Палубный пикирующий бомбардировщик Тип 99 Aichi D3A "Val"
Палубный пикирующий бомбардировщик Аichi D3A Val, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси. Сконструирован в КБ фирмы Аичи токей денки. Опытный образец бомбардировщика, AM-17, совершил первый полет в 1938 году. Серийно строился с декабря 1939 года. В общей сложности выпущено 1495 самолетов. Принят на вооружение императорского флота в декабре 1939 года (как тип 99).

Аichi D3A "Val"

пикирующий бомбардировщик"Аичи Кокуки Кабусики Кайса" Проходил испытания в 1938 году. Летом 1936 года Кайгун Коку Хомбу разработал конструктивные требования 11-Си на палубный пикирующий бомбардировщик, призванный заменить находившиеся тогда на вооружении бомбардировщики Аичи D1A2. Кроме того, благодаря новой машине планировалось поднять технический уровень данного класса японской авиации на такую же ступень, какой достигли палубные истребители и торпедоносцы после появления очень удачных для своего времени самолетов Мицубиси А5М и Накадзима B5N. В соответствии со спецификой новая машина должна была представлять собой цельнометаллический свободнонесущий одномоторный низкоплан Реализация требований на конкурсной основе была предложена фирмам "Аичи". "Мицубиси" и "Накадзима". Они подготовили предварительные проекты, после оценки которых заказчик отдал предпочтение конструкциям, представленным "Аичи" и "Накадзима".

На фирме "Аичи" проектирование самолета, получившего заводское обозначение AM-17, возглавил инженер Токуичиро Тоаке. Как и при создании пикирующего бомбардировщика D1 А японские специалисты воспользовались опытом своих немецких коллег из компании "Хейнкель", с которой "Аичи" сотрудничала практически с момента основания. На этот раз отправной точкой для разработки новой машины стал немецкий самолет времен Второй мировой войны Не-70. Несколько таких самолетов было закуплено в Германии.

фото палубного самолета

Фото сохранившегося до наших дней экземпляра Японского пикирующего бомбардировщика Аichi D3A

У немецкого образца Токуичиро Тоаке позаимствовал конструкцию имеющего эллиптическую форму крыла и оперения. Зато от убираемого шасси японцы отказались, посчитав, что небольшое снижение аэродинамического сопротивления и, как следствие, столь же незначительное улучшение характеристик не окупается сопряженным с этим заметным усложнением конструкции. По этой же причине вместо гидравлической системы складывания консолей крыла разработчики предусмотрели лишь возможность ручного складывания их законцовок. В целом конструкция была максимально упрощена, а для повышения точности бомбометания AM-17 был оснащен тормозными щитками по типу знаменитого немецкого самолета-штурмовика Юнкерс Ju-87. Вооружение состояло из двух расположенных над двигателем синхронизированных 7,7-мм пулеметов Тип 97 и одного 7,7-мм пулемета Тип 92 на подвижной установке в задней части двухместной кабины. Бомбовая нагрузка включала одну 250-кг бомбу под фюзеляжем и две 60-кг бомбы под крыльями. В качестве силовой установки использовался звездообразный двигатель Накадзима Хикари 1 мощностью 730 л.с.

маленькое фото самолета

Фото палубного пикирующего бомбардировщика Аichi D3A нажмите, чтобы увеличить

Постройка первого прототипа, которому военные присвоили индекс DА1, была завершена в декабре 1937 года, а через месяц он уже поднялся в воздух. Летные испытания сразу же выявили целый ряд конструктивных недостатков: самолет был неустойчив на виражах при больших скоростях, а при резком маневрировании мог сорваться в штопор. Кроме того, увеличение требуемой скорости пикирования с 360 до 430 км/ч привело к опасной вибрации тормозных щитков. Вдобавок ко всему, из-за недостаточной мощности двигателя характеристики новой машины были ниже требуемых.

полет пикирующего бомбардировщика

Полет пикирующего бомбардировщика Японского Императорского флота Аichi D3A

В результате второй прототип был серьезно переработан. Размах крыла достиг 14,5 м (вместо 14,1 м), были усилены тормозные щитки, увеличена площадь вертикального оперения. Изменения претерпели также форма консолей крыла и фонаря кабины. Нехватку мощности устранили за счет установки 14-цилнндрового двигателя воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей 3 мощностью 840 л.с.

d3a2 val

D3A2 "Val" Модель 22 - самая массовая (815 самолетов произведено на заводе "Аичи" в Фунаката и 201 - на заводе "Сова" в Токио) и самая скоростная (433 км/ч)

Модифицированный таким образом второй прототип был отправлен на сравнительное тестирование с самолетом D3N1, разработанным фирмой "Накадзима". В ходе испытаний, продолжавшихся до марта 1939 года, машина "Аичи" по всем показателям превзошла конкурента. Она и была направлена в серийное производство под обозначением "Палубный пикирующий бомбардировщик Тип 99 Модель 11" (D3A1 модель 11).

верхняя проекция бомбардировщика

D3A2 "Val" Модель 22 вид сверху

Еще в марте 1939 года Кайгун Коку Хомбу поручил "Аичи" построить шесть самолетов установочной партии. Они отличались от второго прототипа двигателем (Мицубиси Кинсей 43 мощностью 1000 л.с.), большей длиной фюзеляжа (10,19 м вместо 936 м). меньшим размахом крыла (14,37 м вместо 14,50 м), возросшей на 250 кг массой. Наиболее заметным изменением стало введение форкиля.

нижняя проекция бомбардировщика

D3A2 "Val" Модель 22 вид снизу

В результате характеристики D3A1 заметно улучшились, а маневренность стала просто выдающейся - после сброса бомб этот Японский самолет периода Второй мировой войны мог без особого труда уворачиваться от истребителей противника.

Модификации Аichi D3A:

Палубный пикирующий бомбардировщик D3A выпускался на заводах фирм "Аичи" (декабрь 1939 - июль 1944 года) и "Сова" (декабрь 1942 - август 1945 года) практически до конца войны на Тихом океане. За это время было построено 1495 самолетов этого типа следующих модификаций:

  • D3A1 Модель 11 - первая серийная модификация, производившаяся до августа 1942 года. Изготовлено 470 машин, которые практически ничем не отличались от самолетов предсе-рийной партии, кроме того, что на бомбардировщики поздних серий вместо 1000-сильных двигателей Мицубиси Кинсей 43 устанавливались двигатели Кинсей 44 мощностью 1070 л.с.

d3a1 model 11

D3A1 Модель 11 - первая серийная модификация, производившаяся до августа 1942 года


  • D3A2 Модель 12 - построенный в июне 1942 года в единственном экземпляре самолет этого варианта отличался от предшественников новым двигателем Мицубиси Кинсей 54 мощностью 1300 л.с. Хотя благодаря использованию более мощной силовой установки его характеристики заметно улучшились (например, максимальная скорость возросла с 386 до 430 км/ч), в серию он не пошел, так как Кайгун Коку Хомбу потребовал внести в конструкцию ряд дополнительных изменений, призванных еще более повысить боевые качества машины.
  • D3A2 Модель 22 - самая массовая (815 самолетов произведено на заводе "Аичи" в Фунаката и 201 - на заводе "Сова" в Токио) и самая скоростная (433 км/ч) модификация D3A. От D3A2 Модель 12 бомбардировщики этого варианта отличались возросшим на 79 литров объемом топливных баков, наличием кока и новым удлиненным фонарем кабины. Главной целью, которую преследовали разработчики, было увеличение дальности полета, но достичь ее не удалось. Напротив, из-за большего потребления топлива двигателем Кинсей 54 и возросшей массы самолета дальность уменьшилась на 111 км.

d3a2 model 22


D3A2 Модель 22 - самая массовая (815 самолетов произведено на заводе "Аичи" в Фунаката и 201 - на заводе "Сова" в Токио) и самая скоростная (433 км/ч)

Боевое крещение пикирующих бомбардировщиков Аичи D3A1 состоялось осенью 1940 года в Китае, где они совершали полеты с целью поддержки частей сухопутной армии. За время боев экипажи досконально изучили свои машины, поэтому, когда самолеты были распределены среди авианосцев, уровень подготовки летного персонала был выше всяких похвал. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тем успехам, которые были достигнуты на первом этапе войны на Тихом океане "декабря 1941 года 126 пикировщиков D3A1 приняли участие в налете японской авиации на Перл-Харбор. В ходе этой исключительно успешной операции они уничтожили на аэродромах большое количество американских самолетов, а также повредили и потопили несколько кораблей. В тот же день бомбардировщик D3A1 дебютировал в роли истребителя, сбив американский - Дуглас SBD. В дальнейшем без участия "Вэлов" а именно такое кодовое имя присвоили D3A американцы, не обходилось практически ни одно сражение с участием авианосцев. Налеты на остров Уэйк, Рабаул, Амбон, Порт-Дарвин, Коломбо, Алеуты, битвы в Коралловом море, у атолла Мидуэй, за Гуадалканал. Соломоновы острова и Санта-Крус - вот основные страницы боевой биографии D3A. Но самым ярким событием боевой карьеры самолетов этого типа стала кампания в Индийском океане, когда "Вэлы" с авианосцев "Акаги", "Сорю", "Хирю" "Секаку" и "Дзуйкаку" потопили два тяжелых английских крейсера "Корнуолл" и "Дорсетшир", а также авианосец "Гермес" Причем во время этих атак японские летчики продемонстрировали высочайшее мастерства цели достигло свыше 80% бомб.

Но постепенно, по мере усиления противовоздушной обороны противника и из-за растущих потерь из числа опытных экипажей, эффективность атак палубных пикирующих бомбардировщиков D3A стала уменьшаться, и в боях за Соломоновы острова она едва достигла 10%. Одновременно происходило устаревание "Вэла". Этот процесс не могло остановить создание модификации D3A2, тем более что и самолета этого варианта не были оборудованы протектированными топливными баками и не получили бронирования кабины экипажа.

После сражений в Филиппинском море и у Марианских островов большая часть уцелевших бомбардировщиков D3A была переведена в учебные подраздечения. В последние месяцы войны многие из них были использованы пилотами-камикадзе при проведении атак на военные корабли американского флота. Так закончился боевой путь пикирующего бомбардировщика Аичи D3A, самолета, достигшего успехов ничуть не меньших, чем его знаменитый немецкий "одноклассник" Юнкерc Ju-87, и потопившего в годы второй мировой войны больше кораблей противника, чем любой другой пикирующий бомбардировщик стран Оси.

AM-17

Модель
AM-17
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
14,500
Длина, м
9,860
Высота, м
3,350
Площадь крыла, м2
33,00
Масса пустого, кг
2050
Масса нормальная, кг
3400
Максимальная взлётная масса, кг
нет данных
Силовая установка
МицубисиКинсэй 3,840л.с
Максимальная скорость, км/ч
394
Нагрузка на крыло, кг/м2
103,03
Нормальная дальность полёта, км
нет данных
Дальность полёта с ПТБ, км
нет данных
Практический потолок, м
6000
Посадочная скорость, км/ч
111

D3A1 Мод.11

Модель
D3A1 Мод.11
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
14,365
Длина, м
10,185
Высота, м
3,348
Площадь крыла, м2
34,91
Масса пустого, кг
2408
Масса нормальная, кг
3650
Максимальная взлётная масса, кг
3896
Силовая установка
МицубисиКинсэй43,1000л.с
Максимальная скорость, км/ч
386
Нагрузка на крыло, кг/м2
101,69
Нормальная дальность полёта, км
1630
Дальность полёта с ПТБ, км
1820
Практический потолок, м
8100
Посадочная скорость, км/ч
122

D3A2 Мод.22

Модель
D3A2 Мод.22
Экипаж, человек
1
Размах крыла, м
14,365
Длина, м
10,195
Высота, м
3,450
Площадь крыла, м2
34,91
Масса пустого, кг
2619
Масса нормальная, кг
3800
Максимальная взлётная масса, кг
4122
Силовая установка
МицубисиКинсэй54,1300л.с
Максимальная скорость, км/ч
425
Нагрузка на крыло, кг/м2
108,88
Нормальная дальность полёта, км
1560
Дальность полёта с ПТБ, км
2380
Практический потолок, м
10900
Посадочная скорость, км/ч
130
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет Локхид "Хадсон"
Легкий патрульный бомбардировщик Lockheed Hudson Самолет Локхид "Хадсон" являлся двухмоторным цельнометаллическим монопланом с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Под руководством...
Последний истребитель пятого поколения "Raptor"
Последний из "Рапторов"? Во вторник 13 декабря 2011 года из сборочного цеха завода компании Lockheed Martin в Мариэтте будет выпущен последний...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме