Транспортный самолет Юнкерс Ju 52/Зм - Описание конструкции
|
Самолет Ju 52: Описание конструкции
Хвостовое оперение.
Киль стабилизатора, как и крыло, имели многолонжеронную конструкцию. Рули высоты и элероны для облегчения прилагаемых усилий снабжались особыми роговыми компенсаторами.
Крыло.
Отличительной особенностью "Юнкерса" этого периода являлся зависающий элерон, располагавшийся ниже и позади основной конструкции крыла. Элероны отклонялись вниз на малой скорости и работали как закрылки, которые вместе с обычными щелевыми закрылками обеспечивали самолету укороченные взлет и посадку. Консоли крыла крепились к фюзеляжу с помощью восьми узлов и могли демонтироваться.
Гофрированная обшивка.
Ju 52/3m являлся цельнометаллическим самолетом, в основном с частично несущей гофрированной дюралюминиевой обшивкой. Гофры присутствовали во многих ранних конструкциях "Юнкерса".
Оборонительное вооружение.
В надфюзеляжном люке устанавливался одноствольный пулемет MG 15 калибра 7,92 мм, который был направлен против полета, если не использовался. Для защиты стрелка от воздушного потока над люком использовался прозрачный обтекатель. На некоторых самолетах использовались симметрично расположенные фюзеляжные пулеметы, а на Ju 52/3mg14e - пулемет над кабиной.
Шасси.
Ju 52/3m имел неубирающееся очень прочное шасси, хотя его узкая колея являлась причиной подпрыгиваний и качания из стороны в сторону при движении. Версия Ju 52/3mg5e имела возможность установки колесного, лыжного шасси и даже поплавков в зависимости от условий, в которых эксплуатировался самолет. На первых Ju 52/3m устанавливался хвостовой костыль, но из-за плохих немецких военных аэродромов, начиная с Ju 52/3mg4e. использовали хвостовое колесо, что значительно повысило маневренность на земле. На заводе Ju 52/3m снабжались обтекателями колес главных стоек шасси для снижения аэродинамического сопротивления, но в условиях эксплуатации в большинстве случаев они демонтировались, так как быстро забивались песком или грязью.
Тактико-технические характеристики Ju 52/3m |
Экипаж: 4-5 чел. Размеры: Размах крыла, м 29,2 Длина самолета, м 18,9 Высота самолета, м 4,52
Двигатель: 3x9-ти цилиндровых радиальных BMW 132Т-2 3 x 730 л.с.
Массы и нагрузки, кг: Пустого самолета 6500 Максимальная взлетная 11030
Летные данные: Максимальная скорость, км/ч 286 Время набора высоты 3000м, мин 18 Практический потолок, м 5900 Дальность полета, км 1305
Вооружение: 13-мм или 7,92 мм пулемет в верхнй задней части фюзеляжа, возможность установки 7,92-мм пулемета в верхней передней части фюзеляжа и одного в боковом окне |
Салон.
При установке двух рядов отдельных кресел, разделенных проходом, Ju 52/3m в кабине мог перевозить до восемнадцати человек. Без кресел в кабину помещалось значительное количество груза. Вход осуществлялся через дверь на левом борту, ее можно было открывать в полете для сбрасывания грузов или десантирования парашютистов. По правому борту располагалась широкая дверь с поднимающимися и опускающимися на шарнирах щитками. Пространство за кабинной дверью часто использовалось для хранения груза или в качестве места для стрелка. За стрелком находился проход с усиленным полом, обеспечивавший доступ к проводке хвостового оперения. Ju 52/3m первоначально предполагался как бомбардировщик или транспортник, могущий нести вооружение в двух внутренних отсеках. Таким образом он использовался во время гражданской войны в Испании, хотя позднее Франция применяла Ju 52/3m как бомбардировщики в Индокитае. Люфтваффе во Второй мировой войне ограничивались транспортной ролью этих самолетов, но до 1943 года в их составе имелись бомбардировочные группы специального применения. Над кабиной располагалась мачта с большой проводной антенной, тянувшейся до хвоста, и антенна радиокомпаса.
Система управления.
Механическая система управления состояла из тяг и роликов. Тяги управления рулями направления и высоты размещались под полом салона хвостовой части фюзеляжа, а проводка управления элеронами располагалась отдельно и проходила вдоль внутренней стороны передней кромки крыла.
Выхлопные трубы.
Выхлопные газы от двигателей собирались кольцевыми патрубками, выводились вниз и в стороны от каждого двигателя и оставляли на фюзеляже и крыле характерные пятна, однако заправочные горловины и фонарь оставались чистыми. На Ju 52/3mg5e появилась тепловая антиобледенительная система с использованием выхлопных газов.
Кабина.
На Ju 52 летал экипаж из трех человек: летчик, второй летчик, сидевший рядом, и радист, размещавшийся на откидном сиденье между ними. Пол кабины был поднят над уровнем пола салона.
Силовая установка.
На Ju 52/3mg5e применялись три закапотированных 9-цилиндровых звездообразных двигателя BMW 132Т мощностью по 619 кВт (831 л. c.). Крыльевые двигатели располагались под углом к основной линии тяги. Это уменьшало рыскание при выходе из строя одного из двигателей за счет движения самолета в сторону от неисправного двигателя. В гондолах двигателей над передней кромкой крыла находились маслобаки. Передние заправочные горловины на гондолах служили для заливки масла, а задние - топлива. Топливо размещалось в крыльевых баках, ближе к фюзеляжу.
Камуфляж.
Обычный камуфляж Ju 52 из люфтваффе: темно-зеленые и зеленые верхние поверхности с несколькими участками других цветов и светлосерыми нижними. На самолеты, эксплуатировавшиеся зимой на Восточном фронте, поверх обычного клеевой краской наносился белый камуфляж - под цвет снега. На рулях направления и высоты, законцовках крыла и капотах двигателей этих самолетов наносились желтые обозначения театра военных действий.
Источники:
- В.Котельников "Военно-транспортные самолеты 1939-1945" ("Авиаколлекция").
- Андрей Харук. Все самолёты люфтваффе.
- Вадим Хвощин, Анатолий Каневский. Идеальный германский трехмоторник.
- Heel. Paul Sisma. Junkers Ju 52.
- Flugzeug Classic 2004-09. Von Herbert Ringlstetter. Junkers Ju 52.