Истребитель наземного базирования Mitsubishi J4M Senden
|
Истребитель-перехватчик Mitsubishi J4M Senden
Мицубиси J4M1 "Сенден" ("Сверкающая молния") - проект экспериментального одномоторного высокоскоростного истребителя-перехватчика флота. В 1944-м году фирма "Mitsubishi" получила техническое задание на разработку конкурсного проекта нового одномоторного высокоскоростного истребителя-перехватчика, соответствующего флотской спецификации 17-Си Оtsu Тип Б. Эта спецификация имела очень жёсткие требования к скоростным характеристикам истребителя. Это обстоятельство, собственно, и повлияло в основном на выбор мощной силовой установки и воплотилось в очень оригинальную конструкцию самолёта.
Мощности фирмы "Mitsubishi" были сильно загружены другими проектами и поэтому работы по данному самолету продвигались очень медленно. Первоначальный вариант проекта был готов только к началу 1945-го года, что, собственно, и стало решающим фактором, определившим его дальнейшую судьбу. Основной конкурент "Mitsubishi" в конкурсе на этот проект компания "Кюсю" была не слишком обременена заказами, поэтому её проект, получивший обозначение Kyushu J7W Shinden "экспериментальный одномоторный высокоскоростной истребитель-перехватчик", соответствующий флотской спецификации 18-Си Оцу тип Б, продвигался гораздо быстрее.
Истребитель наземного базирования Mitsubishi J4M Senden
Конструкторы "Mitsubishi" предложили весьма революционное техническое решение. Большей частью из-за большого веса радиального 18-ти цилиндрового двигателя воздушного охлаждения "Mitsubishi" Ha-43 12 MK9D, самолёт предполагалось строить по двухфюзеляжной схеме с центральной гондолой, в передней части которой, располагалась кабина летчика, а в задней - силовая установка с четырёхлопастным толкающим винтом.
Самолет Японского Императорского флота Mitsubishi J4M Senden
Между двух килей должен был быть помещён единственный стабилизатор горизонтального полёта. Передняя часть гондолы, где располагалась кабина лётчика, предполагала обширное остекление для лучшего обзора вперёд. Основные стойки шасси планировалось разместить в двух фюзеляжах, а центральную переднюю стойку в гондоле. Также в центральной гондоле предполагалось разместить и вооружение, состоявшее из одной 30-мм и двух 20-мм пушек.
Cамолет J4M1
Интересно, что в то же самое время фирмой "Манцуи" планировалась постройка армейского штурмовика Кi-98, решённого по той же схеме. Самолёт дошёл даже до стадии постройки прототипа, однако не был завершён в связи с окончанием войны. Cамолет J4M1 так и остался в проекте, не дойдя даже до стадии прототипа, поскольку его всё же обошёл его главный конкурент Kyushu J7W Shinden . Самолёт, построенный также по нетрадиционной схеме "утка", показался флотским специалистам более удовлетворительным, и руководство флота поместило заказ на серийный выпуск, даже не дожидаясь окончания постройки прототипа.
Примерно так бы мог выглядеть Японский истребитель наземного базирования Mitsubishi J4M Senden
Работы же на "Mitsubishi" были полностью прекращены. У союзников проходил под кодовым именем "Люк" ("Luke").
Модель
|
J4M1
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
12,50
|
Длина, м
|
13,00
|
Высота, м
|
4,10
|
Площадь крыла, м2
|
22,00
|
Силовая установка
|
1хMitsubishi Ha-43-41
|
Мощность, л.с
|
2130
|
Масса пустого, кг
|
3400
|
Нормальная взлетная, кг
|
4400
|
Максимальная взлетная, кг
|
5255
|
Макс. скорость, км/час
|
703
|
Крейсерская скорость , км/час
|
500
|
Продолжит. полета, час/мин
|
2,12
|
Скороподъёмность, м/мин
|
800
|
Практический потолок, м
|
12000
|
Вооружение, пушки, мм
|
1х30 Тип5 2х20Тип99
|
Вооружение, бомбы, кг
|
2х60
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Андрей Суворов. Kawanishi. Mitsubishi J4M Senden.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.