Японский легкий палубный истребитель Мitsubishi А6М Reisen Zero
Несмотря на достаточно высокие характеристики палубного истребителя Мицубиси А5М и большие успехи, достигнутые им в ходе боевых действий во время второго японско-китайского конфликта, этот самолет постепенно устаревал. Кайгун Коку Хомбу, принимая во внимание быстрые темпы развития авиации во всем мире, посчитал необходимым разработать новый самолет, который смог бы сопровождать бомбардировщики во время налетов на цели, расположенные в глубине территории противника, и сформулировал в 1937 году требования к новому палубному истребителю 12-Си.
19 мая 1937 года они были отравлены фирмам "Мицубиси" и "Накадзима", а 17 января следующего года в 1-ом авиационном арсенале флота в Йокосуке состоялась встреча представителей заказчика со специалистами авиастроительных компаний, на которой были обсуждены содержавшиеся в спецификации требования. Они были чрезвычайно высоки.
Восстановленный в наши дни Японский самолет Mitsubishi A6M Reisen Zero
Новая машина, отличавшаяся мощным вооружением (две 20-мм пушки и два 7,7-мм пулемета), должна была на высоте 4000 м развивать максимальную скорость не ниже 500 км/ч, а продолжительность полета с дополнительным топливным баком должна была составлять 6-8 ч. При этом по своей маневренности она не должна была уступать истребителю А5М.
Такие требования на "Накадзиме" сочли невыполнимыми, и от участия в конкурсе эта фирма отказалась. Специалисты концерна "Мицубиси" были в то время заняты разработкой бомбардировщика по спецификации 11-Си и также особого энтузиазма по отношению к новому проекту не проявили - шансы выполнить поставленные условия казались минимальными. Тем не менее руководство "Мицубиси" решило рискнуть, и для создания нового истребителя был организован конструкторский коллектив из лучших специалистов во главе с Дзиро Хорикоси.
Современная копия Японского истребителя Mitsubishi A6M Reisen Zero
В конце апреля 1938 года эскизный проект был одобрен представителями заказчика, и на заводе "Мицубиси" в Нагое начали готовиться к постройке прототипов. При их изготовлении впервые был использован новый сплав "экстра супер дюралюминий", который был разработан компанией "Сумитомо" и обладал на 40% большей, чем американские аналоги, прочностью на растяжение.
Вид изнутри кабины Японского истребителя Mitsubishi A6M Reisen Zero
Для снижения веса машины была применена интегральная конструкция фюзеляжа и крыльев. Бронирования кабины пилота не предусматривалось, а вместо использовавшихся на европейских и американских самолетах протестированных топливных баков были применены легкие и простые баки из фанеры. Фюзеляж представлял собой цельнометаллический полумонокок с работающей обшивкой, конструктивно состоящий из двух секций. Низкорасположенное крыло А6М имело цельнометаллическую двухлонжеронную конструкцию.
Первый прототип, которому было присвоено обозначение А6М1, был готов к февралю 1939 года, и 1 апреля летчик-испытатель компании "Мицубиси" Кацузо Сима поднял его в воздух с аэродрома в Кагамигахара. 25 апреля была достигнута максимальная скорость полета - 491 км/ч, что несколько уступало требованиям. В связи с этим Кайгун Коку Хомбу потребовал на третьем прототипе вместо двигателя Мицубиси Cуйсей 13 мощностью 780 л.с., установить 940-сильный мотор Накадзима Сакае 12. В июле к летным испытаниям прототипа приступили военные летчики. Они не выявили каких-либо существенных недостатков, а проявлявшуюся в полете вибрацию удалось устранить путем замены двухлопастного воздушного винта новым - трехлопастным. Испытания были в самом разгаре, когда 11 марта 1940 года второй прототип во время полета неожиданно развалился в воздухе, а его пилот погиб. Продувка в аэродинамической трубе выявить причину катастрофы не позволила, но это обстоятельство не привело к задержке программы, поскольку в это время уже шли испытания третьего прототипа, получившего обозначение А6М2, который впервые поднялся в воздух 28 декабря 1939 года. Благодаря более-мощному двигателю, он продемонстрировал характеристики, которые превзошли все ожидания.
В июле 1940 года квалификационные испытания на борту авианосца "Kara" были успешно завершены, и 31 июля новый самолет был принят на вооружение под официальным обозначением "Палубный истребитель флота Тип 0 Модель 11" (А6М2 Модель 11). Позднее истребитель получил большую известность под краткими обозначениями: японским "Рейсен" (сокращение от Rei Sentoki - истребитель 0) и англоязычным "Зеро". Первый боевой вылет воевавшие в составе 12-го смешанного кокутай истребители совершили 19 августа 1940 года, а первые победы были одержаны 13 сентября, когда 13 А6М2 столкнулись с крупным соединением китайских истребителей. В скоротечном бою японцы сбили 27 военных самолетов второй мировой войны И-152 и И-16 советского производства. Всего до вступления Японии во Вторую мировую войну "Рейсены" одержали 99 воздушных побед. При этом собственные потери составили всего две машины, которые были сбиты огнем зенитной артиллерии. В небе Китая "Рейсенам" равных просто не было.
Модификации самолета А6М
Самолет А6М стал самым массовым истребителем, производившимся в Японии в годы Второй мировой войны. Как и почти все машины, выпускавшиеся на протяжении сравнительно долгого времени, самолеты этого типа постоянно совершенствовались. что привело к появлению большого числа модификаций. Остановимся на них подробнее.
- А6М2 Модель 11 - первая серийная модификация "Рейсeна". До конца ноября 1940 года было изготовлено 64 самолета (включая 15 машин опытной партии). Начиная с 22 экземпляра, на А6М2 Модель 11 устанавливался усиленный главный лонжерон крыла.
- А6М2 Модель 21 - первая по-настоящему массовая модификация "Рейсена", запущенная в производство в конце ноября 1940 года. За два года было построено 740 самолетов на заводах компании "Мицубиси" и около 800 - на заводе фирмы "Накадзима". Они отличались от предшественников конструкцией законцовок крыла, которые были выполнены складываемыми (вручную) для более удобного размещения на палубах авианосцев. Начиная с 127 машины, элероны стали оснащаться триммерами.
- A6M2-N - поплавковый вариант истребителя.
- А6М2-К - двухместный учебный вариант. До 1945 года было изготовлено 515 самолетов. С целью уменьшения массы вооружение с них было снято.
Японский истребитель А6М3 Модель 32 вид сбоку
- А6М3 Модель 32 - модернизированный вариант с двигателем Накадзима Сакае 21 мощностью 1130 л.с. и трехлопастным воздушным винтом изменяемого в полете шага.
Начиная с 4 экземпляра, боекомплект 20-мм пушек был увеличен с 60 до 100 выстрелов на ствол. За счет отказа от складываемых законцовок размах крыла уменьшился с 12 до 11 м, а само крыло приобрело трапециевидную форму. Производство машин этого варианта, характеристики которых изменились совсем незначительно, было начато в июле 1941 года. Всего было построено 343 истребителя А6М3 Модель 32.
Японский истребитель А6М3 Модель 22 вид сбоку
- А6М3 Модель 22 - следующий вариант "Рeйсeна", к изготовлению которого приступили сразу после прекращения выпуска истребителей А6МЗ Модель 32. главным недостатком которых была уменьшившаяся за счет установки более мощного двигателя, отличавшегося большим расходом топлива, дальность полета. В Японии всегда уделялось чрезвычайно большое значение дальности полета, особенно после того, как в сражении у атолла Мидуэй японцы потеряли четыре крупных авианосца и теперь истребителям приходилось действовать в основном с удаленных наземных аэродромов.
В связи с этим самолеты модификации А6М3 Модель 22 стали оснащать крыльями от варианта А6М 2 со складываемыми законцовками, в которых были размещены два дополнительных топливных бака емкостью по 45 л. Благодаря этому дальность полета истребителей этой модификации была большей, чем у всех остальных выпускавшихся серийно "Рейсенов".
Японский истребитель А6М3 Модель 22 с дополнительным топливным баком вид сбоку
Три экземпляра в порядке эксперимента были вооружены 30-мм пушками Тип 97, но оказалось, что конструкция крыла не выдерживает возросшие нагрузки, и от затеи пришлось отказаться. Всего было изготовлено 560 самолетов. Первые из них поступили в войска в конце 1942 года.
- А6М4 Модель 32 - это обозначение было зарезервировано для варианта, оснащенного экспериментальным двигателем Накадзима Сакае с турбокомпрессором. Ни одной машины построено не было.
- А6М5 Модель 52 - очередная модификация, разработанная с целью повышения характеристик в пикировании. Это было еще одно слабое место "Рейсeнов", ставшее особенно ощутимым при ведении воздушного боя с новыми американскими истребителями Грумман F6F "Хеллкэт" и F4U "Корсар".
Японский истребитель А6М5 Модель 52 вид сбоку
Поэтому в новых самолетах крыло было существенно переработано: его конструкция была усилена, элероны стали длиннее, а обшивка - более толстой.
Японский истребитель А6М5 Модель 52 с выпущенными шасси вид сбоку
Законцовки вновь были выполнены овальными, но без механизма складывания. Двигатель остался прежним, но была усовершенствована система отвода отработанных газов. В результате модернизации максимальная скорость в горизонтальном полете возросла до 565 км/ч, а в пикировании - до 660 км/ч. Начиная с августа 1943 года было изготовлено 747 истребителей этого варианта.
Японский истребитель А6М5а Модель 52А с дополнительным топливным баком вид сбоку
- А6М5а Модель 52А - самолеты этой модификации отличались от предшественников еще большей толщиной обшивки крыла, благодаря чему скорость пикирования возросла до 740 км/ч., и новым пушечным вооружением - двумя 20-мм пушками Тип 99 Модель 2 с боекомплектом 125 выстрелов на ствол.
Японский истребитель А6М5а Модель 52А вид сбоку
- А6М5b Модель 52В - при разработке этого варианта основное внимание было уделено увеличению уровня защищенности. Топливные баки были оборудованы системами автоматического пожаротушения на основе использования углекислого газа, а переднее стекло фонаря кабины было заменено пуленепробиваемым стеклоблоком толщиной 50 мм. Для увеличения силы огня один из двух установленных в фюзеляже пулеметов калибра 7,7 мм был заменен 13,2-мм пулеметом Тип 3. Производство было начато в апреле 1944 года. Всего было выпущено 470 самолетов.
Японский истребитель А6М5b Модель 52В вид сбоку
- А6М5с Модель 52С - усовершенствованный вариант с усиленным вооружением, которое состояло из двух 20-мм пушек и трех 13,2-мм пулеметов (один в фюзеляже и два в крыле), дополнительным протестированным топливным баком емкостью 140 л и бронезащитой кабины пилота. Осенью 1944 года было построено 93 истребителя.
Японский истребитель А6М5с Модель 52С вид сбоку
- А6М5-К - проект учебного самолета на базе А6М5. В начале 1945 года было изготовлено 7 опытных машин. Серийно данная машина не производилась, поскольку все силы и средства были направлены на выпуск боевых самолетов.
- А6М6с Модель 53С - вариант с протежированными топливными баками и двигателем Накадзима Сакае 31 А, оборудованным системой впрыска в цилиндры водно-метаноловой смеси (мощность 1210 л.c.). На практике система впрыска оказалась очень ненадежной. Был построен всего один прототип.
- А6М7 Модель 63 - вариант, предназначенный да использования в качестве пикирующего бомбардировщика, способного действовать с малых авианосцев. Стрелковое вооружение осталось таким же. как на самолетах модификации А6М5с Модель 52С, а вместо дополнительного подфюзеляжного бака устанавливался механизм подвески бомбы массой 250 кг. Под крыльями подвешивались два бака емкостью по 350 л. Было выпущено небольшое количество самолетов этого варианта (точное число неизвестно).
Японский истребитель А6М7 Модель 63 вид сбоку
- А6М8с Модель 64С - модификация с двигателем Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1560 л.с, благодаря которому максимальная скорость выросла до 573 км/ч на высоте 6000 м. Стрелковое оружие сократилось: в крыле устанавливались два 13,2-мм пулемета и две 20-мм пушки. Из-за проблем с двигателями испытания двух прототипов, построенных в апреле и мае 1945 года, затянулись, поэтому до окончания войны ни одного из 6300 заказанных военными самолетов изготовлено не было.
Японский истребитель А6М8с Модель 64С вид сбоку
Всего за период с 1940 по 1945 год было построено 10449 боевых истребителей А6М "Рейсен" различных модификаций (3879 на заводах "Мицубиси" и 6570 - "Накадзима"). К этому числу следует добавить 327 поплавковых истребителей A6M2-N и 515 учебно-тренировочных машин А6М2-К и А6М5-К.
Как уже отмечалось, боевой дебют "Рейсенов" оказался очень удачным. И в Китае, и на первом этапе боевых действий на Тихом океане равных соперников у А6М просто не было. Ни американцы, ни англичане не ожидали встретить настолько грозного соперника, ведь до вступления Японии во вторую мировую войну считалось, что японцы не способны проектировать и строить современные образцы боевых самолетов.
Высокие характеристики "Рейсенов", в первую очередь их высокая огневая мощь и отличная маневренность, вместе с высоким уровнем подготовки пилотов, многие из которых успели приобрести немалый опыт в боях во время японско-китайского конфликта, позволили японским летчикам добиться множества блестящих побед. Сложился даже миф о непобедимости "Рейсенов", или, как их называли американцы, "Зики" (сокращение от кодового обозначения "Изикель"). Но вскоре союзники выявили уязвимые места этих самолетов. Захватив на одном из Алеутских островов практически неповрежденную машину, которая совершила здесь вынужденную посадку, американцы перевезли ее в США и детально изучили.
По окончанию второй мировой войны этот самолет уже являлся легкой добычей. Хотя в руках умелого и опытного пилота А6М и в последние месяцы боев представлял собой достаточно грозное оружие. Большинству же уцелевших "Рейсенов" пришлось разделить участь многих других японских машин - стать самолетами-камикадзе.
|
Mitsubishi A6M5 Zero
|
|
1
|
|
9,12
|
|
11,00
|
|
3,27
|
Площадь крыла, метров квадратных
|
22,44
|
|
1680
|
Нормальная взлётная масса, кг
|
2410
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
нет данных
|
|
Nakajima Sakae
|
|
1 х 1130
|
Максимальная скорость, км/ч
|
565
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
нет данных
|
Практическая дальность, км
|
1580
|
Практический потолок, метров
|
11140
|
|
2 х 20 Тип 99
|
|
2 х 7,7 Тип 97
|
|
120
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Андрей Харук. "Зеро" - лучший палубный истребитель
- Сергей Колов. "Зеро" Мицубиси
- Aircraft Profile 129. Rene J. Francillon. Mitsubishi A6M2 Zero-Sen.
- Виктор Бакурский. "Зеро", "Зеро-сен", "Зек".