Транспортный планер Дженерал Эйркрафт Хэмилькар
|
Британский транспортный планер General Aircraft G.A.L.49 Hamilcar
В ходе Второй мировой войны десантные планеры использовались достаточно широко, конструкций и систем было несколько десятков. Несомненно, планер имеет основное преимущество - это бесшумность при хорошей вместительности и конструкция практически без металлических деталей. Британия, как и США, также использовала десантные планеры, например, достаточно распространенным и компактным был Airspeed AS.51 Horsa (построено 3799 единиц). Также известным планером был тяжелый General Aircraft Hamilcar, созданный на волне успеха General Aircraft G.A.L.48 "Hotspur".
General Aircraft Hamilcar мог транспортировать легкий танк. По конструкции он принципиально не отличался от других планеров, имел максимально легкий вес, создан в основном из дерева, однако по своим размерам был ближе к германскому "Гиганту". Всего было создано 344 единицы (по другим данным - 412) до 1946 года.
В соответствии со спецификацией Министерства авиации Х.27/40 на создание большого десантного планера, способного транспортировать тяжелую технику для поддержки десантников, General Aircraft спроектировала и построила два прототипа GAL.49. До представления летательного аппарата, конструкторы испытали копию, имевшую вес в восемь раз меньший, нежели полная взлетная масса планера. Первый прототип был испытан 27.03.1942 года, а после испытаний (через три недели после первого полета) началось производство планеров, получивших наименование Hamilcar Mk I и являвшихся летательными аппаратами цельнодеревянной конструкции.
General Aircraft Hamilcar был самым тяжелым планером Королевских ВВС, он первый смог взять на борт танк "Тетрарх" (Tetrarch) весом 7 тонн или два бронетранспортера Universal Carrier. Для ускорения погрузки и выгрузки тяжелого оборудования, авто- и другой техники General Aircraft Hamilcar был оборудован откидывающимся носом. Максимальная полезная нагрузка Гамилькар Мк I (иное произношение - Хэмилькар) равнялась приблизительно половине полного полетного веса планера: вес пустого составлял 8300 кг, полезная нагрузка 8000 кг, соответственно общий вес составлял 16000 кг.
Hamilcar строился в основном из дерева (береза и ель) с полотняной обшивкой. Это был свободнонесущий высокоплан с однощелевыми закрылками, пневматическим приводом и щелевыми элеронами. Шасси трехопорное с хвостовым колесом имело V-образные главные стойки с длинными штоками масляно-пневматических амортизаторов. Экипаж, находившийся в кабине над фюзеляжем, состоял из двух человек.
General Aircraft Hamilcar использовался в ряде британских воздушно-десантных операций, в том числе "Тонга" (5-7 июля 1944 года) и Голландской (17-25 сентября 1944 года). При первом применении планеров в боевых условиях (в Нормандии) военные 6-й Воздушно-десантной дивизии по достоинству оценили возможности этого летального аппарата. В первой операции участвовали семьдесят планеров Hamilcar, их буксировали самолеты Handley Page Halifax.
Основные характеристики General Aircraft Hamilcar Mk.I
Экипаж, чел. |
2 |
Размах крыла, м |
33,53 |
Длина, м |
20,73 |
Высота, м |
6,17 |
Площадь крыла, м2 |
153,98 |
Профиль крыла |
RAF 0,34 модиф. |
Масса, кг |
|
пустого 8346 |
8346 |
максимальная взлетная |
16329 |
полезная нагрузка, т |
до 7 |
Максимальная скорость, км/ч |
240 |
Скорость сваливания, км/ч |
105 |
Для того, чтобы возвращать военных после боевых операций, был разработан моторный вариант планера Hamilcar Mk X (GAL.58), способный осуществлять взлет и посадку на плохо оборудованных аэродромах. Мотопланер создан в 1944 году согласно спецификации Министерства авиации Х.4/44. В целом это был тот же, вышеупомянутый многократно выше, Hamilcar Mk I, оборудованный двумя звездообразными поршневыми двигателями Bristol "Mercury-31" (965 л. с.) в мотогондолах, с системой управления, приборами и топливом. Если общий вес машины не превышал 14742 кг, то ее можно было использовать, как самолет с максимальной скоростью 233 км/ч и дальностью полета 1135 км. В феврале 1945 года впервые был испытан прототип этого мотопланера. Предполагалось создать около ста Hamilcar Mk X из Mk I, однако, к окончанию Второй мировой войны было построено 22 машины, которые никогда не использовались.
Источники:
- Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
- Андрей Крумкач. Транспортно - десантный планер General Aircraft GAL.49 "Hamilcar".
- Leonard Bridgman. Jane's All The World's Aircraft 1945-1946.
- Flint, Keith. Airborne Armour: Tetrarch, Locust, Hamilcar and the 6th Airborne Armoured Reconnaissance Regiment 1938-1950.