|
|
|
Истребитель Японского Императорского флота наземного базирования Nakajima J1N Gekko
|
Опытный дальний Японский истребитель сопровождения Nakajima J1N1 Gekko совершил свой первый полет в мае 1941 года. Это был свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом, который имел два установленных в крыльях двигателя Nakajima Sakae 21 и 22 с противоположным вращением и вмещал экипаж из трех человек. Вооружение - 20-мм пушка и шесть пулеметов калибра 7,7 мм. Испытания показали, что самолет J1N1 пригоден для использования в качестве истребителя сопровождения, и тем не менее этот тип был усовершенствован для дальней разведки.
Многоцелевой истребитель Nakajima J1N Gekko
Начавшаяся в 1937 году война с Китаем стала прекрасным полигоном для испытания как новых самолетов, так и концепций их использования. Очень эффективными оказались удары бомбардировщиков Мицубиси G3M по объектам, расположенным в глубине территории противника. Однако много самолетов было потеряно, поскольку состоявшие тогда на вооружении авиации японского флота истребители Накадзима A4N и Мицубиси А5М имели недостаточную для сопровождения бомбардировщиков дальность полета. Пытаясь исправить ситуацию, Кайгун Коку Хомбу рассматривал различные варианты решения проблемы. Попытка переоборудовать некоторое количество G3M в своего рода летающие "огневые точки", способные отразить атаки вражеских истребителей, не увенчалась успехом. Также неудачным оказался проект модификации обладавших лучшими, чем G3M, характеристиками бомбардировщиков G4M (вариант G6M) в истребители сопровождения. Не оправдали ожиданий и закупленные в США 20 истребителей Северский 2РА-ВЗ. Поэтому японцы приняли решение разработать собственный дальний эскортный истребитель.
Весной 1938 года эксперты Кайгун Коку Хомбу сформулировали требования 13-Си к трехместному двухмоторному истребителю, в целом аналогичные показателям истребителя Потез Р-63, только что поступившего на вооружение ВВС Франции. После изучения мнения наиболее опытных военных пилотов и некоторой корректировки спецификации требования 13-Си были направлены фирмам "Мицубиси" и "Накадзима". Задание предусматривало очень высокие характеристики. Максимальная скорость - 518 км/ч, дальность полета при нормальном запасе топлива - 2100 км (с дополнительными баками - 3700 км), время подъема на высоту 4000 м - 6 мин. Но наиболее трудновыполнимым было требование обеспечить маневренность, сравнимую с маневренностью одномоторного Японского истребителя Второй мировой войны А6М. Очень мощным должно было быть и вооружение: одна 20-мм пушка и два 7,7-мм пулемета для стрельбы вперед и система из четырех дистанционно управляемых пулеметов для защиты от атак истребителей противника сзади.
![Японский истребитель наземного базирования Nakajima J1N сохранившийся до наших дней образец самолета](/images/stories/ww2/japan/j1n/j1n_kart_smoll.jpg)
Фото из музея дошедшего до наших дней Японского истребителя Nakajima J1N
"Мицубиси" в то время была перегружена работами над А6М и G4M, поэтому специалисты этой фирмы отнеслись к созданию предварительного проекта J1М1 без энтузиазма. Не удивительно, что он оказался неудачным и был отвергнут заказчиком. На фирме "Накадзима" к проектированию нового самолета подошли более профессионально. Там был организован специальный коллектив, который возглавил лучший конструктор фирмы, создатель прекрасного бомбардировщика-торпедоносца B5N инженер Катсузи Накамура. В середине 1939 года предварительный проект J1N1 был готов. В декабре была построена деревянная модель в натуральную величину. После ее одобрения заказчиком на "Накадзиме" приступили к изготовлению прототипа. Но на этом этапе темп работ замедлился. Боевые действия в Китае прекратились, и необходимость в дальнем истребителе сопровождения стала не столь острой, тем более, что стандартные истребители А5М4, оснащенные дополнительными топливными баками, а также начавшие поступать на службу новые истребители А6М2 позволили решать задачи эскортирования бомбардировщиков.
![Истребитель Японского Императорского флота Nakajima J1N вид сбоку на японский самолет](/images/stories/ww2/japan/j1n/j1n1_gekko-irving_01.jpg)
Истребитель Японского Императорского флота Nakajima J1N
В результате первый прототип cамолета J1N1 поднялся в воздух только 2 мая 1941 года. Новый самолет представлял собой аэродинамически чистый трехместный низкоплан, в конструкции которого было применено несколько новаторских для японского авиастроения технических решений. Например, для исключения эффекта реактивного момента на прототип были установлены двигатели Накадзима Сакае (мощность 1130 л. с.) двух модификаций - 21 и 22 - с противоположными направлениями вращения винтов, а оборонительное вооружение (четыре 7,7-мм пулемета Тип 97) было смонтировано в двух дистанционно управляемых башнях, расположенных уступом за кабиной наблюдателя. Наступательное вооружение было представлено одной 20-мм пушкой Тип 99 Модель 1 и двумя 7,7-мм пулеметами Тип 97 в носовой части фюзеляжа. Изготовленный вскоре второй прототип для улучшения маневренности был оснащен щелевыми закрылками Фаулера и автоматическими предкрылками.
![Nakajima J1N Gekko вид сверху на истребитель](/images/stories/ww2/japan/j1n/j1n1_gekko-irving_02.jpg)
Nakajima J1N Gekko
В августе 1941 года оба самолета были переданы заказчику для официальных испытаний. Их результаты оказались неудовлетворительными. Машина была перетяжелена. из-за чего не удалось достичь ни требуемой скорости, ни скороподъемности. Дистанционно управляемые башни оказались слишком тяжелыми, а система наведения на цель не обеспечивала нужной точности. Маневренность была признана недостаточной, хотя для двухмоторного самолета она была довольно высокой. В результате в октябре 1941 года Кайгун Коку Хомбу признал J1N1 непригодным для использования в качестве истребителя сопровождения. Но так как конструкция самолета была в целом удачной, а по скорости он практически не уступал А6М, фирме "Накадзима" было предложено переделать несколько уже почти готовых машин в дальний скоростной разведчик берегового базирования, способный заменить в войсках устаревший С5М.
![Вид на фюзеляж Японского военного самолета периода Второй мировой войны вид снизу на японский истребитель](/images/stories/ww2/japan/j1n/j1n1_gekko-irving_03.jpg)
Вид на фюзеляж Японского военного самолета периода Второй мировой войны
Модификации J1N
Несмотря на то, что J1N был забракован как истребитель сопровождения, этот самолет широко использовался, но уже в совсем ином качестве. Для выполнения новых задач были созданы следующие модификации:
- J1N1-C Модель 11 - первая серийная модификация, принятая на вооружение летом 1942 года под официальным обозначением "Разведчик флота Тип 2 Модель 11" (J1N1-C Модель 11). Самолеты этого варианта отличались от прототипов вооружением, которое состояло из одного подвижного 13-мм пулемета Тип 2 в кабине радиооператора. Кроме того, был перекомпонован фюзеляж, применены протестированные топливные баки и бронезащита кресла пилота. Машины оснащались двигателями Сакае 21 с одинаковым направлением вращения винтов. Всего до марта 1944 года было выпущено 54 экземпляра J1N1 -С, включая опытные образцы. Позднее самолеты этого варианта были переименованы в J1N1-R.
- J1N1-C KAI - доработанный в полевых условиях вариант ночною истребителя. Экипаж сокращен до двух человек, а на месте кабины наблюдателя размещены неподвижно четыре 20-мм пушки. Две из них вели огонь под углом 30 градусов вверх, две - вниз. Успехи этих самолетов в борьбе с бомбардировщиками В-17 и В-24 послужили толчком к разработке следующей модификации.
- J1N1-S Модель 11 - серийная модификация в варианте ночного истребителя. выпускавшаяся с августа 1943 года. Официальное обозначение: "Ночной истребитель флота "Гекко" (Лунный свет) Модель 11- (J1N1-S "Гекко" Модель 11). Позднее оно было изменено на J1N2 "Гекко" Модель 11. Вооружение аналогично J1N1-C KAI. На некоторых самолетах был установлен небольшой поисковый прожектор в носовой части, а еще несколько оснастили радаром. Иногда вместо радара или прожектора в носовой части монтировалась 20-мм пушка Тип 99 Модель 2.
- J1N1 -Sa Модель 11 а (позднее - J1 N3 Модель 23) - последняя серийная модификация ночного истребителя, поступавшая в войска с мая 1944 года. Вооружение - три 20-мм пушки Тип 99 Модель 2, направленные вверх, и две - вниз. На самолеты последних серий пушки, стреляющие вниз, не устанавливались ввиду их низкой эффективности. В июне 1944 года, начиная с 301-го серийного экземпляра, J1N получили новый фюзеляж без характерного "горба" за кабиной.
Всего за период с июня 1942 года по октябрь 1944 года, когда производство J1N прекратили, было выпущено 477 серийных самолетов. Они неплохо проявили себя как в качестве разведчиков, так и в качестве ночных истребителей. "Гекко" были весьма эффективны при перехвате Американских бомбардировщиков Второй мировой войны В-17 и В-24. Бороться с более современными В-29 было гораздо сложнее из-за недостаточно высокой скорости, но и здесь японским пилотам удавалось добиваться успеха. Так, например, лейтенант Сачио Эндо из 352 кокутай сбил восемь "Суперфортресс", а еще восемь серьезно повредил. В конце войны большинство уцелевших к этому времени ночных истребителей "Гекко" и разведчиков J1N1-R было использовано в качестве самолетов-камикадзе. При этом они вооружались двумя 250-кг бомбами. Американцы присвоили J1N кодовое имя "Ирвинг".
Модель
|
J1N1-S
|
Экипаж, человек
|
3
|
Размах крыла, м
|
19,68
|
Длина, м
|
12,77
|
Высота, м
|
4,56
|
Площадь крыла, м2
|
40,0
|
Силовая установка
|
2xNakajima NK1F-21
|
Мощность, л.с
|
2х1130
|
Масса пустого, кг
|
4840
|
Нормальная взлетная, кг
|
7010
|
Максимальная взлетная, кг
|
8184
|
Макс. скорость, км/час
|
507
|
Крейсерская скорость , км/час
|
330
|
Скороподъёмность, м/мин
|
520
|
Практический потолок, м
|
9320
|
Практическая дальность, км
|
2550
|
Максимальная дальность, км
|
3500
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
175,3
|
Вооружение, пушки, мм
|
2х20
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Ночной перехватчик флота Тип 2 (J1N1 "Gekko"/"Irving").
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
![Советские самолеты Второй Мировой войны Советские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-sssr.png) |
![Британские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-britany.png) |
![Американские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-usa.png) |
![Французские самолеты Второй мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-france.png) |
![Немецкие самолеты Второй Мировой Немецкие самолеты](/images/stories/navigator/air-force/ww2-germany.png) |
![Японские cамолеты Второй Мировой Японские cамолеты Второй Мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-japan.png) |
![Итальянские самолеты Второй мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны](/images/stories/navigator/air-force/ww2-italy.png) |
|
![Посетите блог про самолеты ВВС](/images/stories/navigator/air-force/blog-pro-samolet.ru2.jpg) ![Блог про самолеты Блог ВВС](/images/stories/navigator/air-force/blog-pro-samolet.ru.jpg) |
|