День Дальней авиации ВВС Российской Федерации
|
День Дальней авиации отметили в ВВС России
Дальней авиации ВВС России, которая берет свое начало от эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец", исполнилось 98 лет. 10 (23) декабря 1914 года утверждено решение военного совета Российской армии о создании эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец", положившей начало Дальней авиации России. Это первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков создано на основании решения военного совета Российской армии, которое было высочайше утверждено 10 (23) декабря 1914 года. Начальником эскадры стал инициатор ее создания М.В. Шидловский - бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско - Балтийского вагонного завода, производившего самолеты "Илья Муромец". День дальней авиации ВВС Российской Федерации учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС Российской Федерации Анатолия Корнукова.
Получив боевое крещение в годы Первой мировой войны, летчики Дальней авиации вписали немало героических страниц в историю России. Их отвага и мужество навсегда останутся примером воинской доблести и верности своему долгу. За годы первой мировой войны экипажи выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях было уничтожено 12 вражеских истребителей, за всю войну был сбит один самолет "Илья Муромец". К апрелю 1917 года эскадра организационно состояла из 4-х боевых отрядов, в которых насчитывалось 20 тяжелых бомбардировщиков.
В 1925 году А.Н. Туполевым был создан первый в истории авиации тяжелый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1. С поступлением его на вооружение ВВС Красной Армии были созданы отдельные авиаотряды, затем эскадрильи и бригады тяжелой авиации. В декабре 1930 года прошел летные испытания и принят на вооружение новый тяжелый бомбардировщик конструкции А.Н. Туполева ТБ-3. Это был выдающийся самолет своего времени, первый в мире четырехмоторный, воздушный цельнометаллический корабль. Около 15 лет самолет находился на вооружении Дальней авиации. В 1940 году Дальняя авиация пополнилась новым дальним бомбардировщиком конструкции С.В. Ильюшина Ил-4, который стал основной ударной силой Дальней авиации в годы Великой Отечественной войны. С началом Великой Отечественной войны экипажи дальнебомбардировочных частей уже в полдень 22 июня 1941 года вступили в боевые действия по уничтожению скопления немецко-фашистских войск.
- 5 марта 1942 года Постановлением ГКО дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке ВГК.
- К маю 1944 года в составе АДД было 8 авиакорпусов, 22 дивизии, 66 полков. В нее также входили воздушно - десантные части и основные силы ГВФ.
- В декабре 1944 года АДД была переформирована в 18-ю воздушную армию и подчинена командованию ВВС с сохранением своего назначения как средства ВГК.
Роль Дальней авиации как средства достижения победы в Великой Отечественной войне резко возросла в послевоенный период. Появление в США ядерного оружия, атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, создание в начале 1946 года в американской армии стратегического авиационного командования (САК) потребовали адекватных мер. Поступившие на вооружение Дальней авиации в 70-80-е годы новые боевые авиационные комплексы Ту-22М, Ту-95МС, Ту-160 подняли на новую высоту роль и место Дальней авиации в общей системе обороны страны.
В наше время Дальняя Авиация является составной частью Стратегических ядерных сил России. Основными задачами ДА в мирное время остаются обеспечение ядерного сдерживания, поддержание ядерного паритета и демонстрация решимости наших сил в применении ядерного оружия. В военное время дальняя авиация необходима для поражения военных объектов в глубоком тылу противника, на континентальном и океанском театрах военных действий, а также для ведения оперативной и стратегической воздушной разведки.
В результате проведенной военной реформы, в наши дни в состав Дальней авиации входят две авиабазы 1-го разряда (3 авиационные группы и 2 эскадрильи), 3 авиационные комендатуры, а также авиационные полигоны и другие части обеспечения.
По решению Верховного Главнокомандующего с августа 2007 года возобновлено воздушное патрулирование экипажами ДА в удаленных районах мира. По приглашению Венесуэлы был совершен полет самолетов Ту-160 в район Южной Америки, это стало сенсацией 2008 года. С военного аэродрома Либертадор (Венесуэла) экипажи РФ выполнили полеты в районе Карибского бассейна. Перелет из Южной Америки в Россию занял 19 часов.
В 2012 году летчики дальней авиации ВВС Российской Федерации выполнили несколько десятков полетов воздушного патрулирования с дозаправками в воздухе. По сообщению официального представителя ВВС РФ подполковника Владимир Дерябина, "в текущем году воздушные танкеры Ил-78 и Ил-78М осуществили порядка 380 воздушных заправок, передав при этом свыше 5000 тонн топлива".
Владимир Дерябин также сказал: "Экипажи самолетов-топливозаправщиков выполняют полеты на аэродромах Военно-воздушных сил, расположенных на территориях Западного, Центрального и Восточного военных округов, отрабатывая задачи по передаче топлива в воздухе. В 2013 году и в последующем предусмотрено усиленное обучение летных экипажей выполнению такого сложного вида боевой подготовки".
По сведениям В. Дерябина, "в учебные и строевые части Военно- воздушных сил стала интенсивно поступать новая, современная авиационная техника". "Самолеты Дальней авиации Ту-95МС и Ту-160, авиационный комплекс радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50, другие самолёты оснащены системами дозаправки топливом в воздухе".
Сегодня личный состав Дальней авиации стоит на страже воздушных рубежей нашей страны, совершенствует профессиональное мастерство, успешно осваивает боевые машины ХХI века.