Реактивный самолет-снаряд Yokosuka MXY-7 Ohka (Цветок сакуры)
Кошмар американского Военно-морского флота периода Второй мировой войны - реактивный самолет-снаряд японских камикадзе Yokosuka MXY7 Ohka. Предназначалась в основном для защиты Японских островов от возможного вторжения противника. Вначале действия камикадзе воспринимались как исключительная мера, но вскоре они стали повсеместной практикой. Самолеты-снаряды Второй мировой войны Ока использовались вплоть до лета 1945 года достаточно активно, но результативность была скромной.

Yokosuka MXY7 "Оhka"

японский самолет-снаряд"Дай Ичи Кайгун Кокусо" проходил испытания 1941 году. С начала 1943 года японцы начнали уступать американцам в области боевой техники, причем как в количественном, так и в качественном отношении. Это вместе с потерей большого числа опытных пилотов стало причиной того, что превосходство в воздухе стало постепенно переходить к противнику. Исправить положение за счет расширения масштабов произведства и повышения уровня материальной части из-за отсутствия необходимых ресурсов было невозможно, поэтому нее внимание было уделено разработке новых оригинальных тактических приемов. По втором полугодии 1944 года появилась концепция осуществления массированных атак пилотов-самоубийц которые вскоре стали известными во всем мире под японским названием камикадзе, как наиболее эффективного средства борьбы с кораблями военно-морского флота США. Традиционно считается, что автором этой концепции является вице-адмирал Такихиро Описи, однако он лишь первым приступил к ее реализации. Описи сформировал из добровольцев в составе 201-го кокутай специальную группу члены которой, используя вооруженные 250-кг бомбой истребители Мицубиси А6М, начали осуществлять поставленные перед ними задачи.

Первоначально действия камикадзе рассматривались как исключительная мера, но вскоре они стали повсеместной практикой. Использовать для атак камикадзе обычные машины было стишком расточительно, поэтому встал вопрос о создании "одноразового" самолета, с одной стороны, способного преодолеть, мощную систему противовоздушной обороны противника, с другой - дешевого в производстве и легкого в управлении. Последнее обстоятельство также было немаловажным, поскольку тратить время на длительную подготовку пилотов-камикадзе возможности не было. Высказывались разные предложения относительно того каким должен быть такой самолет. Самое интересное поступило от Мицуо Ога - пилота транспортного самолета из 105-го кокутай, который рекомендовал использовать для атак камикадзе машину с ракетными двигателями которая в район операции должна была доставляться специально оборудованными двухмоторными бомбардировщиками G4М. Идея получила положительную оценку, а проект был обозначен кодом " Мару-дай". С помощью специалистов из авиационного института Императорского токийского университета Ога создал на базе своего предложения проект самолета, который в августе 1944 года после одобрения Кайгун Коку Хомбу был передан для дальнейшей реализации 1-му авиационному арсеналу флота в Покосуке. Там работы над самолетом, получившим обозначение MXY7 "Ока" (Цветок вишни), возглавили Macao Ямана, Таданао Мицуги и Рокуро Хаттори.

самолет снаряд японских ввс

Японский реактивный самолет-снаряд Yokosuka MXY 7 Ohka

Новая машина предназначалась в основном для защиты Японских островов от возможного вторжении противника. Предполагалось, что в район местонахождения вражеских кораблей она будет доставляться самолетом-носителем, а после отсоединения от него пилот самостоятельно направит свой самолет на цель. Первоначально в качестве силовой установки планировалось использовать ракетный двигатель из жидком топливе, который обеспечил бы большую дальность полета и позволил самолету-носителю не входить в зону действия средств ПВО противника. Но поскольку японцы к тому времени не располагали отечественным двигателем такого типа, а изготовление двухэлементного топлива для силовой установки разработанной немецкими специалистами, представляло собой очень сложный технологический процесс. было принято решение использовать сборку из трех размещенных в хвостовой части самолета твердотопливных ракетных двигателей Тип 4-1 Модель 20, которые обеспечивали в течение 8-10 секунд суммарную тягу 800 кг.

оружие возмездия и носитель

Фотография японского реактивного самолета-снаряда Yokosuka MXY 7 Ohka и его носителя

Это решение существенно ограничило оперативную дальность MXY7 и стало основной причиной того, что успехи, достигнутые при применении самолетов этого типа, оказались более чем скромными, Конструкция "Ока" была предельно упрощена с тем, чтобы обеспечить возможность выпуска самолетов на предприятиях, не располагающих квалифицированными кадрами. В ней широко использовались нестратегические материалы, в первую очередь дерево, а содержание дефицитных легких металлов было сведено к минимуму. Ограниченны м был и состав приборного оборудования.

реактивный снаряд смертников

Оружие возмездия японских самураев Yokosuka MXY 7 Ohka

Создание десяти опытных самолетов заняло несколько недель, и уже к сентябрю 1944 года они были готовы. Первый безмоторный полет состоялся 23 октября, а еще через месяц начались испытания в режиме с работающими двигателями. Они прошли успешно MXY7 "Ока" развил на высоте 3500 м максимальную скорость в 648 км/ч, а с выключенными двигателями в пикировании - 462 км/ч.

карающий мечь японского императорского флота

Фотография сохранившегося до наших дней самолета-снаряда Yokosuka MXY 7 Ohka в музее

Военные возлагали на новое оружие большие надежды, поэтому распоряжение о запуске MXY7 в серию было отдано еще задолго до завершения испытаний. Самолет получил официальное обозначение "Специальный штурмовой самолет флота "Ока" Модель II".

Модификации реактивного японского самолета MXY7:

японский самолет снаряд

Японский самолет-снаряд Yokosuka MXY 7 Ohka вид сбоку

Несмотря на то, что производство самолетов "Ока" продолжалось недолго - с сентября 1944 по август 1945 года, японцы успели построить 854 экземпляра. Это стало возможным благодаря исключительной простоте конструкции, позволившей задействовать не очень загруженные военными заказами предприятия с неквалифицированными кадрами. Одновременно с выпуском самолетов специалисты работали над их совершенствованием, что привело к созданию ряда серийных модификаций и опытных образцов.

  • "Ока" Модель 11 - первая и самая массовая модификация, производившаяся на 1-м авиационном арсенале флота в Йокосуке (построено 155 экземпляров) и на 11-м арсенале в Касумнгаура (600 машин). Масса снаряженной тротилом головной части составляла 1200 кг. В качестве носителей самолетов этого варианта использовались бомбардировщики G4M2e Модель 24J.
  • "Ока" К-1 - одноместный планер для подготовки пилотов 45 изготовленных в период с октября 1944 по март 1945 года машин этого варианта не имели ракетных двигателей и боевого заряда, которые были заменены водяным балластом соответствующей массы. Перед посадкой на специально смонтированную подфюзеляжную лыжу балласт сливался, что позволяло снизить посадочную скорость до 220 км/ч.
  • "Ока" К-1 KAI - двухместный учебно-тренировочный планер. Построено два экземпляра, которые отличались от "Ока" К-1 наличием двух отдельных кабин для ученика и инструктора и увеличенным размахом крыла.
  • "Ока" Модель 22 - вторая боевая модификация. С целью повышения дальности полета на самолеты этой модификации установили турбореактивный двигатель Цу-11 тягой 200 кг и рядный 4-цилиндровый мотор Хитачи GK4A Хацуказе мощностью 110 л.с - для привода компрессора. Благодаря этому дальность полета увеличилась до 160 км, а скорость упала до 515 км/ч. Кроме силовой установки самолеты "Ока" Модель 22 отличались от самолетов Модель 11 крылом уменьшенного размаха и боевой головкой массой 600 кг. В качестве самолета-носителя предполагалось использовать скоростные бомбардировщики Йокосука P1Y "Гинга". Модификация Модель 22 должна была стать самой массовой, к серийному производству планировали подключить фирму "Дичи", однако все ограничилось постройкой в Йокосукe до конца войны 35 комплектных самолетов и 15 планеров.

реактивный самолет

Японский самолет-снаряд Yokosuka MXY 7 Ohka вид сверху

  • Разрабатывалось несколько вариантов проекта "Oка" под турбореактивный двигатель Ne-20 тягой 475 кг - Модель 33 (с 800-кг боеголовкой, носитель - бомбардировщик Накадзима G8N1), Модель 43а (для пуска с палуб подводных лодок).

самолет-снаряд модель 43

Yokosuka MXY 7 Ohka Модель 43а (для пуска с палуб подводных лодок)

  • Модель 43b и Модель 43с (их планировалось использовать в качестве истребителей-перехватчиков, а потому они оснащались вооружением - двумя 30-мм пушками Тип 5) - но все они остались нереализованными.

оружие японских камикадзе

Японский самолет-снаряд Yokosuka MXY 7 Ohka вид снизу

Боевая судьба специальных штурмовых самолетов "Ока" сложилась неудачно. Они начали нести потери еще до того, как их доставили к первому месту базирования - на Филиппины. 29 ноября 1944 года aмериканская подводная лодка "Арчфиш" потопила крупнейший авианосец второй мировой войны "Синано". Вместе с кораблем на дно пойти и находившиеся на его борту 50 самолетов "Ока". Первая операция с использованием "Ока" состоялась 21 марта 1945 года - во время боев за Окинаву. С баз на территории Японии иод прикрытием 30 истребителей взлетело 16 бомбардировщиков G4M с самолетами-камнкадзе Модель 11 на борту Примерно в 50 км от крупного соединения американского флота их перехватили около 50 истребителей Грумман F6F "Хелкет" В завязавшейся схватке все японские бомбардировщики были сбиты Первый успех к реактивному cамолету-снаряду "Ока" пришел 1 апреля, когда им удалось повредить американский линкор "Вест Вирджиния" и один транспортник. Первым потопленным кораблем союзников стал эсминец "Маинерт Л. Абель", уничтоженный у Окинавы 12 апреля. В дальнейшем cамолеты-снаряды второй мировой войны "Ока" применялись - вплоть до июня 1945 года - довольно активно, но их успехи были очень скромными, несопоставимыми с огромными потерями, обусловленными в первую очередь уязвимостью самолетов-носителей.

Yokosuka MXY7 Модель 11

Модель
Yokosuka MXY7 Модель 11
Экипаж, человек
1
Длина, м
6,06
Высота, м
1,62
Размах крыльев, м
5,12
Площадь крыльев, м2
6
Масса, кг
2120
Масса заряда, кг
1200
Двигатель
3(2) x Тип 4
Максимальная скорость, км/ч
650
Дальность полёта, км
40

Yokosuka MXY7 Модель 22

Модель
Yokosuka MXY7 Модель 22
Экипаж, человек
1
Длина, м
6,83
Высота, м
1,62
Размах крыльев, м
4,15
Площадь крыльев, м2
4
Масса, кг
1439
Масса заряда, кг
600
Двигатель
1 x TSU-11
Максимальная скорость, км/ч
569
Дальность полёта, км
40

Yokosuka MXY7 Модель 33

Модель
Yokosuka MXY7 Модель 33
Экипаж, человек
1
Длина, м
6,83
Высота, м
1,62
Размах крыльев, м
4,15
Площадь крыльев, м2
4
Масса, кг
1439
Масса заряда, кг
800
Двигатель
Ne-20
Максимальная скорость, км/ч
569
Дальность полёта, км
40
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Пикирующий бомбардировщик "Юнкерс" Ju 87. Создание. Развитие. Применение.
(нем. Sturzkampfflugzeug - пикирующий бомбардировщик) Юнкерс Ю-87 (нем. название "штука", русское прозвище "лаптёжник", "лапоть", "лапотник") Лишь несколько самолетов когда-либо наводили такой...
Планер-истребитель DVL
DVL - Deutsches Versuchsanstalt fur Luftfahrt. Одним из самых крупных научных центров Германии - авиационным институтом DVL (немецкий НИИ авиации) в...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме