Флотский авианосный ударный бомбардировщик тип 97 Nakajima B5N
Nakajima B5N разрабатывался в соответствии с техническими требованиями 1935 года. Хотя к 1941 году, когда Япония вступила во Вторую мировую войну, Накадзима B5N нес службу уже в течение четырех лет, но даже тогда он был лучшим торпедоносцем палубной авиации в мире. Впервые этот самолет совершил полет в январе 1937 года. В следующем 1938 году серийные В5Н1 находились на палубах авианосцев и на наземных аэродромах в Китае. В 1939 году появилась модификация B5N2, которые к моменту нападения Японии на США, полностью заменили B5N1 в боевых летных частях; 144 самолета B5N2 принимали участие в рейде на Перл-Харбор.

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Nakajima B5N

бомбардировщик тип 97 В 1935 году Касу Коку Хомбу сформулировал требования 10-Си к новому палубному бомбардировщику-торпедоносцу. Они были весьма высоки и изначально предполагали использование монопланной схемы. В конкурсе приняли участие старые соперники - фирмы "Мицубиси" и "Накадзима", которые представили заказчику свои самолеты, получившие фирменные обозначения Ка-16 и Тип К соответственно. По сравнению с проектом "Мицубиси", машина, разработанная специалистами "Накадзима" во главе с Кацудзе Накамурой, имела более современную конструкцию, а именно: убираемое с помощью гидравлики шасси, что в то время для японской авиации было еще новшеством. Кроме того, были использованы закрылки Фаулера, гидравлический механизм складывания консолей крыла и воздушный винт изменяемого шага. В качестве силовой установики был выбран 9-цилиндровый звездообразный двигатель Накадзима Хикарк 2.

Первый опытный самолет Тип К (войсковое обозначение B5N1) быт готов в декабре 1936 года, а в следующем месяце состоялся его первый полет. Летные характеристики новой машины и ее управляемость не совсем оправдали ожидания разработчиков. Проблемы возникли, в первую очередь, с гидравликой, а также с рядом других систем. Часть дефектов удалось устранить на втором прототипе, где были применены механизм ручного складывания крыла, обычные щелевые закрылки и более мощный двигатель Хикари 3 (840 л.с). Доработанная машина была подвергнута сравнительному тестированию с прототипом B5M1 фирмы "Мицубиси".

модель b5n1

Флотский палубный авианосный ударный бомбардировщик Nakajima B5N1 тип 97 вид сбоку

По результатам испытаний выявить победителя не удалось.Cамолет B5N1 продемонстрировал лучшие характеристики, в частности его максимальная скорость составила 370 км/ч (350 км/ч у В5М1), но сомнения вызывали его эксплуатационные качества. С этой точки зрения преимущество имел более простой по конструкции самолет В5М1. В результате было принято компромиссное решение - в серию были запущены обе машины. При этом самолет "Накадзима" получил индекс "Палубный бомбардировщик-торпедоносец флота Номер 1 тип 97-1" (B5N1 Номер 1), который позднее, после изменения системы обозначений, был заменен на B5N1 Модель 11.

накадзима b5n

Фото Японского боевого самолета времен Второй мировой войны Nakajima B5N

Первые Японские флотские ударные бомбардировщики Второй мировой войны B5N1 были направлены в Китай, где и состоялось их боевое крещение. Результаты оказались положительными, опасения относительно эксплуатационных качеств не оправдались, правда, слабое сопротивление противника не позволило сразу выявить такие недостатки самолета, как большая уязвимость от вражеского огня (из-за отсутствия бронирования) и слишком слабое оборонительное вооружение. Вместе с тем опыт, полученный в Китае, послужил основанием для разработки в 1939 году новой модификации самолет, получившей обозначение "Палубный бомбардировщик-торпедоносец Тип 97-3 Модель 12" (B5N2 Модель 12).

японский ударный бомбардировщик

Палубный авианосный ударный бомбардировщик Японского Императорского флота Nakajima B5N1 верхняя и нижняя проекции

Эта машина имела такой же планер как у B5N1, а основное отличие заключалось в установке двигателя Накадзима Сакае 11 мощностью 940 л.с. Из-за увеличившейся массы самолета достичь существенного улучшения характеристик не удалось. Зато возросла надежность, что было немаловажно, особенно во время многочасовых перелетов над океаном.

модель b5n2

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Nakajima B5N2 тип 97-3 модель 12 (B5N2 Модель 12) вид сбоку

Техническое описание самолета

Крыло.
Двухлонжеронное крыло имело устройство для складывания вручную.Правая консоль складывалась первой,от точки "загибания" крыла вверх,так что лежала ниже левой поверх кабины и поддерживалась вспомогательными стойками на фюзеляже.Щелевые закрылки размещались до узлов складывания кpыла,а элероны типа Frise с полотняной обшивкой - снаружи от них.Встроенные топливные баки,использовавшие верхнюю и нижнюю общивки кpыла,размещались между главным и задним лонжеронами центроплана и крепились кронштейнами вдоль кромок.

Шасси.
Убираемые вовнутрь к продольной оси главные стойки с гидроприводом монтировались на переднем лонжероне.Каждая стойка имела масляный амортизатор и усиливалась подкосом впереди нее,работающим на изгиб. В убранном положении колеса не закрывались.Хвостовое колесо было неубираемым,литым. Убираемый жалообразный посадочный гак монтировался впереди хвостового колеса.

Фюзеляж.
Металлический полумонокок с трубчатой моторамой.Из трех членов экипажа лишь один сидел лицом к хвосту.Пара небольших дверок в полу у второго члена экипажа открывалась сквозь нижнюю поверхность левого корня кpыла для визуального прицеливания при бомбометании.Ранние B5N1 имели направляющую за зализом крыла на правом борту фюзеляжа для выпуска буксируемой антенны,а более поздние самолеты оборудовались антенной протянутой от стойки на верху кабины до верхушки киля.

Оперение.
Рулевые плоскости имели металлический набор с полотняной обшивкой,а триммеры имелись как на горизонтальных,так и на вертикальных рулях.

Вооpужение.
7,7-мм пулемет Тип 92 в задней кабине,обычно был убран в фюзеляж. Сменные держатели для бомб и торпед могли нести - 6 x 60-кг бомб, 3 x 250-кг бомбы или одна 800-кг торпеда.Торпеда подвешивалась справа от продольной оси фюзеляжа.

ударный бомбардировщик периода второй мировой войны

Флотский авианосный ударный бомбардировщик Nakajima B5N2 тип 97-3 модель 12 вид сверху

B5N2 был принят на вооружение в 1940 году под обозначением палубный бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель 12 и к 1941 году полностью заменил в боевых частях B5N1. Самолет использовался практически во всех сражениях с участием авианосцев вплоть до появления в 1944 г Тензана. После снятия с вооружения боевых частей, B5N2 все чаще использовался во вспомогательных частях. Несколько машин были переделаны в специальные учебные B5N1-К, но большинство выведенных из строевых частей самолетов использовалось для обучения пилотов без каких-либо переделок. Последние серийные B5N2 под конец войны получили радар или магнитный обнаружитель для использования в качестве противолодочного самолета, либо переоборудовались для подготовки пилотов и буксировки мишеней или планеров.

В 1941 году фирма Nakajima поставила 669-й и последний самолет серии B5N, но к этому времени производство самолета было переведено на Айчи токей денки КК, которая поставила в 1942-43 годах еще 200 самолетов, и на 11-й морской арсенал в Хиро, поставивший 280 B5N2 между апрелем 1942 года и мартом 1944 года.

К началу войны на Тихом океане торпедоносцы B5N2 находились на вооружении большинства японских авианосцев, составляя, наряду с пикирующими бомбардировщиками Аичи D3A1, основную ударную силу палубной авиации Японского Императорского флота. Первые месяцы боев стали периодом значительных успехов. За это время бомбардировщики-торпедоносцы B5N потопили большое число кораблей противника. Но велики были и их потери - только до апреля 1942 года они составили около 200 машин. В дальнейшем потери росли все более стремительно, а побед становилось все меньше. Наконец, в 1944 году самолеты B5N2 начали заменять более современными бомбардировщиками-торпедоносцами Накадзима B6N.Кодовое имя самолета B5N принятое у союзников "Кэйт" (английское Kate).

Модель
B5N2
Экипаж, человек
3
Размах крыла, м
15,50
Длина, м
10,20
Высота, м
3,70
Площадь крыла, м2
37,70
Силовая установка
Nakajima NK1B Sakai-11
Мощность, л.с
1000
Масса пустого, кг
2279
Нормальная взлетная, кг
3800
Максимальная взлетная, кг
нет данных
Макс. скорость, км/час
378
Крейсерская скорость , км/час
255
Скороподъёмность, м/мин
395
Практический потолок, м
8620
Практическая дальность, км
1990
Вооружение, пулеметы, мм
7,7 пулемет тип 92
Вооружение, торпеда, кг (или)
1х800
Вооружение, бомбы, кг
6x60 + 3x250

Источники:

  • Aircraft Profile 141. M. F. Hawkins. Nakajima B5N "Kate".
  • С.В.Иванов ("Война в воздухе" № 25) "D3A Val, B5N Kate. Ударные самолёты Японского флота".
  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Евгений Аранов. Палубный бомбардировщик-торпедоносец Nakajima В6N Tenzan.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В войска поступят МиГ–31БМ и МиГ–35
Свыше 130 модернизированных МиГ–31БМ и 30 МиГ–35 Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, посетивший Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", сообщил 9 апреля...
Создание единой компании "Сухой"
Завершена консолидация трех компаний По сообщению официального интернет-сайта ОАО "Компании "Сухой", завершены все этапы реорганизации в форме присоединения трех дочерних обществ...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме