Ударный самолет Хеншель Hs 123
Немецкий самолет Henschel Hs 123 изначально разрабатывался, как пикирующий бомбардировщик. Однако, в основном применялся в качестве штурмовика. Данный самолет обладал хорошей управляемостью и мог наносить точные удары по наземным целям. Впервые применялся в Испании. На вооружении люфтваффе состоял долгое время, но в виду потерь пропал из частей, хоть официально и не был снят с вооружения.

Немецкий одноместный штурмовик Henschel Hs 123

ШтурмовикХеншель Hs 123 - одномоторный цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Под руководством Ф.Николауса создан в КБ фирмы "Хеншель флюгцойгверке". Вначале проектировался как истребитель-пикирующий бомбардировщик по образцу биплана Кэртис "Хаук" III США. 1 апреля 1935 года совершил первый полет опытный экземпляр Hs 123V1. Надо добавить, что два прототипа были разбиты - самолеты разрушались в воздухе при попытке вывода из пикирования, пилоты погибли. Проведенное расследование показало, что причиной аварий стала недостаточная прочность центроплана. В августе 1935 года на четвертом прототипе Hs 123V4 этот узел был усилен, и машина легко выходила из пикирования под углом более 80°. В итоге, самолет был признан пригодным для серийного производства.

На фото немецкий самолет Henschel Hs 123
Самолет Германии Henschel, HS 123
Henschel Hs 123 Henschel, HS 123
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

В июле 1936 года выпустили установочную серию Hs 123А-0, а в августе развернули массовое производство модификации А-1. Самолеты создавались на заводах "Хеншель" в Шенефельде и Иоганнистале, "AGO флюгцойгверке" в Ошерслебене. Варианты Hs 123V5 и Hs 123V6 должны были стать прототипами для Hs 123В и С, но они серийно не производились. Объем серийного выпуска, который продолжался до октября 1938 года, составил 255 самолетов (116 построено "Хеншелем" и 129 - фирмой AGO). В январе 1943 года было предложение возобновить производство Hs 123А, но оно не было реализовано.

Henschel Hs-123

Модификации:

  • Hs 123А - двигатель BMW 132Dc (880 л.с.). Стрелковое вооружение - 2 синхронных 7,92-мм пулемета MG 17. Бомбовая нагрузка - 1х250-кг бомба под фюзеляжем (возможна подвеска ПТБ), 4х50-кг бомбы под крылом (вместо них возможна подвеска 2 контейнеров с 92 2-кг осколочными бомбами). Построено 16 предсерийных Hs 123А-0 и 229 серийных Hs 123А-1.
  • Hs 123В-1 с полностью металлической обшивкой крыла, измененными элеронами.

Самолет находился на вооружении:

  • в Германии - с ноября 1936 года,
  • в Испании - с лета 1938 года,
  • в Китае - с ноября 1938 года.

Hs 123A-1

Спроектированный, как пикирующий бомбардировщик, самолет Hs 123А был востребован в качестве штурмовика. Самолет имел относительно слабое вооружение и небольшую бомбовую нагрузку, но вместе с тем достаточно маневренным, что позволяло наносить точечные удары. "Хеншель" также был устойчив к боевым повреждениям и неприхотлив в эксплуатации. На аэродромах Восточного фронта, зимой или в плохую погоду, порой только Hs 123А был единственным самолетом, который мог подняться в небо.

Hs 123A-1

Основные характеристики самолета Хеншель Hs 123A

Двигатель:  
тип BMW 132Dc
мощность, л.с. 880
Размах крыла, м 10,50
Длина самолета, м 8,33
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 24,85
Масса, кг:  
пустого самолета 1500
взлетная 2215
Максимальная скорость, км/ч 341
Скороподъемность, м/с 15
Практический потолок, м 9000
Дальность полета, км:  
с ПТБ 860
с 200 кг бомб 480

Hs 123A-1

Первые самолеты Hs 123А осенью 1936 года стали поступать в группы пикировщиков. Но их работа в этой роли была недолгой, на смену "Хеншелям" пришли немецкие самолеты второй мировой войны Ju 87, а Hs 123А переквалифицированы в штурмовики, именно их применяли в гражданской войне в Испании. Туда в декабре 1936 года прибыли пять самолетов данного типа, к которым позже добавились еще 11 Hs 123А. В Испании использование штурмовиков было признано удачным.

Две штурмовые группы были вооружены самолетами Hs 123А в августе 1938 года, которые расформировали через три месяца. Инструкторская группа II (Schl.)/LG 2 была единственной штурмовой частью люфтваффе накануне второй мировой войны, которая располагала 40 самолетами Hs 123А. Во время Польской кампании, группа взаимодействовала с 16-м танковым корпусом вермахта, атакуя опорные пункты и скопления войск противника. Было потеряно 3 самолета.

Hs 123А

Группа II(Schl.)/LG 2 с 50 самолетами, из которых исправными были 45, с 10 мая 1940 года поддерживала войска 6-й армии, которая атаковала Бельгию, потом взаимодействовала с танковой группой Клейста, участвовала в бох под Седаном, а с 21 мая была придана 19-му танковому корпусу Гудериана. Группу стали перевооружать истребителями-бомбардировщиками Bf 109Е после блицкрига на Западе, но отряд 10.(Schl.)/LG 2 на Hs 123А принимал участие в войне против Югославии и Греции.

Hs 123A-1   II./SG 1, Восточный фронт

На начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в составе II(Schl.)/LG 2 вместе с 38 самолетами Bf 109Е находились и 22 Henschel Hs 123А. В начальном периоде войны против Советского Союза "Хеншели" воевали на северном направлении, потом принимали участие в сражениях у Брянска и Вязьмы, битве под Москвой. В январе 1942 года после реорганизации штурмовых частей, Hs 123А были сосредоточены в отряде 7./SchlG 1, который воевал в Крыму в мае 1942 года, потом действовал в боях под Харьковом и других сражениях на южном фланге Восточного фронта. Летом 1943 года 7./SchlG 1 принимал участие в боях на Курской дуге, а весной 1944 года - в Крыму. Henschel Hs 123 был снят с производства в апреле 1937 года. С вооружения люфтваффе официально не был снят, но из-за больших потерь исчез с фронта осенью 1944 года.

Источники:

  • О.Растренин "Штурмовики люфтваффе.
  • Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе".
  • В.Котельников "Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны".
  • А.Демин "Воздушные драконы Поднебесной".
  • Д.Хазанов "Поражение люфтваффе под Москвой".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Дмитрий Рогозин посетил Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов
Заместитель председателя правительства РФ, председатель Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Дмитрий Рогозин 5 февраля 2013 года посетил Всероссийский научно-исследовательский институт...
ООО М.А.К. и Garmin International подписали соглашение о поставке оригинального оборудования Garmin1000 для пилотажных тренажеров Cessna 172
ООО М.А.К. и Garmin договорились об оснащении тренажеров Cessna 172 оборудованием Garmin1000 Комплексные тренажеры для самолетов Cessna 172S, созданные конструкторами московского...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме