Реактивный истребитель наземного базирования Mitsubishi J8M/Ki-200 Shusui
Создание в Германии истребителя Ме-163В подтолкнуло японцев к решению приобрести права на производство этого самолета и его ракетного двигателя Вальтер. Однако в Японию попали только образец двигателя и руководство по эксплуатации Ме 163. Фирма Мицубиси разработала на основе имеющихся материалов истребитель-перехватчик, получивший в армии обозначение Мицубиси Ki-200, а в ВМС - J8M. После завершения проектирования опытного образца J8M1 учебно-тренировочный планер был назван MXY8 Akigusa.

Истребитель-перехватчик Мitsubishi J8M/Ki-200 Shusui

реактивный самолет Осенью 1943 года японский военный атташе в Германии стал свидетелем одного из первых полетов реактивного истребителя-перехватчика Второй мировой войны Мессершмитт Me-163, после чего направил на родину рапорт, в котором высказал мнение о целесообразности покупки лицензии на выпуск самолета и реактивного двигателя. В Японии это предложение вызвало споры, в частности, сомнительной была возможность производства необходимого количества реактивного топлива, но в конце концов лицензия была приобретена за 20 миллионов немецких марок. При этом немцы обязались передать японцам конструкторскую и технологическую документацию, а также поставить по одному собранному образцу планера и двигателя с комплектом запасных частей. Кроме того, в Японию должна была приехать группа немецких специалистов, чтобы обучить японских коллег.

Кайгун Коку Хомбу поручил фирме "Мицубиси" разработать японский вариант лицензионного перехватчика Мe-163В, которому было присвоено обозначение J8M1. Поскольку самолет предполагалось поставить на вооружение не только морской авиации, но и авиации сухопутных войск, проект получил и армейский индекс Ki-200. Кроме того, машине присвоили собственное имя "Сюсуй" (Вращающийся меч). Разработка самолета Второй мировой войны "Мицубиси" осуществлялась под руководством Мидзиро Такахаси и шла довольно быстро.

полет истребителя

Фотография полета Японского истребителя Мицубиси J8M "Сюсуй" (Вращающийся меч)

Изменения, внесенные в конструкцию немецкого оригинала, были минимальны и связаны лишь с установкой бортового оборудования и вооружения японского производства. Уже в сентябре 1944 года был готов полноразмерный макет. Он был одобрен армией и флотом, после чего началась работа над опытными самолетами. Тогда же был составлен производственный план, предусматривавший постройку до марта 1945 года 155 самолетов, до сентября - 1300, а до марта 1946 года - 3600.

музейное фото самолета

Фотография сохранившегося до наших дней Японского реактивного самолета Мitsubishi J8M/Ki-200 "Shusui"

Вскоре после начала работ над проектированием J8M1 Кайгун Коку Хомбу поручил первому авиационному арсеналу в Йокосуке создать планер аналогичной конструкции для оценки управляемости будущею реактивного перехватчика, а также да использования его для подготовки пилотов. Первый опытный планер J8M1 поднялся в воздух 8 декабря 1944 года. Несмотря на необычную компоновку, управляемость J8M1 оказалась нормальной, и еще два таких планера были поставлены в расположенный в городе Тачикава Авиационный институт армии, где они испытывались военными пилотами.

боковая проекция самолета

Японский реактивный самолет Мitsubishi J8M/Ki-200 "Shusui"

В конце декабря на заводе в Оэ были изготовлены первые экземпляры J8M1, но из-за отсутствия двигателей на них пришлось установить баласт соответствующего веса. В таком виде Цельнометаллическое стреловидное крыло J8M имел большую площадь поверхности, что характерно для всех самолетов, построенных по "бесхвостной" схеме. В консолях крышу их основания на боевых машинах планировалось смонтировать по две 30-мм пушки Тип 5 с боекомплектом по 53 выстрела на ствол.

передняя проекция самолета

Реактивный самолет Японского Императорского флота Мitsubishi J8M/Ki-200 "Shusui"

8 января 1945 года первый "Shusui" поднялся в воздух - на буксире за бомбардировщиком Nakajima B6N1. Безмоторные полеты еще раз подтвердили правильность выбранных решений. Если работы над планером J8M1 были успешно проведены в ускоренном темпе, то моторостроители "Мицубиси", которым было поручено адаптировать двухтопливный немецкий ракетный двигатель Вальтер HWK 109-509А, значительно отстали. Лишь к 11 апреля 1945 года им удалось подготовить свой вариант силовой установки - KR-10 к практическому использованию.

верхняя проекция самолета

Перспективный истребитель Японских ВВС Мitsubishi J8M "Shusui"

Но прошло еще почти три месяца, прежде чем 7 июля 1945 года летчик-испытатель Тоехико Инузука смог поднять первый реактивный самолет J8M1 в воздух. Полет продолжался недолго. После того как самолет поднялся всего на 350 м, двигатель заглох. Машина по инерции набрала высоту примерно 500 м, после чего пилот выровнял самолет и развернул его, направляясь на посадку. Но машину повело в сторону, она зацепилась за расположенное рядом со взлетно-посадочной полосой здание и скапотировала. В результате удара оба крыла и носовая часть фюзеляжа были полностью разрушены. На следующий день от полученных травм Тоехико Инузука умер.

Через несколько дней после катастрофы Японского самолета J8M1 в Ямакито взорвался один из немногих имевшихся двигателей KR-10, а позже подобное происшествие произошло и в Мацумото. В результате в распоряжении разработчиков остался только один готовый двигатель, который планировалось проверить на опытном планере Ki-200. Но сделать этого не удалось. Война закончилась, а вместе с ней завершилась и программа "Сюсуй", оставившая после себя четыре комплектных опытных образца и шесть машин, находившихся на различной стадии сборки.

Модель
J8M1
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
9,50
Длина, м
6,05
Высота, м
2,70
Площадь крыла, м2
17,73
Силовая установка
"Токо"Ro.2(KRIO)
Продолжительность полета, м
5,5
Масса пустого, кг
1505
Нормальная взлетная, кг
3885
Максимальная взлетная, кг
нет данных
Макс. скорость, км/час
900
Крейсерская скорость, км/час
нет данных
Скороподъёмность, м/мин
2860
Практический потолок, м
12000
Тяговооружённость, Вт/кг
1500
Вооружение, пулеметы, мм
отсутствуют
Вооружение, пушки, мм
2х30 Тип 5

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме