Реактивный истребитель наземного базирования Mitsubishi J8M/Ki-200 Shusui
|
Истребитель-перехватчик Мitsubishi J8M/Ki-200 Shusui
Осенью 1943 года японский военный атташе в Германии стал свидетелем одного из первых полетов реактивного истребителя-перехватчика Второй мировой войны Мессершмитт Me-163, после чего направил на родину рапорт, в котором высказал мнение о целесообразности покупки лицензии на выпуск самолета и реактивного двигателя. В Японии это предложение вызвало споры, в частности, сомнительной была возможность производства необходимого количества реактивного топлива, но в конце концов лицензия была приобретена за 20 миллионов немецких марок. При этом немцы обязались передать японцам конструкторскую и технологическую документацию, а также поставить по одному собранному образцу планера и двигателя с комплектом запасных частей. Кроме того, в Японию должна была приехать группа немецких специалистов, чтобы обучить японских коллег.
Кайгун Коку Хомбу поручил фирме "Мицубиси" разработать японский вариант лицензионного перехватчика Мe-163В, которому было присвоено обозначение J8M1. Поскольку самолет предполагалось поставить на вооружение не только морской авиации, но и авиации сухопутных войск, проект получил и армейский индекс Ki-200. Кроме того, машине присвоили собственное имя "Сюсуй" (Вращающийся меч). Разработка самолета Второй мировой войны "Мицубиси" осуществлялась под руководством Мидзиро Такахаси и шла довольно быстро.
Фотография полета Японского истребителя Мицубиси J8M "Сюсуй" (Вращающийся меч)
Изменения, внесенные в конструкцию немецкого оригинала, были минимальны и связаны лишь с установкой бортового оборудования и вооружения японского производства. Уже в сентябре 1944 года был готов полноразмерный макет. Он был одобрен армией и флотом, после чего началась работа над опытными самолетами. Тогда же был составлен производственный план, предусматривавший постройку до марта 1945 года 155 самолетов, до сентября - 1300, а до марта 1946 года - 3600.
Фотография сохранившегося до наших дней Японского реактивного самолета Мitsubishi J8M/Ki-200 "Shusui"
Вскоре после начала работ над проектированием J8M1 Кайгун Коку Хомбу поручил первому авиационному арсеналу в Йокосуке создать планер аналогичной конструкции для оценки управляемости будущею реактивного перехватчика, а также да использования его для подготовки пилотов. Первый опытный планер J8M1 поднялся в воздух 8 декабря 1944 года. Несмотря на необычную компоновку, управляемость J8M1 оказалась нормальной, и еще два таких планера были поставлены в расположенный в городе Тачикава Авиационный институт армии, где они испытывались военными пилотами.
Японский реактивный самолет Мitsubishi J8M/Ki-200 "Shusui"
В конце декабря на заводе в Оэ были изготовлены первые экземпляры J8M1, но из-за отсутствия двигателей на них пришлось установить баласт соответствующего веса. В таком виде Цельнометаллическое стреловидное крыло J8M имел большую площадь поверхности, что характерно для всех самолетов, построенных по "бесхвостной" схеме. В консолях крышу их основания на боевых машинах планировалось смонтировать по две 30-мм пушки Тип 5 с боекомплектом по 53 выстрела на ствол.
Реактивный самолет Японского Императорского флота Мitsubishi J8M/Ki-200 "Shusui"
8 января 1945 года первый "Shusui" поднялся в воздух - на буксире за бомбардировщиком Nakajima B6N1. Безмоторные полеты еще раз подтвердили правильность выбранных решений. Если работы над планером J8M1 были успешно проведены в ускоренном темпе, то моторостроители "Мицубиси", которым было поручено адаптировать двухтопливный немецкий ракетный двигатель Вальтер HWK 109-509А, значительно отстали. Лишь к 11 апреля 1945 года им удалось подготовить свой вариант силовой установки - KR-10 к практическому использованию.
Перспективный истребитель Японских ВВС Мitsubishi J8M "Shusui"
Но прошло еще почти три месяца, прежде чем 7 июля 1945 года летчик-испытатель Тоехико Инузука смог поднять первый реактивный самолет J8M1 в воздух. Полет продолжался недолго. После того как самолет поднялся всего на 350 м, двигатель заглох. Машина по инерции набрала высоту примерно 500 м, после чего пилот выровнял самолет и развернул его, направляясь на посадку. Но машину повело в сторону, она зацепилась за расположенное рядом со взлетно-посадочной полосой здание и скапотировала. В результате удара оба крыла и носовая часть фюзеляжа были полностью разрушены. На следующий день от полученных травм Тоехико Инузука умер.
Через несколько дней после катастрофы Японского самолета J8M1 в Ямакито взорвался один из немногих имевшихся двигателей KR-10, а позже подобное происшествие произошло и в Мацумото. В результате в распоряжении разработчиков остался только один готовый двигатель, который планировалось проверить на опытном планере Ki-200. Но сделать этого не удалось. Война закончилась, а вместе с ней завершилась и программа "Сюсуй", оставившая после себя четыре комплектных опытных образца и шесть машин, находившихся на различной стадии сборки.
Модель
|
J8M1
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
9,50
|
Длина, м
|
6,05
|
Высота, м
|
2,70
|
Площадь крыла, м2
|
17,73
|
Силовая установка
|
"Токо"Ro.2(KRIO)
|
Продолжительность полета, м
|
5,5
|
Масса пустого, кг
|
1505
|
Нормальная взлетная, кг
|
3885
|
Максимальная взлетная, кг
|
нет данных
|
Макс. скорость, км/час
|
900
|
Крейсерская скорость, км/час
|
нет данных
|
Скороподъёмность, м/мин
|
2860
|
Практический потолок, м
|
12000
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
1500
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
отсутствуют
|
Вооружение, пушки, мм
|
2х30 Тип 5
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.