|
Палубный пикирующий бомбардировщик Тип 99 Aichi D3A "Val"
|
Палубный пикирующий бомбардировщик Аichi D3A Val, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси. Сконструирован в КБ фирмы Аичи токей денки. Опытный образец бомбардировщика, AM-17, совершил первый полет в 1938 году. Серийно строился с декабря 1939 года. В общей сложности выпущено 1495 самолетов. Принят на вооружение императорского флота в декабре 1939 года (как тип 99).
Японский палубный пикирующий бомбардировщик "Аити" D3A ("Вэл")
Летом 1936 года Кайгун Коку Хомбу разработал конструктивные требования 11-Си на палубный пикирующий бомбардировщик, призванный заменить находившиеся тогда на вооружении бомбардировщики Аичи D1A2. Кроме того, благодаря новой машине планировалось поднять технический уровень данного класса японской авиации на такую же ступень, какой достигли палубные истребители и торпедоносцы после появления очень удачных для своего времени самолетов Мицубиси А5М и Накадзима B5N. В соответствии со спецификой новая машина должна была представлять собой цельнометаллический свободнонесущий одномоторный низкоплан Реализация требований на конкурсной основе была предложена фирмам "Аичи". "Мицубиси" и "Накадзима". Они подготовили предварительные проекты, после оценки которых заказчик отдал предпочтение конструкциям, представленным "Аичи" и "Накадзима".
На фирме "Аичи" проектирование самолета, получившего заводское обозначение AM-17, возглавил инженер Токуичиро Тоаке. На этот раз отправной точкой для разработки новой машины стал немецкий самолет времен Второй мировой войны Не-70. Несколько таких самолетов было закуплено в Германии.
Фото сохранившегося до наших дней экземпляра Японского пикирующего бомбардировщика Аichi D3A
У немецкого образца Токуичиро Тоаке позаимствовал конструкцию имеющего эллиптическую форму крыла и оперения. Зато от убираемого шасси японцы отказались, посчитав, что небольшое снижение аэродинамического сопротивления и, как следствие, столь же незначительное улучшение характеристик не окупается сопряженным с этим заметным усложнением конструкции. По этой же причине вместо гидравлической системы складывания консолей крыла разработчики предусмотрели лишь возможность ручного складывания их законцовок. В целом конструкция была максимально упрощена, а для повышения точности бомбометания AM-17 был оснащен тормозными щитками по типу знаменитого немецкого самолета-штурмовика Юнкерс Ju-87. Вооружение состояло из двух расположенных над двигателем синхронизированных 7,7-мм пулеметов Тип 97 и одного 7,7-мм пулемета Тип 92 на подвижной установке в задней части двухместной кабины. Бомбовая нагрузка включала одну 250-кг бомбу под фюзеляжем и две 60-кг бомбы под крыльями. В качестве силовой установки использовался звездообразный двигатель Накадзима Хикари 1 мощностью 730 л.с.
Фото палубного пикирующего бомбардировщика Аichi D3A
Постройка первого прототипа, которому военные присвоили индекс DА1, была завершена в декабре 1937 года, а через месяц он уже поднялся в воздух. Летные испытания сразу же выявили целый ряд конструктивных недостатков: самолет был неустойчив на виражах при больших скоростях, а при резком маневрировании мог сорваться в штопор. Кроме того, увеличение требуемой скорости пикирования с 360 до 430 км/ч привело к опасной вибрации тормозных щитков. Вдобавок ко всему, из-за недостаточной мощности двигателя характеристики новой машины были ниже требуемых.
Полет пикирующего бомбардировщика Японского Императорского флота Аichi D3A
В результате второй прототип был серьезно переработан. Размах крыла достиг 14,5 м (вместо 14,1 м), были усилены тормозные щитки, увеличена площадь вертикального оперения. Изменения претерпели также форма консолей крыла и фонаря кабины. Нехватку мощности устранили за счет установки 14-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей 3 мощностью 840 л.с.
D3A2 "Val" Модель 22 - самая массовая (815 самолетов произведено на заводе "Аичи" в Фунаката и 201 - на заводе "Сова" в Токио) и самая скоростная (433 км/ч)
Модифицированный таким образом второй прототип был отправлен на сравнительное тестирование с самолетом D3N1, разработанным фирмой "Накадзима". В ходе испытаний, продолжавшихся до марта 1939 года, машина "Аичи" по всем показателям превзошла конкурента. Она и была направлена в серийное производство под обозначением "Палубный пикирующий бомбардировщик Тип 99 Модель 11" (D3A1 модель 11). Еще в марте 1939 года Кайгун Коку Хомбу поручил "Аичи" построить шесть самолетов установочной партии. Они отличались от второго прототипа двигателем (Мицубиси Кинсей 43 мощностью 1000 л.с.), большей длиной фюзеляжа (10,19 м вместо 936 м). меньшим размахом крыла (14,37 м вместо 14,50 м), возросшей на 250 кг массой. Наиболее заметным изменением стало введение форкиля. В результате характеристики D3A1 заметно улучшились, а маневренность стала просто выдающейся - после сброса бомб этот Японский самолет периода Второй мировой войны мог без особого труда уворачиваться от истребителей противника.
Модификации Аichi D3A
Палубный пикирующий бомбардировщик D3A выпускался на заводах фирм "Аичи" (декабрь 1939 - июль 1944 года) и "Сова" (декабрь 1942 - август 1945 года) практически до конца войны на Тихом океане. За это время было построено 1495 самолетов этого типа следующих модификаций:
- D3A1 Модель 11 - первая серийная модификация, производившаяся до августа 1942 года. Изготовлено 470 машин, которые практически ничем не отличались от самолетов предсе-рийной партии, кроме того, что на бомбардировщики поздних серий вместо 1000-сильных двигателей Мицубиси Кинсей 43 устанавливались двигатели Кинсей 44 мощностью 1070 л.с.
D3A1 Модель 11 - первая серийная модификация, производившаяся до августа 1942 года
- D3A2 Модель 12 - построенный в июне 1942 года в единственном экземпляре самолет этого варианта отличался от предшественников новым двигателем Мицубиси Кинсей 54 мощностью 1300 л.с. Хотя благодаря использованию более мощной силовой установки его характеристики заметно улучшились (например, максимальная скорость возросла с 386 до 430 км/ч), в серию он не пошел, так как Кайгун Коку Хомбу потребовал внести в конструкцию ряд дополнительных изменений, призванных еще более повысить боевые качества машины.
- D3A2 Модель 22 - самая массовая (815 самолетов произведено на заводе "Аичи" в Фунаката и 201 - на заводе "Сова" в Токио) и самая скоростная (433 км/ч) модификация D3A. От D3A2 Модель 12 бомбардировщики этого варианта отличались возросшим на 79 литров объемом топливных баков, наличием кока и новым удлиненным фонарем кабины. Главной целью, которую преследовали разработчики, было увеличение дальности полета, но достичь ее не удалось. Напротив, из-за большего потребления топлива двигателем Кинсей 54 и возросшей массы самолета дальность уменьшилась на 111 км.
D3A2 Модель 22 - самая массовая (815 самолетов произведено на заводе "Аичи" в Фунаката и 201 - на заводе "Сова" в Токио) и самая скоростная (433 км/ч)
Боевое крещение пикирующих бомбардировщиков Аичи D3A1 состоялось осенью 1940 года в Китае, где они совершали полеты с целью поддержки частей сухопутной армии. За время боев экипажи досконально изучили свои машины, поэтому, когда самолеты были распределены среди авианосцев, уровень подготовки летного персонала был выше всяких похвал. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тем успехам, которые были достигнуты на первом этапе войны на Тихом океане "декабря 1941 года 126 пикировщиков D3A1 приняли участие в налете японской авиации на Перл-Харбор. В ходе этой исключительно успешной операции они уничтожили на аэродромах большое количество американских самолетов, а также повредили и потопили несколько кораблей. В тот же день бомбардировщик D3A1 дебютировал в роли истребителя, сбив американский - Дуглас SBD. В дальнейшем без участия "Вэлов" а именно такое кодовое имя присвоили D3A американцы, не обходилось практически ни одно сражение с участием авианосцев. Налеты на остров Уэйк, Рабаул, Амбон, Порт-Дарвин, Коломбо, Алеуты, битвы в Коралловом море, у атолла Мидуэй, за Гуадалканал. Соломоновы острова и Санта-Крус - вот основные страницы боевой биографии D3A. Но самым ярким событием боевой карьеры самолетов этого типа стала кампания в Индийском океане, когда "Вэлы" с авианосцев "Акаги", "Сорю", "Хирю" "Секаку" и "Дзуйкаку" потопили два тяжелых английских крейсера "Корнуолл" и "Дорсетшир", а также авианосец "Гермес" Причем во время этих атак японские летчики продемонстрировали высочайшее мастерства цели достигло свыше 80% бомб.
Но постепенно, по мере усиления противовоздушной обороны противника и из-за растущих потерь из числа опытных экипажей, эффективность атак палубных пикирующих бомбардировщиков D3A стала уменьшаться, и в боях за Соломоновы острова она едва достигла 10%. Одновременно происходило устаревание "Вэла". Этот процесс не могло остановить создание модификации D3A2, тем более что и самолета этого варианта не были оборудованы протектированными топливными баками и не получили бронирования кабины экипажа.
После сражений в Филиппинском море и у Марианских островов большая часть уцелевших бомбардировщиков D3A была переведена в учебные подразделения. В последние месяцы войны многие из них были использованы пилотами-камикадзе при проведении атак на военные корабли американского флота. Так закончился боевой путь пикирующего бомбардировщика Аичи D3A, самолета, достигшего успехов ничуть не меньших, чем его знаменитый немецкий "одноклассник" Юнкерc Ju-87, и потопившего в годы Второй мировой войны больше кораблей противника, чем любой другой пикирующий бомбардировщик стран Оси.
Модель
|
AM-17
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
14,500
|
Длина, м
|
9,860
|
Высота, м
|
3,350
|
Площадь крыла, м2
|
33,00
|
Масса пустого, кг
|
2050
|
Масса нормальная, кг
|
3400
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
нет данных
|
Силовая установка
|
Мицубиси Кинсэй 3,840л.с
|
Максимальная скорость, км/ч
|
394
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
103,03
|
Нормальная дальность полёта, км
|
нет данных
|
Дальность полёта с ПТБ, км
|
нет данных
|
Практический потолок, м
|
6000
|
Посадочная скорость, км/ч
|
111
|
Модель
|
D3A1 Мод.11
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
14,365
|
Длина, м
|
10,185
|
Высота, м
|
3,348
|
Площадь крыла, м2
|
34,91
|
Масса пустого, кг
|
2408
|
Масса нормальная, кг
|
3650
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
3896
|
Силовая установка
|
Мицубиси Кинсэй43,1000л.с
|
Максимальная скорость, км/ч
|
386
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
101,69
|
Нормальная дальность полёта, км
|
1630
|
Дальность полёта с ПТБ, км
|
1820
|
Практический потолок, м
|
8100
|
Посадочная скорость, км/ч
|
122
|
Модель
|
D3A2 Мод.22
|
Экипаж, человек
|
1
|
Размах крыла, м
|
14,365
|
Длина, м
|
10,195
|
Высота, м
|
3,450
|
Площадь крыла, м2
|
34,91
|
Масса пустого, кг
|
2619
|
Масса нормальная, кг
|
3800
|
Максимальная взлётная масса, кг
|
4122
|
Силовая установка
|
Мицубиси Кинсэй54,1300л.с
|
Максимальная скорость, км/ч
|
425
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
108,88
|
Нормальная дальность полёта, км
|
1560
|
Дальность полёта с ПТБ, км
|
2380
|
Практический потолок, м
|
10900
|
Посадочная скорость, км/ч
|
130
|
Источники:
- Война в воздухе, выпуск № 25. D3A Val B5N Kate Ударные самолёты японского флота.
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Сергей Колов. Пикирующий охотник за кораблями.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- А.Казымов "Первая битва авианосцев".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|