Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Палубный истребитель Глостер "Гладиатор"
Одноместный истребитель, цельнометаллический биплан с закрытой кабиной и неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы Глостер эйркрафт компани под руководством Г. Фолланда. Опытный образец SS.37 впервые поднялся в воздух 12 сентября 1934 года. Строился с января 1937 года на заводе Глостер в Хакклкоте. Всего выпущено 587 экземпляров. Вооружение 4x7,69. Состоял на вооружении в Великобритании с февраля 1937 года, в Норвегии - с июля 1937 года, в Литве - с октября 1937 года, в Бельгии - с сентября 1937 года; в Греции - с января 1938 года, в Китае - с ноября 1938 года, в Финляндии - с декабря 1939 года, в Ираке и ЮАС - с 1941 года.

Британский истребитель-биплан Gloster Gladiator

Британский самолетПоследний истребитель-биплан, принятый на вооружение Королевских ВВС. Разработка осуществлялась по спецификации F.7/30, предусматривавшей отход от стандартов истребителя 20-х годов - относительно тихоходной машины с вооружением из пары 7,7-мм пулеметов. Новые требования предполагали, что скорость истребителя должна составлять не менее 400 км/ч, а вооружение будет состоять из четырех 7,7-мм пулеметов. Проектирование истребителей под эти требования вели сразу несколько британских фирм, но одно время судьба этих самолетов вообще была под вопросом - ожидалось, что на вооружение Королевских ВВС в скором времени поступят современные истребители-монопланы.

Однако вскоре стало понятно, что между снятием с вооружения старых бипланов и поступлением новых монопланов может получиться пауза, которую следовало заполнить. Предполагалось, что новый истребитель в 1935-1936 годах придет на смену "Бристоль" "Бульдогу". Проект "Глостера" под обозначением SS.37, разработку которого возглавил Г.П. Фолланд, представлял собой глубокую модернизацию только что принятого на вооружение "Гонтлета". Машина должна была получить более мощный вариант мотора "Меркюри", а её аэродинамика подверглась существенному облагораживанию - в частности, применили закрытую пилотскую кабину и бесподкосные стойки шасси с установленными внутри них пружинными амортизаторами.

Правда, вооружение изначально не соответствовало спецификации и состояло лишь из двух синхронных пулеметов "Виккерс" Mk.III (боекомплект по 600 патронов). Разумная консервативность конструкторов "Глостера", в не увлекавшихся, в отличие от конкурентов, техническими новинками, обеспечила успех проекту. Прототип, ещё со старым двигателем "Меркюри" VIS.2 (640 л.c.), вышел на испытания в сентябре 1934 года.

Результаты испытаний оказались вполне успешными, и Королевские ВВС заказали первую серийную партию (по доработанной спецификации F. 14/35), присвоив самолету наименование "Гладиатор". Производство осуществлял завод в Хакклкоте, поставки начались в феврале 1937 года. Общий объем производства составил 747 машин.

Основные серийные модификации самолета

  • "Гладиатор" Mk.I - двигатель "Меркюри" IX (840 л.c.). Вооружение на первых 70 машинах - 2 синхронных 7,7-мм пулемета "Браунинг" (по 600 патронов) и 2 пулемета "Льюис" под крылом (по 97 патронов); на остальных подкрыльевые пулеметы заменены "Браунингами" (по 400 патронов). В 1937-1938 годах изготовлено 378 машин.
  • "Гладиатор" Mk.II - двигатель "Меркюри" VIIIA. Взамен двухлопастного деревянного винта применен трехлопастный металлический. Выпущено 270 самолетов.
  • "Си Гладиатор" - палубный вариант для авиации Королевских ВМС, созданный в середине 1938 году как временное решение до поступления на вооружение новых палубных истребителей специальной разработки. Создан на базе "Гладиатора" Mk.II, от которого отличался усиленным нижним крылом, наличием тормозного гака и измененным составом приборного оборудования. Выпущено 98 машин в двух подвариантах: "Си Гладиатор" (переходный) - 38 единиц и "Си Гладиатор" Мк.I с полным составом морского оборудования, включая надувную спасательную шлюпку (60 самолетов).

британский военный самолет

Британский истребитель-биплан Gloster Gladiator

Служба и боевое применение истребителя Gloster Gladiator

Первым в Королевских ВВС "Гладиаторы" получила в начале 1937 года 72-я АЭ. Пика численности самолетов этого типа в составе Истребительного командования было достигнуто в середине 1938 года, когда на них летали восемь эскадрилий. В дальнейшем это количество в метрополии уменьшалось, но все больше "Гладиаторов" поступало в части, дислоцированные в колониях. С началом Второй мировой войны 607-я и 615-я АЭ вошли в состав авиации Британских экспедиционных сил во Франции. В общей сложности с учетом пополнений во Францию прибыло более 50 самолетов Второй мировой войны "Гладиатор", но вследствие боев в мае 1940 года уцелело лишь несколько из них. Тяжелыми были и потери среди пилотов. В свою очередь, 607-я и 615-я АЭ записали на свой счет 72 сбитых немецких самолета.

английский истребитель

Британский истребитель-биплан Глостер "Гладиатор"

В Норвежской кампании действовали 46-я и 263-я АЭ "Гладиаторов", добившиеся некоторых успехов, но не смогшие сдержать натиск Люфтваффе. Более успешно они действовали в 1940-1941 годах в Северной Африке, где особенно отличились 33-я, 80-я и 112-я АЭ. Противостоявшие британцам итальянские истребители-бипланы "Фиат" CR.42 были не особенно опасным противником, но с появлением монопланов МС.200 и особенно немецких истребителей Второй мировой войны Bf-109 "Гладиаторам" пришлось трудно. Три вышеуказанные эскадрильи воевали на "Гладиаторах" и в Греции. Лучшим из асов, воевавших на "Гладиаторах", стал М. Пэттл, одержавший 15 побед. В дальнейшем уцелевшие "Гладиаторы" были переведены на вспомогательные роли - до 1944 года они эксплуатировались в составе звеньев метеоразведки.

военный самолет

Британский палубный истребитель Gloster Gladiator

В составе авиации Королевских ВМС "Си Гладиаторы" (переходные) появились в декабре 1938 года, но такие машины применялись только в учебных целях. В марте 1939 года строевые эскадрильи получили самолеты "Си Гладиатор" Mk.I - их эксплуатировали, главным образом, 802-я и 804-я АЭ. В начале Второй мировой войны эти самолеты использовались при патрулировании Индийского океана.

полет истребителя-биплана

Весной 1940 года они приняли участие в Норвежской кампании как с авианосцев, так и с берега. С лета 1940 года эти истребители начали действовать в Средиземноморье. Они летали с авианосцев "Корейджес" и "Глориэс", а позже "Игл" и "Илластриес". С июня 1940 года "Си Гладиаторы" обеспечивали ПВО баз на острове Мальта. В мае 1941 года такие же машины обороняли аэродром Малеме на острове Крит. С марта 1942 года "Си Гладиаторы" разместили на аэродроме под Александрией.

полет военного самолета

Британский истребитель-биплан Глостер "Гладиатор"

"Гладиаторы" весьма широко экспортировались, причем другим странам поставлялись как новые машины с заводов, так и бывшие в эксплуатации из состава Королевских ВВС. 36 самолетов "Гладиатор" Mk.II в январе 1938 года поставили Китаю. Ими вооружили 28-ю, 29-ю и 32-ю АЭ. С декабря 1939 года "Гладиаторы" участвовали в боях с японцами в районе Кантона, но уже к декабрю 1939 года все эти самолеты были уничтожены.

модель мк 1 боковая проекция

Gloster Gladiator Mk.I вид сбоку

14 "Гладиаторов" Mk.I получила Литва, а 26 - Латвия. После вхождения прибалтийских государств в состав СССР ВВС Красной армии получили около 20 латвийских "Гладиаторов" и 12 литовских. Из числа последних несколько машин вошли в состав корпусной АЭ 29-го (литовского) стрелкового корпуса и были уничтожены в первые же дни Великой Отечественной войны.

модель мк 2 боковая проекция

Gloster Gladiator Mk.II вид сбоку

Бельгия получила 22 "Гладиатора" Mk.I, вооружив ими 1-ю истребительную АЭ. Самолеты приняли участие в попытке отражения германской агрессии в мае 1940 года, но были быстро уничтожены. Такая же судьба постигла в 1941 году греческие "Гладиаторы". Эта страна получила 2 самолета Mk.I в 1938 году для испытаний, а в 1941 году Великобритания передала ещё 17 "Гладиаторов" Mk.I и 6 Mk.II. Норвегия получила в 1938-1939 годах 12 "Гладиатров" - по 6 Mk.I и Mk.II, принявших участие в боях против Люфтваффе в апреле-июне 1940 года.

верхняя проекция самолета

Gloster Gladiator Mk.II вид сверху

Мирно служили четыре "Гладиатора" Mk.I, купленные Ирландией - они эксплуатировались до начала 1944 года. 24 "Гладиатора" Mk.I и 5 Mk.II получил Ирак, причем последние из них летали до 1949 года. Более 40 Mk.II было передано ВВС Египта.

передняя проекция самолета

Gloster Gladiator Mk.II вид спереди

Нейтральная Швеция купила 55 "Гладиаторов" - 37 Mk.I (местное обозначение J8) и 18 Mk.II (J8A), поступивших на вооружение флотилий F8 и F10. После начала "зимней войны" была сформирована добровольческая флотилия F19, в составе которой было 12 "Гладиаторов" Mk.I. Эта флотилия участвовала в январе-феврале 1940 года в боях против советских ВВС, сбив 8 самолетов ценой потери одного своего (ещё 2 "Гладиатора" разбили в авариях). В марте 1940 года её самолеты передали финнам. Финляндия получила также 30 Гладиаторов" Mk.II из Великобритании в январе-феврале 1940 года.

Эти машины поступили в истребительную группу Lelv 26 и разведывательные Lelv 12 и Lelv 14. Боевое применение "Гладиаторов" было довольно успешным - на их счет записали 33 воздушные победы. В ходе войны 1941-1944 годов "Гладиаторы" служили лишь в разведывательных группах Lelv 12 и Lelv 16. В этой войне была одержана одна-единственная победа - 15 февраля 1943 года. "Гладиатор" сбил разведчик Р-5.

полет военного самолета


Несмотря на свою архаичную бипланную схему и неубирающееся шасси, "Гладиатор" оказался вполне пригодным для боевых действий начального периода Второй мировой войны - но лишь на второстепенных театрах. Противостоять современным скоростным истребителям-монопланам он не мог.

Модель
Gloster Gladiator Mk.I
Экипаж, человек
1
Длина, метров
8,2
Размах крыла, метров
9,8
Высота, метров
3,57
Площадь крыла,м2
29,9
Колея шасси, м
2,1
Воздушный винт
Деревянный Watts (2 лопасти)
Диаметр винта, м
3,277
Масса пустого, кг
1458
Нормальная взлетная масса, кг
2082
Максимальная взлётная масса, кг
нет данных
Силовая установка
Bristol Mercury IX
Мощность, л.с., кВт
830 (619 )
Длина разбега, м
114
Длина пробега, м
155
Скорость сваливания, км/ч
85
Крейсерская скорость, км/ч
338
Максимальная скорость км/ч, м
407 на 4420
Скороподьемность, м/с
11,68
Продолжительность полёта
1 час 54 минуты
Практическая дальность, км
689
Практический потолок, м
9996
Вооружение, пулеметы, мм
4х7,7 Browning 303 Mk.II
Бомбовая нагрузка, кг
отсутствует

Источники:

  • "Война в воздухе" № 72
  • Александ Котлобовский, Александ Шпигунов. "Гладиатор" небесного колизея.
  • Иван Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны.
  • Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолёты Второй Мировой войны".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме