Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Десантный планер Эйрспид "Хорса"
В декабре 1940 года фирма Airspeed получила спецификацию Х.26/40 Министерства авиации на десантный планер, имевший почти вдвое большую грузоподъемность, чем американский Waco CG-4A Hadrian. Конструкция AS.51 состояла из 30 отдельных узлов, выпускавшихся разными деревообрабатывающими предприятиями (в основном, мебельными фабриками). Планеры собирали и испытывали в подразделениях обслуживания (MU, Maintenance Units) Королевских ВВС. Одновременно с AS.51, получившим обозначение Horsa Mk I, выпускался планер AS.58 с откидывающейся носовой частью фюзеляжа, что позволяло загружать в него автомобили и пушки. Эта модификация получила обозначение Horsa Mk.II.

Британский планер Airspeed Horsa

модель планераВ масштабных воздушно-десантных операциях Второй мировой войны огромную роль играли десантные планеры. Английская военная промышленность производила три типа таких аппаратов - легкий "Хотспур", средний "Хорса" и тяжелый танкодесантный "Хамилькар". Первый из них был только учебным, а остальные широко применялись в боевых действиях. После того как в английском министерстве авиации определились с требованиями к десантному планеру, в декабре 1940 года было составлено техническое задание (спецификация) X.29/40 на проектирование большого грузового планера. Летательный аппарат планировался к производству цельнодеревянным и должен был вмещать двадцать пять десантников, несколько мотоциклов и легких полевых пушек.

Требование применять деревянные детали обьяснялось потребностью сократить расход алюминия бывшего в дефиците и привлечь к авиационному производству как можно больше непрофильных производителей. Конструкторы фирмы "Эйрспид Эвиэйшн Компани ЛТД" под управлением Э.Эллисона и главного конструктора Х.Тилмана быстро, в течение одиннадцати месяцев создали нужную конструкцию.

На представленном ниже видео сохранившийся до нашего времени десантный планер Airspeed Horsa (вид изнутри)

Дебютный прототип AS-51, обозначенный "Хорса" Mk.I, поднялся на буксире вслед за английским бомбардировщиком Второй мировой войны "Уитли" в пятницу 12 сентября 1941 годы с аэродрома Грейт Вест. Испытания прошли без нареканий и после демонстрации этого планера ряду высших офицеров Британских ВВС, его рекомендовали к принятию на вооружение. В производстве серии этих планеров, кроме завода "Эйрспид" в Крисчерче (графство Хэмпшир), принимала участие и фирма "Остин Мотор Компани", а в роли субподрядчиков - мебельная фирма "Хэррис Лейбус" и еще десяток мелких производств. Всего было произведено 3799 планеров "Хорса": 2238 в модификации Мк.I и 1561 - Мк.II.

транспортный самолет

Фотография сохранившегося до наших дней британского планера Airspeed Horsa

Планер Эйрспид "Хорса" являлся свободнонесущим высокопланом, по конструкции выполнялся полностью деревянным, предназначался для перевозки солдат и различных военных грузов. Англичане называли его полностью деревянным летающим аппаратом в мире. Хотя это утверждение было несколько утрированным, ведь элементы управления, шасси и некоторые силовые узлы фюзеляжа делались металлическими.

Модификации британского десантного планера Airspeed "Horsa"

  • AS.51 Mk.I десантный планер.
  • AS.51 Mk.II транспортно-десантный планер.
  • AS.52 планер-бомбардировщик (проект).

Грузопассажирский отсек обладал цилиндрической формой, к нему на болтах монтировалась конусообразная хвостовая часть фюзеляжа. Конструкция представляла собой полумонокок, состоящий из деревянных и фанерных шпангоутов и стрингеров с приклеенной к ним фанерной обшивкой. Фонарь пилота производился каркасом из гнутых сосновых реек и имел остекление из плексигласа.

полет планера

Несколько обзорных окошек находились также и в грузовом отсеке. Видимость из кабины была хорошая, но расположение на самом носу являлось достаточно спорным решением. Ничем не защищенные летчики планеров "Хорса" подвергались в этих случаях большому риску. Ситуация ухудшалась в случае обрыва строп, удерживающих груз. Тогда он по инерции перемещался вперед и проламывал тонкую стенку между пилотской кабиной и грузовым отсеком планера. Во время десантных операций достаточно большое число летчиков планеров "Хорса" погибло из-за этой конструктивной недоработки.

передняя проекция планера

Вид спереди на британский планер Эйрспид "Хорса"

Пилотские кресла экипажа размещались рядом друг с другом. Сиденье первого летчика размещалось с левой стороны, а второго пилота - с права. На центральном пульте распологались рычаги аэродинамических тормозов, рычаг отцепки буксира, рычаг сброса шасси и рычаг щитков, а со стороны первого летчика - круглые штурвалы, для управления триммерами элеронов и рулей. Комплект бортового оборудования дополняли авиагоризонт, указатель крена и скольжения, спидометр, вариометр и манометр, указывающий давление в воздушном баллоне для выпуска щитков и сброса шасси.

Планеры более позднего исполнения располагали также указателем провисания буксировочного леера, состоявший из двух белых крестообразных меток, нанесенных на лобовое стекло. При полете леер требовалось удерживать между ними. Сначала связь с буксировщиком осуществлялась по телефону, через кабель, проложенный по лееру, после отцепки планер лишался связи с командиром. Позже вместо телефонов устанавливались радиостанции T.R.9, обеспечивающие связь с воздушными объектами на расстоянии до восьми километров, а с наземными - до 24 километров. Радиостанция работала в диапазоне 3,3-6,6 МГц. Рычаг отцепки буксировочного леера располагался в потолочной части кабины.

верхняя проекция планера

Вид сверху на десантный планер Эйрспид "Хорса"

Планер "Хорса" имел выходы с обеих сторон грузового отсека. В задней части фюзеляжа дверь размещалась справа, а в передней - слева. Двери открывались вверх и вовнутрь фюзеляжа, для обеспечения выброски парашютистов. На практике, однако, эту возможность никогда не использовали. Передняя дверь располагалась на створке грузового люка размером 2,37x1,52 метров, предназначенного для погрузки и разгрузки тяжелых и крупногабаритных предметов. Створка люка на шарнирах откидывалась вниз и при открывании превращалась трап. Однако, данный трап использовался только для разгрузки после посадки, ведь из-за достаточно хрупкой конструкции, его было легко повредить (а на второй полет, как известно, десантные планеры обычно не рассчитаны). На аэродроме вылета для загрузки "Хоре" применяли специальные разборные рампы, которые устанавливали перед кабиной.

Планер рассчитывался на перевозку двадцати пяти солдат или двух мотоциклов с колясками, либо 76-мм полевой гаубицы М3А1 с боезапасом и обслугой. Но когда в Англию прибыли первые образцы американских джипов, оказалось, что эти автомобили отлично размещаются внутри фюзеляжа "Хорсы". Так в номенклатуру перевозимых грузов добавились еще две позиции - пара джипов с водителями или джип-тягач с пушкой и командой артиллеристов. Для транспортировки людей применялись съемные лавки вдоль бортов. При посадке в боевой обстановке предусматривалась быстрая разгрузка путем отделения задней части фюзеляжа. Для этого по периметру заднего шпангоута грузовой кабины укладывалась лента кордита. После выхода экипажа и десанта через двери последний покидавший кабину солдат должен был поджечь бикфордов шнур и быстро отбежать на безопасное расстояние. Взрыв кордита "отрезал" и отбрасывал хвостовую часть фюзеляжа. В образовавшийся проход вставляли две легкие балки, по которым съезжал джип, выкатывались грузы или пушка.

боковая проекция планера

Вид сбоку на транспортный планер Эйрспид "Хорса"

В фюзеляже часто оборудовались две огневые точки: одна за лонжероном центроплана, вверху, другая - в задней части фюзеляжа, внизу. Имелась возможность стрелять из ручного оружия через открытые двери. Правда, в жизни применение стрелковых точек не зафиксировано. Крыло свободнонесущее, цельнодеревянное, толстого профиля, по конструкции выполнялось из прямоугольного центроплана и трапециевидных консолей со стреловидностью по передней кромке. Центроплан монтировался сверху фюзеляжа и сильно выступал за его контур. Крылья оборудовались элеронами и посадочными щитками, которые выпускались с помощью пневматики, а также выдвигающимися из крыла аэродинамическими тормозами (интерцепторами) с механическим приводом. В процессе полетов выяснилось, что решетки интерцепторов могут самопроизвольно выпадать в самый неподходящий момент, поэтому в дальнейшем их законтрили. В центроплане оборудовали по четыре узкие грузовые камеры с каждой стороны. Грузы из них могли сбрасываться на парашютах, но только после сброса шасси. На практике это также не применялось.

Крыло до первого лонжерона обшивалось фанерой, а далее - полотном. Полотняную обшивку имели также элероны с деревянным каркасом. Каркас оперения, включая и рулевые поверхности, производился также деревянным и обшивался полотном. Рули высоты имели триммеры, а руль направления - также роговую и весовую компенсацию. Стабилизатор монтировался к фюзеляжу с помощью V-образных подкосов.

Посадочные устройства состояли из трехопорного шасси с носовым колесом и посадочной лыжи. Телескопические основные стойки оснащались резиновой амортизацией и тормозными колесами с пневматиками низкого давления. Передняя стойка также была амортизирована.

При необходимости основные стойки шасси можно было отбросить с помощью пневмопривода. Приземление в этом случае происходило на переднюю стойку и на специализированную деревянную лыжу обшитую жестью, укрепленную под фюзеляжем. Правда, на практике такое случалось крайне редко, так как при планировании десантных операций стремились предусмотреть для планеров более-менее подходящие "аэродромы". На случай подлома передней стойки в носу фюзеляжа монтировались две коротенькие "лыжонки", а чтобы минимизировать ущерб от подламывания основных стоек, на законцовках консолей крыла укрепили предохранительные дуги. В хвостовой части фюзеляжа сделали телескопическую подпорку, фиксирующую планер при погрузке и разгрузке (если не сброшена хостовая часть). Она же выполняла функции предохранительной пяты при посадке.

Вторая модификация планера -"Хорса" Мк.II - внешне практически не отличалась от первой, только длину фюзеляжа увеличили на 300-мм. Соответственно максимальный вес полезной нагрузки вырос на 113 кг. Число перевозимых солдат достигло двадцати восьми. Наибольшее различие заключалось в схеме подцепки. Планер Мк.I буксировался раздвоенным леером в виде буквы Y. Он крепился к замкам, установленным на главном лонжероне, в узлах крепления основных стоек.

Британский планер "Хорса" Mk.II летал за ведущим на одинарном леере с запирающим устройством на фюзеляже. Для облегчения погрузки образовалась возможность откидывания кабины летчиков на шарнире вбок, давая прямой доступ спереди к грузовому отсеку. По аналогии с "белыми" и "красными" "Хорсами" вариант с откидывающейся кабиной пилотов стали называть "синим". Еще одним новшеством явился тормозной парашют, который совместно со щитками снижал скорость планера перед посадкой и на пробеге.

После запуска Mk.II в серийное производство появился более оригинальный проект применения "Хорсы" в качестве бомбардировщика. Планировалось, что AS.52, груженный бомбами, на буксире за двухмоторным самолетом будет доставлен к цели, где и сбросит груз. Для этого внутри фюзеляжа "Хорсы" оборудовали бомбоотсек длиной 7,5 метров, вмещающий четыре бомбы по 900 кг, две бомбы по 1800 кг или одну сверхтяжелую бомбу весом 3600 кг. Но, в связи с ростом производства тяжелых четырехмоторных бомбовозов надобность в безмоторном "эрзац-бомбардировщике" отпала, и проект реализован не был. Последняя разработанная модификация являла собой мотопланер. Она должна была иметь две силовые установки Армстронг Сиддли "ЧитаХ", но этот проект также остался только в чертежах. Планер "Хорса" послужил базой для создания тяжелого танко-десантного планера "Хамилькар". Всего было построено 3799 планеров.

Модель
AS.51 Mk.I
Экипаж, человек
2
Полезная нагрузка, человек
25
Длина, метров
20,42
Размах крыла, метров
26,82
Высота, метров
5,94
Площадь крыла,м2
102,56
Масса пустого, кг
3797
Максимальная взлётная масса, кг
7031
Макс. скор планирования, км/ч
161
Максимальная скорость км/ч
241

Источники:

  • Константин Кузнецов, Григорий Минский. Деревянный конь британских десантников.
  • Дениэл Дж.Марч "Английские военные самолеты Второй Мировой войны".
  • James E.Mrazek "Airborne Combat-The Glider War/Fighting Gliders of WII".
  • Котельников В. Р. Авиаколлекция (Спецвыпуск) 2004-02. Военно-транспортные самолёты 1939-1945.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Гидросамолет Саро "Лервик"
Летающая лодка Saro Lerwick Гидросамолет, моноплан цельнометаллической конструкции с двумя двигателями. Создан в КБ фирмы "Саундерс Роу" под руководством Г.Ноулера. Особенности...
Самолет Хейнкель Не 111
Немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 В процессе развития и совершенствования авиации периодически встречались бомбардировщики, переделанные из пассажирских самолетов, и пассажирские созданные...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме