Палубный истребитель Супермарин "Сифайр"
|
Британский палубный истребитель Supermarine Seafire
Одноместный палубный истребитель Супермарин "Сифайр" являлся одномоторным свободнонесущим цельнометаллическим монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Был модификацией сухопутного истребителя Супермарин "Спитфайр", под руководством Р. Митчелла спроектированного в конструкторском бюро фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс". 5 марта 1936 года совершил свой первый полет опытный образец самолета. Серийный выпуск был организован в мае 1938 года, строился разными заводами.
Более 60 предприятий-субподрядчиков, занимавшихся сборкой отдельных узлов, было привлечено к производству. В общей сложности построили 22759 единиц этого самого массового английского истребителя.
Палубный истребитель Supermarine Seafire
|
|
|
|
Нажмите на фото для увеличения |
Осенью 1941 года один самолет "Спитфайр" VB был оборудован замками для захватов катапульты и посадочным крюком и испытали на палубе авианосца. Переделка сухопутных истребителей в палубный вариант вначале проводилась в мастерских "Эйр сервис трейнинг" (Хэмбл) и на заводе "Канлифф-Оуэн эйркрафт". Позже самолеты дорабатывали прямо на заводе "Супермарин". С 1943 года палубные истребители производили специально на предприятиях фирм "Супермарин", "Уэстленд" и "Канлифф-Оуэн". Двигатель и вооружение устанавливались в зависимости от модификации.
Всего выпущено и переделано 2408 самолетов, из них которых 200 - после второй мировой войны.
Основные серийные модификации самолета, выпускавшиеся в годы второй мировой:
- "Сифайр" IB - палубный истребитель на базе "Спитфайр" VB с моторами "Мерлин" 45, 46, 50, 50А, 55, 56, с тропическими фильтрами и без них, со стандартными или урезанными законцовками крыла, с вооружением 12x7,69;
- "Сифайр" IIC с усиленным планером, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг,
имел варианты
• F.IIC (с мотором "Мерлин" 45 или 46) и
• L.IIC (с "Мерлин" 32);
- "Сифайр" IIC (Hybrid) с мотором "Мерлин" 55, вооружением 4x20, бомбы до 230 кг, позднее доработаны под стандарт типа III;
- "Сифайр" III, модификация с мотором "Мерлин" 55М и складывающимся крылом, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг или 4хНУР,
выпускался в вариантах
• L.III (истребитель) и
• LR.III (истребитель-ближний фоторазведчик);
- "Сифайр" XV с мотором "Гриффон" VI, дополнительными бензобаками, складывающимся крылом типа III и измененным хвостовым оперением по образцу сухопутной модификации XII, вооружение 4x20, с 51-го самолета ввели посадочный крюк новой конструкции и замок под захват катапульты снизу (вместо двух по бокам), последние серии комплектовались стартовыми ракетными ускорителями и имели пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора.
После войны серийно строились еще несколько модификаций с моторами "Гриффон".
Supermarine Seafire
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Тактико-технические характеристики:
|
"Seafire" Mk.II |
Год принятия на вооружение |
1942 |
Длина (м) |
9.12 |
Размах крыла (м) |
11,23 |
Площадь крыла (м.кв.) |
22,48 |
Вес пустого \ взлётный (кг) |
2160 \ 3175 |
Скорость (км\ч) |
536 |
Скороподъемность (м\мин) |
1240 |
Дальность (км) |
1215 |
Потолок (м) |
9750 |
Двигатель (тип, л.с.) |
Rolls-Royce "Merlin 45" , 1470 |
Экипаж (чел) |
1 |
Вооружение (тип, калибр мм) |
Две 20-мм пушки и 4 7.7-мм пулемета |
|
"Seafire" Mk.III |
Год принятия на вооружение |
1943 |
Длина (м) |
9,12 |
Размах крыла (м) |
11,23 |
Площадь крыла (м.кв.) |
22,48 |
Вес пустого \ взлётный (кг) |
2258 \ 3465 |
Скорость (км\ч) |
594 |
Скороподъемность (м\мин) |
1170 |
Дальность (км) |
648 |
Потолок (м) |
11125 |
Двигатель (тип, л.с.) |
Rolls-Royce "Merlin" 55, 1585 |
Экипаж (чел) |
1 |
Вооружение (тип, калибр мм) |
Две 20-мм пушки British Hispano (по 120 снарядов на ствол) и 4 7.7-мм пулемета Browning (по 350 снарядов) |
|
"Seafire" Mk.XV |
Год принятия на вооружение |
1946 |
Длина (м) |
10,47 |
Размах крыла (м) |
11,26 |
Площадь крыла (м.кв.) |
22,48 |
Вес пустого \ взлётный (кг) |
2267 \ 2911 |
Скорость (км\ч) |
594 |
Скороподъемность (м\мин) |
1653 |
Дальность (км) |
1024 |
Потолок (м) |
11125 |
Двигатель (тип, л.с.) |
Rolls Royce "Griffon" VI, 1815 |
Экипаж (чел) |
1 |
Вооружение (тип, калибр мм) |
Две 20-мм пушки и 4 7.7-мм пулемета |
|
"Seafire" Mk.47 |
Год принятия на вооружение |
1947 |
Длина (м) |
10,46 |
Размах крыла (м) |
11,26 |
Площадь крыла (м.кв.) |
22,66 |
Вес пустого \ взлётный (кг) |
3938 \ 4627 |
Скорость (км\ч) |
760 |
Скороподъемность (м\мин) |
1464 |
Дальность (км) |
1515 |
Потолок (м) |
13235 |
Двигатель (тип, л.с.) |
Rolls Royce "Griffon" 88, 2350 |
Экипаж (чел) |
1 |
Вооружение (тип, калибр мм) |
Четыре 20-мм пушки и три 227-кг бомбы или ПУ НУР |
Во время Второй мировой войны самолет находился на вооружении в Великобритании - с лета 1942 года, во Франции - с весны 1945 года. Самолеты модификации IB применялись в основном в учебных целях. Однако одна эскадрилья этих самолетов была погружена в октябре 1942 года на авианосец "Фьюриэс". Ранние модификации самолетов размещали на палубе и брали в небольших количествах по причине нескладного крыла, из-за чего они не проходили в лифты большинства английских авианосцев.
8 ноября 1942 года во время операции "Торч" состоялся первый боевой вылет "сифайров". Истребители осуществляли прикрытие "альбакоров", которые атаковали французские аэродромы в Алжире. К концу 1942 года в английской морской авиации находилось уже шесть эскадрилий Супермарин "Сифайр". В июле 1943 года новые истребители в большом количестве применяли с целью прикрытия высадки под Салерно. Они производили вылеты с пяти эскортных авианосцев. Самолеты модификации III впервые были применены во время десанта в Южной Франции. В июне 1944 года они дислоцировались на сухопутных аэродромах, поддерживая вторжение в Нормандии. Зачастую их эксплуатировали для сопровождения истребителей-бомбардировщиков "Тайфун". Большую часть "сифайров" III отправили на Тихий океан, где в 1945 году на них летали восемь эскадрилий.
С авианосца "Хантер" самолеты обеспечивали высадку войск под Рангуном в Бирме, две эскадрильи с "Индефатигэйбла" осуществляли сопровождение бомбардировщиков в налетах на нефтепромыслы Суматры. В марте - апреле Supermarine Seafire сражались с японскими самолетами Второй мировой войны над островами Сакисима, в июне - над о. Трук, а в августе появились над Японией. В августе 1945 года французские самолеты с авианосца "Диксмюнде" прикрывали высадку войск генерала Леклерка под Сайгоном в Индокитае.
Истребители "Сифайр" XV в боевых операциях Второй мировой войны участия не принимали - не успели.
Истребитель Supermarine Seafire после Второй мировой войны
Английские "сифайры" с июня 1948 года принимали участие в колониальной войне в Малайе. Производили разведку, атаковали базы партизан. В июле 1950 года английские палубные самолеты нанесли первые удары по целям в районе Пхеньяна в Северной Корее. Среди них были и Supermarine Seafire с авианосца "Триумф". Самолеты данного типа воевали в Корее в роли штурмовиков до сентября.
Несколько лет французские истребители работали в Индокитае. В январе 1947 года самолеты с "Диксмюнде" производили разведку в дельте Красной реки. С марта они стали атаковать вьетнамские войска в районе Намдиня, в апреле прикрывали передовые базы под Сайгоном. В октябре "Диксмюнде" принимал участие в поддержке десанта морской пехоты и частей Иностранного легиона у Хайфона. В 1948 году к берегам Вьетнама подошел второй французский авианосец - "Арроманш" тоже с Supermarine Seafire, которые участвовали в боевых операциях там до конца 1949 года.
После войны Supermarine Seafire были проданы также в Канаду, Индию и Бирму. Бирманские самолеты в начале 1950-х гг. действовали против партизан в северных районах страны. В СССР сухопутные истребители "Спитфайр" V дорабатывались с целью катапультирования с крупных боевых кораблей. Одна эскадрилья таких самолетов в 1946-1948 гг. находилась в ВВС Черноморского флота.
В марте 1949 года самолеты "Сифайр" были окончательно сняты с производства. В марте 1946 года все модификации с моторами "Мерлин" сняли с вооружения, более поздние варианты с "гриффонами" несли службу на авианосцах до ноября 1950 года. До 1954 года они применялись на береговых базах в Англии в качестве учебных. Во Франции Supermarine Seafire служили до начала 1950 года.
Источники:
- Иван Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны.
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
- Иван Кудишин. Огонь над морем.
- Снорри Токай. Supermarine Seafire.
- М. Шарп. Самолёты Второй Мировой. Свыше 300 боевых самолётов всех стран мира.