Пикирующий палубный бомбардировщик D4Y Suisei ('Комета')
Этот, вероятно, самый красивый одномоторный японский бомбардировщик периода Второй мировой войны, созданный первым авиационным арсеналом Японского императорского флота под руководством главного инженера Масао Ямана. Первый полет D4Y1 совершил в декабре 1940 года. Характеристики, продемонстрированные самолетом во время летных испытаний, превзошли требования. Самолеты D4Y были хорошо встречены в войсках, летчики любили их за хорошие пилотажные качества и высокую скорость.

Палубный пикирующий бомбардировщик Yokosuka D4Y Suisei

японский самолет В начале 1937 года посетившие Германию представители императорского Военно-морского флота Японии купили лицензию на производство самолета Хейнкель Не-118, проигравшего конкурс на пикирующий бомбардировщик люфтвафее, который японцы планировали приспособить для действий с авианосцев. Вместе с лицензией был приобретен опытный Не-118 V4. Он был доставлен в Японию, переименован в DXHel и в 1938 подвергнут испытаниям. Немецкая машина оказалась слишком тяжелой для палубного самолета, к тому же во время одного из полетов она разрушилась в воздухе, поэтому от планов ее серийного производства отказались. Но характеристики Не 118 произвели большое впечатление, и на их основании в конце 1938 года была разработана спецификация 13-Си на двухместный пикирующий бомбардировщик обладающий максимальной скоростью 518 км/ч, крейсерской - 420 км/ч, дальностью полета 1480 км с бомбой массой 250 кг и 2200 км - без бомбовой нагрузки. Специально оговаривалось, что новый самолет должен допускать возможность эксплуатации на малых авианосцах и иметь размеры меньшие, чем Не-118.

Конкурса на создание нового палубного пикировщика не объявлялось - задание было поручено 1-му авиационному арсеналу ВМФ в Йокосуке. Возглавляемые главным инженером Macao Ямана конструкторы арсенала спроектировали один из самых красивых одномоторных бомбардировщиков второй мировой войны D4Y1. Он отличался небольшими размерами (размах крыла всего 11,5 м), но в то же время мог брать столько же топлива, что и гораздо больший по габаритам D3A. Кроме того, D4Y1 имел внутренний бомбоотсек, в котором могла поместится бомба массой 500 кг - большой шаг вперед по сравнению с Не-118, который все свои бомбы мог нести только на внешней подвеске. Еще две 30-кг бомбы можно было подвесить под крыло. Для снижения скорости при пикировании самолет был оснащен тремя управляемыми с помощью электропривода тормозными щитками.

прототип самолета

Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y1 Модель 11

Электрическое управление имели также стойки шасси. Вооружение D4Y1 осталось таким же, как у D3A1: два синхронизированных 7,7-мм пулемета Тип 97 и один подвижный 7,92-мм пулемет Тип I. В задней части кабины в качестве силовой установки планировалось использовать 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1175 л.с., который представлял собой лицензионный вариант двигателя Даймлер-Венц DB 601А.

пикирующий бомбардировщик


Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y2

Однако поскольку к моменту постройки первого прототипа ни один из таких моторов готов не был, на него пришлось установить приобретенный в Германии 960-сильный двигатель Даймлер-Беснц DB 600G.

японский пикировщик

Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y3 вид сбоку

Первый полет D4Y1 совершил в декабре 1940 года. Продемонстрированные самолетом в ходе летных испытаний характеристики превзошли требования, сформулированные в спецификации 13-Си. Хорошей была и управляемость этого японского истребителя второй мировой войны. Положительная оценка, данная самолету, а также приближающаяся война повлияли на принятие решения об ускорении программы летных испытаний и изготовлении еще четырех опытных образцов, которые и были построены в течение 1941 года.

бомбардировщик японского императорского флота

Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y3 вид сверху

Одновременно были начаты работы по подготовке к серийному выпуску, который планировалось развернуть на заводе фирмы "Аичи" в Эитоку - арсенал необходимыми мощностями не располагал. Однако быстро запустить D4Y1 в производство не удалось. Во время выполнения испытательного бомбометания с пикирования выявится самый большой недостаток самолета - сильная вибрации крыла при пикировании, которая могла привести к разрушению главных лонжеронов.

В связи с этим приготовления к производству, начатые фирмой "Аичи" были приостановлены, а разработчики получили задачу усилить конструкцию крыла. Но поскольку к этому времени машины предсерийной партии, на которые планировалось установить двигатели Аичи Ацута 12 мощностью 1200 л.с. были практически построены, их было решено закончить в варианте палубных разведчиков. Они были оснащены фотокамерами К-8 и получили официальное обозначение "Палубный разведчик Тип 2 "Сусей" (Комета) Модель 11" (D-1V1-C Модель 11), На самолетах при этом сохранили стрелковое вооружение, но бомбодержатели были сняты.

японский бомбардировщик

Японский палубный бомбардировщик Yokosuka D4Y4

Модификации японского самолета второй мировой войны D4Y

  • D4Y1 Модель 11 - первая серийная модификация с двигателем жидкостного охлаждения Аичи Ацута 12 мощностью 1200 л.с. До марта 1943 года самолеты выпускались в варианте палубного разведчика D4Y1-C (построено 25 машин), а после того, как разработчики усилили конструкцию главного лонжерона крыла и доработали аэродинамические тормоза, параллельно с разведчиками начни производиться палубные пикирующие бомбардировщики D4Y1. До марта 1944 года из сборочных цехов завода фирмы "Аичи" в Эитоку вышло 589 самолетов D4Y1 и D4V1-C, подавляющее большинство из них составляли бомбардировщики.
  • D4Y2 Модель 12 - вторая серийная модификация, выпускавшаяся с апреля 1944 года не только в Эитоку (здесь до августа 1944 года было изготовлено 326 машин), но и на заводе 11-го авиационного арсенала в Хиро. Самолеты модификации D4Y2 отличались от предшественников более мощными двигателями Ацута 32 (1400 л.с.) и увеличенным с 1070 до 1660 литров объемом топливных баков. Кроме базового варианта производились самолеты вариантов D4Y2a Модель 12А (на них вместо подвижного 7,7-мм пулемета Тип 1 был установлен 13-мм пулемет Тип 2) и D4Y2-C Модель 12 (палубный разведчик). Кроме того, некоторое количество самолетов вариантов D4Y2 и D4Y2a было оснащено устройствами для запуска с катапульт (они получили обозначение D4Y2 KAI Модель 22 и D4Y2a KAI Модель 22А), а на заводе в Хиро небольшое число построенных там бомбардировщиков D4Y2 было переделано в ночные истребители D4Y2-S. При этом все бомбардировочное и авианосное оборудование снималось, а для стрельбы вперед и вверх за креслом пилота вместо кресла стрелка-радиста под углом 30 градусов монтировалась 20-мм пушка Тип 99 Модель 2. Благодаря использованию более мощного двигателя максимальная скорость самолетов модификации D4Y2 возросла до 580 км/ч, что являлось хорошим показателем бомбардировщика и ночного истребителя. Правда, в последнем качестве эффективность "Сусея" была невелика из-за недостаточной скороподъемности: даже если летчик обнаруживал цель, он часто не успевал занят, позицию для атаки.
  • D4Y3 Модель 33 - модификация с двигателем воздушного охлаждения Мицубиси Кинсей 62 мощностью 1500 л.с, которая производилась с мая 1944 по февраль 1945 года (за это время на заводе "Аичи" было построено 536 машин этой модификации, кроме того, небольшое число D4Y2 было выпущено в Хиро. Установка нового мотора привела к увеличению аэродинамического сопротивления самолета и, как следствие, к некоторому снижению максимальной скорости (до 571 км/ч) по это компенсировалось гораздо более высокой по сравнению с двигателем Ацута надежностью. Самолеты с 13-мм пулеметом задней огневой точки получили обозначение D4Y3a Moдель 55А. Последние серийные самолеты оснащались тремя стартовыми ракетными ускорителями - для взлета с максимальной нагрузкой с палуб небольших авианосцев и полевых аэродромов.
  • D4Y4 Модель 43 - последняя серийная модификация "Суceя", производившаяся с февраля 1945 года до конца войны (было выпущено 296 таких машин). Самолеты этой модификации оснащались двигателями Кинсей 62 и предназначались для использования летчиками-камикадзе Для этого экипаж был сокращен до одного человека что позволило брать на борт одну 800-кг бомбу, которая помщалась в бомбоотсек в полуутопленном положении.
  • DY5 Модель 54 - вариант под двигатель воздушного охлаждения Накадзима Хомаре 12 мощностью 1825 л.с. На самолеты згой модификации (их производство планировали развернуть в конце 1945 года) предполагалось устаиновить бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки, однако до конца войны японцы успели изготовить только один опытный D4Y5. До летных испытаний дело не дошло.

Самолеты D4Y были тепло встречены в войсках. Летчики любили их за хорошие пилотажные качества и высокую скорость По большому счету, их единственным серьезным недостатком было использование непротектированных топливных баков и отсутствие бронезащиты экипажа, но это было "ахиллесовой пятой" большинства японских самолетов периода второй мировой войны. Появись на пару лет раньше, "Сусей", получившие у союзников кодовое имя "Джуди", безусловно добились бы больших успехов. Однако в условиях, когда противник обладал господством в воздухе, а большинство авианосцев императорского военно-морского флота было потеряно, рассчитывать на что-либо было просто нереально. Поэтому проявить себя пикирующие бомбардировщики D4Y, даже несмотря на очень высокие характеристики, превосходившие показатели основного американского палубного пикировщика Кертисс SB2С "Хэллдайвер", так и не смогли. К тому же и выпущено их было немного - всего 2038 экземпляров.

Модель
D4Y2
Экипаж, человек
2
Размах крыла, м
11,50
Длина, м
10,.20
Высота, м
3,75
Площадь крыла, м2
22,80
Крейсерская скорость, км/ч
425
Максимальная скорость, км/ч
575
Потолок, м
10700
Дальность полета
3600
Вес, пустого, кг
2640
Вес, взлетный, кг
3840
Вес, максимальный, кг
нет данных
Двигатели
1 х ПД Айчи АЕ1Р Ацута
Мощность, л.с.
1 х 1400
Вооружение, пулеметы
7,92-мм тип 1 13-мм пулемет тип 2
Вооружение, бомбы
500 кг + 2х30 кг под крылом

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Андрей Харук. Комета, несущая смерть.
  • Rene J Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War.
  • Famous Airplanes 69. Navy carrier dive bomber "Suisei".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Первые итоги боевого применения Су-34
15 января инженеры Воронежской авиабазы Западного военного округа вылетели в Новосибирск, где сразу приступили к приему очередной партии...
Гидросамолет МДР-3
Опытный морской дальний разведчик МДР-3 Самолет, разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова, серийно не выпускался, но несмотря на это, привнес...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме