Гидросамолет Блом и Фосс На 139
Первый прототип На 139V-1 совершил пробный полет осенью 1936 года, а к марту 1937 года первые два самолета были поставлены Люфтганзе. В 1939 году три самолета На 139 с экипажами перешли в люфтваффе, а третий прототип модифицировали для выполнения разведывательных задач. V-3 был переоборудован в 1942 году в самолет для обезвреживания мин, получив наименование На 139B/MS.

Дальний морской разведчик Blohm und Voss На 139

Bv 139В 1935 году компания "Люфтганза" опубликовала технические требования к морскому самолету, необходимому для ее новой трансатлантической почтовой службы. Он должен был взлетать и садиться на волны, быть пригодным к запуску с катапульты и способен перевозить груз весом не менее 500 кг на расстояние 5000 км с крейсерской скоростью 250 км/ч. "Гамбургер Флюгцойгбау" - дочерняя компания "Блом и Фосс" - провела ряд конструкторских разработок, включавших проект Р.15, в соответствии с которым позднее поступил заказ на создание трех прототипов такого самолета.

Выбранная силовая установка представляла собой специально разработанный дизельный двигатель "Юнкерс" Jumo 205, удельный расход топлива которого был почти на 25% меньше, чем у соответствующих бензиновых двигателей. Первый прототип На 139V-1 совершил пробный полет осенью 1936 года, а к марту 1937 года первые два самолета были поставлены "Люфтганзе" для полетов между Хортой (Азорские острова) и Нью-Йорком. Несколько увеличенный и утяжеленный третий самолет, названный На 139В, появился в рамках данной программы в середине 1938 года.

Позднее, в 1939 году, эти три самолета На 139 и их экипажи перешли в ведение люфтваффе, причем третий прототип был модифицирован для выполнения разведывательных задач. Для обеспечения лучшего обзора носовая часть была удлинена и остеклена, и соответственно было увеличено вертикальное хвостовое оперение. В носовой части в остекленной гондоле на установке "Икариа" размещался пулемет MG 15, второй пулемет, обслуживаемый радистом, помещался в люке в верхней части кабины, еще два MG 15 могли устанавливаться в боковых отверстиях в нижней части фюзеляжа. Получивший название На 139B/U (Umbau - "реконструированный"), этот прототип совершил первый полет 19 января 1940 года, стартовав с катапульты вспомогательного судна "Фризенланд" авиакомпании "Люфтганза". После испытаний На 139B/U был поставлен 1-й эскадрилье 406-й группы берегового базирования (1./Kustenfliegergruppe 406), которая эксплуатировала его наряду с другими морскими самолетами при выполнении транспортных задач и для разведки погоды во время норвежской кампании. Два других прототипа претерпели аналогичные изменения и также были направлены в Норвегию. Поступив в распоряжение 108-й морской боевой группы особого назначения, они в основном использовались как транспортные самолеты, снабжавшие наземные части, размещавшиеся вдоль изолированных фьордов.

Bv 139

Bv 139 вид сбоку

Нехватка запасных частей препятствовала более широкому применению На 139 в люфтваффе, тем не менее в 1942 году V-3 был переоборудован в самолет для обезвреживания мин, названный На 139B/MS. Большой обод катушки генератора магнитного поля тянулся от носа к концам крыла и хвостовому стабилизатору. Неизвестно, использовался ли этот самолет минерами, — позднее вместе с двумя другими машинами он был списан.

Bv 139

Проекции Bv 139

Тактико-технические характеристики Bv 139

"Блом и Фосс" Bv139
Тип: поплавковый гидросамолет для дальних почтовых перевозок, обезвреживания мин и разведывательных целей.

Силовая установка:
четыре дизельных двигателя "Юнкерc" Jumo 205С мощностью 447 кВт (600 л.с.).

Летно-технические характеристики:
максимальная скорость 315 км/ч,
крейсерская скорость 260 км/ч,
практический потолок 3500 м,
максимальная дальность полета 5300 км.

Вес:
сухой 10 360 кг,
максимальный взлетный 17 500 кг.

Размеры:
размах крыла 27 м,
длина 19,5 м,
высота 4,8 м,
площадь крыла 117 м2.

Вооружение (На 139B/U):
четыре пулемета MG 15 калибра 7,92 мм, установленных в носовой части, над фюзеляжем и по обе стороны от него в самой широкой его части.

Источники:

  • Иван Бякин. Поплавковые гидросамолеты Blohm und Voss Ha 139.
  • Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
  • Бипланы, трипланы, гидросамолеты (Перевод Т. Горшковой).
  • Гидросамолеты 1939-1945 Авиаколлекция.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме