|
Пикирующий палубный бомбардировщик D4Y Suisei ('Комета')
|
Этот, вероятно, самый красивый одномоторный японский бомбардировщик периода Второй мировой войны, созданный первым авиационным арсеналом Японского императорского флота под руководством главного инженера Масао Ямана. Первый полет D4Y1 совершил в декабре 1940 года. Характеристики, продемонстрированные самолетом во время летных испытаний, превзошли требования. Самолеты D4Y были хорошо встречены в войсках, летчики любили их за хорошие пилотажные качества и высокую скорость.
Палубный пикирующий бомбардировщик Yokosuka D4Y Suisei
В начале 1937 года посетившие Германию представители императорского Военно-морского флота Японии купили лицензию на производство самолета Хейнкель Не-118, проигравшего конкурс на пикирующий бомбардировщик люфтвафее, который японцы планировали приспособить для действий с авианосцев. Вместе с лицензией был приобретен опытный Не-118 V4. Он был доставлен в Японию, переименован в DXHel и в 1938 подвергнут испытаниям. Немецкая машина оказалась слишком тяжелой для палубного самолета, к тому же во время одного из полетов она разрушилась в воздухе, поэтому от планов ее серийного производства отказались. Но характеристики Не 118 произвели большое впечатление, и на их основании в конце 1938 года была разработана спецификация 13-Си на двухместный пикирующий бомбардировщик обладающий максимальной скоростью 518 км/ч, крейсерской - 420 км/ч, дальностью полета 1480 км с бомбой массой 250 кг и 2200 км - без бомбовой нагрузки. Специально оговаривалось, что новый самолет должен допускать возможность эксплуатации на малых авианосцах и иметь размеры меньшие, чем Не-118.
Конкурса на создание нового палубного пикировщика не объявлялось - задание было поручено 1-му авиационному арсеналу ВМФ в Йокосуке. Возглавляемые главным инженером Macao Ямана конструкторы арсенала спроектировали один из самых красивых одномоторных бомбардировщиков второй мировой войны D4Y1. Он отличался небольшими размерами (размах крыла всего 11,5 м), но в то же время мог брать столько же топлива, что и гораздо больший по габаритам D3A. Кроме того, D4Y1 имел внутренний бомбоотсек, в котором могла поместится бомба массой 500 кг - большой шаг вперед по сравнению с Не-118, который все свои бомбы мог нести только на внешней подвеске. Еще две 30-кг бомбы можно было подвесить под крыло. Для снижения скорости при пикировании самолет был оснащен тремя управляемыми с помощью электропривода тормозными щитками.
Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y1 Модель 11
Электрическое управление имели также стойки шасси. Вооружение D4Y1 осталось таким же, как у D3A1: два синхронизированных 7,7-мм пулемета Тип 97 и один подвижный 7,92-мм пулемет Тип I. В задней части кабины в качестве силовой установки планировалось использовать 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1175 л.с., который представлял собой лицензионный вариант двигателя Даймлер-Венц DB 601А.
Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y2
Однако поскольку к моменту постройки первого прототипа ни один из таких моторов готов не был, на него пришлось установить приобретенный в Германии 960-сильный двигатель Даймлер-Беснц DB 600G.
Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y3 вид сбоку
Первый полет D4Y1 совершил в декабре 1940 года. Продемонстрированные самолетом в ходе летных испытаний характеристики превзошли требования, сформулированные в спецификации 13-Си. Хорошей была и управляемость этого японского истребителя второй мировой войны. Положительная оценка, данная самолету, а также приближающаяся война повлияли на принятие решения об ускорении программы летных испытаний и изготовлении еще четырех опытных образцов, которые и были построены в течение 1941 года.
Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y3 вид сверху
Одновременно были начаты работы по подготовке к серийному выпуску, который планировалось развернуть на заводе фирмы "Аичи" в Эитоку - арсенал необходимыми мощностями не располагал. Однако быстро запустить D4Y1 в производство не удалось. Во время выполнения испытательного бомбометания с пикирования выявится самый большой недостаток самолета - сильная вибрации крыла при пикировании, которая могла привести к разрушению главных лонжеронов.
В связи с этим приготовления к производству, начатые фирмой "Аичи" были приостановлены, а разработчики получили задачу усилить конструкцию крыла. Но поскольку к этому времени машины предсерийной партии, на которые планировалось установить двигатели Аичи Ацута 12 мощностью 1200 л.с. были практически построены, их было решено закончить в варианте палубных разведчиков. Они были оснащены фотокамерами К-8 и получили официальное обозначение "Палубный разведчик Тип 2 "Сусей" (Комета) Модель 11" (D-1V1-C Модель 11), На самолетах при этом сохранили стрелковое вооружение, но бомбодержатели были сняты.
Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y4
Модификации японского самолета второй мировой войны D4Y
-
D4Y1 Модель 11 - первая серийная модификация с двигателем жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1200 л.с. До марта 1943 года самолеты выпускались в варианте палубного разведчика D4Y1-C (построено 25 машин), а после того, как разработчики усилили конструкцию главного лонжерона крыла и доработали аэродинамические тормоза, параллельно с разведчиками начни производиться палубные пикирующие бомбардировщики D4Y1. До марта 1944 года из сборочных цехов завода фирмы "Аичи" в Эитоку вышло 589 самолетов D4Y1 и D4V1-C, подавляющее большинство из них составляли бомбардировщики.
-
D4Y2 Модель 12 - вторая серийная модификация, выпускавшаяся с апреля 1944 года не только в Эитоку (здесь до августа 1944 года было изготовлено 326 машин), но и на заводе 11-го авиационного арсенала в Хиро. Самолеты модификации D4Y2 отличались от предшественников более мощными двигателями Ацута 32 (1400 л.с.) и увеличенным с 1070 до 1660 литров объемом топливных баков. Кроме базового варианта производились самолеты вариантов D4Y2a Модель 12А (на них вместо подвижного 7,7-мм пулемета Тип 1 был установлен 13-мм пулемет Тип 2) и D4Y2-C Модель 12 (палубный разведчик). Кроме того, некоторое количество самолетов вариантов D4Y2 и D4Y2a было оснащено устройствами для запуска с катапульт (они получили обозначение D4Y2 KAI Модель 22 и D4Y2a KAI Модель 22А), а на заводе в Хиро небольшое число построенных там бомбардировщиков D4Y2 было переделано в ночные истребители D4Y2-S. При этом все бомбардировочное и авианосное оборудование снималось, а для стрельбы вперед и вверх за креслом пилота вместо кресла стрелка-радиста под углом 30 градусов монтировалась 20-мм пушка Тип 99 Модель 2. Благодаря использованию более мощного двигателя максимальная скорость самолетов модификации D4Y2 возросла до 580 км/ч, что являлось хорошим показателем бомбардировщика и ночного истребителя. Правда, в последнем качестве эффективность "Сусея" была невелика из-за недостаточной скороподъемности: даже если летчик обнаруживал цель, он часто не успевал занят, позицию для атаки.
-
D4Y3 Модель 33 - модификация с двигателем воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1500 л.с, которая производилась с мая 1944 по февраль 1945 года (за это время на заводе "Аичи" было построено 536 машин этой модификации, кроме того, небольшое число D4Y2 было выпущено в Хиро. Установка нового мотора привела к увеличению аэродинамического сопротивления самолета и, как следствие, к некоторому снижению максимальной скорости (до 571 км/ч) по это компенсировалось гораздо более высокой по сравнению с двигателем Ацута надежностью. Самолеты с 13-мм пулеметом задней огневой точки получили обозначение D4Y3a Moдель 55А. Последние серийные самолеты оснащались тремя стартовыми ракетными ускорителями - для взлета с максимальной нагрузкой с палуб небольших авианосцев и полевых аэродромов.
-
D4Y4 Модель 43 - последняя серийная модификация "Суceя", производившаяся с февраля 1945 года до конца войны (было выпущено 296 таких машин). Самолеты этой модификации оснащались двигателями Кинсей 62 и предназначались для использования летчиками-камикадзе Для этого экипаж был сокращен до одного человека что позволило брать на борт одну 800-кг бомбу, которая помщалась в бомбоотсек в полуутопленном положении.
-
DY5 Модель 54 - вариант под двигатель воздушного охлаждения Накадзима Хомаре 12 мощностью 1825 л.с. На самолеты згой модификации (их производство планировали развернуть в конце 1945 года) предполагалось устаиновить бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки, однако до конца войны японцы успели изготовить только один опытный D4Y5. До летных испытаний дело не дошло.
Самолеты D4Y были тепло встречены в войсках. Летчики любили их за хорошие пилотажные качества и высокую скорость По большому счету, их единственным серьезным недостатком было использование непротектированных топливных баков и отсутствие бронезащиты экипажа, но это было "ахиллесовой пятой" большинства японских самолетов периода второй мировой войны. Появись на пару лет раньше, "Сусей", получившие у союзников кодовое имя "Джуди", безусловно добились бы больших успехов. Однако в условиях, когда противник обладал господством в воздухе, а большинство авианосцев императорского военно-морского флота было потеряно, рассчитывать на что-либо было просто нереально. Поэтому проявить себя пикирующие бомбардировщики D4Y, даже несмотря на очень высокие характеристики, превосходившие показатели основного американского палубного пикировщика Кертисс SB2С "Хэллдайвер", так и не смогли. К тому же и выпущено их было немного - всего 2038 экземпляров.
Модель
|
D4Y2
|
Экипаж, человек
|
2
|
Размах крыла, м
|
11,50
|
Длина, м
|
10,.20
|
Высота, м
|
3,75
|
Площадь крыла, м2
|
22,80
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
425
|
Максимальная скорость, км/ч
|
575
|
Потолок, м
|
10700
|
Дальность полета
|
3600
|
Вес, пустого, кг
|
2640
|
Вес, взлетный, кг
|
3840
|
Вес, максимальный, кг
|
нет данных
|
Двигатели
|
1 х ПД Айчи АЕ1Р Ацута
|
Мощность, л.с.
|
1 х 1400
|
Вооружение, пулеметы
|
7,92-мм тип 1 13-мм пулемет тип 2
|
Вооружение, бомбы
|
500 кг + 2х30 кг под крылом
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- Андрей Харук. Комета, несущая смерть.
- Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
- Famous Airplanes 69. Navy carrier dive bomber "Suisei".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|