сайгоном. В октябре "Диксмюнде" принимал участие в поддержке десанта морской пехоты и частей Иностранного легиона у Хайфона. В 1948 году к берегам Вьетнама подошел второй французский авианосец - "Арроманш" тоже с Supermarine Seafire, которые участвовали в боевых операциях там до конца 1949 года.

После войны Supermarine Seafire были проданы также в Канаду, Индию и Бирму. Бирманские самолеты в начале 1950-х гг. действовали против партизан в северных районах страны. В СССР сухопутные истребители "Спитфайр" V дорабатывались с целью катапультирования с крупных боевых кораблей. Одна эскадрилья таких самолетов в 1946-1948 гг. находилась в ВВС Черноморского флота.

Supermarine Seafire

В марте 1949 года самолеты "Сифайр" были окончательно сняты с производства. В марте 1946 года все модификации с моторами "Мерлин" сняли с вооружения, более поздние варианты с "гриффонами" несли службу на авианосцах до ноября 1950 года. До 1954 года они применялись на береговых базах в Англии в качестве учебных. Во Франции Supermarine Seafire служили до начала 1950 года.

Источники:

  • Иван Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны.
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
  • Иван Кудишин. Огонь над морем.
  • Снорри Токай. Supermarine Seafire.
  • М. Шарп. Самолёты Второй Мировой. Свыше 300 боевых самолётов всех стран мира.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме