Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Управление авиацией в наступательных действиях войск
В статье маршала авиации, Героя Советского Союза А. П. Силантьева Управление авиацией в наступательных действиях войск дается краткое изложение действий по указанной теме от человека непосредственно принимавшего участие с самого начала во второй мировой войне в составе ВВС СССР, летавшего на многих самолетах и многократно сбивавшего самолеты люфтваффе.
Содержание
Управление авиацией в наступательных действиях войск
Выработка решений

А. СилантьевГерой Советского Союза
Маршал авиации А. СИЛАНТЬЕВ

Опыт Великой Отечественной войны показывает, что одним из решающих условий успешного ведения боевых действий Военно-Воздушных Сил являлось четкое и непрерывное руководство авиационными частями, соединениями и объединениями. Командование и штабы ВВС всех степеней уделяли самое серьезное внимание боевой готовности, совершенствованию форм и способов применения авиации, повышению эффективности ее ударов, организации маневра авиационных соединений на главные направления и своевременному восстановлению их боевых возможностей после понесенных потерь. Путем совершенствования средств и способов они добивались более гибкого и непрерывного управления авиацией.

Руководство Военно-Воздушными Силами в стратегических наступательных операциях

В годы Великой Отечественной войны Ставка ВГК являлась высшим органом руководства Вооруженными Силами. Она определяла общие задачи ВВС в соответствии со сложившейся обстановкой, целями кампаний и операций, организовывала взаимодействие между видами Вооруженных Сил, распределяла резервы авиации по стратегическим направлениям, выделяла необходимые ресурсы, проводила мероприятия по техническому оснащению и совершенствованию организационной структуры ВВС, а также форм и методов управления ими. Ставка ВГК давала указания на проведение самостоятельных воздушных операций. Непосредственными исполнителями ее распоряжений по всем этим вопросам были Генеральный штаб, командование ВВС Советской Армии и командование АДД.

В декабре 1944 года авиация дальнего действия (АДД) была реорганизована в 18-ю воздушную армию и подчинена командующему ВВС Советской Армии.

В ожесточенной вооруженной борьбе, развернувшейся с самого начала войны на всех фронтах, в условиях быстроменяющейся обстановки Ставка ВГК делала все для того, чтобы совершенствовать стратегическое и оперативное руководство авиацией. 29 июня 1941 года учреждается должность командующего Военно-Воздушными Силами Советской Армии, который наделяется правами заместителя Наркома обороны, и создается Военный совет ВВС. Главное управление и штаб ВВС передаются в его непосредственное подчинение.

Командующим ВВС СА был назначен генерал-лейтенант авиации П. Ф. Жигарев, с апреля 1942 г. - генерал-лейтенант авиации А. А. Новиков.

Эта реорганизация центральных органов ВВС способствовала улучшению руководства Военно-Воздушными Силами.

Автор статьи - Александр Петрович Силантьев

Маршал авиацииАлександр Петрович Силантьев - (23 августа 1918, Екатеринбург - 10 марта 1996, Москва) - маршал авиации, Герой Советского Союза. Родился в Екатеринбурге в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов средней школы. С 1934 года работал слесарем на заводе "Металлист" в Свердловске. Одновременно занимался авиационным спортом: с сентября 1935 года - инструктор-планерист в Первоуральской планерной станции, с апреля 1937 года - инструктор Свердловского аэроклуба. На военную службу призван в Красную Армию в 1938 году. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков в 1940 году. Служил в 153-м истребительном авиационном полку Западного Особого военного округа. Летал на истребителе И-153.

В боях Великой Отечественной войны с первого дня, провел несколько боевых вылетов 22 июня 1941 года. Сражался на Западном фронте. Первую победу одержал 23 июня 1941 года. В августе 1941 года переведен в 160-й авиационный полк на должность заместителя командира эскадрильи, затем стал штурманом этого полка. В составе полка воевал на истребителе ЛаГГ-3 на Ленинградском и Волховском фронтах. Хорошо проявил себя в неравных воздушных боях первых месяцев войны, так, в одном бою 29 октября 1941 года сбил сразу два немецких бомбардировщика Ju-88. К декабрю 1941 года совершил 203 боевых вылета, провел 23 воздушных боя, в которых лично сбил 7 самолетов люфтваффе. Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза. В бою 15 апреля 1942 года одержал свою последнюю победу, но и сам был сбит, получив также тяжелое ранение. С января 1943 года до конца войны был инструктором-летчиком-штурманом Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС РККА, почти постоянно находился в командировках в действующей армии на Воронежском, Юго-Западном, Карельском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. К концу войны совершил 359 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил лично восемь немецких самолетов. Еще 16 самолетов сжег на земле при штурмовках вражеских аэродромов.



Автор статьи - Александр Петрович Силантьев

Командующий и штаб ВВС Советской Армии разрабатывали основы боевого применения авиации, обобщали опыт ее действий и доводили его до авиационных объединений и соединений, занимались формированием резервов и восполнением боевых потерь, руководили подготовкой кадров, организовывали боевую подготовку частей и соединений, а также всесторонне обеспечивали боевые действия авиации. Для объединения усилий ВВС смежных фронтов и координации их действий Ставка Верховного Главнокомандования с конца 1941 года начала посылать на важнейшие направления своих представителей по авиации: командующего ВВС Советской Армии и его заместителей. Так, в апреле 1942 года при проведении операции по разгрому демянской группировки противника на Северо-Западный фронт был командирован генерал-майор авиации Г. А. Ворожейкин. В его задачу входило координировать действия авиации фронта, двух резервных авиагрупп Ставки ВГК и соединений АДД. Формы и методы работы представителей Ставки по руководству авиацией совершенствовались по мере улучшения организационной структуры ВВС, количественного увеличения и качественного обновления самолетного парка, поступления на вооружение новых радио- и радиолокационных средств управления.

В мае-ноябре 1942 года на базе фронтовой авиации создаются воздушные армии и формируются авиационные корпуса РВГК. Дальнебомбардировочная авиация преобразовывается в авиацию дальнего действия. Эти мероприятия резко повысили боевые возможности ВВС, создали условия для маневра и массирования, усилили поддержку Сухопутных войск со стороны авиации, способствовали более тесному взаимодействию с ними, а также между родами ВВС. Представители Ставки ВГК по авиации участвовали в подготовке воздушных армий к боевым действиям, организовывали взаимодействие между ними, осуществляли контроль за планированием, правильным использованием авиационных соединений в операциях, следили за своевременным получением воздушными армиями пополнения и материальных средств, выделенных для них Ставкой. В зависимости от обстановки, с согласия Ставки ВГК, они могли для действий в полосе того или иного фронта привлекать авиасоединения соседних воздушных армий. Так было в Белорусской операции, когда бомбардировочные соединения 16-й воздушной армии (командующий генерал-лейтенант авиации С. И. Руденко, начальник штаба генерал-майор авиации П. И. Брайко) 1-го Белорусского фронта по распоряжению представителя Ставки ВГК по авиации Главного маршала авиации А. А. Новикова были использованы в полосе 2-го Белорусского фронта с целью уничтожения отходящих войск противника. Так было и в Будапештской, Восточно-Прусской, Берлинской и некоторых других операциях.

В 1942-1943 гг. представители Ставки ВГК по авиации с небольшой группой генералов и офицеров штаба ВВС Советской Армии размещались на командных пунктах фронтов (воздушных армий) и использовали имеющиеся узлы связи. В последующем командующий ВВС, выезжая на фронты в качестве представителя Ставки по авиации, имел при себе небольшой по составу пункт управления (группу офицеров-операторов, радиостанцию PAT, шифрорган, связь ВЧ), который обеспечивал ему прямую связь с командованием фронтов, Ставкой, Генеральным штабом, штабом ВВС, воздушными армиями и авиацией дальнего действия. Никаких боевых и отчетных документов оперативные группы командующего ВВС Советской Армии и его заместителей, как правило, не разрабатывали. Распоряжения представителя Ставки по авиации согласовывались с командующими фронтами обычно устно. При этом использовались радио- и проводные средства связи. Роль командования и штаба ВВС в руководстве авиацией особенно возрастала тогда, когда перед Военно-Воздушными Силами ставились крупные задачи и для их решения требовалось привлечь значительные силы авиации, организовать их действия по единому плану и замыслу, т. е. во время воздушных операций, применявшихся с целью разгрома (ослабления) авиационных группировок противника, уничтожения оперативных резервов и нарушения оперативных перевозок, а также разрушения крупных военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника. Указания на проведение этих операций давала Ставка Верховного Главнокомандования.

Если в воздушной операции принимала участие фронтовая, дальняя и морская авиация, то подготовку, планирование и организацию ее Ставка, как правило, поручала командующему и штабу ВВС Советской Армии. Примером могут служить воздушные операции по разгрому (ослаблению) авиации противника на аэродромах весной и летом 1943 года силами воздушных армий фронтов, ВВС Черноморского флота и соединений АДД. Организацию и планирование воздушных операций, проводимых только силами АДД (иногда совместно с авиачастями ВМФ), Ставка поручала командующему и штабу АДД. Управление соединениями АДД во время проведения воздушных операций было строго централизовано. Штаб авиации дальнего действия находился в Москве. В районе базирования большинства авиакорпусов развертывался передовой командный пункт (ПКП), на котором обычно находился начальник штаба АДД генерал-лейтенант авиации М. И. Шевелев с группой офицеров. Командующий АДД маршал авиации А. Е. Голованов в зависимости от обстановки находился или на ПКП или развертывал свой ВПУ поблизости от района боевых действий. Так было, например, во время ударов по военно-промышленным объектам Хельсинки, когда ВПУ командующего АДД располагался в Ленинграде. О ходе операции и ее итогах командующий АДД докладывал непосредственно в Ставку.

По-иному Ставка ВГК организовала управление Военно-Воздушными Силами в кампании по разгрому Квантунской армии. Там было сформировано Главное командование ВВС Дальнего Востока. Оно возглавлялось командующим ВВС Советской Армии Главным маршалом авиации А. А. Новиковым и подчинялось Главному командованию Вооруженных Сил на ТВД. А. А. Новиков имел в своем распоряжении оперативную группу штаба ВВС, с помощью которой он осуществлял общее руководство боевыми действиями трех воздушных армий в Дальневосточной кампании. В отличие от главкомов ВВС направлений, создававшихся летом 1941 года, Главнокомандующий ВВС Дальнего Востока обладал большей самостоятельностью и большими полномочиями в вопросах усиления воздушных армий авиационными соединениями РВГК, обеспечения их боевыми и материальными средствами, укомплектования кадрами и т. д. В ходе войны довольно отчетливо определилась тенденция к централизованному руководству Военно-Воздушными Силами. Централизация наиболее полно обеспечивала массирование авиации на главных направлениях действий сухопутных войск, способствовала организации тесного взаимодействия с ними, облегчала проведение маневра ВВС как из глубины, так и по фронту, позволяла успешно решать вопросы оперативного применения воздушных армий, авиационных корпусов РВГК и соединений АДД.

Управление боевыми действиями авиации во фронтовых наступательных операциях

Незадолго до войны фронтовая авиация была разделена на ВВС фронтов и армий, что затрудняло централизованное управление ею и массированное применение на направлениях главных ударов сухопутных войск. Боевой деятельностью Военно-Воздушных Сил в оперативном звене руководили командующие войсками армий и фронтов через соответствующих командующих ВВС. После образования воздушных армий командующие войсками фронтов продолжали руководить боевой деятельностью авиации фронта через командующего воздушной армией, который одновременно являлся заместителем командующего войсками и членом Военного совета фронта. Управление боевыми действиями фронтовой авиации обеспечивалось созданием системы пунктов управления с необходимым количеством средств связи. В наступательных операциях первого периода войны в воздушной армии (ВВС фронта) создавалось обычно два пункта управления: основной (командный) и тыловой.

На КП воздушной армии (ВВС фронта) находились командующий или его заместитель, а также отделы и службы, связанные непосредственно с руководством боевыми действиями авиации. Анализ показывает, что за время фронтовой наступательной операции КП воздушной армии (ВВС фронта) менял свое расположение в первом периоде войны, как правило, не более одного раза, во втором и третьем - до трех раз, что объяснялось увеличением глубины наступления. Тыловой пункт управления воздушной армии (ВВС фронта) организовывался в районе штаба тыла фронта. На нем наряду с органами тыла размещался ряд отделов и служб, не связанных непосредственно с руководством боевыми действиями авиации.

Во втором периоде войны, кроме командных и тыловых, стали создаваться вспомогательные пункты управления (ВПУ). Так, в период контрнаступления под Сталинградом в 8-й воздушной армии (командующий генерал-майор авиации Т. Т. Хрюкин, начальник штаба полковник Н. Г. Селезнев) на направлении главного удара войск Сталинградского фронта ВПУ был развернут в районе ВПУ командующего фронтом. Такие пункты управления создавались и в других воздушных армиях. Благодаря приближению органов управления непосредственно к полю боя управление боевыми действиями авиации значительно улучшилось.

В мае 1943 года вышла Инструкция по организации вспомогательных пунктов управления авиацией, в которой указывалось, что в целях личного наблюдения командующими воздушными армиями (командирами авиационных корпусов) за боевыми действиями авиации и управления ею на направлениях главных группировок наземных войск штабы воздушных армий (авиационных корпусов) должны организовывать вспомогательные пункты управления. Для ВПУ выделялась оперативная группа, состоявшая из 6-10 офицеров различных отделов: оперативного, разведывательного и связи, а также шифровальной и метеорологической служб. До середины 1943 года эти группы были постоянными, штатными. Впоследствии при подготовке операций они создавались каждый раз заново. На ВПУ оборудовался специальный узел связи. При действиях сухопутных войск на широком фронте для лучшего наблюдения за авиацией на тюле боя в районе ВПУ подготавливались 1-2 передовых наблюдательных пункта (ПНП).

В отличие от первого во втором периоде войны основным средством управления стало радио. В Инструкции по организации связи в авиационных соединениях и частях, изданной 30 июня 1943 года, говорилось, что радиосвязь - основное средство управления авиацией как на земле, так и в воздухе, и отсутствие проводной связи не должно служить основанием для потери управления. Уже в битве под Курском для управления боевыми действиями авиации начали использоваться радиолокационные станции "Редут", имевшиеся до этого только в системе Войск ПВО страны. В сентябре 1943 года специальным постановлением ГКО в штаты отдельных полков связи воздушных армий были введены по две наземных радиолокационных установка. Всего на 1 января 1944 года их было 11.

Централизация стала основным принципом управления авиацией в масштабе фронта. При внедрении ее считалась недопустимой подмена вышестоящим руководством действий подчиненных командиров и штабов. Еще летом 1942 года командующий ВВС Советской Армии издал специальную директиву, в которой указывал, что "решительное сосредоточение авиации на направлении главного удара и притом для решения ограниченного числа задач... возможно только при централизованном управлении, которое не должно доводиться до крайности и становиться самоцелью. Тенденция некоторых старших командиров управлять вылетами едва ли не отдельных звеньев и самолетов, при полном исключении инициативы со стороны нижестоящих командиров, ничем не может быть оправдана. В результате подобной "централизации" развивается бездеятельность и безответственность у подчиненных, действия авиации запаздывают".

Устраняя недостатки в оперативном применении авиации, массируя ее усилия для решения основных задач (поддержки и прикрытия сухопутных войск на поле боя), советские ВВС в первом периоде войны добились ослабления активности авиации противника и подготовили условия для завоевания стратегического господства в воздухе летом 1943 года.

В третьем периоде войны система управления боевыми действиями фронтовой авиации продолжала развиваться и совершенствоваться. В ряде операций 1944-1945 гг. в составе одного фронта действовали две воздушные армии. Например, в Белорусской операции в конце июля 1944 года 6 и 16 ВА (командующий 5 ВА генерал-лейтенант авиации Ф. П. Полынин, начальник штаба генерал-майор авиации П. Л. Котельников) сосредоточили свои усилия на поддержке 8-й гвардейской и 69-й армий 1-го Белорусского фронта при форсировании ими Вислы у Магну-шева и Пулаз. В Восточно-Прусской операции в интересах 3-го Белорусского фронта действовали 1-я и 3-я воздушные армии (командующие генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин и генерал-полковник авиации Н. Ф. Папивин, начальники штабов генерал-майор авиации И. М. Белов и генерал-лейтенант авиации Н. П. Дагаев). В обоих случаях один из командующих воздушных армий оперативно подчинялся другому. При разделении авиации одной воздушной армии на две авиационные группы для каждой из них создавались вспомогательные пункты управления, с которых боевыми действиями руководили командующий воздушной армией и его заместители, а в отдельных случаях - командиры авиационных корпусов (дивизий). Так было, например, в 1-й и 16-й воздушных армиях в Белорусской операции, во 2-й воздушной армии (командующий генерал-полковник авиации С. А. Красовский, начальник штаба генерал-майор авиации Ф. И. Качев) в Львовско-Сандомирской операции, в 17-й воздушной армии (командующий генерал-полковник авиации В. А. Судец, начальник штаба генерал-майор авиации Н.М. Корсаков) в Белградской операции. В ряде операций (Висло-Одерская, Восточно-Прусская, Берлинская и др.), где в ограниченных районах концентрировалось большое количество авиации, организовывались контрольно-пропускные пункты (КПП). Они размешались недалеко от линии фронта и предназначались для уточнения задач подразделениям и частям, следующим в район боевых действий. Так, при штурме Берлина в целях повышения организованности и эффективности боевых действий авиации, а также для того, чтобы исключить удары по своим войскам, штаб 16 ВА развернул два КПП. Ведущие групп самолетов при подходе к контрольно-пропускному пункту устанавливали с ним связь и уточняли свои боевые задачи. Кроме того, офицеры оперативной группы КПП информировали летчиков о воздушной, наземной и метеорологической обстановке в том районе, где им предстояло действовать.

В третьем периоде войны еще резче обозначилась тенденция приближения пунктов управления авиацией к линии фронта. КП воздушных армий стали располагаться в 25-40 км от переднего края. В операциях первого и второго периодов войны они находились от него на удалении 60-80 км. ВПУ в 1943 году размещались в 20-25 км от линии фронта, в 1944-1945 гг. - в 8-15 км. В частях фронтовой авиации резко возросло количество радиостанций. В воздушных армиях к концу войны их насчитывалось до 100-150. Наряду с радиосредствами шире стали использоваться специальные станции радиообнаружения "Редут" (подвижная автомобильная радиолокационная установка РУС-2) и "Пегматит" (стационарная радиолокационная установка РУС-2с). В связи с этим значительно улучшилось управление авиацией. Радиолокационные средства, как правило, применялись централизованно. Так, в Берлинской операции в 16-й воздушной армии были созданы три радиолокационных узла обнаружения и наведения: два - в истребительных авиационных корпусах, выделенных для борьбы за господство в воздухе, и один (армейский) - в воздушной армии.

Большое внимание уделялось скрытности управления авиацией. Она обеспечивалась проведением целого ряда мероприятий: привлечением к разработке оперативных документов ограниченного круга лиц, сохранением в строгой тайне планов боевых действий авиационных объединений, соединений и частей, широким применением документов скрытого управления войсками (СУВ), личным общением авиационных командиров при решении особо важных вопросов, ограничением работы телефонных узлов и радиосвязи, расположением пунктов управления и узлов связи вне населенных пунктов и др. В завершающих операциях Великой Отечественной войны для связи между командными пунктами создавались радиорелейные линии. Централизованное управление фронтовой авиацией, приближение ее органов управления к командным пунктам сухопутных войск, широкое применение радио, использование радиолокационных установок и радиорелейных линий - все это способствовало значительному улучшению управления фронтовой авиацией. Командующий воздушной армией осуществлял управление подчиненными ему авиационными соединениями лично, через штаб и начальников служб. Управление боевыми действиями авиации заключалось: в выработке решений, планировании боевых действий, постановке задач командирам соединений, контроле за их выполнением, организаторской работе в частях.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме