Бомбардировщик Зенгера, он же "Amerika Bomber", "Orbital-Bomber", "Antipodal-Bomber", "Atmosphere Skipper", "Ural-Bomber", он же - Silbervogel
В специально созданном Научно-исследовательском институте техники ракетного полета в германском г. Грауэн с 1936 года шли работы по созданию этого самолета, так называемого "бомбардировщика-антипода", идею которого австрийский инженер д-р Ойген Зенгер (Eugen Sänger) изложил в своей книге "Техника ракетного полета" в 1933 году. В СССР, кстати, был "Обзор трофейной техники. Выпуск № 1. Дальний бомбардировщик с ракетным двигателем. Э.Зенгер и И.Бредт" - 1946 год, где подробно рассматривается данный вопрос (в настоящее время данную книгу можно найти без проблем).
К 1939 году было завершено строительство лабораторий, цехов, испытательных стендов и административного здания института, где д-р Зенгер с опытными сотрудниками начал осуществлять сложную десятилетнюю программу исследований и экспериментов. Планировалось создать самолетный ракетный двигатель с тягой 100 тонн и максимально возможной скоростью истечения газов.
В данную программу также входило:
- создание помп и другого оборудования для ракетного двигателя,
- изучение вопросов аэродинамики самолета при скоростях полета в пределах чисел Маха от 3 до 30,
- разработка сверхзвуковой стартовой катапульты
- и многое другое.
Суть идеи
Идея заключалась в следующем. Самолет при быстром снижении в плотные слои атмосферы с большой (около 250 км) высоты, должен рикошетировать от верхних слоев атмосферы, затем подниматься опять в безвоздушное пространство, повторяя это движение много раз. Таким образом, самолет должен идти по волнообразной траектории, словно плоский камень, который многократно рикошетирует от поверхности воды. После каждого погружения в плотные слои атмосферы, некоторое количество кинетической энергии будет теряться, поэтому "прыжки" машины будут постепенно уменьшаться и, в итоге, самолет перейдет на планирующий полет.
Проект имел несколько наименований - Silbervogel (серебряная птица), Amerika Bomber, Orbital-Bomber и прочие. В настоящее время более известен как космический бомбардировщик Зенгера.
Уникальные особенности бомбардировщика Зенгера
Бомбардировщик в своей конструкции воплощал целый ряд уникальных особенностей. При сохранении очертаний обычного самолета, необходимо было придать фюзеляжу острую специфическую форму в носовой части, что вызвано особыми аэродинамическими свойствами при очень большой скорости и специальной техники полета. Нижняя часть фюзеляжа (горизонтально по всей длине) представляла собой плоскую поверхность. Ширина фюзеляжа превышает его высоту и возможно размещение двух рядов цилиндрических баков для топлива.
Стремление к снижению лобового сопротивления и уменьшению до минимума эффекта трения поверхности самолета о воздух в полете при больших числах Маха оказало значительное влияние на конструкцию самолета. Проектируемая максимальная дальность полета составляла 23400 км. Относительно малые трапециевидные крылья необходимы по большей мере для стабилизации самолета в полете и для посадки. Крыло с обычным профилем, с максимальной толщиной, равной 1/20 хорды.
Установочный угол атаки крыла подобному самолету не нужен; при низком расположении крыла несущие поверхности фюзеляжа и крыла образуют единую плоскость. Вертикальное оперение размещено на концах горизонтального стабилизатора самолета. Предполагалась установка ракетного двигателя, который работает на жидком кислороде и нефти с тягой 100 тысяч килограммов. Постройка данного двигателя уже была велась.
Проектировался взлетный вес бомбардировщика Зенгера в 100 тонн (с учетом бомбовой нагрузки), вес же самолета без топлива составлял 10 тонн, полезная нагрузка включала 0,3 тонны. Самолет должен был взлетать с горизонтального рельсового пути длиной 2,9 км благодаря мощным стартовым ускорителям, которые способны сообщить самолету скорость на взлете около 500 м/сек; 30° должен был составлять угол набора высоты. Ожидалось, что при полном выгорании топлива самолет сможет достичь скорости 5900 м/сек и уйти на высоту 250 км. Далее самолет Зенгера станет пикировать до высоты около 40 км, после чего снова устремится ввысь, отразившись от плотного слоя атмосферы.
Основные расчетные характеристики бомбардировщика Зенгера
Максимальная взлетная масса, кг |
100000 |
длина, м |
28,00 |
размах крыла, м |
15,00 |
количество х тяга двигателей, кг |
1ЖРД х 100000 |
максимальная скорость полета, км/ч |
21800 |
практический потолок, км |
250 |
дальность полета, км |
23500 |
бомбовая нагрузка, кг |
300 (1000?) |
Экипаж, чел. |
2-3 |
Итог
То, что реализация данного грандиозного проекта невозможна в условиях второй мировой войны стало очевидным в 1942 году и работы по самолету были приостановлены в пользу баллистических ракет д-ра фон Брауна. Бомбардировщик Зенгера стал еще одним нереализованным проектом Третьего Рейха, проект который на десятки лет опережал свое время. Однако, есть мнение, что согласно послевоенным расчетам, аппарат Зенгера в принципе не мог функционировать как предполагал изобретатель, и был бы разрушен при первом же касании атмосферы. Но, когда документация по бомбардировщику Зенгера после войны попала в руки военных СССР, было высказано мнение, что "при успехе проекта нельзя сомневаться, что наша страна получит в свои руки страшное и неотразимое оружие".
Маршал Вершинин осенью 1946 года предлагал создать конструкторское бюро: "По моему мнению, реализация проекта Зенгера совпадает с дальнейшим развитием самолетной и ракетной техники, а поэтому организация работ над проектом Зенгера или другим подобным ему является делом уже вполне современным, иначе мы неизбежно отстанем в данном вопросе". Для справки: Константин Андреевич Вершинин с 1946 года являлся Главнокомандующим Военно-воздушными силами - заместителем Министра обороны СССР. Руководил перевооружением ВВС на реактивную технику. Маршал авиации с 3 июня 1946 года.
Источники:
- В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.