Приказы НКО СССР о применении штурмовой и истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков
К концу 1941 года основу самолетного парка фронтовой бомбардировочной авиации (дневной) составляли устаревшие машины. Новые типы бомбардировщиков только начали поступать в части. Нехватку дневной бомбардировочной авиации остро ощущали наши сухопутные войска, не получавшие соответствующей поддержки с воздуха при ведении оборонительных и наступательных операций. Истребителей и штурмовиков также не хватало, и поэтому они в качестве дневных бомбардировщиков применялись редко. Нехватка самолетов объяснялась большими потерями в начале войны и перебазированием авиационной промышленности на восток. К лету 1942 года положение изменилось в лучшую сторону. Стало налаживаться производство самолетов, началось формирование крупных авиационных объединений - воздушных армий, а также авиакорпусов РВГК. В войска во все более возрастающем количестве поступала новая авиационная техника, но штурмовики и истребители в качестве дневных бомбардировщиков по-прежнему применялись еще недостаточно.
В целях более полного использования возможностей штурмовой и истребительной авиации Народный комиссар обороны в июне 1942 года издал два приказа. В одном из них от 17 июня 1942 года указывалось, что "наши штурмовые авиационные части по вине авиационных и общевойсковых командиров не используют или плохо используют штурмовики ИЛ-2 в качестве дневных бомбардировщиков, а посылают эти самолеты для действий по противнику с боекомплектом для пушек, пулеметов и с подвеской реактивных снарядов".
В приказе говорилось, что "мы можем и должны значительно увеличить наши бомбардировочные дневные удары по противнику, но для этого надо немедля покончить с вредной практикой недооценки самолетов ИЛ-2 как дневных бомбардировщиков и добиться того, чтобы ни один самолет не вылетал в бой без полной бомбовой нагрузки".
Приказ требовал:
"Под личную ответственность командиров штурмовых авиационных дивизий и авиационных полков запретить выпускать ИЛ-2 в бой без бомбовой нагрузки. Установить в зависимости от целей и выполняемых задач следующие варианты бомбовой зарядки для самолета ИЛ-2:
- а) 6 бомб по 100 кг каждая, из них 4 бомбы в бомболюк на внутренние замки и 2 бомбы на наружные замки;
- б) 24 осколочные авиационные бомбы внутрь бомболюка (с применением кассет КМБ-2), по 25 кг каждая бомба, или по 20 кг каждая бомба, или по 15 кг каждая бомба, или по 10 кг каждая бомба; при этом в случае применения 10- и 15-килограммовых бомб можно дополнительно подвешивать снаружи 2 бомбы, по 100 кг каждая, а в случае применения 20-килограммовых бомб можно дополнительно подвешивать снаружи 2 бомбы, по 50 кг каждая;
- в) 140 осколочных авиационных бомб по 2,5 кг внутрь бомболюка и 2 бомбы, по 100 кг каждая, на наружные замки".
Приказом устанавливалось для летчиков-штурмовиков денежное вознаграждение в размере 1000 рублей за каждые 4 вылета с полной бомбовой нагрузкой при выполнении боевого задания по бомбометанию и штурмовым действиям.
Широкое использование ИЛ-2 в качестве дневных бомбардировщиков на поле боя увеличило возможности авиационной поддержки сухопутных войск в наступлении и обороне. Выполнение приказа НКО от 17 июня 1942 года повлекло за собой и расширение круга задач для штурмовых частей и соединений. Если в начале войны штурмовая авиация в основном вела борьбу с танковыми и механизированными колоннами и действовала в интересах непосредственной поддержки войск на поле боя, то в дальнейшем она стала привлекаться и для нарушения железнодорожных перевозок, уничтожения резервов и авиации противника на его аэродромах. Огнем бортового оружия и бомбами штурмовики оказывали существенную помощь общевойсковым и танковым соединениям при развитии наступления и в ходе преследования отступавшего противника. С увеличением численности самолетов ИЛ-2 (ИЛ-10) штурмовики стали чаще осуществлять не только эшелонированные действия, но и наносили сосредоточенные удары группами в составе от авиаполка до дивизии.
18 июня 1942 года Народный комиссар обороны издал приказ о применении истребителей в качестве дневных бомбардировщиков. В нем отмечалось, что "наши истребители на поле боя и в ближайшем войсковом тылу на глубине 20-30 км от переднего края с успехом могут попутно выполнять задачи дневных бомбардировщиков. После сбрасывания бомб истребители выполняют свою основную задачу по уничтожению воздушного противника и по прикрытию своих войск...".
В приказной части указывалось:
"Самолеты ЛаГГ-3, И-153, И-16 и поступающие в авиационные части с бомбодержателями ЯК-1 и ЯК-7 обязательно использовать для решения бомбардировочных задач днем на поле боя на глубину до 20-30 км от переднего края. Бомбовую зарядку на истребителях варьировать в зависимости от целей, используя для этого авиационные бомбы ФАБ-100, ЗАБ-100, ФАБ-50, ЗАБ-50 и осколочные АО-25. Во всех истребительных полках, находящихся на фронте и в тылу, приступить немедленно к обучению бомбометанию днем всех летчиков, не умеющих бомбить..."
Приказ НКО устанавливал при выдаче премий два боевых вылета истребителя с бомбами для дневного бомбометания считать за три боевых вылета.
В результате с лета 1942 года истребители стали чаще использоваться для нанесения ударов по наземным целям. Было принято за правило, что истребители, сопровождающие группы бомбардировщиков или штурмовиков, при отсутствии противодействия в воздухе атакуют зенитные огневые точки, артиллерию и минометы на позициях. Во время "охоты" над вражеской территорией они избирали объектами для атаки наземные цели: эшелоны, бронепоезда, автомашины, радиостанции, скопление войск и техники у переправ и т. д. Истребители стали применять бомбометание для уничтожения вражеских самолетов на аэродромах.
Таким образом, в годы второй мировой войны приказы Народного комиссара обороны об использовании штурмовиков и истребителей в качестве дневных бомбардировщиков сыграли большую роль. Наши сухопутные войска стали действовать в более благоприятных условиях. Необходимость использования штурмовиков и истребителей в качестве дневных бомбардировщиков не отпала даже тогда, когда наша промышленность стала выпускать достаточное количество самолетов и господство в воздухе принадлежало советским ВВС. Боевой опыт использования штурмовиков и истребителей в качестве дневных бомбардировщиков был учтен в послевоенный период.
Военно-исторический журнал, 3, март 1976 год.