Приказы НКО СССР
В статье приведены приказы НКО СССР о применении штурмовой и истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков в начальный период второй мировой войны. Они сыграли большую роль в ходе боев. Советские сухопутные войска стали действовать в более благоприятных условиях.

Приказы НКО СССР о применении штурмовой и истребительной авиации на поле боя в качестве дневных бомбардировщиков

ИЛ-2К концу 1941 года основу самолетного парка фронтовой бомбардировочной авиации (дневной) составляли устаревшие машины. Новые типы бомбардировщиков только начали поступать в части. Нехватку дневной бомбардировочной авиации остро ощущали наши сухопутные войска, не получавшие соответствующей поддержки с воздуха при ведении оборонительных и наступательных операций. Истребителей и штурмовиков также не хватало, и поэтому они в качестве дневных бомбардировщиков применялись редко. Нехватка самолетов объяснялась большими потерями в начале войны и перебазированием авиационной промышленности на восток. К лету 1942 года положение изменилось в лучшую сторону. Стало налаживаться производство самолетов, началось формирование крупных авиационных объединений - воздушных армий, а также авиакорпусов РВГК. В войска во все более возрастающем количестве поступала новая авиационная техника, но штурмовики и истребители в качестве дневных бомбардировщиков по-прежнему применялись еще недостаточно.

Штурмовики ИЛ-2

В целях более полного использования возможностей штурмовой и истребительной авиации Народный комиссар обороны в июне 1942 года издал два приказа. В одном из них от 17 июня 1942 года указывалось, что "наши штурмовые авиационные части по вине авиационных и общевойсковых командиров не используют или плохо используют штурмовики ИЛ-2 в качестве дневных бомбардировщиков, а посылают эти самолеты для действий по противнику с боекомплектом для пушек, пулеметов и с подвеской реактивных снарядов".

В приказе говорилось, что "мы можем и должны значительно увеличить наши бомбардировочные дневные удары по противнику, но для этого надо немедля покончить с вредной практикой недооценки самолетов ИЛ-2 как дневных бомбардировщиков и добиться того, чтобы ни один самолет не вылетал в бой без полной бомбовой нагрузки".

Приказ требовал:

"Под личную ответственность командиров штурмовых авиационных дивизий и авиационных полков запретить выпускать ИЛ-2 в бой без бомбовой нагрузки. Установить в зависимости от целей и выполняемых задач следующие варианты бомбовой зарядки для самолета ИЛ-2:

  • а) 6 бомб по 100 кг каждая, из них 4 бомбы в бомболюк на внутренние замки и 2 бомбы на наружные замки;
  • б) 24 осколочные авиационные бомбы внутрь бомболюка (с применением кассет КМБ-2), по 25 кг каждая бомба, или по 20 кг каждая бомба, или по 15 кг каждая бомба, или по 10 кг каждая бомба; при этом в случае применения 10- и 15-килограммовых бомб можно дополнительно подвешивать снаружи 2 бомбы, по 100 кг каждая, а в случае применения 20-килограммовых бомб можно дополнительно подвешивать снаружи 2 бомбы, по 50 кг каждая;
  • в) 140 осколочных авиационных бомб по 2,5 кг внутрь бомболюка и 2 бомбы, по 100 кг каждая, на наружные замки".

Приказом устанавливалось для летчиков-штурмовиков денежное вознаграждение в размере 1000 рублей за каждые 4 вылета с полной бомбовой нагрузкой при выполнении боевого задания по бомбометанию и штурмовым действиям.

Ил-2

Широкое использование ИЛ-2 в качестве дневных бомбардировщиков на поле боя увеличило возможности авиационной поддержки сухопутных войск в наступлении и обороне. Выполнение приказа НКО от 17 июня 1942 года повлекло за собой и расширение круга задач для штурмовых частей и соединений. Если в начале войны штурмовая авиация в основном вела борьбу с танковыми и механизированными колоннами и действовала в интересах непосредственной поддержки войск на поле боя, то в дальнейшем она стала привлекаться и для нарушения железнодорожных перевозок, уничтожения резервов и авиации противника на его аэродромах. Огнем бортового оружия и бомбами штурмовики оказывали существенную помощь общевойсковым и танковым соединениям при развитии наступления и в ходе преследования отступавшего противника. С увеличением численности самолетов ИЛ-2 (ИЛ-10) штурмовики стали чаще осуществлять не только эшелонированные действия, но и наносили сосредоточенные удары группами в составе от авиаполка до дивизии.

18 июня 1942 года Народный комиссар обороны издал приказ о применении истребителей в качестве дневных бомбардировщиков. В нем отмечалось, что "наши истребители на поле боя и в ближайшем войсковом тылу на глубине 20-30 км от переднего края с успехом могут попутно выполнять задачи дневных бомбардировщиков. После сбрасывания бомб истребители выполняют свою основную задачу по уничтожению воздушного противника и по прикрытию своих войск...".

В приказной части указывалось:

"Самолеты ЛаГГ-3, И-153, И-16 и поступающие в авиационные части с бомбодержателями ЯК-1 и ЯК-7 обязательно использовать для решения бомбардировочных задач днем на поле боя на глубину до 20-30 км от переднего края. Бомбовую зарядку на истребителях варьировать в зависимости от целей, используя для этого авиационные бомбы ФАБ-100, ЗАБ-100, ФАБ-50, ЗАБ-50 и осколочные АО-25. Во всех истребительных полках, находящихся на фронте и в тылу, приступить немедленно к обучению бомбометанию днем всех летчиков, не умеющих бомбить..."

Приказ НКО устанавливал при выдаче премий два боевых вылета истребителя с бомбами для дневного бомбометания считать за три боевых вылета.

Штурмовик

В результате с лета 1942 года истребители стали чаще использоваться для нанесения ударов по наземным целям. Было принято за правило, что истребители, сопровождающие группы бомбардировщиков или штурмовиков, при отсутствии противодействия в воздухе атакуют зенитные огневые точки, артиллерию и минометы на позициях. Во время "охоты" над вражеской территорией они избирали объектами для атаки наземные цели: эшелоны, бронепоезда, автомашины, радиостанции, скопление войск и техники у переправ и т. д. Истребители стали применять бомбометание для уничтожения вражеских самолетов на аэродромах.

Таким образом, в годы второй мировой войны приказы Народного комиссара обороны об использовании штурмовиков и истребителей в качестве дневных бомбардировщиков сыграли большую роль. Наши сухопутные войска стали действовать в более благоприятных условиях. Необходимость использования штурмовиков и истребителей в качестве дневных бомбардировщиков не отпала даже тогда, когда наша промышленность стала выпускать достаточное количество самолетов и господство в воздухе принадлежало советским ВВС. Боевой опыт использования штурмовиков и истребителей в качестве дневных бомбардировщиков был учтен в послевоенный период.

Ил-2

Военно-исторический журнал, 3, март 1976 год.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет Локхид "Хадсон"
Легкий патрульный бомбардировщик Lockheed Hudson Самолет Локхид "Хадсон" являлся двухмоторным цельнометаллическим монопланом с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Под руководством...
Последний истребитель пятого поколения "Raptor"
Последний из "Рапторов"? Во вторник 13 декабря 2011 года из сборочного цеха завода компании Lockheed Martin в Мариэтте будет выпущен последний...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме