Морской истребитель-перехватчик Kawanishi N1K-J Shinden
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся колесным шасси. Спроектирован в КБ фирмы Каваниси. Являлся модификацией поплавкового истребителя N1K1. Первый полет N1K1-J с колесным шасси состоялся 27 декабря 1942 года. Серийное производство N1K1-J велось с августа 1943 года. Самолет выпускался на заводах Каваниси в Наруко и Химедзи, Мицубиси в Цурасиме, Аичи в Эйтоку, Сева в Синонои, в авиаарсеналах флота в Хиро и Омуре. Всего построено 1415 самолетов. Машины семейства N1K состояли на вооружении японского флота с конца 1943 года.

Японский истребитель Kawanishi N1K1-J "Shinden" (Фиолетовая молния)

самолет-перехватчикВ течение 1943 года на заводе "Каваниси" в Наруо было изготовлено пять опытных и предсерийных самолетов. Они были оснащены двигателями Накадзима Хомаре 21 мощностью 1990 л.с. Стрелковое вооружение было усилено и состояло из четырех 20-мм пушек Тип 99 Модель 2 (две в консолях крыла и две в гондолах под ними) и двух установленных над двигателем синхронизированных 7,7-мм пулеметов Тип 97. Несмотря на проблемы с недоработанным двигателем и механизмом уборки шасси, в таком виде самолет в конце 1943 года был принят на вооружение и запущен в серийное производство под официальным обозначением "Истребитель-перехватчик флота "Сидeн" Модель 11" (N1K1-J "Сиден" Модель 11).

История создания истребителя N1K-J "Сиден" необычна и интересна. Первоначально этот самолет был спроектирован как поплавковый истребитель и лишь затем переделан в машину наземного базирования. Мировая авиация знает не много случаев такой эволюции, но и в этом небольшом ряду японский самолет N1K-J стоит особняком, поскольку в результате модификации гидросамолета в сухопутную машину японцам удалось создать очень удачный истребитель, ставший, пожалуй, лучшим истребителем авиации императорского военно-морского флота Японии.

фото из музея

Экспонируемый в музее морской истребитель-перехватчик "Сиден"

В декабре 1941 года, когда работы над проектом поплавкового истребителя N1K1 "Кефу" были в самом разгаре, специалисты фирмы "Каваниси" предложили создать на базе этого гидросамолета сухопутный вариант. По оценкам начальника конструкторского отдела доктора Кикухары характеристики новой машины должны были быть очень высокими. Руководство фирмы с вниманием отнеслось к предложению, и расчеты Кикухары были направлены Кайгун Коку Хомбу. Однако командование флота отказалось от разработки сухопутного варианта самолета N1K1, сделав ставку на истребитель-перехватчик Мицубиси J2M "Райден", главным конструктором которого был Дзиро Хорикоси - создатель знаменитого палубного истребителя А6М "Рейсен".

вид сбоку на истребитель-перехватчик

Kawanishi N1K1-J "Shinden" (Фиолетовая молния)

Тем не менее на "Каваниси" от своей идеи не отказались, и в ноябре 1942 года в инициативном порядке на фирме приступили к работе над проектом, получившим обозначение Х-1. Первоначально предполагалось, что вносимые в конструкцию cамолета N1K1 изменения будут минимальными и сведутся лишь к замене поплавков колесным шасси, однако вскоре выявилась необходимость замены силовой установки. На смену старому мотору пришел новый, находившийся еще на стадии опытного образца, двигатель Накадзима Хомаре. расчетная мощность которого составляла 2000 л.с.

вид сверху на морской истребитель

"Истребитель-перехватчик флота "Сидeн" Модель 11" (N1K1-J "Сиден" Модель 11)

Несмотря на проблемы с проектированием колесного шасси, разработка самолета продвигалась довольно быстро: прототип Х-1 был построен к концу 1942 года. До декабря он совершил свой первый полет. Он прошел весьма успешно, но через четыре дня, во время второго полета, выявились проблемы с силовой установкой. Двигатель Хомаре 11 развивал мощность всего 1800 л.с.

вид на фюзеляж самолета

Фюзеляж самолета Kawanishi N1K1-J "Сиден" Модель 11

Еще большие проблемы доставляли постоянно ломающиеся основные стойки шасси, что было вызвано их большой длиной (из-за среднепланной схемы и выбора воздушного винта большого диаметра) и сложностью конструкции. И воздухе же самолет Х-1 вел себя превосходно, он был легок в управлении и практически не уступал Японскому истребителю А6М в маневренности.

До июля 1943 года было построено еще четыре опытных образца, один из которых был передан Кайгун Коку Хомбу для испытаний. Первоначально военные специалисты отнеслись к самолету с предубеждением и оценили его очень критически, тем более, что характеристики Х-1 оказались ниже заявленных. Так, максимальная скорость составила только 574 км/ч вместо планируемых 640 км/ч. Поэтому заказчик сначала отверг предложенный проект.

Модификации Японского самолета Kawanishi N1K-J

За время серийного производства, продолжавшегося с конца 1943 года до последних дней войны, в конструкцию самолета постоянно вносились изменения, результатом чего стало появление большого числа серийных и опытных модификаций. Остановимся на них подробнее.

  • N1K1-J Модель 11 - первая и самая массовая модификация, выпускавшаяся в 1943-1945 годах на заводах фирмы "Каваннси" в городах Hapуo и Химейя. За это время было изготовлено 998 самолетов. Они имели четыре варианта исполнения (N1K1-J, N1K1-Ja, N1K1-Jb и N1K1-Jc), которые отличались между собой в основном вооружением. На самолетах самого многочисленного варианта N1K1-J оно состояло из четырех 20-мм пушек и двух 7,7-мм пулеметов. На машинах вариантов N1K1-Ja, N1K1-Jb и N1Kl-Jc от пулеметов отказались, но установили бомбодержатели для подвески под крылом либо двух бомб массой по 250 кг (N1K1-Jb), либо четырех бомб по 60 кг (N1K1-Jc). Самолеты N1 K1-Jb, производившиеся с декабря 1944 года, получили усеченный киль сверху. Был также разработан опытный перехватчик N1K1-Jc KAI с дополнительным твердотопливным ракетным ускорителем под фюзеляжем. В конце войны для борьбы с кораблями противника четыре истребителя N1K1-J были переделаны в пикирующие бомбардировщики. На них под фюзеляжем были установлены специальный обтекатель, закрывавший одну 250-кг бомбу, и шесть подкрыльевых направляющих для неуправляемых реактивных снарядов.
  • N1K2-J Модель 21 - усовершенствованный вариант, работы над которым начались в 1943 году, а первый опытный образец поднялся в воздух 31 декабря того же года. Главной причиной создания N1K2-J были проблемы с шасси на машинах предыдущих вариантов.

боковая проекция самолета

Kawanishi N1K2-J Модель 21 - усовершенствованный вариант

Чтобы укоротить его основные стойки и упростить их конструкцию, крыло было опущено вниз, что превратило самолет из среднеплана в низкоплан. Одновременно для улучшения аэродинамики было переделано оперение и изменена форма капота двигателя. Фюзеляж стал длиннее на 0,49 м. В результате был создан совершенно новый самолет имевший с N1K1-Jb только общее крыло и вооружение.

верхняя проекция самолета

Истребитель-перехватчик флота "Сиден" KAI Модель 2b

Прежним остался и двигатель - Накадзима Хомаре 21 мощностью 1990 л.с. Официальное обозначение самолетов этой модификации "Истребитель-перехватчик флота "Сиден" KAI Модель 2b. Кроме базового варианта выпускался также истребительно-бомбардировочный вариант N1K2-Ja, способный нести под крылом четыре (позднее - шесть) бомбы массой пo 50-60 кг. Планировалось также организовать производстве двухместного учебно-тренировочного варианта самолета N1К2-К, но таким образом успели переделать только несколько стандартных N1K2-I.

нижняя проекция самолета

Морской истребитель-перехватчик N1K2-J Shinden (Фиолетовое облако) Модель 21

Всего до конца войны было выпущено 415 истребителей модификации N1K2-J. Подавляющее большинство из них построили на заводах "Каваниси" в Иаруо и Химeйя. На заводах других компаний, привлеченных к программе производства "Сиденов", было изготовлено немногим более двадцати машин. Сказались налеты американских бомбардировщиков, а также нехватка двигателей и комплектующих.

  • N1K3-J Модель 31 - опытный вариант, построенный в количестве двух самолетов. Для устранения главного недостатка "Сидена" - смещенного назад центра тяжести - двигатели Хомарe 21 на этих машинах были передвинуты вперед на 0,152 м, что позволило разместить над ними по два 13,2-мм пулемета Тип 3. В серию вариант не пошел. Нереализованным остался также проект палубного истребителя N1K3-A "Сиден" N1K2 Модель 41.
  • N1K4-J - опытный вариант с двигателем Накадзима Хомаре 23 с непосредственным впрыском топлива (мощность 2000 л.с.). Было построено да перехватчика N1K4-J "Сиден" KAI 3 Модель 41 и eго палубный вариант N1K4-J "Сиден" КАI 4 Модель 42. Испытать самолеты не успели.
  • N1K5-J Модель 25 - вариант высотного перехватчика с двигателем Мицубиси МК 10А мощностью 2000 л.с. и вооружением, состоявшим из двух 13,2-мм пулеметов Тип 3 и четырех 20-мм пушек Тип 99 Модель 2. Единственный находившийся на стадии сборки прототип был уничтожен в результате налета американских бомбардировщиков Второй мировой войны В-29.
  • N1K6-J - оставшийся на бумаге вариант высотного перехватчика с оснащенным трехступенчатым турбонагнетателем двигателем Накадзима Хомаре 44.

В боях истребители N1K, особенно машины варианта N1K2-J, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. В руках опытных пилотов, которых, правда, осталось совсем мало, они были способны успешно противостоять лучшим самолетам союзников. Ярким примером высоких боевых качеств "Сиденов" может служить тот факт, что всего за шесть месяцев пилоты элитарного 343-го кокутай, сражаясь на истребителях этого типа, сбили около двухсот американских самолетов.

фото из экспозиции музея

Музейная фотография Японского морского истребителя-перехватчика Kawanishi N1K-J Shinden (Фиолетовая молния)

В историю войны на Тихом океане вошел бой Канеоси Муто с двенадцатью "Хеллкэтами", в котором японский ас сбил четыре истребителя противника, а остальные обратил в бегство. Только в боях против Американских высотных бомбардировщиков В-29 "Сиден" был не столь эффективен: не хватало высотности двигателя Хомаре 21. Американцы присвоили Японскому истребителю Kawanishi N1K-J кодовое обозначение "Джордж".

Модель
N1K2-J
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
12,0
Длина, м
9,35
Высота, м
3,96
Площадь крыла, м2
23,5
Силовая установка
NakajimaNK9HHomare9
Мощность, л.с, кВт
1990 (1480 )
Масса пустого, кг
2657
Нормальная взлетная, кг
4000
Максимальная взлетная, кг
4860
Макс. скорость, км/час
585
Крейсерская скорость, км/час
365
Скороподъёмность, м/сек
20,3
Практический потолок, м
10760
Практическая дальность, км
1716
Перегоночная дальность,км
2395
Нагрузка на крыло, кг/м2
166
Тяговооружённость, Вт/кг
305
Вооружение, пулеметы, мм
отсутствуют
Вооружение, пушки, мм
4х20 Тип 99
Вооружение, бомбы, кг
500
ПТБ, литров
2х400

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Ольга Комарова. Фиолетовая молния.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Владимир Котельников. Демон по имени "Тодзио".
  • Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме