Бомбардировщик Зенгера, он же "Amerika Bomber", "Orbital-Bomber", "Antipodal-Bomber", "Atmosphere Skipper", "Ural-Bomber", он же - Silbervogel
В специально созданном Научно-исследовательском институте техники ракетного полета в германском г. Грауэн с 1936 года шли работы по созданию этого самолета, так называемого "бомбардировщика-антипода", идею которого австрийский инженер д-р Ойген Зенгер (Eugen Sänger) изложил в своей книге "Техника ракетного полета" в 1933 году. В СССР, кстати, был "Обзор трофейной техники. Выпуск № 1. Дальний бомбардировщик с ракетным двигателем. Э.Зенгер и И.Бредт" - 1946 год, где подробно рассматривается данный вопрос (в настоящее время данную книгу можно найти без проблем).
![Бомбардировщик Зенгера Бомбардировщик Зенгера](/images/stories/ww2/germany/bomber-zenger/bomber-zenger_04.jpg)
К 1939 году было завершено строительство лабораторий, цехов, испытательных стендов и административного здания института, где д-р Зенгер с опытными сотрудниками начал осуществлять сложную десятилетнюю программу исследований и экспериментов. Планировалось создать самолетный ракетный двигатель с тягой 100 тонн и максимально возможной скоростью истечения газов.
В данную программу также входило:
- создание помп и другого оборудования для ракетного двигателя,
- изучение вопросов аэродинамики самолета при скоростях полета в пределах чисел Маха от 3 до 30,
- разработка сверхзвуковой стартовой катапульты
- и многое другое.
Суть идеи
Идея заключалась в следующем. Самолет при быстром снижении в плотные слои атмосферы с большой (около 250 км) высоты, должен рикошетировать от верхних слоев атмосферы, затем подниматься опять в безвоздушное пространство, повторяя это движение много раз. Таким образом, самолет должен идти по волнообразной траектории, словно плоский камень, который многократно рикошетирует от поверхности воды. После каждого погружения в плотные слои атмосферы, некоторое количество кинетической энергии будет теряться, поэтому "прыжки" машины будут постепенно уменьшаться и, в итоге, самолет перейдет на планирующий полет.
![Silbervogel Проект Silbervogel](/images/stories/ww2/germany/bomber-zenger/bomber-zenger_10.jpg)
Проект имел несколько наименований - Silbervogel (серебряная птица), Amerika Bomber, Orbital-Bomber и прочие. В настоящее время более известен как космический бомбардировщик Зенгера.
Уникальные особенности бомбардировщика Зенгера
Бомбардировщик в своей конструкции воплощал целый ряд уникальных особенностей. При сохранении очертаний обычного самолета, необходимо было придать фюзеляжу острую специфическую форму в носовой части, что вызвано особыми аэродинамическими свойствами при очень большой скорости и специальной техники полета. Нижняя часть фюзеляжа (горизонтально по всей длине) представляла собой плоскую поверхность. Ширина фюзеляжа превышает его высоту и возможно размещение двух рядов цилиндрических баков для топлива.
![Бомбардировщик Зенгера Бомбардировщик Зенгера](/images/stories/ww2/germany/bomber-zenger/bomber-zenger_06.jpg)
![Поект Silbervogel Silbervogel](/images/stories/ww2/germany/bomber-zenger/bomber-zenger_07.jpg)
Стремление к снижению лобового сопротивления и уменьшению до минимума эффекта трения поверхности самолета о воздух в полете при больших числах Маха оказало значительное влияние на конструкцию самолета. Проектируемая максимальная дальность полета составляла 23400 км. Относительно малые трапециевидные крылья необходимы по большей мере для стабилизации самолета в полете и для посадки. Крыло с обычным профилем, с максимальной толщиной, равной 1/20 хорды.
![Проект Зенгера Бомбардировщик Зенгера](/images/stories/ww2/germany/bomber-zenger/bomber-zenger_05.jpg)
Установочный угол атаки крыла подобному самолету не нужен; при низком расположении крыла несущие поверхности фюзеляжа и крыла образуют единую плоскость. Вертикальное оперение размещено на концах горизонтального стабилизатора самолета. Предполагалась установка ракетного двигателя, который работает на жидком кислороде и нефти с тягой 100 тысяч килограммов. Постройка данного двигателя уже была велась.
![Amerika Bomber Amerika Bomber](/images/stories/ww2/germany/bomber-zenger/bomber-zenger_09.jpg)
Проектировался взлетный вес бомбардировщика Зенгера в 100 тонн (с учетом бомбовой нагрузки), вес же самолета без топлива составлял 10 тонн, полезная нагрузка включала 0,3 тонны. Самолет должен был взлетать с горизонтального рельсового пути длиной 2,9 км благодаря мощным стартовым ускорителям, которые способны сообщить самолету скорость на взлете около 500 м/сек; 30° должен был составлять угол набора высоты. Ожидалось, что при полном выгорании топлива самолет сможет достичь скорости 5900 м/сек и уйти на высоту 250 км. Далее самолет Зенгера станет пикировать до высоты около 40 км, после чего снова устремится ввысь, отразившись от плотного слоя атмосферы.
![Проект Amerika Bomber](/images/stories/ww2/germany/bomber-zenger/bomber-zenger_08.jpg)
Основные расчетные характеристики бомбардировщика Зенгера
Максимальная взлетная масса, кг |
100000 |
длина, м |
28,00 |
размах крыла, м |
15,00 |
количество х тяга двигателей, кг |
1ЖРД х 100000 |
максимальная скорость полета, км/ч |
21800 |
практический потолок, км |
250 |
дальность полета, км |
23500 |
бомбовая нагрузка, кг |
300 (1000?) |
Экипаж, чел. |
2-3 |
Итог
То, что реализация данного грандиозного проекта невозможна в условиях второй мировой войны стало очевидным в 1942 году и работы по самолету были приостановлены в пользу баллистических ракет д-ра фон Брауна. Бомбардировщик Зенгера стал еще одним нереализованным проектом Третьего Рейха, проект который на десятки лет опережал свое время. Однако, есть мнение, что согласно послевоенным расчетам, аппарат Зенгера в принципе не мог функционировать как предполагал изобретатель, и был бы разрушен при первом же касании атмосферы. Но, когда документация по бомбардировщику Зенгера после войны попала в руки военных СССР, было высказано мнение, что "при успехе проекта нельзя сомневаться, что наша страна получит в свои руки страшное и неотразимое оружие".
![Бомбардировщик Зенгера Бомбардировщик Зенгера](/images/stories/ww2/germany/bomber-zenger/bomber-zenger_11.jpg)
Маршал Вершинин осенью 1946 года предлагал создать конструкторское бюро: "По моему мнению, реализация проекта Зенгера совпадает с дальнейшим развитием самолетной и ракетной техники, а поэтому организация работ над проектом Зенгера или другим подобным ему является делом уже вполне современным, иначе мы неизбежно отстанем в данном вопросе". Для справки: Константин Андреевич Вершинин с 1946 года являлся Главнокомандующим Военно-воздушными силами - заместителем Министра обороны СССР. Руководил перевооружением ВВС на реактивную технику. Маршал авиации с 3 июня 1946 года.
Источники:
- В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.