Гидросамолет-разведчик Блом и Фосс BV 138
Морской Дракон, Blohm & Voss BV 138 - немецкий дальний гидросамолет-разведчик. Первый полет предсерийного ВV.138A-01 состоялся в феврале 1939 года. Первое боевое применение ВV.138A-1 состоялось во время вторжения в Норвегию в апреле 1940 года. К весне 1944 года количество этих машин в действующих частях сократилось, что связано и с прекращением производства, и высокими потерями. Blohm & Voss BV 138 получил прозвища от союзников - селедка и башмак.

Патрульно-разведывательная летающая лодка Blohm und Voss BV 138

блом и фоссЛетающая лодка - дальний разведчик, трехмоторный цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы. Создан в КБ фирмы "Гамбургер флюгцойгбау" (с января 1938 года - авиационное отделение "Шиффсверфт Блом унд Фосс") под руководством Р. Фогта. Первый полет опытная лодка На 138V1 совершила 15 июля 1937 года. Серийное производство под маркой BV 138 начато в феврале 1939 года. Летающая лодка строилась на заводах "Блом унд Фосс" (Финкенвердер) и "Везерфлюгцойгбау" (Берлин). Всего выпущено 281 экземпляров.

Экипаж - 5-6 человек. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Самолет состоял на вооружении в Германии с апреля 1940 года.

Выпускался в следующих модификациях

  • BV138А с моторами Jumo 205С-4, вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 150 кг;
  • BV 138В с моторами Jumo 205D и усиленным планером; вооружение 2x20+1x7,9, бомбы до 150 кг, у варианта BV 138B/U1 — до б00 кг;
  • В\/138С с дополнительными усилениями фюзеляжа и крыла, вооружение 2x20+1x13+1x7,9, поздние серии с РЛС, часть машин оборудована для старта с катапульты; самолеты модификаций А и В дорабатывались под стандарт С;
  • BV 138MS, переделка BV 138С в тральщик магнитных мин.

немецкий гидросамолет

Боевое применение

Первый случай применения BV138 - операция по вторжению в Норвегию в апреле 1940 года. Два опытных образца самолета использовали для переброски войск и различных грузов в прибрежные города. С октября 1940 года новые летающие лодки приступили к патрулированию над Бискайским заливом. В июне следующего года две эскадрильи этих машин появились на Балтике, где участвовали в боевых действиях против советского флота.

Bv 138

Bv 138 вид сбоку

BV 138 использовались в Северном море и Атлантике, с конца 1941 года базировались в Северной Норвегии. Они действовали против конвоев, шедших в Мурманск и Архангельск. Самолеты летали с берега и с плавбаз "Буззард", "Фальке", "Остмарк", "Шпербер" и "Вестфален". Каждая из плавбаз несла по звену летающих лодок, запускавшихся с катапульт. В конце 1943 года немцы пользовались передовой базой в советском тылу, на Новой Земле, патрулируя Карское море.

С конца 1941 года по лето 1944 года BV 138 воевали также на Черном море. Они вели разведку, поиск подводных лодок, сопровождали конвои. Разведка и корректировка огня артиллерии иногда осуществлялась с воды. В мае 1944 года эвакуировали немецких солдат из Севастополя.

немецкий гидросамолет

С весны 1943 года действовали в Средиземноморье, базируясь на острове Крит. Производство BV 138С прекратили в декабре 1943 года. Отдельные машины сохранялись на вооружении Люфтваффе до конца второй мировой войны. 1 мая 1945 года одна из них вывезла раненых из Берлина.

проекции немецкого гидросамолета

Тактико-технические характеристики BV 138C
Размах: 26,93 м

Длина: 19,85 м

Моторы, количество и мощность: 3 х 700 л. с.

Взлетная масса, максимальная: 14 530 кг

Максимальная скорость: 284 км/ч

Практический потолок: 2800 м

Дальность: 4300 км

Источники:

  • Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
  • Р.Вениаминов "Рамы" небесные.
  • Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой.
  • Бипланы, трипланы, гидросамолеты (Перевод Т. Горшковой).
  • Гидросамолеты 1939-1945 Авиаколлекция.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Экспериментальный ракетоплан БИ-1
Ракетоплан БИ-1 В начале 1940-х годов самолеты с поршневыми двигателями и воздушными винтами подошли к пределу своего развития. Дальнейшее наращивание энерговооруженности...
Истребитель-перехватчик Мессершмитт Ме Р-1101
Истребители проекта Messerschmitt Ме P.1101 Разработка проекта P.1101, предусматривающего создание самолета с переменной геометрией крыла, началась еще в 1942 году. Но...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме