Ударный самолет Хеншель Hs 123
|
Немецкий одноместный штурмовик Henschel Hs 123
Хеншель Hs 123 - одномоторный цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Под руководством Ф.Николауса создан в КБ фирмы "Хеншель флюгцойгверке". Вначале проектировался как истребитель-пикирующий бомбардировщик по образцу биплана Кэртис "Хаук" III США. 1 апреля 1935 года совершил первый полет опытный экземпляр Hs 123V1. Надо добавить, что два прототипа были разбиты - самолеты разрушались в воздухе при попытке вывода из пикирования, пилоты погибли. Проведенное расследование показало, что причиной аварий стала недостаточная прочность центроплана. В августе 1935 года на четвертом прототипе Hs 123V4 этот узел был усилен, и машина легко выходила из пикирования под углом более 80°. В итоге, самолет был признан пригодным для серийного производства.
На фото немецкий самолет Henschel Hs 123
|
|
|
|
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить |
В июле 1936 года выпустили установочную серию Hs 123А-0, а в августе развернули массовое производство модификации А-1. Самолеты создавались на заводах "Хеншель" в Шенефельде и Иоганнистале, "AGO флюгцойгверке" в Ошерслебене. Варианты Hs 123V5 и Hs 123V6 должны были стать прототипами для Hs 123В и С, но они серийно не производились. Объем серийного выпуска, который продолжался до октября 1938 года, составил 255 самолетов (116 построено "Хеншелем" и 129 - фирмой AGO). В январе 1943 года было предложение возобновить производство Hs 123А, но оно не было реализовано.
Модификации:
- Hs 123А - двигатель BMW 132Dc (880 л.с.). Стрелковое вооружение - 2 синхронных 7,92-мм пулемета MG 17. Бомбовая нагрузка - 1х250-кг бомба под фюзеляжем (возможна подвеска ПТБ), 4х50-кг бомбы под крылом (вместо них возможна подвеска 2 контейнеров с 92 2-кг осколочными бомбами). Построено 16 предсерийных Hs 123А-0 и 229 серийных Hs 123А-1.
- Hs 123В-1 с полностью металлической обшивкой крыла, измененными элеронами.
Самолет находился на вооружении:
- в Германии - с ноября 1936 года,
- в Испании - с лета 1938 года,
- в Китае - с ноября 1938 года.
Спроектированный, как пикирующий бомбардировщик, самолет Hs 123А был востребован в качестве штурмовика. Самолет имел относительно слабое вооружение и небольшую бомбовую нагрузку, но вместе с тем достаточно маневренным, что позволяло наносить точечные удары. "Хеншель" также был устойчив к боевым повреждениям и неприхотлив в эксплуатации. На аэродромах Восточного фронта, зимой или в плохую погоду, порой только Hs 123А был единственным самолетом, который мог подняться в небо.
Основные характеристики самолета Хеншель Hs 123A
Двигатель: |
|
тип |
BMW 132Dc |
мощность, л.с. |
880 |
Размах крыла, м |
10,50 |
Длина самолета, м |
8,33 |
Высота самолета, м |
3,20 |
Площадь крыла, кв. м |
24,85 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1500 |
взлетная |
2215 |
Максимальная скорость, км/ч |
341 |
Скороподъемность, м/с |
15 |
Практический потолок, м |
9000 |
Дальность полета, км: |
|
с ПТБ |
860 |
с 200 кг бомб |
480 |
Первые самолеты Hs 123А осенью 1936 года стали поступать в группы пикировщиков. Но их работа в этой роли была недолгой, на смену "Хеншелям" пришли немецкие самолеты второй мировой войны Ju 87, а Hs 123А переквалифицированы в штурмовики, именно их применяли в гражданской войне в Испании. Туда в декабре 1936 года прибыли пять самолетов данного типа, к которым позже добавились еще 11 Hs 123А. В Испании использование штурмовиков было признано удачным.
Две штурмовые группы были вооружены самолетами Hs 123А в августе 1938 года, которые расформировали через три месяца. Инструкторская группа II (Schl.)/LG 2 была единственной штурмовой частью люфтваффе накануне второй мировой войны, которая располагала 40 самолетами Hs 123А. Во время Польской кампании, группа взаимодействовала с 16-м танковым корпусом вермахта, атакуя опорные пункты и скопления войск противника. Было потеряно 3 самолета.
Группа II(Schl.)/LG 2 с 50 самолетами, из которых исправными были 45, с 10 мая 1940 года поддерживала войска 6-й армии, которая атаковала Бельгию, потом взаимодействовала с танковой группой Клейста, участвовала в бох под Седаном, а с 21 мая была придана 19-му танковому корпусу Гудериана. Группу стали перевооружать истребителями-бомбардировщиками Bf 109Е после блицкрига на Западе, но отряд 10.(Schl.)/LG 2 на Hs 123А принимал участие в войне против Югославии и Греции.
На начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в составе II(Schl.)/LG 2 вместе с 38 самолетами Bf 109Е находились и 22 Henschel Hs 123А. В начальном периоде войны против Советского Союза "Хеншели" воевали на северном направлении, потом принимали участие в сражениях у Брянска и Вязьмы, битве под Москвой. В январе 1942 года после реорганизации штурмовых частей, Hs 123А были сосредоточены в отряде 7./SchlG 1, который воевал в Крыму в мае 1942 года, потом действовал в боях под Харьковом и других сражениях на южном фланге Восточного фронта. Летом 1943 года 7./SchlG 1 принимал участие в боях на Курской дуге, а весной 1944 года - в Крыму. Henschel Hs 123 был снят с производства в апреле 1937 года. С вооружения люфтваффе официально не был снят, но из-за больших потерь исчез с фронта осенью 1944 года.
Источники:
- О.Растренин "Штурмовики люфтваффе.
- Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
- В.Котельников "Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны".
- А.Демин "Воздушные драконы Поднебесной".
- Д.Хазанов "Поражение люфтваффе под Москвой".