ПАК ДА будет дозвуковым, но невидимым для радаров
pro-samolet.ru   
Командование ВВС России утвердило проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Выбор сделан в пользу проекта КБ Туполев на самолет, который будет невидим для радаров, но не сможет развить сверхзвуковую скорость. Такая тенденция не является чем-то новым в мировой практике. Ведь создать самолет-бомбардировщик со сверхзвуковой скоростью и одновременно невидимый для средств ПВО - невозможно.

Утвержден проект перспективного авиационного комплекса дальней авиации

ПАК ДАКомандование ВВС утвердило проект перспективного самолета дальней авиации - бомбардировщика пятого поколения, который должен заменить стратегические ядерные ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. КБ имени Туполева займется разработкой нового самолета. Ранее были сообщения о возможности того, что перспективный бомбардировщик будет гиперзвуковым, но военные выбрали проект дозвукового самолета с широким применением технологий малозаметности. То есть избран менее рискованный путь, где в основе - надежность отработанных технологий, а не пилотируемый полет на скоростях свыше пяти чисел Маха. В целом решение развивать концепцию дозвукового бомбардировщика вполне укладывается в общемировую практику.

В июне 2012 года были сообщения, что перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет создан своевременно и его облик уже сформирован. Главком ВВС России Виктор Бондарев тогда сообщал, что ведутся доработки "по тактико-техническим задачам". Подробности относительно облика самолета Бондарев не раскрыл. "Я думаю, что у нас есть все силы и средства, чтобы своевременно разработать этот самолет, выполнить все те задания, которые мы ему предписываем, чтобы он своевременно встал в строй на замену или в дополнение нашим стратегическим бомбардировщикам типа Ту-95 и Ту-160", - говорил Бондарев, не оглашая других подробностей перспективного проекта. Также в прошлом году сообщалось, что перспективный бомбардировщик будет создан с широким применением технологии малозаметности, получит новые прицельно-навигационный комплекс, средства связи, разведки и радиоэлектронной борьбы. 19 июня 2012 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин в своем твиттере написал, что самолет "не должен быть копией В-2". "Надо смотреть за горизонт и разрабатывать гиперзвуковую дальнюю авиацию - военную и гражданскую", - пояснял Рогозин.

Дальняя авиация

Невозможно совместить гиперзвуковую скорость и невидимость для радаров в одном летательном аппарате

По сообщению в начале текущей недели "Известий" со ссылкой на источник в ВВС, разработка КБ Туполева победила при выборе предэскизного проекта. Самолет со схемой "летающее крыло", который из-за огромного размаха крыльев и особенностей конструкции не сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для радаров.

Собеседник издания сообщил, что в начале прошлого года был объявлен конкурс аванпроектов, в котором приняли участие несколько конструкторских бюро помимо КБ Туполева. Были представлены сверхзвуковые и один гиперзвуковой проект. Но выбор сделан в пользу радионезаметности, то есть туполевских эскизов. "Известия" отмечают, что самолет для движения с гиперзвуковой скоростью должен иметь идеальную аэродинамическую форму, с плавными обводами, а чтобы быть невидимым для радаров - наоборот, угловатым. Благодаря особенностям конструкции, излучение радаров систем ПВО отражается в сторону, противник не видит отраженный от самолета сигнал и самолет становится невидим для радаров. Можно делать увеличенный Т-50, но подобная конфигурация для самолета в 120 тонн приведет к увеличению аэродинамического сопротивления и перерасходу топлива, а следовательно, к снижению дальности полета. С целью обеспечения незаметности в тепловом диапазоне двигатели самолета должны быть спрятаны внутрь корпуса, как у дозвукового американского самолета-невидимки Б-2. А для полета на сверхзвуке нужна мощная тяга, которую пока могут создать только двигатели с соплами, вынесенными за пределы корпуса, как на Ту-160, Concorde и B-1, - сообщают "Известия".

Дальняя авиация

Возможность сверхзвукового полета для бомбардировщиков ранее являлась одним из способов прорыва системы противовоздушной обороны противника. По такому принципу был создан российский бомбардировщик Ту-160, по нему же - американский B-1B Lancer. Эти самолеты должны были большую часть пути лететь в экономичном дозвуковом режиме, а систему ПВО преодолевать на большой высоте на сверхзвуке.

Военные согласились с доводами конструкторов и теперь КБ Туполева должно закончить работы по тактико-техническим характеристикам ПАК ДА, а в начале 2014 года представить бюджет научно-исследовательской работы. Ожидается, что серийное производство перспективных бомбардировщиков должно начаться в 2020 году.

Выбор дозвукового варианта бомбардировщика может быть обусловлен несколькими причинами: и обеспечением малой радиолокационной заметности, и большей экономичностью и возможной сверхбольшой дальностью полета самолета, и другими характеристиками. В наше время обеспечить малозаметность можно и за счет особой формы, и за счет радиопоглощающего покрытия, и за счет специальных электронных средств, создающих помехи. И хотя полностью незаметный для радаров самолет создать нереально, но возможно уменьшить площадь эффективной отражающей поверхности, от которой зависит величина засветки на экране радара.

Вероятно, что проект ПАК ДА будет стоить несколько триллионов рублей. Серийных самолетов будет построено не так много, по причине того, что стратегические бомбардировщики попадают под российско-американский договор о сокращении наступательных вооружений, т.е. самолеты данного типа не будут поставляться на экспорт.

Источники
"Известия" Lenta.RU
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме