|
Ударный бомбардировщик наземного базирования Mitsubishi G4M
|
Наиболее массово выпускавшийся японский ударный бомбардировщик наземного базирования периода второй мировой войны, разработанный фирмой Мицубиси для Императорского флота Японии. Бомбардировщики Мицубиси G4M, получившие у союзников кодовое обозначение Бетти, принимали активное участие в боевых действиях на Тихом океане с первого до последнего дня войны. Весной 1945 года некоторое количество бомбардировщиков Модель 24 различных вариантов было переделано в носители реактивных самолетов-снарядов MXY7 Ока.
Дальний бомбардировщик Мitsubishi G4M
История самого массового и знаменитого японского бомбардировщика периода Второй мировой войны началась в сентябре 1937 года когда фирма "Мицубиси", специализировавшаяся на производстве двухмоторных бомбардировщиков для флота Японии, получила конструктивные требования 12-Си на новый самолет такого класса. На этот раз Кайгун Коку Хомбу отказался от проведения традиционного конкурса, поскольку "Мицубиси" завоевала доверие своей предыдущей разработкой - бомбардировщиком G3M. К тому же, способность основного конкурента - фирмы "Накадзима" - создать хороший бомбардировщик вызывала у военных серьезные сомнения, тем более, что предыдущий проект LB-2 оказался неудачным, а требования к новому самолету были очень высоки. Максимальная скорость на высоте 3000 м должна была составлять не менее 398 км/ч, максимальная дальность полета без бомбовой нагрузки - не менее - 1820 км, а с 800-кг грузом бомб или одной торпедой - не менее 3650 км. Экипаж должен был состоять из семи-девяти человек, а бомбы, в отличие от предшественника, должны были размещаться во внутреннем бомбоотсеке. В качестве силовой установки предписывалось использовать два двигателя воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей 41 или 42 мощностью по 1000 л.с.
Работы над проектом возглавил Киро Хоне, в апреле 1938 года вернувшийся из полугодовой командировки в США, где он изучал достижения американского авиастроения. Одной из основных проблем, с которой столкнулись конструкторы, стало обеспечение требуемой дальности полета. Чтобы решить поставленную задачу, самолет должен был брать на борт большое количество топлива, размещенного как можно ближе к центру тяжести машины. Поэтому в качестве компоновочной схемы был выбран среднеплан. Для установки мощного оборонительного вооружения и оборудования бомбоотсека, в котором должна была поместится авиационная торпеда Тип 1 длиной 5,3, а также для облегчения обслуживания самолета, фюзеляж был выполнен сигарообразной формы с большой площадью поперечного сечения. Стрелковое вооружение должно было состоять из расположенной в хвостовой башне 20-мм пушки Тип 99 Модель 1 и четырех 7,7-мм пулеметов Тип 92, которые монтировались в носовой шаровой установке, надфюзеляжной башне и двух выпуклых бортовых блистерах.
Японский бомбардировщик Mitsubishi G4M
Проведенные расчеты показали, что для достижения требуемых характеристик тяжелой машине мощности двух 1000-сильных двигателей недостаточно. Поэтому на проектируемый самолет было предложено установить новый двигатель воздушного охлаждения серии Касей с расчетной мощностью около 1500 л.с, который разрабатывался в то время компанией "Мицубиси". Правда, применение более мощных двигателей привело к возрастанию расхода горючего, что потребовало увеличтъ объем расположенных в крыле бака до 4900 литра и, из-за ограниченности межлонжеронного пространства, вынудило отазаться от их протектирования. Позднее это стало "ахиллесовой пятой" этой в целом очень удачной боевой машины второй мировой войны.
23 ноября 1939 года летчик-испытатель Кацуэо Сима поднял в воздух первый прототип нового бомбардировщика, оснащенного двигателями Мицубиси Касей 11 мощностью 1530 л.с. и получившего обозначение G4M1. Летные испытания прошли успешно, и на втором опытном самолете потребовалось только несколько увеличить площадь вертикального оперения и оснастить элероны триммерами. Характеристики, продемонстрированные вторым прототипом, намного превзошли требуемые показатели. Так, его максимальная скорость составила 144 км/ч, а дальность налета достигла 5560 км. Пилоты положительно отзывались об управляемости самолета, но Кайгун Коку Хомбу с решением о запуске бомбардировщика в серию не торопился. Причина этого заключалась в ситуации, сложившейся в Китае. Фронт остро нуждался в большом количестве бомбардировщиков G3M2, а налаживание серийного производства новой машины неизбежно привело бы к срыву графика поставок. Чтобы не допустить этого, было решено использовать G4M в качестве тяжелого истребителя сопровождения, призванного защищать соединения бомбардировщиков G3M2 от атак истребителей противника В конце 1940 года было построено 30 машин такого типа получивших обозначение "Истребитель сопровождения Тип I Модель I" (G6M1 Модель II). Однако самолеты не справились с возложенными на них задачами. Концепция использования "огневых точек" себя не оправдала.
В результате к производству бомбардировщиков, обозначенных как "Базовый бомбардировщик-торпедоносец флота Тип 1 Модель 11" (G4M1 Модель 11), приступили только в январе 1941 года - почти через год после завершения эксплуатационных испытаний.
Модификации японского бомбардировщика второй мировой войны G4M
Выпускавшийся в период с 1940 по август 1945 года бомбардировщик Мицубиси G4M, как и практически любой самолет, выпускаемый в течение продолжительного времени, в процессе серийного производства постоянно модернизировался, что привело к появлению большого числа модификаций и вариантов.
- G4M1 Модель 11 - первая серийная модификация, предназначенная для использования в качестве тяжелого истребителя сопровождения. В 1940 году было построено 30 самолетов, которые отличались от прототипов отсутствием бомбоотсека и усиленным стрелковым вооружением, состоявшим из четырех подвижных 20-мм пушек Тип 99 Модель 1 и одного 7,7 мм пулемета Тип 92.
Модель G4M1(11)-betty вид сбоку
Две пушки устанавливались в каплевидной подфюзеляжной гондоле (из одной можно было вести огонь вперед, из другой - назад), третья - в хвостовой башне (как на прототипе), четвертая - внутри фюзеляжа на специальном переносном лафете (из нес можно было вести огонь и на правый, и на левый борт через выполненные в стенках фюзеляжа проемы).
Модель G4M1(11)-betty вид сверху
Пулемет, как и на прототипе, находился в носовой части. Было сокращено количество крыльевых топливных баков, вместо них в фюзеляже располагался протесктированный бак. Защиту получили и оставшиеся в крыле баки. Общий запас горючего сократился с 4900 литра до 3640 литров.
Экипаж увеличился до 10 человек. Опыт боевых действий G4M1 показал, что они оказались слишком тяжелыми, чтобы удерживать строй вместе с самолетами второй мировой войны G3M, для прикрытия которых предназначались, после сброса бомб. Поэтому позднее все G4M1 были переделаны в транспортные (G4M1-L2) и учебно-тренировочные (G4M1-K) машины.
- G4M1 Модель II - первая бомбардировочная модификация, выпускавшаяся с января 1941 года. Самолеты были практически полностью аналогичны прототипам. Построена 661 машина.
- G4M1 Модель 12 - модификация с двигателями Мицубиси Касей 15, которые имели такую же мощность, что и Касей 11, но обладали большей надежностью и лучшими высотными характеристиками, что позволило на высоте 6000 м развивать скорость - 152 км/ч. Самолеты этого варианта выпускались с лета 1942 по январь 1944 года, на первых порах параллельно с машинами G4MI Модель! 1 Практически все бомбардировщики (J4MI Модель 12 получили протекторы из трехслойной резины, прикрывающие топливные баки снизу. Это повысило защищенность от огня с земли, но привело к уменьшению дальности полета более чем на 600 км. Кроме того, боковые блистеры заменили прямоугольными сдвижными панелями, выполненными заподлицо с обшивкой, а также изменили способ установки пушки хвостовой огневой точки. Выпущено 539 самолетов.
- G4M2 Модель 22 - существенно переработанная модификация, запущена в производство в июле 1943 года. Машины отличались крытом большей толщины с ламинарным профилем и закругленными законцовками, дополнительным топливным баком в фюзеляже емкостью 960 литра (общий объем топлива достиг 6490 литров).
Модель G4M2(22)-betty вид сбоку
Кроме того установили новые оборудованные системой впрыска водно-метаноловой смеси двигатели Мицубиси Касей 21 (1800 л.с.) с четырехлопастными винтами и один или два дополнительных 7,7-мм пулемета Тип 92 в окнах по бокам носовой части, площадь остекления которой стала гораздо больше.
Модель G4M2(22)-betty вид сверху
Площадь вертикального оперения также была увеличена, на фюзеляже находилась башня с 20-м.ч пушкой. Начиная с 65 экземпляра, изменили форму створок бомболюка, которые теперь втягивались внутрь. Одновременно удлинили бомбоотсек, благодаря чему бомбовая нагрузка возросла с 800 до 1000 кг. В результате взлетная масса бомбардировщика увеличилась с 9500 до 12500 кг, а максимальный показатель скорости стал равен 537 км/ч.
Помимо базового варианта G4M2 Модель 22, выпускались самолеты G4M2a Модель 22a и G4M2b Модель 22b. На них установленные в фюзеляже за срезом крыла 7,7-мм пулеметы были заменены 20-мм пушками, а отличие между ними заключалось в модели нулики и способе питания боеприпасами.
Модель G4M2(24а)-betty вид сбоку
- G4M2 Модель 24 - модификация с усовершенствованными двигателями Касей 25 (1850 л.с.), выпускалась с мая 1944 года. Производились варианты G4M2 Модель 24. G4M2a Модель 24a, G4M2b Модель 24b и G4M2c Модель 24c, отличавшиеся друг от друга вооружением.
Модель G4M2(24b)-betty вид сбоку
На машинах первых трех вариантов оно было идентично вооружению машин вариантов G4M2 Модель 22, G4M2a Модель 22a и G4M2b Модель 22b, а на G4M2c Модель 24c передний 7,7-мм пулемет Тип 92 заменили 13-мм пулеметом Тип 2.
Модель G4M2(24с)-betty с MXY7 "Ока" вид сбоку
Весной 1945 года некоторое количество бомбардировщиков Модель 24 различных вариантов было переделано в носители реактивных самолетов-снарядов MXY7 "Ока". С них сняли створки бомболюков. а в бомбоотсеке установили держатели для крепления "Оки" в полуутопленном положении под "брюхом" самолета-носителя. Доработанные машины получили обозначение G4M2e Модель 24J.
- G4M2b Модель 25 - единственный самолет этого варианта был изготовлен на базе машины G4M2a Модель 24a под высотные двигатели Касей 27 (1795 л.с). Во время испытаний, проходивших в июле 1944 года, он на высоте 6670 м развил скорость 466 км/ч, но из-за отсутствия моторов в серию не пошел.
- G4M2c Модель 26 - обозначение, присвоенное двум самолетам G4M2a Модель 24А. на которых испытывались двигатели Касей 25B, приспособленные под 87-октановый бензин вместо стандартного 92-октанового.
- G4M2d Модель 27 - единственный опытный G4M2 с двигателями Касей 25Ь Ru, оснащенными турбокомпрессорами Покосука Ne-20.
С октября 1942 года до конца войны было изготовлено 1154 бомбардировщика G4M2 всех вариантов.
- G4M3 Модель 34 - последняя серийная модификация (с октября 1944 года до конца войны было выпущено 60 машин). Самолеты получили двигатели Касей 25 (1850 л.с), однолонжеронное крыло того же размаха и площади, что позволило установить протектированные баки емкостью 4490 литра (дальность уменьшилась до 2540 км), бронезащиту кабины пилотов и новую хвостовую башню, из-за чего задняя часть фюзеляжа стала короче на 0,5 м.
Модель G4M3а(34а)-betty вид сбоку
Чтобы сохранить центровку самолета, стабилизаторам горизонтального оперения придали положительный угол наклона. Оснащенные радаром бомбардировщики, которые предполагалось использовать для борьбы с кораблями противника, получили обозначение G4M3a Модель 34а. Вместо центрового пулемета устанавливалась антенна.
- G4M3b Модель 36b - опытный самолет с двигателями Касей 25b Ru, оснащенными турбокомпрессорами, разработанными на "Мицубиси".
Бомбардировщики Мицубиси G4M, получившие у союзников кодовое обозначение "Бетти", принимали активное участие в боевых действиях на Тихом океане с первого до последнего дня войны Они соединили в себе большую дальность полета, высокую скорость и совершенные аэродинамические формы, и благодаря этому стали настоящим символом японской морской авиации - наравне со знаменитым истребителем А6М "Рейсен" или "Зеро". На начальном этапе войны G4M достигли больших успехов, в немалой степени способствовав захвату японцами огромных территорий. Они наносили бомбовые удары по целям на территории Филиппин и Китая, по Порт-Дарвину в Австралии и Порт-Морсби на Новой Земле, участвовали в потоплении британских линкоров "Принс оф Уэлс" и "Рипалз". Однако постепенно G4M стали сдавать позиции. Так, в январе 1942 года 17 бомбардировщиков, взлетев из Рабаула, попытались без истребительного прикрытия атаковать американский авианосец "Лексингтон". Встретившие их палубные истребители "Уайлдкэт" при минимальных собственных потерях сбили 15 японских самолетов.
В дальнейшем ситуация еще более ухудшилась. Отсутствие бронирования и протектированных топливных баков делало японский бомбардировщик G4M сравнительно легкой добычей. Они даже получили неофициальное прозвище "Летающая зажигалка". Японское командование не предприняло своевременно мер по усилению защиты своих лучших бомбардировщиков.
Модификация G4M3 появилась слишком поздно, когда исправить ситуацию уже было невозможно. Весьма символично, что последняя горькая страница в военной истории Японии связана именно с самолетом второй мировой войны G4M. 19 августа 1945 года на самолете этого типа на остров Иесима вылетела японская делегация, уполномоченная вести переговоры о капитуляции.
Модель
|
G4M1, Модель 11
|
Экипаж.человек
|
6-7
|
Размах крыла, м
|
24,88
|
Длина, м
|
19,97
|
Высота, м
|
4,90
|
Площадь крыла, м2
|
78,13
|
Сухая масса, кг
|
6800
|
Масса снаряжённого, кг
|
9500
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
12500
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
121,6
|
Максимальная дальность полёта, км
|
6034
|
Практический потолок, м
|
9100
|
Время подъёма, мин, на высоту, м
|
18 / 7000
|
Крейсерская скорость м, км/ч
|
315 / 3000
|
Максимальная скорость м, км/ч
|
428 / 4200
|
Модель
|
G4M1, Модель 13
|
Экипаж.человек
|
6-7
|
Размах крыла, м
|
24,88
|
Длина, м
|
19,97
|
Высота, м
|
4,90
|
Площадь крыла, м2
|
78,13
|
Сухая масса, кг
|
6741
|
Масса снаряжённого, кг
|
9500
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
14000
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
121,6
|
Максимальная дальность полёта, км
|
5419
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Время подъёма, мин, на высоту, м
|
15 / 7000
|
Крейсерская скорость м, км/ч
|
322 / 3000
|
Максимальная скорость м, км/ч
|
452 / 6000
|
Модель
|
G4M2, Модель 22
|
Экипаж.человек
|
6-7
|
Размах крыла, м
|
24,89
|
Длина, м
|
19,63
|
Высота, м
|
4,11
|
Площадь крыла, м2
|
78,00
|
Сухая масса, кг
|
8160
|
Масса снаряжённого, кг
|
12000
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
15390
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
160,0
|
Максимальная дальность полёта, км
|
3270
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Время подъёма, мин, на высоту, м
|
13 / 5000
|
Крейсерская скорость м , км/ч
|
322 / 4000
|
Максимальная скорость м, км/ч
|
437 / 4600
|
Модель
|
G4M3, Модель 34
|
Экипаж.человек
|
6-7
|
Размах крыла, м
|
25,00
|
Длина, м
|
19,50
|
Высота, м
|
4,80
|
Площадь крыла, м2
|
78,00
|
Сухая масса, кг
|
8300
|
Масса снаряжённого, кг
|
12500
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
14325
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
160,0
|
Максимальная дальность полёта, км
|
4334
|
Практический потолок, м
|
нет данных
|
Время подъёма, мин, на высоту, м
|
20 / 7000
|
Крейсерская скорость м, км/ч
|
350 / 4000
|
Максимальная скорость м, км/ч
|
470 / 4890
|
Источники:
- О.В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Сергей Журко, Александр Булах, Сергей Цветков. Митсубиси G4M "Бэтти".
- Андрей Фирсов. Пылкая "Бетти".
- Сергей Колов. "Сигара" фирмы Митсубиси.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|