|
Истребитель Японского Императорского флота наземного базирования Nakajima J1N Gekko
|
Опытный дальний Японский истребитель сопровождения Nakajima J1N1 Gekko совершил свой первый полет в мае 1941 года. Это был свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом, который имел два установленных в крыльях двигателя Nakajima Sakae 21 и 22 с противоположным вращением и вмещал экипаж из трех человек. Вооружение - 20-мм пушка и шесть пулеметов калибра 7,7 мм. Испытания показали, что самолет J1N1 пригоден для использования в качестве истребителя сопровождения, и тем не менее этот тип был усовершенствован для дальней разведки.
Многоцелевой истребитель Nakajima J1N Gekko
Начавшаяся в 1937 году война с Китаем стала прекрасным полигоном для испытания как новых самолетов, так и концепций их использования. Очень эффективными оказались удары бомбардировщиков Мицубиси G3M по объектам, расположенным в глубине территории противника. Однако много самолетов было потеряно, поскольку состоявшие тогда на вооружении авиации японского флота истребители Накадзима A4N и Мицубиси А5М имели недостаточную для сопровождения бомбардировщиков дальность полета. Пытаясь исправить ситуацию, Кайгун Коку Хомбу рассматривал различные варианты решения проблемы. Попытка переоборудовать некоторое количество G3M в своего рода летающие "огневые точки", способные отразить атаки вражеских истребителей, не увенчалась успехом. Также неудачным оказался проект модификации обладавших лучшими, чем G3M, характеристиками бомбардировщиков G4M (вариант G6M) в истребители сопровождения. Не оправдали ожиданий и закупленные в США 20 истребителей Северский 2РА-ВЗ. Поэтому японцы приняли решение разработать собственный дальний эскортный истребитель.
Весной 1938 года эксперты Кайгун Коку Хомбу сформулировали требования 13-Си к трехместному двухмоторному истребителю, в целом аналогичные показателям истребителя Потез Р-63, только что поступившего на вооружение ВВС Франции. После изучения мнения наиболее опытных военных пилотов и некоторой корректировки спецификации требования 13-Си были направлены фирмам "Мицубиси" и "Накадзима". Задание предусматривало очень высокие характеристики. Максимальная скорость - 518 км/ч, дальность полета при нормальном запасе топлива - 2100 км (с дополнительными баками - 3700 км), время подъема на высоту 4000 м - 6 мин. Но наиболее трудновыполнимым было требование обеспечить маневренность, сравнимую с маневренностью одномоторного Японского истребителя Второй мировой войны А6М. Очень мощным должно было быть и вооружение: одна 20-мм пушка и два 7,7-мм пулемета для стрельбы вперед и система из четырех дистанционно управляемых пулеметов для защиты от атак истребителей противника сзади.
Фото из музея дошедшего до наших дней Японского истребителя Nakajima J1N
"Мицубиси" в то время была перегружена работами над А6М и G4M, поэтому специалисты этой фирмы отнеслись к созданию предварительного проекта J1М1 без энтузиазма. Не удивительно, что он оказался неудачным и был отвергнут заказчиком. На фирме "Накадзима" к проектированию нового самолета подошли более профессионально. Там был организован специальный коллектив, который возглавил лучший конструктор фирмы, создатель прекрасного бомбардировщика-торпедоносца B5N инженер Катсузи Накамура. В середине 1939 года предварительный проект J1N1 был готов. В декабре была построена деревянная модель в натуральную величину. После ее одобрения заказчиком на "Накадзиме" приступили к изготовлению прототипа. Но на этом этапе темп работ замедлился. Боевые действия в Китае прекратились, и необходимость в дальнем истребителе сопровождения стала не столь острой, тем более, что стандартные истребители А5М4, оснащенные дополнительными топливными баками, а также начавшие поступать на службу новые истребители А6М2 позволили решать задачи эскортирования бомбардировщиков.
Истребитель Японского Императорского флота Nakajima J1N
В результате первый прототип cамолета J1N1 поднялся в воздух только 2 мая 1941 года. Новый самолет представлял собой аэродинамически чистый трехместный низкоплан, в конструкции которого было применено несколько новаторских для японского авиастроения технических решений. Например, для исключения эффекта реактивного момента на прототип были установлены двигатели Накадзима Сакае (мощность 1130 л. с.) двух модификаций - 21 и 22 - с противоположными направлениями вращения винтов, а оборонительное вооружение (четыре 7,7-мм пулемета Тип 97) было смонтировано в двух дистанционно управляемых башнях, расположенных уступом за кабиной наблюдателя. Наступательное вооружение было представлено одной 20-мм пушкой Тип 99 Модель 1 и двумя 7,7-мм пулеметами Тип 97 в носовой части фюзеляжа. Изготовленный вскоре второй прототип для улучшения маневренности был оснащен щелевыми закрылками Фаулера и автоматическими предкрылками.
Nakajima J1N Gekko
В августе 1941 года оба самолета были переданы заказчику для официальных испытаний. Их результаты оказались неудовлетворительными. Машина была перетяжелена. из-за чего не удалось достичь ни требуемой скорости, ни скороподъемности. Дистанционно управляемые башни оказались слишком тяжелыми, а система наведения на цель не обеспечивала нужной точности. Маневренность была признана недостаточной, хотя для двухмоторного самолета она была довольно высокой. В результате в октябре 1941 года Кайгун Коку Хомбу признал J1N1 непригодным для использования в качестве истребителя сопровождения. Но так как конструкция самолета была в целом удачной, а по скорости он практически не уступал А6М, фирме "Накадзима" было предложено переделать несколько уже почти готовых машин в дальний скоростной разведчик берегового базирования, способный заменить в войсках устаревший С5М.
Вид на фюзеляж Японского военного самолета периода Второй мировой войны
Модификации J1N
Несмотря на то, что J1N был забракован как истребитель сопровождения, этот самолет широко использовался, но уже в совсем ином качестве. Для выполнения новых задач были созданы следующие модификации:
- J1N1-C Модель 11 - первая серийная модификация, принятая на вооружение летом 1942 года под официальным обозначением "Разведчик флота Тип 2 Модель 11" (J1N1-C Модель 11). Самолеты этого варианта отличались от прототипов вооружением, которое состояло из одного подвижного 13-мм пулемета Тип 2 в кабине радиооператора. Кроме того, был перекомпонован фюзеляж, применены протестированные топливные баки и бронезащита кресла пилота. Машины оснащались двигателями Сакае 21 с одинаковым направлением вращения винтов. Всего до марта 1944 года было выпущено 54 экземпляра J1N1 -С, включая опытные образцы. Позднее самолеты этого варианта были переименованы в J1N1-R.
- J1N1-C KAI - доработанный в полевых условиях вариант ночною истребителя. Экипаж сокращен до двух человек, а на месте кабины наблюдателя размещены неподвижно четыре 20-мм пушки. Две из них вели огонь под углом 30 градусов вверх, две - вниз. Успехи этих самолетов в борьбе с бомбардировщиками В-17 и В-24 послужили толчком к разработке следующей модификации.
- J1N1-S Модель 11 - серийная модификация в варианте ночного истребителя. выпускавшаяся с августа 1943 года. Официальное обозначение: "Ночной истребитель флота "Гекко" (Лунный свет) Модель 11- (J1N1-S "Гекко" Модель 11). Позднее оно было изменено на J1N2 "Гекко" Модель 11. Вооружение аналогично J1N1-C KAI. На некоторых самолетах был установлен небольшой поисковый прожектор в носовой части, а еще несколько оснастили радаром. Иногда вместо радара или прожектора в носовой части монтировалась 20-мм пушка Тип 99 Модель 2.
- J1N1 -Sa Модель 11 а (позднее - J1 N3 Модель 23) - последняя серийная модификация ночного истребителя, поступавшая в войска с мая 1944 года. Вооружение - три 20-мм пушки Тип 99 Модель 2, направленные вверх, и две - вниз. На самолеты последних серий пушки, стреляющие вниз, не устанавливались ввиду их низкой эффективности. В июне 1944 года, начиная с 301-го серийного экземпляра, J1N получили новый фюзеляж без характерного "горба" за кабиной.
Всего за период с июня 1942 года по октябрь 1944 года, когда производство J1N прекратили, было выпущено 477 серийных самолетов. Они неплохо проявили себя как в качестве разведчиков, так и в качестве ночных истребителей. "Гекко" были весьма эффективны при перехвате Американских бомбардировщиков Второй мировой войны В-17 и В-24. Бороться с более современными В-29 было гораздо сложнее из-за недостаточно высокой скорости, но и здесь японским пилотам удавалось добиваться успеха. Так, например, лейтенант Сачио Эндо из 352 кокутай сбил восемь "Суперфортресс", а еще восемь серьезно повредил. В конце войны большинство уцелевших к этому времени ночных истребителей "Гекко" и разведчиков J1N1-R было использовано в качестве самолетов-камикадзе. При этом они вооружались двумя 250-кг бомбами. Американцы присвоили J1N кодовое имя "Ирвинг".
Модель
|
J1N1-S
|
Экипаж, человек
|
3
|
Размах крыла, м
|
19,68
|
Длина, м
|
12,77
|
Высота, м
|
4,56
|
Площадь крыла, м2
|
40,0
|
Силовая установка
|
2xNakajima NK1F-21
|
Мощность, л.с
|
2х1130
|
Масса пустого, кг
|
4840
|
Нормальная взлетная, кг
|
7010
|
Максимальная взлетная, кг
|
8184
|
Макс. скорость, км/час
|
507
|
Крейсерская скорость , км/час
|
330
|
Скороподъёмность, м/мин
|
520
|
Практический потолок, м
|
9320
|
Практическая дальность, км
|
2550
|
Максимальная дальность, км
|
3500
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
175,3
|
Вооружение, пушки, мм
|
2х20
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Евгений Аранов. Ночной перехватчик флота Тип 2 (J1N1 "Gekko"/"Irving").
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|