Истребитель-перехватчик Накадзима J5N1 Тенрай разрабатывался для замены предыдущей версии самолета для борьбы с бомбардировщиками США второй мировой войны. Для эффективных воздушных боев была необходима хорошая скорость полета. Однако, проект не обладал необходимыми летными характеристиками, поэтому был закрыт. В общей сложности существовало лишь 6 истребителей-перехватчиков данного типа.
Японский экспериментальный тяжелый двухмоторный истребитель-перехватчик флота Nakajima J5N Tenrai ("Небесный гром")
Японский самолет второй мировой войны Nakajima J1N неплохо зарекомендовали себя: как в качестве разведчиков, так и в качестве ночных истребителей; они также относительно успешно работали при перехвате бомбардировщиков США В-17 и В-24. С более совершенными В-29 бороться было сложнее по причине недостаточно высокой скорости, и хотя японским летчикам на J1N удавалось добиваться успеха, но руководство Японского Императорского флота уже задумывалось о достойной замене.
Весной 1943 года техническая комиссия выдала "Накадзиме" задание 18-Shi на скоростной одноместный истребитель-перехватчик. Самолет должен был способен на высоте 6000 м (19690 футов) достигать максимальную скорость в 666 км/ч (414 миль/ч). Конструкторы компании приняли решение развивать достаточно удачную концепцию Nakajima J1N Gekko. Разрабатываемый самолет был с одноместной кабиной, значительно смещенной вперед, по сравнению с J1N1-S.
Кабина уменьшенного размера была установлена над крылом, носовая часть фюзеляжа укорочена, почти полностью изменена конструкция крыла. Пилот имел отличный передний обзор во время посадки, взлета и полета. Машина оснащалась 18-ти цилиндровыми двигателями Nakajima NK9H Homare 21 мощностью до 1990 л.с. с четырехлопастными винтами большого радиуса вращения. Вооружение японского самолета J5N состояло из двух 30-мм пушек тип 5 и двух 20-мм пушек тип 99 модель 2, кроме того бомбовая нагрузка могла включать 250 кг (550 фунтов).
Первый прототип самолета Nakajima J5N Tenrai ("Небесный гром") был построен весной 1944 года. Традиционно у японцев истребители-перехватчики береговой охраны назывались "громами" и "молниями", а например, палубные истребители - "ветрами". Результаты испытаний этого экспериментального тяжелого двухмоторного истребителя-перехватчика японского флота были неудовлетворительными. Конечно, название "Небесный гром" - было громким, но прототип самолета не соответствовал основным требованиям спецификации.
Nakajima J5N Tenrai продемонстрировал максимальную скорость лишь 596 км/ч. Проект с громким названием закончился провалом, программа была свернута на постройке шестого прототипа. Однако, пятый и шестой самолет были переделаны в двухместные, в надежде на возможную серийную постройку. Но этого не случилось и программа была завершена в начале 1945 года.
Основные характеристики самолета "Накадзима" J5N1 "Тенрай"
Экипаж, чел.
1
Масса, кг
пустого
5090
нормальная взлетная
7040
максимальная взлетная
8035
Тип двигателя
2 ПД Nakajima NK9H Homare 21
Мощность, л.с.
2 х 1990
Размах крыла, м
14,50
Длина, м
11,46
Высота, м
3,50
Площадь крыла, м2
32,00
Максимальная скорость, км/ч
596
Крейсерская скорость, км/ч
464
Практическая дальность, км
1480
Радиус действия, км
925
Практический потолок, м
10800
Вооружение
две 30-мм пушки Тип 5 и две 20-мм пушки тип 99 модель 2
Возможно, многие люди, интересующиеся историей военной авиации, задумывались, а что, собственно, означают буквы в обозначении, ну хотя бы тех же японских самолетов второй мировой войны? Ниже приведены буквенные индексы флотской системы идентификации и коды производителей. Тогда все становится ясно и понятно.
Буквенные индексы флотской системы идентификации:
A - Палубный истребитель
B - Палубные бомбардировщики-штурмовики (торпедоносцы)
C - Разведывательный самолет
D - Палубный бомбардировщик
E - Гидросамолет-разведчик
F - Патрульный гидросамолет
G - Бомбардировщик (-торпедоносец)
H - Летающая лодка
J - Береговой истребитель
K - Учебный самолет
L - Транспортный самолет
M - Специальный бомбардировщик
MX - Самолет для специальных задач
N - Гидроистребитель
P - Бомбардировщик
Q - Патрульный самолет
R - Береговой разведчик
S - Ночной истребитель
Коды производителей:
А - "Aichi" и "North American"
B - "Boeing"
Bul - "Bucker"
С - "Consolidated", "Curtis Wright" и "Caudron"
D - "Showa" и "Douglas"
F - "Fairchild"
G - "Hitachi"
H - "Hiro" и "Hawker"
Hel - "Heinkel"
J - "Nihon Kogata" и "Junkers"
K - "Kawanishi" и "Kinner"
М - "Mitsubishi"
N - "Nakajima"
Р - "Nihon"
S - "Sasebo"
Si - "Sikorsky"
V - "Seversky" и "Vought"
W - "Kyushu" "Watanabe"
Y - "Yokosuka"
Z - "Mizuno"
Источники:
О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
Андрей Фирсов. Авиация Японии.
Андрей Суворов. Kawanishi. Nakajima J5N Tenrai.
Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.