Гидросамолет-разведчик Блом и Фосс BV 138
|
Патрульно-разведывательная летающая лодка Blohm und Voss BV 138
Летающая лодка - дальний разведчик, трехмоторный цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы. Создан в КБ фирмы "Гамбургер флюгцойгбау" (с января 1938 года - авиационное отделение "Шиффсверфт Блом унд Фосс") под руководством Р. Фогта. Первый полет опытная лодка На 138V1 совершила 15 июля 1937 года. Серийное производство под маркой BV 138 начато в феврале 1939 года. Летающая лодка строилась на заводах "Блом унд Фосс" (Финкенвердер) и "Везерфлюгцойгбау" (Берлин). Всего выпущено 281 экземпляров.
Экипаж - 5-6 человек. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолет состоял на вооружении в Германии с апреля 1940 года.
Выпускался в следующих модификациях
- BV138А с моторами Jumo 205С-4, вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 150 кг;
- BV 138В с моторами Jumo 205D и усиленным планером; вооружение 2x20+1x7,9, бомбы до 150 кг, у варианта BV 138B/U1 — до б00 кг;
- В\/138С с дополнительными усилениями фюзеляжа и крыла, вооружение 2x20+1x13+1x7,9, поздние серии с РЛС, часть машин оборудована для старта с катапульты; самолеты модификаций А и В дорабатывались под стандарт С;
- BV 138MS, переделка BV 138С в тральщик магнитных мин.
Боевое применение
Первый случай применения BV138 - операция по вторжению в Норвегию в апреле 1940 года. Два опытных образца самолета использовали для переброски войск и различных грузов в прибрежные города. С октября 1940 года новые летающие лодки приступили к патрулированию над Бискайским заливом. В июне следующего года две эскадрильи этих машин появились на Балтике, где участвовали в боевых действиях против советского флота.
Bv 138 вид сбоку
BV 138 использовались в Северном море и Атлантике, с конца 1941 года базировались в Северной Норвегии. Они действовали против конвоев, шедших в Мурманск и Архангельск. Самолеты летали с берега и с плавбаз "Буззард", "Фальке", "Остмарк", "Шпербер" и "Вестфален". Каждая из плавбаз несла по звену летающих лодок, запускавшихся с катапульт. В конце 1943 года немцы пользовались передовой базой в советском тылу, на Новой Земле, патрулируя Карское море.
С конца 1941 года по лето 1944 года BV 138 воевали также на Черном море. Они вели разведку, поиск подводных лодок, сопровождали конвои. Разведка и корректировка огня артиллерии иногда осуществлялась с воды. В мае 1944 года эвакуировали немецких солдат из Севастополя.
С весны 1943 года действовали в Средиземноморье, базируясь на острове Крит. Производство BV 138С прекратили в декабре 1943 года. Отдельные машины сохранялись на вооружении Люфтваффе до конца второй мировой войны. 1 мая 1945 года одна из них вывезла раненых из Берлина.
Тактико-технические характеристики BV 138C |
Размах: 26,93 м
Длина: 19,85 м
Моторы, количество и мощность: 3 х 700 л. с.
Взлетная масса, максимальная: 14 530 кг
Максимальная скорость: 284 км/ч
Практический потолок: 2800 м
Дальность: 4300 км |
Источники:
- Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
- Р.Вениаминов "Рамы" небесные.
- Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
- Бипланы, трипланы, гидросамолеты (Перевод Т. Горшковой).
- Гидросамолеты 1939-1945 Авиаколлекция.