Истребитель наземного базирования Mitsubishi J4M Senden
Мицубиси J4M1 Сенден (Сверкающая молния) - проект экспериментального одномоторного высокоскоростного истребителя-перехватчика Японского Императорского флота, кодовое имя союзников Люк (Luke).

Истребитель-перехватчик Mitsubishi J4M Senden

японский истребительМицубиси J4M1 "Сенден" ("Сверкающая молния") - проект экспериментального одномоторного высокоскоростного истребителя-перехватчика флота. В 1944-м году фирма "Mitsubishi" получила техническое задание на разработку конкурсного проекта нового одномоторного высокоскоростного истребителя-перехватчика, соответствующего флотской спецификации 17-Си Оtsu Тип Б. Эта спецификация имела очень жёсткие требования к скоростным характеристикам истребителя. Это обстоятельство, собственно, и повлияло в основном на выбор мощной силовой установки и воплотилось в очень оригинальную конструкцию самолёта.

Мощности фирмы "Mitsubishi" были сильно загружены другими проектами и поэтому работы по данному самолету продвигались очень медленно. Первоначальный вариант проекта был готов только к началу 1945-го года, что, собственно, и стало решающим фактором, определившим его дальнейшую судьбу. Основной конкурент "Mitsubishi" в конкурсе на этот проект компания "Кюсю" была не слишком обременена заказами, поэтому её проект, получивший обозначение Kyushu J7W Shinden "экспериментальный одномоторный высокоскоростной истребитель-перехватчик", соответствующий флотской спецификации 18-Си Оцу тип Б, продвигался гораздо быстрее.

боковая проекция истребителя

Истребитель наземного базирования Mitsubishi J4M Senden

Конструкторы "Mitsubishi" предложили весьма революционное техническое решение. Большей частью из-за большого веса радиального 18-ти цилиндрового двигателя воздушного охлаждения "Mitsubishi" Ha-43 12 MK9D, самолёт предполагалось строить по двухфюзеляжной схеме с центральной гондолой, в передней части которой, располагалась кабина летчика, а в задней - силовая установка с четырёхлопастным толкающим винтом.

верхняя проекция истребителя

Самолет Японского Императорского флота Mitsubishi J4M Senden

Между двух килей должен был быть помещён единственный стабилизатор горизонтального полёта. Передняя часть гондолы, где располагалась кабина лётчика, предполагала обширное остекление для лучшего обзора вперёд. Основные стойки шасси планировалось разместить в двух фюзеляжах, а центральную переднюю стойку в гондоле. Также в центральной гондоле предполагалось разместить и вооружение, состоявшее из одной 30-мм и двух 20-мм пушек.

нижняя проекция самолета

Cамолет J4M1

Интересно, что в то же самое время фирмой "Манцуи" планировалась постройка армейского штурмовика Кi-98, решённого по той же схеме. Самолёт дошёл даже до стадии постройки прототипа, однако не был завершён в связи с окончанием войны. Cамолет J4M1 так и остался в проекте, не дойдя даже до стадии прототипа, поскольку его всё же обошёл его главный конкурент Kyushu J7W Shinden . Самолёт, построенный также по нетрадиционной схеме "утка", показался флотским специалистам более удовлетворительным, и руководство флота поместило заказ на серийный выпуск, даже не дожидаясь окончания постройки прототипа.

реплика самолета

Примерно так бы мог выглядеть Японский истребитель наземного базирования Mitsubishi J4M Senden

Работы же на "Mitsubishi" были полностью прекращены. У союзников проходил под кодовым именем "Люк" ("Luke").

Модель
J4M1
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
12,50
Длина, м
13,00
Высота, м
4,10
Площадь крыла, м2
22,00
Силовая установка
1хMitsubishi Ha-43-41
Мощность, л.с
2130
Масса пустого, кг
3400
Нормальная взлетная, кг
4400
Максимальная взлетная, кг
5255
Макс. скорость, км/час
703
Крейсерская скорость , км/час
500
Продолжит. полета, час/мин
2,12
Скороподъёмность, м/мин
800
Практический потолок, м
12000
Вооружение, пушки, мм
1х30 Тип5 2х20Тип99
Вооружение, бомбы, кг
2х60

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Андрей Суворов. Kawanishi. Mitsubishi J4M Senden.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Морской разведчик Дорнье Do 26
Дальний морской разведчик Dornier Do 26 Самой совершенной с точки зрения аэродинамики из всех летающих лодок "Дорнье" была цельнометаллическая Do 26,...
Для Т-50 ПАК ФА создан двигатель первого этапа
На выставке в Ле Бурже, проходящей в эти дни, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян сказал, что в России...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме