Самолет, который может летать задом наперед
pro-samolet.ru   
Ан-2 - Аннушка, Кукурузник, Жеребенок (у НАТОвцев). Поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как единственный в мире самолет, который выпускается столько лет - ведь машину продолжают строить в КНР.

Ан–2 способен совершить подвиг, кажущийся невозможным

Ан–2Советский самолет Ан–2, который формировал последние известия из Северной Кореи, может совершить подвиг, который кажется невозможным, говорит Стивен Даулинг (Stephen Dowling). В начале апреля северокорейские СМИ обнародовали новую схему камуфляжа для одного из своих наиболее важных военных самолетов. Верховный лидер, сам Ким Чен Ын (Kim Jong-Un), был замечен на телевизионных кадрах за штурвалом одного из приведенного в порядок образцов. Но это был не элегантный и маневренный реактивный истребитель – это был биплан эпохи 1940–х годов, который выглядит как трактор с крыльями. Северокорейские Ан–2 могут использоваться, чтобы во время полетов на малой высоте и с низкой скоростью пересечь границу, и сбросить десантно–диверсионные группы на территории Южной Кореи – настолько низко, что их будет трудно засечь на радаре.

Самолет Ан-2

Самолет Ан-2

Самолет Ан-2Р на лыжном шасси.

Фото: Wikimedia Commons, Sergey Ryabtsev.

Ан-2, гордо показанный северокорейскими военными, сейчас окрашен в зеленый цвет сверху и голубой - снизу; данная цветовая схема делает его труднозаметным, как для самолетов, летящих выше, так и для наблюдателей с земли. Но почему в 2015 году северокорейцы будут летать на самолете, который выглядит больше дома в фильме про Индиану Джонса, нежели строевой самолет?

"Если у вас достаточно сильный ветер, вы можете 'парить' на этом самолете", - пилот Билл Лири (Bill Leary).

Ан-2 совершил первый полет в 1947 году, когда Советский Союз восстанавливался после Второй Мировой войны. Даже в свой первый полет он выглядел архаично; авиационная техника уже вступила в реактивную эру. Но у Ан-2 невероятно надежная конструкция - построено тысячи машин, которые экспортировались по всему миру, и этот самолет эксплуатируется до сих пор, почти 70 лет, после десятилетий производства. Ан-2 обладает одним очень особенным качеством - помимо его чрезвычайно короткого взлета и посадки - что должно быть физически невозможно. Он может, по сути, летать задом наперед.

Салон Ан-2Ан-2 был разработан, чтобы выполнять определенную роль, которая требовалась Минлеспрому СССР, как кукурузник и многоцелевой транспортник. Его конструктор Олег Антонов создал большой, одномоторный биплан с закрытой кабиной и салоном вместимостью до 12 пассажиров или немного больше тонны груза. Ан-2 должен был действовать с необорудованных аэродромов - не просто грунтовых взлетно-посадочных полос, но с грунтовых дорог и лесных полян в российской малонаселенной глуши. Это называется простой, надежный самолет, который способен взлетать и приземляться на очень коротком пространстве - самолет гораздо легче содержать, чем технически более сложные вертолеты.

Более 19000 самолетов было построено в Советском Союзе и в Польше, тысячи по лицензии выпустили в Китае - там и сейчас периодически продолжают строить самолеты.

"Чрезвычайно громкий"

"Причина, по которой Ан-2 еще летает, заключается в том, что на самом деле нет других самолетов, как этот, - говорит авиационный автор Берни Лейтон (Bernie Leighton), который летал на Ан-2 в Беларуси. - Если вам нужен самолет, который способен перевозить 10 солдат, людей или коз, который может взлететь отовсюду и приземлиться где угодно - то или он, или вертолет".

"Полет на Ан-2 не похож на любой другой в наше время. Во-первых, это "висящий хвост", поэтому, как только вы подниметесь по ступеням в салон, все заметно наклоняется назад. Но это очень устойчивый самолет. Вы чувствуете каждую кочку на местности и каждое движение плоскости управления. Надо помнить, однако, что этот самолет был построен не для комфорта пассажиров", - говорит Лейтон.

"Он очень громкий? Да, особенно для одномоторных самолетов. Необычно тепло, несмотря на наличие небольших окон? Конечно. Тем не менее, это просто порыв ветра, как только вы подниметесь в воздух".

Архаичная конструкция Ан-2 является средством для достижения цели; два комплекта крыльев биплана в конструкции генерируют больше аэродинамической подъемной силы, поэтому самолет способен взлетать с очень короткой дистанции. Аэродинамическая подъемная сила, которую обеспечивают эти крылья, означает, что минимальная скорость Ан-2 удивительно мала. Пилот может лететь, полностью контролируя самолет, на скорости в пределах 25 миль в час (40 км/ч). На самом деле, в его РЛЭ (руководство по летной эксплуатации) не опубликована скорость сваливания.

Для сравнения, в среднем самолеты Cessna попадают в режим срыва (сваливания), если скорость падает ниже 50 миль в час (80 км/ч). Это делает Ан-2 очень популярным в подготовке парашютистов и школах скайдайверов, кроме того, самолет может практически парить - излюбленный трюк пилотов Ан-2 во время авиашоу. Чтобы сделать это, пилот летит на встречу ветру и, если он достаточно сильный, этот маневр может заставить самолет двигаться назад, в обратном направлении, очень медленно, все еще находясь под полным контролем.

Ан-2

Ан-2 в трех проекциях

Ан-2 в трех проекциях.

Изображение: Wikimedia Commons.

Выдающаяся конструкция

Звучит, как нечто невозможное? Тогда спросите Билла Лири (Bill Leary) флайт-менеджера британского клуба Ан-2, который совершает полеты с аэродрома Попхэм вблизи с городом Бейсингсток. Билл летает на экс-венгерском Ан-2 в течение последних 14 лет.

Ключом к способности самолета парить, и даже лететь назад в благоприятных условиях, являются 'упpавляющие повеpхности' на крыльях. На передней кромке находятся гнущиеся, так называемые, предкрылки. Их каждый раз разворачивают во время посадки, так как увеличивается сопротивление ветра и снижается скорость машины. Похожие панели на задней части крыла называются закрылками, они могут быть использованы для снижения скорости самолета, но увеличивают подъемную силу, изменяя профиль крыла. Закрылки на Ан-2 расположены по всей длине задней кромки нижних крыльев, и на верхних крыльях, что увеличивает подъемную силу, когда минимальная скорость смехотворно мала.

Ан-2

В кабине Ан-2

В кабине Ан-2.

Фото: Wikimedia Commons, TimVickers.

"Если у вас достаточно сильный ветер, скажем, от 15 до 20 узлов, вы можете 'парить' на самолете, - говорит Лири. - Вы поставили все закрылки и предкрылки вниз, поворачиваете самолет на 40 градусов навстречу к ветру и даете двигателю максимальную мощность, и вы можете удерживать самолет там".

Лири говорит, что на Ан-2 летать в радость, но добавляет, что самолет требует много внимания. Он очень чувствителен к движениям ручки управления - по сути, самолет 'хочет' летать, поэтому не требует больших усилий, чтобы набрать высоту. Но поворачивание требует больших физических усилий. Ан-2 не оснащен компьютерами для управления рулевыми поверхностями, как современные Boeing или Airbus, у него даже нет элементов гидравлического управления, которые требуют меньше усилий - "он весь из кабелей, стержней и человеческой силы, - говорит Лири. - Он потребует много физической силы. А вам нужны мышцы торговца скобяными изделиями".

Если бы Ан-2 был спроектирован и построен по другую сторону Берлинской стены, то его жизнеспособная конструкция сделала бы его намного более известным самолетом.

"Ан-2 убьет вас только, если вы сделаете что-то глупое в нем, - говорит Лейтон. - Он слишком прост, чтобы пострадать от таких вещей, например, как усталость металла. Если у него сломался двигатель, то нужно лишь побеспокоиться о том, где приземлиться. Ан-2 не комфортабельный самолет, но он действительно очень безопасный". И, конечно, это скромный самолет имеет блестящую способность в своем классе - летать задом наперед.

Источник:

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме